Не всё то лучше, что дороже
Если говорить несколько упрощённо, то существуют два основных типа фотоаппаратов – со сменной и несменной (вмонтированной намертво в “тело” фотоаппарата) оптикой. В подавляющем большинстве случаев понятие “фотоаппарат со сменной оптикой” является синонимом понятия “зеркальная камера” – ещё их в разговоре называют просто “зеркалка“. Ключевой особенностью “зеркалок” является оптический видоискатель, в чём-то похожий по принципу действия на перископ. Среди обывателей бытует мнение, что “зеркалки” всегда лучше камер с фиксированной оптикой. Поскольку темой сегодняшней статьи является камера, которая как раз и призвана спорить с “зеркалками” по многим вопросам, но при этом у неё фиксированная оптика и ЖК-видоискатель (то есть она не “зеркалка”), позволим себе в очередной раз немного помуссировать тему.
Фотоаппарат Canon 1D Mark II – боди (камера без оптики).
Рассуждая о качестве фотоснимков, многие путают причину и следствие. Зеркальные камеры со сменной оптикой, как правило, действительно обеспечивают более высокое качество снимков, чем незеркальные цифровые камеры с намертво закреплёнными объективами. Но “зеркалки” лучше не только потому, что объектив у них снимается, и не потому, что в конструкции используется призма или зеркало, и уж конечно не потому, что видоискатель у таких камер оптический, а не цифровой. Всё гораздо сложнее и одновременно проще. Как фломастер и кисть. Чтобы красиво написать на заборе “Здесь был Вася” достаточно простого фломастера. При желании, имея набор фломастеров, можно нарисовать довольно впечатляющую картину.
Комплект объективов для зеркальной цифровой камеры Sony Alpha A100.
Но художник, взяв в руки кисть, способен написать картину, глядя на которую вы поразитесь живости и тому, как передан момент. И ценность картины не в той дорогой кисти из натурального меха, которой рисовал художник, не в палитре, не в химическом составе красок, а в руках художника. И ребёнок может взять кисть в руки, но обращаться с кистью и красками так, чтобы получился шедевр, может только истинный профессионал. Поэтому говорить, что для создания шедевра достаточно в магазине приобрести дорогую кисточку, как вы понимаете, крайне неверно.
Зеркальные камеры это, своего рода, кисть, которая сама по себе не имеет ценности, но в руках художника способна на многое, что недоступно простому фломастеру. Фототехника создаётся для различных предназначений. “Зеркалки” изначально созданы для профессионалов, которым приходится работать в самых разных условиях. Например, с одной и той же камерой человек может фотографировать пчёлок для альманахов, фиксировать впечатляющие морские пейзажи для глянцевых журналов о туризме, снимать низколетящие болиды в Монако с расстояния в сотни метров для репортажа в спорт-газету или работать над портфолио девушек-моделей в студии, где всё залито специальным светом. Конечно, обычно профессиональные фотографы имеют некую специализацию и не бьют во что попало, но в целом, камера со сменным объективом даёт большую гибкость.
Canon 350D с объективом EF-S 17-85 IS USM (цена комплекта порядка $1500).
Однако и наличие сменной оптики, само по себе, не является гарантом качества. Более того, вполне может случиться так, что совсем недорогой Canon 350D с очень дорогим объективом даст результат лучше, чем супер-дорогой Canon 1Ds Mark II с оптикой за пару сотен долларов. И подобрать необходимое “стекло” порой значительно сложнее, чем выбрать оптимальный процессор, видеокарту или монитор для компьютера. Кроме того, зеркальные цифровые камеры со сменной оптикой имеют свои проблемы. В частности, механизм их таков, что перед съёмкой зеркало должно подниматься, чтобы на матрицу, которая находится за зеркалом, попал свет. При работе на длительных выдержках даже такая, на первый взгляд незначительная вибрация может смазать кадр. Даже при съёмке со штатива, когда вы не трогаете камеру руками. К тому же, звук подъёма зеркала весьма громкий, и его хорошо слышно. Если вы хотите сфотографировать что-то незаметно, то зеркальная камера не позволит вам это сделать.
Ещё одна проблема – попадание пыли на матрицу при смене оптики. С этим тоже приходится бороться либо самостоятельно (комплект для чистки может стоить как неплохая цифровая “мыльница”), либо при помощи специалистов сервис-центров. К тому же, “зеркалка” требует более серьёзных навыков. Ведь не имея ЖК-предпросмотра, вы не можете оценить заранее, получится ли кадр слишком тёмным или слишком светлым.
Удаление пыли с матрицы цифровой зеркальной камеры – настоящая проблема.
Есть и ещё один важный момент. Зеркальная камера дорога не только сама по себе. Кроме стоимости самого фотоаппарата, необходимо учитывать и стоимость других профессиональных аксессуаров и, прежде всего, оптики. Хороший объектив это очень сложный оптико-механический прибор, в котором используются линзы и материалы высшего качества. Ведущие производители тщательно следят за качеством объективов, а сам процесс их производства довольно сложен. Стоить один объектив может несколько тысяч долларов. Скажем, 300-миллиметровый объектив-телевик для представленной недавно Sony Alpha A100 стоит $7000, а хороший повседневный объектив от Carl Zeiss 24-120 мм с относительным отверстием от f/3,5 на широком угле до f/5,6 для этой же камеры по каталогу стоит порядка $700. Прибавьте это к стоимости самого фотоаппарата ($1000), и вы получите совокупную цену от $1700 и более. Хотя, конечно, можно приобрести и более дешёвые объективы с аналогичным фокусным расстоянием, но, вероятно, они не будут раскрывать возможностей матрицы, и у них будут свои проблемы с качеством изображения – затемнение по краям кадра, всевозможные аберации, виньетирование и так далее.
Не самый сложный объектив в разрезе.
Эта проблема влечёт за собой другую. Если вы однажды выбрали производителя фотоаппарата и приобрели набор оптики, то ваш следующий фотоаппарат будет, скорее всего, от этой же фирмы просто потому, что комплект дорогих объективов не подойдёт к камере другого производителя. Зачастую не совместимы даже вспышки, не говоря уже о батарейных блоках, тросиках, системах управления светом и т.д. Аксессуары Minolta, Nikon, Canon и Pentax между собой не совместимы. Поэтому решиться продать и камеру, и несколько объективов, вспышку и другие аксессуары гораздо сложнее, чем просто поменять устаревающий аппарат с несменной оптикой.
Есть и ещё один момент. Не всем требуется та гибкость, которую даёт сменная оптика. Даже у профессионалов есть такое понятие, как “основная линза”, – это тот объектив, с которым фотограф работает чаще всего. Если ему требуются какие-то особые условия (сделать особо выдающееся макро, или наоборот, снимать с большого расстояния), то он отстёгивает основной объектив и устанавливает специальный. Но всё же большую часть времени к его зеркальной камере подключена одна и та же оптика. Ну, а если человек снимает для себя, для удовольствия, то ему порой достаточно всего одного универсального объектива, который даёт хорошую возможность для съёмки с широким углом, чтобы делать пейзажи, может использоваться при портретной съёмке, а также позволяет приближать удалённые объекты, например, снимать египетские пирамиды или львов во время сафари. По вполне понятным причинам, мало кто хотел бы платить слишком много за фотоаппарат, хотя есть и те, кто считает, что только самая дорогая техника позволяет делать хорошие кадры. Они неправы.
Неправильно себя убеждать в том, что если вам в руки попадёт Canon 5D стоимостью $3500 за “тушку” и пяток объективов ещё на $4000, плюс вспышка за $600 и профессиональный “фото-диск” гигабайт на сто, да комплект фильтров и супердорогой штатив, то вы сможете сделать снимок, по качеству и выразительности превосходящий то, что может получить энтузиаст, обладающий каким-нибудь простым Canon 350D, или даже “фотомыльницей”. К тому же, не факт, что все работают камерой. Вы ведь не будете покупать супер-дорогой профессиональный набор автомобильного инструмента, лицензированный для авторизованного автосервиса, когда вам требуется всего-то подкачать колесо или поменять зимнюю резину на летнюю? И последний довод в пользу незеркальной техники – профессиональный инструмент совсем не обязан быть очень уж компактным. Согласитесь, если в городе проще парковаться на каком-нибудь Smart, то возить породу всё же лучше на БеЛАЗе. Поэтому зеркальные камеры обычно весьма массивны, а вместе с оптикой и аксессуарами могут весить несколько килограмм. А поскольку размеры сенсора и оптики определённым образом взаимосвязаны, то и сенсоры в профессиональных камерах устанавливаются бОльшего размера. А следовательно, и “шумы” меньше, и чувствительность выше, и некоторые другие плюсы возникают. Отсюда и некоторое преимущество в техническом качестве фотографий (динамический диапазон шире, чувствительность выше, “шумов” меньше). Но и только.
В то же время, из-за массивности, отсутствия поворотного видоискателя, перспективы попадания на матрицу пыли, невозможности при наведении увидеть уже почти готовый кадр на ЖК-экране и ряда других профессиональных особенностей, зеркальная техника была и остаётся уделом тех, кто уже вышел из категории любителей. Она иногда слишком сложна, а местами и вовсе неудобна для тех, кто просто хотел бы получить хороший кадр без лишних сложностей для семейного фотоальбома. И вот здесь образуется интересная ниша. Существует немало потребителей, которые не готовы тратить на фототехнику и аксессуары тысячи и тысячи долларов, но хотели бы получить нечто большее, чем просто цифровую “мыльницу”. Эти люди хотели бы получить хорошие снимки, но поскольку фотографией они не зарабатывают, или просто недостаточно богаты, камеры уровня Canon 5D или даже Nikon D200 остаются для них недостижимой мечтой.
