Введение
На страницах Tom’s Hardware мы недавно исследовали возможности Core i3-530 (“Недорогой CPU для скоростного игрового ПК: стоит ли переплачивать?“) и Athlon II X3 440 (“Нужен ли для игр процессор мощнее Athlon II X3?“) в играх по сравнению с более мощными процессорами.
Мы получили немало интересных результатов, при этом мы использовали разные методики для оценки производительности в играх, но до сих пор мы не фокусировались на сравнении производительности разнообразных “бюджетных” процессоров между собой в играх. И сегодня мы как раз представляем статью, посвящённую такому сравнению.
Мы протестировали наиболее привлекательные процессоры по цене дешевле $150, которые обеспечивают наилучшую производительность за свою цену. Нам было интересно, смогут или нет более дорогие процессоры серьёзно увеличить производительность по сравнению с моделями дешевле $100.
Позвольте начать с рассмотрения используемых моделей.
Мы планируем сравнить наиболее интересные процессоры дешевле $150. Мы не будем использовать процессоры Intel LGA 775, поскольку эта платформа уже устарела, что ограничивает выбор платформами AMD Socket AM2+/AM3 и Intel LGA 1156. Впрочем, мы всё равно можем выбирать процессор из довольно широкого ассортимента моделей, и мы постараемся использовать только самые быстрые и новые процессоры, доступные в рознице. В лагере AMD мы выбрали процессоры Athlon II X2 260, Athlon II X3 445, Athlon II X4 640 и , Phenom II X4 540 и 545. Что касается процессоров Intel, мы выбрали Pentium G6950, Core i3-530 и Core i3-540.
| AMD Athlon II X2 260 | Intel Pentium G6950 | AMD Athlon II X3 445 | Intel Core i3-530 | AMD Athlon II X4 640 | AMD Phenom II X4 940/945 | Intel Core i3-540 | |
| Кодовое название | Regor | Clarkdale | Rana | Clarkdale | Propus | Deneb | Clarkdale |
| Техпроцесс | 45 нм | 32 нм | 45 нм | 32 нм | 45 нм | 45 нм | 32 нм |
| Число ядер (потоков) | 2 | 2 | 3 | 2 (4) | 4 | 4 | 2 (4) |
| Тактовая частота | 3,2 ГГц | 2,8 ГГц | 3,1 ГГц | 2,93 ГГц | 3.0 GHz | 3,0 ГГц | 3,06 ГГц |
| Сокет | AM2+/AM3 | LGA 1156 | AM2+/AM3 | LGA 1156 | AM2+/AM3 | AM2+ (940) AM2+/AM3 (945) |
LGA 1156 |
| Кэш L3 | Н/Д | 3 Мбайт | Н/Д | 4 Мбайт | Н/Д | 6 Мбайт | 4 Мбайт |
| Тепловой пакет | 65 Вт | 73 Вт | 95 Вт | 73 Вт | 95 Вт | 125 Вт | 73 Вт |
| Цена на международном рынке | $76,99 | $84,99 | $84,99 | $114,99 | $120,99 | $125,99 (X4 940) $139,99 (X4 945) |
$147,99 |
Как видно по характеристикам, наш ценовой диапазон открывают модели Athlon II, которые доступны с двумя, тремя и четырьмя ядрами – все дешевле $150.
Среди предложений Intel присутствуют только двуядерные процессоры, но модели Core i3 поддерживают технологию Hyper-Threading и могут выполнять четыре потока одновременно. Так как мы рассматриваем производительность в играх, нам будет весьма интересно узнать, сможет ли технология Intel Hyper-Threading помочь процессорам Core i3 достойно показать себя по сравнению с трёхъ- и четырёхъядерными моделями AMD.
Методика тестирования
Если вы знакомы с нашими последними статьями, посвящёнными тестам CPU в играх, то вы наверняка уже удивлялись тому, что Core i3-530 смог выдать производительность на уровне Core i7-870 (“Недорогой CPU для скоростного игрового ПК: стоит ли переплачивать?“). Но мы также демонстрировали, что Athlon II X3 440 может показать довольно существенное падение по производительности по сравнению с Core i7-920 (“Нужен ли для игр процессор мощнее Athlon II X3?“). В чём же суть? Можно ли говорить о том, что Core i3-530 намного лучше в играх, чем Athlon II X3 440?
Подобная ситуация сложилась из-за того, что в данных двух статьях мы применяли разную методику. В игровых тестах Core i3-530 производительность процессоров измерялась в паре с видеокартой Radeon HD 5850, а в случае статьи с тестами Athlon II X3 мы использовали Radeon HD 5870 и конфигурацию Radeon HD 5850 в CrossFire. Кроме того, в статье Core i3-530 мы фокусировались на средней частоте кадров, а в статье Athlon II X3 мы подчёркивали важность минимальной частоты кадров. Наконец, в статье Core i3-530 мы просто предоставили чистые результаты на самых высоких настройках, пусть даже в некоторых случаях частота кадров была слишком мала для комфортной игры, а в статье Athlon II X3 мы постарались выставить настройки такими, чтобы средняя частота кадров была довольно высокой.