Этот сегмент, относительно молодой в “цифровой сфере”, заинтересован одновременно в камерах, способных поспорить по качеству с чем-то вроде Canon 350D или Nikon D70, стоящих в комплекте с простеньким объективом до $900. В качестве альтернативы такой потребитель (и это, как вы убедитесь ниже, вполне логично) рассматривает камеры с несменной оптикой, как своего рода компромисс между ценой и качеством. Темой сегодняшнего обзора является камера Sony R1 – во многих смыслах уникальный фотоаппарат, и к тому же доступный. Особенно интересно взглянуть на него именно сегодня, когда начались продажи и ведётся активная рекламная кампания новой “зеркалки” Sony Alpha A100. По понятным причинам, многие ожидали анонса этой камеры, так и не решив для себя, стоит ли взять R1 или подождать более мощной, теоретически, модели. Этой теме мы сегодня тоже посвятим часть статьи.
Мегапиксели и оптика: что и почему важнее
Прежде, чем мы перейдём наконец к описанию Sony R1, позволим себе остановиться на “мегапиксельном вопросе”. Это очень старая тема по меркам компьютерной индустрии. И раньше, и сегодня человек чем-то “меряется”, но очень часто, выбирая критерий, люди ошибаются. Так происходит и в случае с теми самыми мегапикселями.
Если у камеры 10 мегапикселей, как у Sony R1, то на выходе вы получаете картинку с разрешением 3888×2592 (10 077 696 пикселей). А восьмимегапиксельная камера Sony DSC-F828, выпущенная три года назад, и новейший Canon 30D обеспечивают разрешение 3504×2336 (3264×2448 у Sony 828). Пятимегапиксельный Sony F717 даёт 2560×1920, а чуть более чем двухмегапиксельный Sony F505V, очень старый и давно забытый, порядка 1856×1392. Проще говоря, по сравнению с восьмимегапиксельной камерой, самая новая 10-мегапиксельная модель даёт дополнительные 384 точки по вертикали и 256 точек по горизонтали. Согласитесь, эти цифры выглядят уже не так впечатляюще, как 10 миллионов против 8 миллионов. Более наглядно соотношение мегапикселей демонстрирует следующая иллюстрация.
Важно это понимать потому, что и на обычном телевизоре, и на ЖК-панели с диагональю 32″ с расстояния в два метра превосходно смотрится снимок в разрешении 640×480, то есть всего 0,3 мегапикселя, а для отпечатка 10×15, если разглядывать его без лупы, а как это обычно делают, – на расстоянии около полуметра в фотоальбоме, зачастую достаточно и полутора мегапикселей. Вопрос с подвохом: как вы думаете, какой снимок будет выглядеть лучше при распечатке – сделанный современной компактной семимегапиксельной “мыльницей” за $350, или видавшим виды стареньким 4-мегапиксельным Olympus E-10, который когда-то стоил $2000, а сегодня продаётся на барахолках по $250, с его светосильной оптикой и широким динамическим диапазоном?
Оригинал, кроп (для печати) и 100% зум одного и того же кадра, сделанного при помощи Sony R1.
Более высокое разрешение матрицы становится критичным в нескольких случаях. Например, когда вы кадрируете уже снятый материал, вырезая из портрета в полный рост только бюст (конечно, правильнее было бы переснять кадр), или если вы печатаете форматы более 10×15 – A4 или даже A3. Но даже в таком случае лучше сенсор более низкого разрешения с качественной оптикой, чем “многомегапиксельный” крошечный датчик, “шумный”, снабжённый “мыльной” оптикой. Важно понимать, что для цифрового фотоаппарата важна отнюдь не мегапиксельность. Даже очень дорогим Canon 1Ds Mark II c 16-мегапиксельной матрицей и профессиональным объективом, который сам по себе стоит пару тысяч долларов, невозможно сделать резкую, контрастную и проработанную в мелочах фотографию через поцарапанное до полупрозрачности лобовое стекло десятилетнего автомобиля. Не зря очень сложные и содержащие большое количество превосходно отполированных линз, просветлённые и с широкой диафрагмой объективы стоят куда более тысячи долларов за штучку.
На их фоне то пластиковое прозрачное вещество, что используется в компактной камере, не говоря уже о линзах сотового телефона, это как раз “немытое стекло автомобиля“. Если уж продолжать аналогии, то даже сделанный через чистое оконное стекло снимок получится не таким резким и контрастным, как сделанный на улице, поэтому дешёвая сменная оптика, или штатные (“китовые”) объективы для “зеркалок”, это далеко не лучший выбор. Приобретя к зеркальной камере более качественный объектив, можно получить порой феноменальное улучшение технического качества снимков.
Фотоаппараты Sony – немного истории
Компания Sony когда-то давным-давно производила цифровые “зеркалки” и даже считается первым в мире продавцом цифрового фотоаппарата. То есть изобрели и даже произвели прототипы “цифровиков” многие компании ещё до Sony, но она первой выпустила такой аппарат на прилавки магазинов.
Sony Mavica: первая цифровая “зеркалка” Sony была выпущена в 1981 году.
Sony Mavica 1981: принципиальная схема зеркального фотоаппарата.
Затем, однако, Sony свернула направление цифровых “зеркалок” и на протяжении многих лет выпускала фотоаппараты всевозможных типов – и пишущие на дискеты, и пишущие на CD/DVD, и размером чуть крупнее визитки, и довольно массивные образчики, но… все они были без сменной оптики, и незеркальные. Иногда принято говорить, что топовые модели фотоаппаратов Sony относятся к классу “переходных” камер. Нам этот термин совершенно не по душе. Мы ведь не называем садовые ножницы для обрезки кустарника “переходными” просто потому, что у МЧС есть схожий по конструкции инструмент для извлечения пострадавших в ДТП из искорёженного автомобиля.
В далёком 2000 году Sony выпустила камеру DSC-F505, которая стала основой для многих последующих моделей, и в каком-то смысле “пра-пра-бабушкой” Sony DSC-R1, которой посвящена сегодняшняя статья. Скромная по современным меркам 2,6-мегапиксельная камера обладала довольно неожиданной конструкцией – её объектив мог поворачиваться вверх-вниз относительно корпуса. Она оказалась очень удобной при повседневной съёмке. В частности, при помощи Sony F505 было удобно снимать как нагнувшись – “от земли”, так и держа камеру над головой. Удобнее ли такой тип конструкции или лучше разворотный экран, как у большинства фотоаппаратов других компаний, мы сегодня спорить не будем, тем более что последней моделью с такой конструкцией была восьмимегапиксельная Sony DSC-F828, представленная в августе 2003 года, то есть уже почти три года назад.
Камера Sony F505 (2,6 мегапикселей, 2000 год).
Местечко в Норвегии. Кадр снят камерой Sony F505, фотограф Стив Вит.
В промежутке между 2-мегапиксельной F505 и 8-мегапиксельной F828 вышло немало камер, с разрешением от 3 до 5 мегапикселей, каждая из которых позиционировалась на верхний сегмент любительского рынка. Эти камеры предназначались не для опытных профессионалов, зарабатывающих на фотографии, а для тех, кто снимает для собственного удовольствия. Помимо оригинальной конструкции корпуса, они все обладали и другими интересными возможностями – хорошей оптикой. В Sony DSC-F828, например, устанавливалась светосильная просветлённая оптика Carl Zeiss T* 28-200 f/2-2.8 (зум около 7x). Ещё эта камера умела записывать видео с качеством, близким к VHS (MPEG2, 640×480, 30 кадров в секунду), снимать в темноте в ИК-лучах, поддерживала формат RAW и т.д.
Но были у неё и многие недостатки – маленькая 8-мегапиксельная матрица очень “шумела” при любой чувствительности, файлы в формате RAW записывались на карту памяти очень и очень долго, а снимать в пакетном режиме можно было подряд не более 8 кадров в формате JPEG, и ни одного в формате RAW, потому что для удешевления камеры на неё не ставился большой буфер.
Камера Sony DSC-F828 (8 мегапикселей, 7x зум, 2003 год).
Только в 2006 году компания Sony анонсировала и начала продавать свою первую, за долгие годы, зеркальную камеру Sony Alpha A100 со сменной оптикой. Как уже было сказано выше, в том числе и по этой причине Sony R1 сегодня привлекла наше повышенное внимание. Эта камера продаётся чуть менее года и, по отзывам многих продавцов, является бестселлером в своей ценовой категории. Стоит ли теперь списать её со счетов, и начать откладывать на Sony Alpha A100? Имеет ли смысл владельцам предыдущих камер Sony переходить на R1 или лучше приобрести зеркалку A100? Вокруг этих и многих других вопросов сегодня и развернётся дискуссия в статье.
Камера Sony Alpha A100. Российская премьера 5 июля 2006 года.
Sony R1: характерные особенности
Цифровые зеркальные камеры (SLR) – великолепное изобретение нашего времени. Они уже завоевали внимание подавляющего числа профессиональных фотографов, в особенности тех, кому требуется оперативная фотография. Несколько лет назад цифровые зеркальные камеры стали доступны и широкой аудитории любителей. Камера Sony DSC-R1 нацелена на тех пользователей, которым необходимо качество “зеркалки” и при этом достаточно одного объектива. У Sony R1 есть две характерные особенности, которые выделяют её среди большого количества других камер с несменными объективами. Во-первых, это сенсор большого размера (21,5×14,4 мм), так называемого формата APS-C. Такого же размера сенсоры установлены в Canon 350D, Nikon D70 и многих других “зеркалках” от младшего до среднего уровня. Во-вторых, это светосильная оптика Carl Zeiss T* 24-120 мм с относительным отверствием f/2,8-4,8, спроектированная специально для этого фотоаппарата.
Как и некоторые другие незеркальные топовые камеры Sony, модель R1 поддерживает сразу два типа карт памяти – CF и Memory Stick. Причём в слот CF можно установить как CF Type I, так и Type II или даже Microdrive, а в слот Memory Stick карты MS Pro или MS Pro Duo через соответствующий переходник. Выбор карты памяти осуществляется при помощи специального рычага на заднем торце камеры, расположенного рядом со слотом.
Sony R1: общий дизайн
Сенсор большого размера конструктивно должен использоваться с большим объективом. Создатели камеры вынуждены также укрупнять и другие элементы фотоаппарата. В итоге Sony R1 оказалась отнюдь не самой компактной и лёгкой моделью даже по сравнению с цифровыми “зеркалками” начального уровня. Конечно, Sony R1 в кармане не поносишь. Разве что в самом большом. Да и подхода с парой кнопок, как у обычных “мыльниц”, тоже ждать не приходится – камера оснащена большим количеством элементов управления, в том числе кнопками, дисками и колёсиками, как у традиционных зеркальных моделей со сменными объективами. Приобретя шикарную оптику и большой сенсор, Sony R1 разучилась снимать видео. Может быть, наше огорчение по этому поводу удивит тех, кто привык к зеркальным камерам, но это, определённо, расстроит тех, кто использовал Sony F828 – предыдущую камеру Sony того же класса.
Сенсор Sony R1: намного больше, чем у Sony F828, но меньше, чем у топовых “зеркалок”. Например, в Canon 350D сенсор имеет размеры 22,2 x 14,8 мм. В самых дорогих камерах устанавливают сенсор бОльшего размера. Например, в Canon 1Ds Mark II ($7500) он имеет размеры 36×24 мм.
Точно так же, как F828, камера Sony R1 не использует оптический видоискатель с подвижным зеркальцем, вместо этого в ней есть два ЖК-экрана. Один в шахте видоискателя, другой в виде подвижного дисплея сверху. Зато из-за отсутствия зеркала в Sony R1 нет механизмов, которые могут вызвать вибрацию. Наконец, поскольку объектив фиксированный, то и не нужно опасаться, что при его смене на матрицу попадёт пыль. Ещё одним преимуществом можно назвать абсолютно бесшумный спуск затвора, что бывает ценно в некоторых ситуациях.
Говоря о дизайне, нельзя не отметить, где именно Sony расположила второй экран. По ряду причин, он находится не на привычном месте сзади, как у многих других камер, в том числе и от самой Sony, а сверху. Если “положить” экран матрицей вверх, то такая конструкция очень напоминает шахтный видоискатель, но от этого ничуть не менее спорна. Кому-то такое расположение может показаться неудобным, но, откровенно говоря, мы очень быстро привыкли крутить экран R1 в любом направлении. К тому же, это даёт возможность снимать очень интересные сюжеты. И это удобно, если вы пытаетесь сделать снимок “от пола” или держа камеру на вытянутых руках над головой. В последнем случае приходится разворачивать саму камеру основанием кверху.
Sony DSC-R1 со вспышкой Sony HVL-F32X.
Sony R1: характеристики
Производитель/ модель | Sony DSC-R1 |
Тип | Незеркальная камера с фиксированной оптикой |
Сенсор | 10 мегапикселей (21,5 x 14,4 мм) |
Максимальное разрешение | 3888 x 2592 |
Объектив | 24 – 120 мм в 35-миллиметровом эквиваленте f/2,8 – 4,8 14.3 – 71,5 мм |
Электронный видоискатель | 235 тыс. пикселей + 2″ дисплей 134 тыс. пикселей |
Фокусировка | Ручная, автоматическая, ручная с принудительным автоматом |
Экспонометрия | M, P, S |
Режимы съёмки | P (автомат), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки), M (полностью ручной), предустановленные режимы (портрет, пейзаж и т.д.) |
Выдержка | 30 с – 1/2000 с |
Чувствительность | ISO 160 – 3200 |
Баланс белого | 6 режимов + ручной |
Вспышка | 0,5 – 8,5 м |
Форматы файлов | JPEG, RAW (.SR2) +JPEG |
Форматы карт | Compact Flash Type I и II Microdrive Memory Stick Pro или Memory Stick Pro Duo через переходник |
Интерфейс | USB 2.0 High Speed |
Видео-выход | 3,5-мм мини-джек |
Питание | Литиево-ионный аккумулятор |
Габариты | 139,4 x 97,7 x 156 мм |
Вес | 1047 г в снаряжённом состоянии |
Программное обеспечение | Picture Package, Image Data Converter |
Sony R1: эргономика, внешний вид, меню
DSC-R1 – крупная и умеренно тяжёлая камера, но работать с ней очень удобно. Выдающаяся справа рукоятка оставляет немало места для пальцев, а вторая кисть естественно ложится на кольцо фокусировки, как и на обычной “зеркалке”, обеспечивая хорошую стабильность. Sony съела немало собак на эргономике своих продуктов, и R1 не является исключением – по удобству использования и расположению кнопок это, пожалуй, одна из самых удобных фотокамер в мире. Все самые важные органы управления камеры удобно ложатся под пальцы, хотя расположение некоторых клавиш на левой стороне, скрытой от пользователя, не слишком удобно.
У обычных “зеркалок” слева от призмы видоискателя есть удобное место для расположения клавиш регулировки, и они здесь хорошо видны. У Sony R1 нам очень понравились два колёсика управления, доступные с помощью правого большого пальца. Одно из них – горизонтальное, расположено слева сверху и отвечает, например, за прокрутку кадров при просмотре, регулировку выдержки и другие функции, а второе, крупное, расположенное вертикально, отвечает за “зум” в режиме просмотра (удобно проверять, получился ли кадр резким), за изменение диафрагмы в ручном режиме и за многие другие функции. Такое расположение дисков позволяет не снимать указательный палец с клавиши спуска затвора и регулировать многие параметры “вслепую”. В целом, эргономика камеры очень хороша.
Организация меню может показаться непривычной, но только не для тех, кто уже пользовался камерами Sony. С преемственностью принципов навигации по меню у Sony всё в порядке – R1 в обращении ничуть не сложнее любой их “мыльницы”, а во многом даже удобнее, чем предшественница Sony F828. В частности, теперь, чтобы попасть в настройки, достаточно нажать на кнопку “Menu”, а затем микроджойстиком в центре большого управляющего диска “пройти” до упора вправо.
Меню настроек Sony R1.
Базовые регулировки доступны в горизонтальном меню и выбираются с помощью микроджойстика, а конфигурационные меню более стандартны и находятся справа. Подход весьма практичный, хотя две раздельные клавиши не помешали бы. Некоторые важные функции, те же чувствительность ISO и баланс белого, можно регулировать напрямую нажатием специальных клавиш.
Если сравнивать эргономику Sony R1 с предыдущими моделями, и в частности, с Sony F828, то налицо несколько изменений. Во-первых, карты памяти обоих типов теперь находятся в одном отсеке, который открывается пальцем, а не подпружиненным рычагом, как у F828. Сам отсек стало труднее открывать, хотя со временем можно привыкнуть. С правой стороны верхнего торца назад и влево переехал селектор режимов, что поначалу обескураживает. Нельзя сказать, что это привычное место для этого элемента управления.
У камеры Sony DSC-F828 объектив мог поворачиваться относительно “тела” вверх/вниз.
У камеры Sony DSC-R1 поворачивается экран.
Само собой, пропала уникальная функция “разворотного тела”, как у многих поколений камер серии F. Конечно, при наличии разворотного дисплея это и ненужно. К тому же, при том расположении “горячего” башмака для вспышки, такая конструкция была бы технически невозможна. И всё равно жаль. А из меню практически пропала возможность видеть на экране и в видоискателе, какой именно режим вы выбираете селектором. Вместо понятной анимации, возникавшей в центре экрана при прокрутке селектора на R1 на дисплее возникает одна и почти незаметная буква. За это тех, кто разрабатывал Sony R1, хочется сильно отшлёпать по известному месту. Такая была замечательная идея, и почему-то в более новой камере она не реализована. Есть ещё немало других изменений и модификаций, не все из которых однозначны.
Если смотреть более широко, то Sony R1 нельзя назвать прямым потомком Sony F828, хотя эти камеры и объединяют некоторые черты и даже позиционирование. Между ними столько же различий, как между гориллой и человеком. И в некоторых случаях не совсем понятно, кто из них человек, а кто большая обезьяна. Впрочем, к чести Sony, через неделю использования вы абсолютно забываете обо всех достоинствах Sony F828, и если вдруг придётся вернуться к ней, то уверяем вас, это не будет приятной встречей.
Доступ к регулировкам через значки в нижней части дисплея.
Sony использует систему оптимизации контрастности под названием Advanced Gradation Control System.
Регулировки насыщенности вполне стандартны.
Можно выбрать три цветовых пространства, но в большинстве случаев лучше придерживаться того, что установлено по умолчанию, – Vivid (в русском интерфейсе “Яркий”). Это даёт наиболее живые цвета в фотоснимках, делает очень красивыми траву, песок, море, голубое небо и т.д.