В рамках данной статьи мы постараемся сфокусироваться на достаточно высокой минимальной и достаточно высокой средней частоте кадров для плавной игры. Мы постараемся поддерживать среднюю частоту кадров как можно ближе к уровню 60 fps, то есть мы будем выставлять в играх такие настройки, которые дадут нам результаты с практической ценностью. Мы также постараемся получить приличный уровень минимальной частоты кадров – в идеальном случае она не должна падать ниже 30 кадров в секунду (fps).
Что же касается графической подсистемы, то мы не будем использовать дорогую связку CrossFire/SLI. Но нам всё же потребуется достаточная графическая мощность, чтобы производительность в играх не упиралась в видеокарту. В конце концов, данная статья посвящена тестированию разных CPU. И для минимизирования “узких мест” мы использовали самую быструю видеокарту среди доступных сегодня (на одном GPU) – Nvidia GeForce GTX 480.
Тестовая конфигурация
Мы использовали две тестовые системы, в которых работали одинаковые жёсткие диски, кулеры CPU, память и видеокарта, чтобы свести отличия к минимуму.
Для системы AMD мы взяли материнскую плату Asus M4A785TD-V EVO. Она базируется на чипсете 785G, который показал в наших тестах материнских плат на AMD 785G прекрасную поддержку памяти и приличный потенциал разгона. Материнская плата продаётся на международном рынке по цене от $100, так что перед нами достойная недорогая модель с поддержкой разгона процессоров AMD.
Система Intel использовала материнскую плату Gigabyte H55M-UD2H, которая хорошо показала себя в нашем сравнении Athlon II X2 255 и Pentium G6950. Эта материнская плата стоит на международном рынке дешевле $90.
В качестве видеокарты мы выбрали Zotac GeForce GTX 480. Сразу же хотелось бы отметить, что подобный выбор отнюдь не связан с тем, что мы рекомендуем эту видеокарту в паре с low-end CPU. Нам просто нужна была достаточно мощная модель, которая смогла бы устранить любые “узкие места”, связанные с графической подсистемой, в наших тестах CPU.
У нас не было на руках процессора Phenom II X4 945, поэтому мы эмулировали этот процессор, снизив множитель Phenom II X4 955 для достижения частоты 3 ГГц. Кроме того, это позволяет оценить производительность Phenom II X4 940 на штатных частотах, поскольку он использует тот же самый множитель и тактовую частоту.
Мы использовали такой же способ снижения множителя для эмуляции производительности Core i3-530, взяв образец Core i3-540, который был в нашей лаборатории. Процессоры Core i3 не обладают поддержкой Turbo Boost, поэтому такой способ вполне достоверный – модели Core i3-530 и Core i3-540 отличаются одним шагом множителя и частотой 133 МГц.
| Тестовая система Intel | Тестовая система AMD | |
| CPU | Intel Pentium G6950 2,8 ГГц (Clarkdale) Intel Core i3-530 2,93 ГГц (Clarkdale)* Intel Core i3-540 3,06 ГГц (Clarkdale) * эмуляция через снижение множителя Core i3-540 |
AMD Athlon II X2 260 3,2 ГГц (Regor) AMD Athlon II X3 445 3,1 ГГц (Rana) AMD Athlon II X4 640 3 ГГц (Propus) AMD Phenom II X4 940/945 3 ГГц (Deneb)** ** эмуляция через снижение множителя Phenom II X4 955 |
| Материнская плата | Gigabyte H55M-UD2H LGA 1156, чипсет: Intel H55, BIOSF8 | Asus M4A785TD-V EVO Socket AM3, чипсет: AMD 785G, BIOS 0410 |
| Сеть | Встроенный контроллер Gigabit LAN |
|
| Память | Mushkin PC3-10700, 2 x 2048 Мбайт, 1070 МГц, CL 7-7-7-16-1T |
|
| Видеокарта | Zotac GeForce GTX 480, 700 МГц GPU, 1 Гбайт GDDR5 на 924 МГц |
|
| Жёсткий диск | Western Digital Caviar Black 640 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 32 Мбайт, SATA 3,0 Гбит/с |
|
| Блок питания | ePOWER EP-1200E10-T2 1200W, ATX12V, EPS12V |
|
| Программное обеспечение и драйверы | ||
| Операционная система | Microsoft Windows 7 x64 |
|
| Версия DirectX | DirectX 11 |
|
| Графические драйверы | GeForce 197.75 |
|
Тесты и настройки
| 3D-игры | |
| Crysis | Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool High Quality, No AA |
| Aliens vs Predator | Version 1.0.0.0, Aliens vs Predator DirectX 11 benchmark Default Settings, No AA, 16x AF |
| Far Cry 2 | Patch 1.03, DirectX 10, in-game benchmark Ultra Setting, 4x AA |
| DiRT 2 | Version 1.1.0.0, DirectX 11, in-game benchmark Ultra Settings, 8x AA |
| World in Conflict | Patch 1009, DirectX 10, Timedemo High Details, 2x AA, 2x AF |
| Синтетические тесты | |
| 3DMark Vantage | Version: 1.01, GPU and CPU scores |
3DMark Vantage
Мы использовали только один синтетический тест для оценки игровой производительности – 3D Mark Vantage.

Обратите внимание на то, что мы отсортировали процессоры по цене, причём самые дорогие находятся в верхней части списка. В данном случае мы наблюдаем хорошее соотношение производительности и цены. Парой исключений можно считать Pentium G6950, который немного не дотягивает по производительности, а также Phenom II X4 945, который даёт чуть лучшую производительность, чем чуть более дорогой Core i3-540.
Не следует забывать, что тест синтетический, поэтому давайте посмотрим, какую производительность мы получим в играх.
Crysis
Начнём с игрового теста Crysis. Интересно, насколько сильно результаты будут соответствовать тому, что мы получили в 3DMark.


Здесь мы действительно видим очень тесную связь с результатами 3DMark. Первое, на что стоит обратить внимание – Athlon II X3 445 даёт великолепную производительность в играх для процессора дешевле $100. Он легко обходит двуядерные Athlon II X2 260 и Pentium G6950, да и даже достигает равенства по производительности с четырёхъядерным Athlon II X4 640. Даже в разрешении 1920×1080 минимальная частота кадров очень близка к 30 fps, а средняя частота кадров находится на весьма комфортном уровне 45 fps.
Следующий интересный процессор – Core i3-530. Сегодня цена на международном рынке упала до $115, так что Core i3-530 стал весьма привлекательным, он работает даже лучше чуть более дорогого четырёхъядерного Athlon II X4 640 в данном тесте. Core i3-530 даёт производительность, очень близкую к уровню Phenom II X4 940/945.
Говоря о Phenom II X4 940/945, данный тест показывает нам преимущества от его 6 Мбайт кэша L3. Поскольку Athlon II X4 640 представляет собой Phenom II X4 945, лишённый кэша L3 – работает процессор на той же тактовой частоте с тем же множителем – разница в производительности связана только с наличием кэша Phenom II.
Наконец, Core i3-540 не кажется нам очень уж впечатляющим по сравнению с более дешёвым Core i3-530. Частота увеличилась всего на 133 МГц, так что Core i3-540 не особо выделяется по сравнению с Core i3-530 и Phenom II X4 940/945.
Aliens Vs. Predator


Aliens vs Predator можно назвать характерным примером игры, чья производительность упирается в видеокарту – и мы не видим ощутимой реакции на смену CPU. Мы уже сталкивались с подобной ситуацией в статье, посвящённой тестам Aliens vs. Predator, и здесь мы находим новые подтверждения. Конечно, данный тест отнюдь не самый идеальный для сравнения CPU, но он будет весьма интересен для тестов видеокарт.
Far Cry 2


В Far Cry 2 мы наблюдаем такую же расстановку сил, что и в Crysis, но даже двуядерные CPU дают в этой игре минимальную частоту кадров выше 30 fps. Самой интересной новостью стало то, что Athlon II X3 445 по цене дешевле $100 даёт производительность такого же класса, что и более дорогие CPU, хотя Phenom II X4 940/945 держит уверенное лидерство.
World In Conflict


World in Conflict продолжает тенденцию, хотя у данной стратегии реального времени (RTS), интенсивно нагружающей CPU, минимальная частота кадров оказывается намного ниже, чем в других играх, которые мы тестировали ранее.
Хотя Athlon II X3 445 хорошо справляется со своей работой в нижней части ценового спектра, процессоры Core i3 и Phenom II станут всё же более интересными вариантами для этой игры. Да и для других стратегий реального времени тоже.
DiRT 2


DiRT 2 показывает довольно близко расположенные результаты в разрешении 1920×1080, но относительная производительность вполне ожидаемая. Даже двуядерные процессоры дают почти 40 fps по минимальной частоте кадров, так что любого процессора будет достаточно.
Тесты многозадачности
В нашем последнем тесте мы несколько изменим методику. Мы будем измерять производительность теста Crysis одновременно с фоновым созданием архива .RAR, что должно дать нам картину производительности тестируемых процессоров в многозадачных окружениях.