Можно снимать в чёрно-белом режиме, но результат будет лучше, если обработать цветную фотографию в редакторе.
Кадры всегда записываются в формате JPEG, но можно включить и запись в RAW.
Доступно только два уровня сжатия JPEG, но их достаточно.
Можно выбрать пять доступных разрешений (только для JPEG – в формате RAW всегда сохраняется 10 мегапикселей)
Первое конфигурационное меню, где можно указать режим автоматической фокусировки.
Не забудьте настроить вспышку.
Можно указать название папки, в которую сохраняются фотографии на карте памяти.
Яркость дисплея и электронного видоискателя регулируются независимо по трём положениям.
USB-интерфейс поддерживает все стандарты и автоматически выбирает лучший.
Sony R1: хитрая фокусировка и ЖК-видоискатель
Хотя Sony R1 и можно перепутать по внешнему виду с зеркальной камерой, этот фотоаппарат таковым не является. Модель обладает неоспоримыми преимуществами, но в некоторых случаях камера не так удобна, как “зеркалка”. Вопрос, скорее, философский, поскольку он связан с двумя подходами к видоискателю при съёмке. Зеркальная камера в видоискателе даёт реалистичную картинку, без каких-либо изменений характеристик, как если бы вы смотрели на предмет съёмки через бинокль. Электронный же видоискатель, реализованный в DSC-R1, всегда искажает реальность, но даёт вам увидеть почти то, что затем вы получите на экране компьютера, то есть почти готовую фотографию. Это может быть и плюсом, и минусом. Именно поэтому мы не можем однозначно сказать, что “зеркалки” лучше “незеркалок”, и наоборот.
В электронном видоискателе Sony R1 используется ЖК-матрица с разрешением 235 200 пикселей. Это чуть меньше VGA, по нашим приблизительным подсчётам разрешение экрана составляет что-то вроде 560×420. Конечно, ЖК-видоискатель не может состязаться по разрешению с теми возможностями, которые есть у видоискателя SLR-камер, потому что через оптический видоискатель вы смотрите собственным глазом, “разрешение” которого довольно высоко. К тому же, электронный видоискатель не самым оптимальным образом работает в условиях плохого освещения – в сумраке начинается казаться, будто изображение “подтормаживает”. Конечно, у Sony одни из самых неплохих ЖК-видоискателей, но и это нельзя назвать оправданием.
Электронный видоискатель имеет некоторую инерционность, и с его помощью сложнее снимать активные сюжеты – резвящихся птичек, активно жестикулирующих людей и т.д. Иногда возникает ощущение, что вы чуточку опаздываете с реакцией на события. Ну и, конечно, по ЖК-видоискателю сложнее наводить камеру на резкость в ручном режиме, даже с учётом функции “зума”, когда центральная часть изображения, по которому наводится ручной фокус, увеличивается на экране, будто вы используете цифровой зум.
В то же время, ЖК-видоискатель даёт большую гибкость, на него выводится огромное количество вспомогательной информации и даже “зебра” в реальном времени, по которой можно оценить, не пересвечены ли одни части кадра, и не слишком ли тёмные другие. К тому же, ЖК-видоискатель позволяет с комфортом использовать цифровой зум. Мы знаем, что многие считают эту функцию бесполезной, но есть и те, кто активно пользуется цифровым “зумом”, не загружая кадры в графический редактор для кадрирования и увеличения.
Три режима при просмотре фотографии.
“Зебра” работает и в режиме реального времени при наведении на предмет съёмки.
Другим важным преимуществом DSC-R1 можно назвать наличие дисплея, который может работать и как видоискатель, и позволяет просматривать снятые фотографии. Он находится в верхней части камеры и поддерживает разные углы наклона, позволяющие снимать, держа камеру над толпой, либо на уровне земли. Дисплей поворачивается и закрывается матрицей внутрь, обеспечивая дополнительную защиту. Выбор между видоискателем и дисплеем происходит как вручную, так и автоматически: камера способна определять препятствие перед глазком окуляра. Конечно, если вы будете закрывать видоискатель не глазом, а животом или пальцем, то камера DSC-R1 всё равно выберет электронный видоискатель. В таких случаях следует установить ручной выбор.
Как можно видеть, на дисплей выводится немало информации.
Режимы фокусировки переключаются при помощи специального селектора на левом торце камеры. Здесь есть и полностью автоматический режим, и специальный режим для макро или фотографирования близких объектов, и даже ручной режим. В центре селектора находится специальная кнопка принудительной автофокусировки. Если вы находитесь в режиме ручного фокуса, то, нажав эту кнопку, вы заставите Sony R1 сфокусироваться на объекте в центре кадра. Удивительно, но в условиях плохого освещения по нажатию этой кнопки камера фокусируется лучше и точнее, чем при выбранном режиме полностью автоматического фокуса.
Это удобно также и в тех случаях, когда вам необходимо зафиксировать фокусировку на определённом объекте и затем сделать несколько фотографий, не меняя своего положения. Например, если вы фотографируете проезжающие мимо в одной точке автомобили или выступающего человека. В таком случае, зафиксировав один раз фокус, вы сделаете так, что камера не будет тратить драгоценные секунды на перефокусировку каждый раз, когда вы нажимаете спуск.
Помимо фокусировки по нажатию спуска, камера поддерживает ещё и непрерывную фокусировку, мультизонный фокус, центровзвешенный и точечный фокус, причём, в отличие от зеркальных камер, точка “точечной фокусировки” может двигаться при помощи миниджойстика почти по всей поверхности кадра. Это очень удобно, если, например, вы хотите, не сдвигая камеру, выбрать другой объект в кадре для наведения.
Помимо фокусировки по нажатию спуска, камера поддерживает ещё и непрерывную фокусировку, мультизонный фокус, центровзвешенный и точечный фокус, причём, в отличие от зеркальных камер, точка “точечной фокусировки” может двигаться при помощи миниджойстика почти по всей поверхности кадра. Это очень удобно, если, например, вы хотите, не сдвигая камеру, выбрать другой объект в кадре для наведения.
Есть в системе фокусировки камеры Sony R1 и явные недостатки. В частности, самый главный из них в том, что фокусируется камера быстро и исключительно точно лишь при ярком свете. В сумраке и даже при комнатном освещении скорость фокусировки снижается в разы, и местами этот процесс становится довольно мучительным. Что удивительно, с точки зрения эволюции, ту фирменную “лазерную” подсветку контрастными штрихами, которую мы видели в Sony F828, в новой R1 решено было не использовать. И это очень и очень неприятно, потому что встроенная красная лампа, по нашим наблюдениям, почти бесполезна в условиях плохого освещения, как, впрочем, и лампа на внешней вспышке, вероятно, по причине её особого расположения. Использовать Sony R1 ночью действительно сложно.
Ручная фокусировка при помощи кольца на объективе тоже очень спорный момент. Конечно, спасибо Sony за то, что у нас есть такая функция, но, по правде говоря, фокусироваться с помощью такого механизма очень трудно. В итоге, в ситуациях со сложным освещением или при его недостатке у Sony R1 всё совсем не так гладко, как у нормальных “зеркалок”.
Sony R1: шикарный объектив
Поскольку в камере Sony R1 используется крупный сенсор с высоким разрешением, объектив должен ему соответствовать. Sony установила на R1 объектив с фокусным расстоянием 24-120 мм в 35-миллиметровом эквиваленте, с относительным отверстием f/2,8-4,8. Эта просветлённая модель со специальным фирменным антибликовым покрытием (это отражает красный символ T* на корпусе линзы) была создана Carl Zeiss специально для этого фотоаппарата и в каком-то смысле уникальна. Например, для новой “зеркалки” Sony Alpha A100 до сих пор не анонсирован объектив Carl Zeiss с аналогичными характеристиками – ближайший аналог 24-120 f/3,5-5,6 (то есть менее светосильный и обеспечивающий меньшее размытие фона при портретной съёмке) стоит около $700. Получается, что у Sony R1 не только более светосильная оптика, но ещё и получаете её вы совершенно бесплатно. На момент написания этой статьи в рознице Sony R1 стоит примерно $720. Для сравнения, аналогичный по характеристикам объектив для камеры Canon стоит порядка $1000. Недостатком объектива Sony R1 можно назвать то, что он обеспечивает только пятикратный “зум” (120/24=5), но при помощи специальных насадок (к несчастью, дорогих и довольно тяжёлых) можно превратить его в телеобъектив или в макрообъектив.
С другой стороны, самое короткое фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте составляет 24 мм, так что перед нами действительно широкоугольный фотоаппарат. У предыдущей камеры Sony F828 был установлен менее широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 28-200 мм (7x зум), а у новой Sony Alpha A100 “китовая” оптика, это SAL 18-70 с фокусным расстоянием 27-105 при относительном отверстии f/3,5-5,6, то есть “зум” 3,8X. Как видите, “китовый” объектив более дорогой камеры Sony Alpha A100 значительно уступает тому, что установлен в Sony R1. То же самое мы можем сказать о “китовых” объективах любых “зеркалок”, от недорогих Canon 350D и Nikon D70 до очень дорогих моделей уровня Canon 5D или даже более дорогих. Вообще, в мире SLR-камер такие объективы встречаются редко. Максимального фокусного расстояния 120 мм (эквивалент 35 мм) тоже вполне достаточно для типичных ситуаций, скажем, для портретной съёмки. Но, конечно, о фотоохоте на больших расстояниях с Sony R1 лучше не думать. Если вам нужна камера с большим фокусным расстоянием, то стоит обратить внимание на “зеркалку” или какой-нибудь компактный “ультразум”.
Максимальная диафрагма f/2,8 в широкоугольном режиме хороша, а в телефото-режиме вы получите f/4,8 что уже не так приятно, но тоже очень достойно. У хороших цифровых “зеркалок” фокусное расстояние с максимальной диафрагмой f/2,8 обычно простирается до 80 мм (эквивалент), но и стоят эти объективы намного дороже целой камеры Sony DSC-R1.
Минимальное фокусное расстояние для макросъёмки составляет 350 мм. Кажется большим, но помните, что оно отсчитывается от сенсора, а не от передней линзы объектива. Так что Sony DSC-R1 неплохо работает и в макро-режиме, хотя по сравнению с Sony F828 результат оказывается несколько хуже. Минимальная раскадровка составляет 10×6,6 см, что хорошо, хотя и не дотягивает до возможностей некоторых компактных моделей. Хотите работать в макро – покупайте насадки на объектив.
Sony R1: полный кадр.
Sony R1: кроп 100% (пиксель с камеры = пиксель на мониторе).
Sony опирается на своё партнёрство с Carl Zeiss для получения максимально качественной оптики. В камере Sony R1 используется подход, отличный от обычных “зеркалок”. Отсутствие в DSC-R1 зеркальца позволило расположить заднюю линзу объектива всего на расстоянии 2,1 мм от плоскости фокусировки, чтобы минимизировать хроматическую аберрацию. На объектив можно прикрутить фильтры с диаметром 67 мм, да и бленда в поставке тоже есть. Мы рекомендуем постоянно ею пользоваться – хотя бы для того, чтобы защитить переднюю линзу, которая очень хрупкая.
И, заканчивая рассказ об объективе, мы хотим дать вам добрый совет. В отличие от Sony F828, у новой R1 объектив закрывается крышкой, к которой нельзя привязать шнурок, следовательно, вы не можете прикрепить крышку объектива к камере. Поэтому либо изготовьте шнур сами (при помощи верёвки и супер-клея), либо купите универсальную крышку, либо готовьтесь к тому, что очень быстро вы потеряете крышку и будет очень сложно найти ей замену. В обычных магазинах запасные крышки для Sony R1 не продаются. А поцарапать объектив очень и очень просто, не говоря уже о том, что запылённая и покрытая отпечатками пальцев оптика теряет все свои выдающиеся свойства.
Sony R1: уникальные режимы, сочные цвета
Подобно другим полупрофессиональным камерам, DSC-R1 предлагает широкий выбор режимов съёмки, включая стандартные автоматический (P), приоритет диафрагмы (A) или выдержки (S). Есть и полностью ручной режим (M), в котором вы можете выставить при помощи управляющих дисков диафрагму и выдержку так, как вам необходимо, в диапазоне от 30 секунд до 1/2000 секунды, или даже активировать режим, когда камера сможет открыть объектив на выбранное вами время до трёх (!) минут. Добавьте к этому режимы сцены, включающие самые полезные “Портрет” (Portrait) и “Пейзаж” (Landscape). Так что фотографы всех уровней получат то, что им надо. Конечно, новичкам лучше начинать с полностью автоматического “зелёного” режима на селекторе.
Начинающим рекомендуется установить “зелёный”.
Неудивительно было встретить и три стандартных режима экспонометрии – оценочный (matrix), центровзвешенный (center-weighted) и точечный (spot). При этом, в отличие от цифровых “зеркалок”, Sony R1 позволяет в реальном времени выводить гистограмму и даже отображать передержанные области (для этого нужно включить режим “зебры” в меню – очень полезная функция). Так что те, кто нервничает по поводу недодержки или передержки кадров, будут очень довольны.
Для цветопередачи Sony предлагает стандартный режим, вариант “Яркий/Vivid” с более насыщенными цветами в пространстве sRGB и поддержку “Adobe RGB” для тех, кому такой режим нужен. В режиме “Adobe RGB” камера обеспечивает более широкий цветовой охват, но при этом цвета в кадре получаются более нейтральными, а само изображение менее контрастным. Для тех, кто позднее планирует обрабатывать фотографии в Adobe Photoshop это то, что доктор прописал. Впрочем, и режим “Vivid” очень интересен, к тому же, это характерная “фишка” у камер Sony. Если вы включите в меню этот режим, то цвета в кадре будут гораздо более интересными. Как указывает Sony, чип камеры при обработке полученных с сенсора данных усиливает основные цвета. Поэтому жёлтый цвет песка становится более жёлтым, а вода в бассейне из голубой превращается в потрясающе аквамариновую или сочно-бирюзовую. Ниже вы видите два кадра, снятые подряд, при этом первый сделан в режиме “Adobe RGB”, а второй в “Vivid”.
Слева снимок сделан в режиме “Vivid” (яркий), справа тот же снимок в “Adobe RGB”.
Сразу отметим, что выбор профиля влияет только (!) на сохранение снимка в формате JPEG. На “чистый” формат RAW, когда в файл пишется информация с сенсора, цветовые профили влияния не оказывают, и конвертеры Adobe и PhaseOne не используют при интерпретации эту информацию.
Что же касается баланса белого, то набор возможностей полный: автоматический режим, стандартные настройки и два ручных режима (можно запоминать настройки). Автоматический баланс белого работает для диапазона от 3400K до 7000K, а ручной режим охватывает промежуток от 2000K до 10000K, позволяя выставлять баланс в нестандартных ситуациях.
Сенсор на 10 мегапикселей даёт широкий диапазон чувствительности, от ISO 160 до 3200, в том числе в автоматическом режиме, что может быть полезным при репортажной съёмке, когда вы фиксируете диафрагму и устанавливаете короткую выдержку, чтобы движущиеся объекты не размазывались, и при этом хотите, чтобы кадры не были слишком тёмными или светлыми. Режим “ISO Auto” в таком случае позволяет камере самостоятельно выбрать более высокую или низкую чувствительность.
Именно широкий диапазон чувствительности и малая “шумность” при этом отличают DSC-R1 от других камер с фиксированной оптикой. Подобный диапазон ближе к зеркальным моделям, поскольку крупный сенсор позволяет снимать в условиях слабого освещения без слишком большого уровня “шума”. Но мы ещё к этому вернёмся ниже. Для примера выше вы видите кадры, сделанные “с рук” (без штатива) при ISO 800, 1600 и ISO 3200. Конечно, большое количество “шумов” на снимке в ISO 3200 при полном увеличении оставляет неприятное впечатление, но при распечатке в формате 10×15 или при уменьшении для просмотра в браузере вы не увидите “шумов”, зато сможете с рук фотографировать даже ночью на улице, конечно, при условии, что рядом есть хотя бы один фонарь.
Sony R1: профессиональная вспышка
Подобно всем современным любительским моделям, у Sony R1 есть встроенная вспышка. Она выставляется как автоматически, так и вручную, поддерживает все необходимые режимы, включая медленную синхронизацию при срабатывании затвора. Вспышку можно использовать на расстоянии от 0,5 до 8,5 м, а с широким углом лучше использовать режим “Auto ISO”, поскольку сила вспышки ограничена. В наших тестах встроенная вспышка Sony R1 работала хорошо: снимки редко получались передержанными, в отличие от многих других камер. С другой стороны, Sony R1 отличается недостатком, столь знакомым владельцам “зеркалок” с большим объективом. В широкоугольном положении, особенно с блендой, на снимке можно заметить тень от объектива. Обидно, поскольку уж в случае с камерой, для которой делали даже специальный объектив, этого недостатка можно было бы и избежать.
Вполне понятно, что в паре с внешней вспышкой упомянутый недостаток исчезает. Вспышка монтируется в стандартный “башмак”, расположенный не над объективом, как это обычно принято, а на рукояти камеры. Немного непривычное место, что и говорить. Вообще, внешние вспышки Sony это совсем отдельная тема. До недавнего времени у компании были всего две модели – давно устаревшая HVL-F1000 и не менее устаревшая, но чуть более функциональная HVL-F32X с ЖК-экраном и ручными режимами.
По сравнению даже со средними вспышками для камер Canon или Nikon, эти модели были просто жалкими. К тому же, даже топовая HVL-F32X с ведущим числом 32 заряжалась от полностью новых и очень ёмких пальчиковых аккумуляторов от секунды и дольше. Это неприемлемо низкая скорость, если вы хотите использовать камеру в журналистике для фоторепортажей, или просто хотите снять со вспышкой несколько кадров подряд без перерывов на чаепитие. И что ещё хуже, эта вспышка оснащалась разворотным механизмом, работавшим только по вертикали (!). То есть без ужасных ухищрений вы не могли использовать камеру в портретном режиме со вспышкой для отражённого освещения (в потолок).
Теперь ситуация изменилась – специально к анонсу Sony Alpha A100 были представлены две новые вспышки. Самая интересная модель HVL-F56AM, наконец-то, оснащена разворотной головкой, работающей как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. К сожалению, мы ещё не получили эту вспышку для тестирования, поэтому не можем сказать, насколько она хороша.
Вспышка Sony HVL-F56AM для Sony Alpha A100 совместима с фотоаппаратом Sony R1.