Результаты оказались весьма интересными – процессоры Core i3 получают намного более сильное падение производительности в многозадачных окружениях по сравнению с “настоящими” четырёхъядерными процессорами. Действительно, производительность даже “бюджетного” Athlon II X3 445 оказывается близка к Core i3 при запуске нескольких параллельных приложений. Скорее всего, причина заключается в том, что технология Hyper-Threading не такая эффективная, как дополнительное физическое ядро при выполнении нескольких потоков. Интересный эксперимент, и в нём Phenom II X4 940/945 демонстрирует явное преимущество по сравнению с другими процессорами дешевле $150.
Заключение: выделяем три процессора
Тест оказался очень интересным. Давайте взглянем на среднюю относительную производительность в разрешении 1920×1080, где Athlon II X2 260 мы взяли за основу.

Поскольку наши диаграммы отсортированы по цене процессоров, самые дорогие расположены сверху, а самые дешёвые – снизу, мы можем видеть явный отрыв трёх продуктов по производительности за свои деньги. Обратите внимание, что мы не учитывали производительность в многозадачных приложениях.
Начнём с процессора Athlon II X3 445, который на международном рынке можно купить дешевле $90. Он прекрасно показал себя по сравнению с двуядерными конкурентами дешевле $100, и тому есть причины. Процессор сочетает высокую тактовую частоту 3,1 ГГц с тремя физическими ядрами по низкой цене. А поскольку игры редко выигрывают от числа ядер больше трёх, то Athlon II X3 445 можно назвать прекрасным выбором для геймера с ограниченным бюджетом.
Следующий интересный продукт – Intel Core i3-530, цены на который несколько месяцев назад начинались с $125. Похоже, Intel, наконец, решила усилить конкуренцию с дешёвыми процессорами AMD, и Core i3-530 сегодня можно купить за $115. Хотя этот процессор обеспечивает прекрасную игровую производительность за свои деньги, его двуядерным архитектура (с поддержкой Hyper-Threading) всё же демонстрирует слабые места по сравнению с “настоящими” четырёхъядерными процессорами в многозадачных окружениях. Даже Athlon II X3 445 демонстрирует схожую игровую производительность при запуске нескольких приложений одновременно. Несмотря на это, производительность в играх достаточно впечатляющая, а цена достаточно низкая, чтобы мы не стали игнорировать Core i3-530.
Следующий процессор, который впечатлил нас своей производительностью в играх – это Phenom II X4 940/945. Он обходит более дорогой Core i3-540 – процессор, который вряд ли даёт какой-либо прирост производительности по сравнению с менее дорогим Core i3-530 – и при этом даёт превосходную производительность в многозадачных окружениях. Перед нами один из примеров, когда 6 Мбайт кэша L3 у процессоров Phenom II могут дать серьёзное преимущество. Athlon II X4 640 функционально идентичен, при этом он работает на той же тактовой частоте 3 ГГц, но кэша L3 у него уже нет вообще, и разница в производительности очевидна. Честно говоря, это нас удивило, поскольку мы не встречали подобной разницы в тестах ранее. В любом случае, Phenom II X4 940 Black Edition станет прекрасным выбором для владельцев материнских плат Socket AM2+, а покупатели с материнскими платами AM3 по достоинству оценят Phenom II X4 945.
Итак, лидеры по производительности в расчёте на цену выявлены, но нам стоит сказать пару слов о процессорах, которые в играх показывают себя не так хорошо. В целом, Pentium G6950 нельзя назвать хорошим выбором для геймера. Athlon II X4 640 работает не так и плохо, но он не демонстрирует особого преимущества в играх по сравнению с Athlon II X3 445, несмотря на более высокую цену (за исключением ситуации с многозадачным окружением). Во многих случаях Athlon II X4 не показал какого-либо преимущества по сравнению с менее дорогим трёхъядерным процессором, да и Core i3-530 постоянно его обгонял. Наконец, Core i3-540 кажется не самым удачным выбором по сравнению с моделью Core i3-530, которая стоит на $30 дешевле – производительность почти идентичная, несмотря на разницу 133 МГц по тактовой частоте.
Да, все приведённые в статье процессоры можно разогнать, и это даст ощутимый эффект на производительности в играх. Даже у Pentium G6950 есть репутация хорошо разгоняемого процессора. После получения результатов нам показалось интересным сравнить Core i3-530 за $115 с Phenom II X4 940 или 945 за $140 после разгона. Возможно, мы сделаем это в грядущей статье.