Также отметим, что с Sony R1 можно использовать и вспышки других производителей через специальный переходник. В частности, с R1 можно использовать вспышки от Metz – хорошие, функциональные и довольно дорогие. Проблема, как всегда, заключается в том, что в соседнем ларьке не продаются переходники, потому что не так уж много тех, кто готов к камере за $700 купить вспышку за $500, плюс переходник ещё за полсотни-сотню. Наконец, отметим, что синхронизация работает на всех скоростях, вплоть до 1/2000 секунды, чему могут позавидовать многие профессиональные “зеркалки”!
Встроенная вспышка выдвигается автоматически. ТОЛЬКО автоматически – нет никакой кнопки, которая позволила бы её выдвинуть когда угодно.
Sony R1: съёмка, запись и просмотр фотографий
Подобно всем современным моделям, у DSC-R1 есть обычный режим, а также пакетная съёмка. Но возможности пакетной съёмки в JPEG ограничены – только три кадра в секунду (подобно многим камерам потребительского уровня) и всего три кадра за одну сессию. После этого камера уходит в режим записи отснятого на карту, и вам придётся подождать, пока она с этим справится. В это время кролик, которого вы снимали, успеет добежать до канадской границы. С другой стороны, если не включать пакетный режим, а просто снимать в JPEG, нажимая на спуск много-много раз подряд, то камера будет писать на скорости порядка 2 кадров в секунду пока у вас не закончится место на “флешке”. Это уже неплохой результат. Гораздо хуже то, что в RAW вы вообще не можете снимать в пакетном режиме. Максимум, что вам позволят, это сделать два кадра подряд, и затем камера уйдёт в цикл длительной записи. Конечно это в два раза лучше, чем у предыдущей модели Sony F828, скорость записи RAW которой просто ужасала (щёлк… и десять секунд ожидания, пока файл запишется на “флешку”), но по меркам даже самых недорогих “зеркалок” и два кадра подряд это сущий кошмар. Самое неприятное заключается в том, что именно в формате RAW камера Sony R1 раскрывает весь свой недюжинный потенциал, конечно, при наличии грамотного программного обеспечения.
Когда вы сняли первый кадр, на долю секунды загорается такая надпись.
После того, как вы подряд сняли два кадра, камера на некоторое время “задумывается” и пишет RAW+JPEG на карту памяти. Пока это происходит, вы ничего не можете делать.
Фотографии можно записывать как на карты Compact Flash I или II (профессиональный стандарт), так и на собственный формат Sony Memory Stick. Поддерживаются все типы карт Memory Stick, но для “Duo” потребуется переходник. Поддерживается и файловая система FAT32, так что вы сможете использовать карты ёмкостью более 2 Гбайт.
DSC-R1 может записывать фотографии в формате JPEG с выбором двух уровней сжатия (Standard и Fine) и пяти форматов разрешения: 1, 3, 5, 7 и 10 мегапикселей. При максимальном качестве и разрешении файлы достигают в размере примерно 4,5 Мбайт. Кроме того, Sony R1 может записывать фотографии и в формате RAW+JPEG (два файла по очереди), если вы хотите обрабатывать кадры с помощью компьютера. В таком случае снимок будет занимать более 20 Мбайт. При этом, если вы установите в меню разрешение, например, в 1 мегапиксель, то JPEG будет записан в низком разрешении, а RAW в полном (10 мегапикселей).
Вы можете выбрать разрешение, в котором будет записываться файл JPEG.
К сожалению, Sony не реализовала никакого сжатия RAW-файла, поэтому самые ёмкие “флешки” очень быстро заканчиваются. Скажем, на 2 Гбайт “флешку” помещается всего около 80 кадров в формате RAW+JPEG. Выход, как всегда, есть: либо носить с собой много запасных “флешек”, либо разориться на фотодиск. К тому же, вы не можете отменить запись файлов в формате JPEG, и что ещё более удивительно, если вы хотите смотреть с носителя отснятые кадры, то камера показывает только (!) JPEG и в упор не видит RAW. Выяснилось это просто – когда мы удалили с “флешки” все JPEG-файлы, при этом оставив RAW, камера заявила в режиме просмотра, что на “флешке” ничего нет. Чем при этом было занято почти полтора гигабайта, она не поняла.
Снимки сделаны Sony R1: каждый RAW-файл занимает 20,5 Мбайт, плюс к каждому прилагается JPEG объёмом от 3,5 до 5 Мбайт в качестве Fine.
В итоге фотография занимает до 20 Мбайт, да ещё и JPEG-версия тоже записывается. Отменить запись в JPEG мы не смогли. На запись фотографии в RAW уходит некоторое время, причём параллельно с записью второго (и последнего) кадра снимать не получится. Так что для RAW придётся запастись не только ёмкой карточкой памяти, но и достаточным запасом терпения. Требовательные пользователи вряд ли этим будут довольны.
Что касается просмотра фотографий, то здесь всё стандартно, хотя есть возможность вывода четырёхканальной гистограммы (RGB + яркость). С помощью заднего управляющего колёсика можно увеличивать фотографию, а с помощью джойстика в центре – передвигать её. Весьма удобно, надо сказать, а по сравнению с предыдущими моделями и вовсе сплошной восторг. Кстати, те, кто пользовался предыдущими камерами Sony, должно быть обратили внимание на то, что с управляющего диска пропала иконка просмотра фото.
Кнопка просмотра отснятых кадров на Sony R1 – вместо специальной позиции на селекторе режимов.
Дело в том, что теперь в режим просмотра отснятых кадров можно перейти одним нажатием кнопки рядом с видоискателем. Поначалу мы даже не догадались, но, воспользовавшись, поняли, что Sony удалось в очередной раз придумать очень и очень удачное расположение для этой кнопки. Дело в том, что она находится точно в зоне большого пальца, и через час использования фотоаппарата вы перестаёте понимать, как в других камерах кто-то мог придумать другое расположение этой кнопки.
Камера в режиме просмотра выводит немало полезной информации на экран.
Sony R1: удобные аккумулятор и зарядка
За питание DSC-R1 отвечает литиево-ионный аккумулятор, располагающийся в правой рукоятке, как и у многих “зеркалок”. Sony использовала модель “InfoLithium”, которая позволяет точно узнать, сколько осталось заряда. Кроме стандартного индикатора, на экран Sony R1 выводится оставшееся время работы.
Индикатор заряда батарей довольно точно выводит время в минутах. Используется технология Sony infoLITHIUM.
Важное преимущество, поскольку стандартные индикаторы большинства камер не позволяют точно оценить, когда кончится заряд, и в нужный момент оказывается, что аккумулятор почти пустой. Также отметим, что у Sony традиционно всё в порядке со временем работы от аккумулятора – можно неделями не подзаряжать встроенную батарею. Приятно и то, что даже после того как камера выводит мигающую иконку, означающую что батарея села, вы ещё можете сделать пару десятков снимков.
Ещё одной полезной возможностью DSC-R1 является зарядка аккумулятора напрямую в камере. Для этого следует подключить блок питания к специальному разъёму на левой части камеры. Для ряда случаев внешнее зарядное устройство всё же удобнее, особенно, если вы используете два или больше аккумулятора, но, согласитесь, если камера умеет заряжать аккумуляторы сама, то к ней всегда можно приобрести внешнюю “зарядку”, а вот наоборот сделать у вас точно не получится.
Внешнюю “зарядку” в случае с Sony R1 придётся покупать отдельно. Аккумулятора при полном заряде хватает примерно на четыре часа непрерывной съёмки. Этого запросто хватит, чтобы отснять полтора десятка гигабайт в формате RAW, или забить парочку 2-гигабайтных “флешек” в формате JPEG. Достаточно даже для самых “производительных” пользователей. Хотя, конечно, таким мы рекомендуем докупить вторую батарею, которая стоит чуть более тысячи рублей.
Sony R1: подключение к ПК и штатное программное обеспечение
Для скачивания снимков и модернизации прошивки DSC-R1 может подключаться к компьютеру через интерфейс USB 2.0, хотя никто не заставляет вас так поступать. Лучшим вариантом будет использовать считыватель флэш-карт, который не только обеспечивает более высокую скорость, но и экономит аккумулятор. При подключении по USB камера продолжает питаться от собственной батареи, и если вы забудете её выключить, то довольно быстро сядет. Кстати, это хороший способ полностью разрядить батарею в случае необходимости.
В паре с DSC-R1 Sony прилагает два CD, первый из которых содержит универсальный пакет для работы с фотографиями, а второй – приложение для обработки RAW. Если вы снимаете только в JPEG, то второй диск вам не потребуется. Впрочем, если вы снимаете в RAW, то о нём тоже лучше забыть, если вы можете себе это позволить. Существует, как минимум, два конвертера RAW, с которыми то, что Sony приложила к DSC-R1, лучше даже не сравнивать. Первый – один из самых популярных в мире конвертеров Adobe Camera RAW (начиная с версии 3.4 прекрасно работает с R1), входящий в комплект Adobe Photoshop CS2. Приятно, что он же, пусть и немного в урезанном виде, входит в комплект более доступный Photoshop Elements 4.0.
Конвертер Adobe Camera RAW поддерживает Sony R1 (входит в состав Photoshop CS, CS2, Elements 4.0).
Второй конвертер называется Phase One Capture One Pro и поддерживает R1 начиная с версии 3.7.4. Сам по себе, в лицензионном исполнении, Capture One Pro стоит 500 Евро (!), при этом не являясь графическим редактором в прямом смысла слова. То есть в нём вы можете поправить баланс белого, навести или убрать резкость, поиграть с кривыми яркости, кадрировать снимок и провести над ним некоторые другие операции, причём только с файлами RAW. Если вы снимете что-то в JPEG, то Capture One Pro будет совершенно бесполезен. Точно также бесполезен он и для предыдущих моделей фотокамер Sony. Однако, по мнению многих профессиональных фотографов, Phase One Capture One Pro это лучший конвертер, и наш собственный опыт этот постулат подтверждает.
Конвертер Phase One Capture One Pro поддерживает Sony R1.
Capture One Pro изначально создавался для работы с цифровыми камерами стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, и именно этот пакет считается одним из лучших для работы со снимками, полученными на зеркальных фотокамерах Canon и Nikon самого высокого класса. Что ещё показательней, Sony R1 это первая камера Sony, которую поддерживает Capture One Pro. Другие фотоаппараты Sony, в том числе поддерживающие RAW, эта программа не понимает. К сожалению, в рамках этой статьи мы не можем позволить себе полностью описать Capture One Pro, поэтому отсылаем вас к сайту разработчиков за дополнительной информацией.
Комплект Picture Package общего назначения содержит несколько приложений, объединённых единым простым интерфейсом. Пакет может скачивать фотографии, записывать их на CD, содержит базовые функции просмотра и редактирования. Весьма оригинальной функцией можно назвать запись Video CD, так что можно будет потом просматривать фотографии на телевизоре с помощью DVD-плеера, например. Также можно создать слайд-шоу с фоновой музыкой. Подобно другим подобным пакетам, набор функций ограничен, а эргономика и скорость работы нас не порадовали. Другими словами, если вы относите себя к опытным пользователям, то лучше воспользоваться более профессиональными пакетами типа ACDSee или даже графическими редакторами уровня, как минимум, Photoshop Elements. Особенно если вы планируете обрабатывать фотографии.
Интерфейс Picture Package позволяет выбрать ряд базовых операций.
Можно сортировать фотографии по разным параметрам, но уж больно медленно работает программа.
Среди функций отметим поворот фотографии, отсылку по электронной почте и печать.
Редактирование фотографий в Picture Package сведено к простейшим функциям. Для серьёзной работы лучше воспользоваться серьёзным приложением.
Программа Image Data Converter для обработки RAW-файлов намного более профессиональна, причём она предлагает функции на уровне лучших продуктов. Конечно, ряд действий показался нам слишком сложным, а сама программа очень уж медленной. У неопытного пользователя результат работы с Image Data Converter, скорее всего, будет ничуть не лучше, чем просто при фотографировании в JPEG. Впрочем, Image Data Converter – весьма мощная программа, которая вполне подойдёт любителям, работающим с RAW-файлами.
Image Data Converter позволяет просматривать RAW-файлы и обрабатывать их.
Image Data Converter предлагает большой набор возможностей для обработки фотографий. На программу стоит взглянуть всем, кто настроен серьёзно пользоваться камерой.
И кстати, установить Image Data Converter на компьютер стоит хотя бы потому, что после этого файлы SR2 (Sony RAW 2) начинают показываться в Explorer в виде иконок с картинкой, а при наведении курсора мыши становится видно многое из EXIF-заголовка, что само по себе бывает полезно.
После установки Image Data Converter SR в обычном Windows Explorer появляются новые возможности.
Sony R1: субъективное мнение
Камера Sony DSC-R1 оказалась весьма быстрой в работе и загрузке. Но скорость зависит от типа карточки памяти. Медленнее всего камера работает с накопителями Microdrive. В отличие от некоторых “зеркалок”, у DSC-R1, похоже, нет функции pre-load, так что камера ждёт ответа от флэш-карточки. В целом, это не проблема, но современные “зеркалки” работают ощутимо быстрее. Что же касается скорости съёмки, то здесь DSC-R1, в целом, показала себя очень хорошо. Снимать было приятно, но, конечно, после того, как мы привыкли к расположению органов управления и разобрались в том, как ведёт себя камера в разных условиях съёмки. Вполне естественно, что необходимы базовые знания о фотографии. DSC-R1, определённо, нацеливается на любителей с опытом, либо на тех, кто желает научиться качественно фотографировать. В общем, перед нами не “мыльница”.
Микродрайв – очень маленький винчестер в формате Compact Flash. Объём достигает 8 Гбайт.
Чтобы понять, как ведёт себя DSC-R1 в разных сложных условиях, мы снимали на камеру Sony параллельно с профессиональной цифровой SLR-камерой. Да, разницу в качестве мы обнаружили. В условиях плохого освещения электронный видоискатель реагировал с задержкой, создавая впечатление, что камера “тормозит” при съёмке, и вы получите в фотографии уже не тот момент, когда нажимали спуска затвора. Да и фокусировка выполнялась дольше, чем на “зеркалке”. В самых трудных условиях камера DSC-R1 с фокусировкой не справилась, а у SLR-камеры никаких проблем не возникло (как и задержек). Так что чувства уверенности в паре с DSC-R1 нет.
Если вы хотите получить качественный снимок, то мы рекомендуем делать несколько проверочных кадров. Во время съёмки на DSC-R1 не знаешь, сделает камера кадр мгновенно или с задержкой, справится ли с фокусировкой. Кроме того, пакетная съёмка с форматом RAW невозможна. Вот и основные ограничения DSC-R1 по сравнению с зеркальными камерами. Наконец, у DSC-R1 почему-то отсутствует датчик ориентации камеры, который есть у большинства “зеркалок” и даже переходных моделей. Поэтому придётся поворачивать фотографии самостоятельно. Довольно неприятно для требовательных пользователей.
В то же время, Sony R1 умеет несколько таких вещей, которые и не снились зеркальным камерам. Это и гистограмма в реальном времени, и “зебра” в реальном времени на пересвеченных местах кадра, что позволяет более чётко создать непередержанный кадр. Это и оценка выдержки по ЖК-видоискателю в реальном времени. Плюс возможность гибко и удобно выбрать фокусировочную точку при помощи миниджойстика. Ну и, конечно, это отличный объектив, который, если вы снимаете в RAW и используете правильный конвертер, позволяет творить чудеса, которые не под силу ни одному другому фотоаппарату в этой ценовой нише. И это не пустые слова – хотя Sony R1 стоит $700-750, она обеспечивает качество снимков, которое вы сможете получить на “зеркалке” за $900 с оптикой ещё за $1000. Хотя в некоторых случаях и хочется, чтобы камера была чуть проворнее или функциональнее.
Качество фотографий
Кроме 24-мм широкоугольного режима, другим оправданием в пользу DSC-R1 можно считать качество фотографий. Оно существенно выше, чем у переходных камер с сенсором меньшего размера. Кроме того, камера DSC-R1 позволяет снимать в режимах с высокой светочувствительностью (от ISO 800 до 3200), как и в случае со многими “зеркалками”. В данном отношении DSC-R1 очень хороша. Увеличение у DSC-R1 тоже даёт хорошие результаты, лучше, чем в случае с объективами, входящими в комплект поставки многих “зеркалок” (за исключением Nikon 18-70 мм). Уровень “шума” на фотографиях сравним с типичным зеркальными камерами. Поэтому вы сможете нормально снимать в режимах до ISO 1600, но вот ISO 3200 приемлем, только если вы сможете терпеть заметный “шум” и снижение резкости фотографии.
Учитывая большой размер фотографий, которые выдаёт камера Sony R1 (в режиме максимального качества JPEG), мы пережали их с помощью модуля оптимизации Paint Shop Pro X, получив размер меньше 3 Мбайт. На нашем мониторе (22″, 1600×1200) видимых отличий между оригиналом и уменьшенной версией мы не заметили.
Обычная тестовая фотография с минимальным фокусным расстоянием и средней диафрагмой (f/5,6). Чёткость деталей великолепна, за исключением самых углов фотографии.
Снимок получен при полной диафрагме (f/2,8), всё ещё при минимальном фокусном расстоянии. Камеру можно вполне нормально использовать при скудном освещении!
В тех же условиях при диафрагме f/5,6 чёткость и контрастность оказались лучше. Вполне ожидаемо.
Перейдём к другому концу фокусного расстояния. Режим “телефото” даёт фотографии с хорошей контрастностью и резкостью.
Как можно видеть, у фотографий в режиме ISO 800 “шума” очень мало, но и в резкости мы чуть теряем.
При переходе на ISO 1600 “шум” становится более ощутим, появляется хроматическая аберрация, но фотография по-прежнему очень качественная! Мы теряем очень мало резкости.
Ситуация в ISO 3200 заметно ухудшается. Но помните, что вы смотрите фотографию в соотношении 1:1 (1 пиксель фотографии к 1 пикселю монитора). Соотношение у отпечатка будет совершенно другое. Вы сможете печатать фотографии DSC-R1 в довольно большом масштабе, так что режим ISO 3200 в ряде случаев будет полезен.
Перевёрнутая пирамида в Carrousel du Louvre (Париж) усложнила расчёт экспозиции, но фотографию можно использовать после некоторых регулировок.
С камерой DSC-R1 вы сможете снимать в музее без вспышки (секция египетского искусства, Лувр).
Под пирамидой Лувра правильную экспозицию лучше выставлять вручную, но структуры пирамиды отображаются без цветовых артефактов!
Концерт итальянского эстрадного певца Умберто Тоззи в Париже. Снимок сделан в RAW (ISO 800), после чего преобразован в формат JPEG с помощью Image Data Converter.
Храм на Каширском шоссе (Москва). Снимок сделан в RAW и обработан в Phase One Capture One Pro, а затем доведён в Photoshop.
Концерт на презентации Intel Xeon Woodcrest в Москве. Снимок сделан в RAW и обработан в Phase One Capture One Pro. ISO 400.
Sony R1: заключение
Камера Sony DSC-R1 относится к совершенно особому классу, благодаря большому сенсору R1 находится между топовыми моделями с фиксированной оптикой и зеркальными фотоаппаратами со сменной оптикой. По качеству фотографий и возможности вести съёмку в режимах высокой светочувствительности камера находится на одном уровне с “зеркалками”, но в тяжёлых условиях Sony R1 кое в чём проигрывает. Наши тесты показали, что у Sony DSC-R1 недостаточно быстрая реакция, да и универсальность для всех условий, в отличие от “зеркалок”, тоже хромает. Но если вам требуется высокое качество фотографий по разумной цене, а высокая скорость съёмки не столь актуальна, то Sony DSC-R1 станет оправданным выбором. Эквивалентный объектив для зеркальной камеры стоит даже дороже, чем вся камера R1 в сборе. Поэтому при прочих равных, если вы не готовы вкладываться в высококачественную оптику, то недорогим зеркальным камерам мы бы рекомендовали предпочесть именно Sony R1. Это тот самый фотоаппарат, который разумно взять с собой в отпуск на море, на пыльное сафари или просто на дачу, поснимать шашлыки и берёзовый лес.
И, конечно, многое зависит от программного обеспечения. Sony R1 это та камера, владельцам которой мы настоятельно рекомендуем использовать и формат RAW, и качественный конвертер – как минимум, Adobe Camera Raw в составе Photoshop Elements, а лучше Phase One Capture One Pro. При наличии некоторого опыта и вкуса вы получите фотоснимки, которым позавидуют владельцы цифровых “зеркалок”. По итогам тестирования за превосходное соотношение цены и качества снимков мы присуждаем камере Sony DSC-R1 одну из наших высших наград – “THG.RU РЕКОМЕНДУЕТ”.
Также хотим отметить, что, по нашему мнению, Sony R1 была сознательно урезана производителем для того, чтобы не конкурировать с будущей (на момент выхода R1 в продажу) зеркальной камерой Sony Alpha A100. При всех достоинствах сменных объективов и оптического видоискателя, в варианте “прямо из коробки” камера Sony R1 во многих случаях может опередить Alpha A100, как впрочем, и дать фору камерам Canon 350D, Nikon D70 или Olympus E500, а также другим “зеркалкам” с “китовым” объективом.
Преимущества
- Большой сенсор формата APS-C с разрешением 10 мегапикселей;
- светосильная (f/2,8-4,8) оптика Carl Zeiss T* высочайшего качества (аналог для “зеркалки” стоит $1000);
- действительно широкоугольный объектив (24мм в эквиваленте);
- режим “Vivid” для сочных оттенков без обработки, поддержка Adobe RGB для фотохудожников;
- богатый набор функций;
- практически незаметный “шум” на ISO 160-400, сопоставимый с “шумом” матрицы Canon 350D;
- поддержка ISO 3200;
- дисплей на шарнире;
- бесшумный спуск затвора;
- нет проблем с вибрацией при подъёме зеркала, потому что нет зеркала;
- высокое качество сборки;
- поддержка двух форматов карт памяти – CF и Memory Stick Pro;
- “зебра” для контроля пересвечивания и гистограмма в реальном времени;
- отличное соотношение цены и возможностей.
Недостатки
- Относительно большая, тяжёлая и громоздкая;
- встроенный процессор не реализует всех возможностей сенсора камеры;
- трудности с фокусировкой в сложных условиях;
- очень большой размер RAW-файлов, т.е. меньше кадров помещается на “флешку”;
- три кадра JPEG и ни одного RAW в пакетной съёмке;
- нет датчика ориентации;
- тень от объектива заметна на некоторых снимках со вспышкой при использовании бленды.
Камера Sony R1 для тестирования предоставлена компанией “Транс-Америтек” (www.TAE.su, тел. (495) 730-22-15)
Обсудить статью “Sony R1: лучше и дешевле зеркалки”, а также поделиться мнением о фотоаппарате Sony R1 вы можете в специальной ветке форума THG.
Фотогалерея и примеры снимков
Традиционно мы снабжаем наши обзоры дополнительными иллюстрациями. Ниже вы найдёте как снимки, которые были сняты камерой в формате JPEG + исходники без сжатия – всего более 100 Мбайт картинок, фотографии снятые в RAW и прошедшие обработку как в конвертере, так и в графическом редакторе. И, наконец, фотографии самой камеры с различных ракурсов в высоком разрешении. Чтобы увидеть большую картинку вам необходимо нажать на её иконку.
Sony R1 JPEG
Sony R1 RAW (SR2)
RAW + Photoshop
Внешний вид фотоаппарата
Sony R1 и “зеркалка” Sony Alpha A100: что лучше?
Закончить этот обзор мы хотели бы ответом на животрепещущий вопрос – насколько Sony R1 сравнима с новой “зеркалкой” Sony Alpha A100. Развёрнутое обсуждение этой темы может занять ещё одну статью, поэтому будем кратки. Если перед вами стоит выбор между $700 за Sony R1 и $1000 за “китовую” Sony Alpha A100, то необходимо отдавать себе отчёт в ряде моментов.
1. Сенсоры двух этих камер имеют идентичное разрешение, при этом в Sony R1 используется CMOS-сенсор, а в Alpha A100 модель CCD, идентичная той, что установлена в значительно более дорогой камере Nikon D200 ($2000). Динамический диапазон шире у сенсора Sony Alpha A100. Максимальная чувствительность выше у Sony R1, но, соответственно, возрастает и уровень “шума”.
2. Штатный объектив, без сомнения, лучше у Sony R1 – он более просветлённый, покрыт специальным антибликовым составом, и это Carl Zeiss. К тому же, у R1 это 24-120 мм в эквиваленте и f/2,8-4,8, а у Alpha A100 это 27-105 и f/3,5-5,6, то есть пятикратный зум против менее чем четырёхкратного, а относительное отверстие уже. У Sony R1 объектив более широкоугольный. Есть и другие технические моменты, которые, вчитавшись, вы найдёте в статье.
3. Камера Sony Alpha A100 поддерживает пакетную съёмку в RAW на скорости 3 кадра в секунду, а Sony R1 едва достигает такой же скорости на JPEG и совсем не умеет снимать в пакете RAW (два кадра подряд в ручном режиме и только). Это является недостатком в том случае, если вы часто снимаете жестикулирующих людей, спорт или другие подобные сюжеты. Как правило, при бытовой съёмке (отпуск, природа, семейные портреты и т.д.) эта функция не востребована.
4. Sony R1 поддерживает два типа памяти и может быстро переключаться между ними, а Alpha A100 – только один. Это делает R1 более интересной для тех, кто переходит с Sony F828, и позволяет во время чистки одной “флешки” снимать на “флешку” другого типа.
5. По эргономике и организации меню Sony R1 это Sony, а Sony Alpha A100 это, скорее, Konika-Minolta.
6. У Sony R1 нет никаких проблем с пылью на матрице, зато Alpha A100 может использоваться с самыми разными объективами.
7. Телеконвертер для Sony R1 (модель VCL-DEH17R 1.7x) стоит около $400 и превращает объектив камеры в 40-200 мм (в эквиваленте), но добавляет при этом лишние 950 грамм веса. Это частично решает проблему с несменной оптикой для “телезума”, хотя и не очень удобно.
8. В Sony Alpha A100 есть оптическая стабилизация в камере, а у R1 её нет.
Подведя итог, отметим что Sony Alpha A100, в принципе, обеспечивает значительно большую гибкость, но и за счёт значительно больших финансовых вложений. Вы сразу же платите на $300 больше за камеру с более плохой оптикой, и чтобы купить схожий по параметрам объектив, должны будете заплатить ещё $700. Поэтому если для вас слишком много $1000 за базовый комплект из фотоаппарата и оптики плюс ещё до $1000 за аксессуары, то вероятно вам не стоит смотреть в сторону зеркальной камеры, сила которой именно в возможностях расширения. Alpha A100 интереснее с точки зрения пакетной съёмки и некоторых других возможностей, но даже если приобрести к ней всего ещё один объектив Carl Zeiss, обеспечивающий хотя бы схожие параметры с тем объективом, что установлен в Sony R1, то стоимость A100 будет равна стоимости двух R1.
Sony R1: мнение читателя
В редакцию THG.ru пришёл весьма интересный отзыв на камеру Sony R1 от фотографа и нашего читателя Елькина О.В. Мы решили привести и его.
Спасибо за хорошо написанную и достаточно аргументированную статью о Sony R1. Получил удовольствие от прочтения и полностью согласен как с аргументацией, так и с общей оценкой камеры. Ваша статья на редкость своевременна.
Зря вступили в полемику с критиками на статью. По сути, среди её оппонентов слабо просматривается опыт работы с камерой. Его просто нет.
Позвольте только возразить не по самой статье, статья превосходна, а лишь по некоторым её моментам.
1. Sony – не тот производитель, которого можно по-отечески “отшлёпать”. “Шлёпать” лучше некоторых оппонентов по причине невежливого отношения к авторам. Лучше бы им написать контрстатью и попытаться доказать обратное.
2. На мой взгляд, нечего раскланиваться перед зеркальными камерами и теми, кто ими пользуется. “Дальномерки” доказали своим существованием право на жизнь. Исторически ведь они были первыми. Если есть возможность, отсылаю вас к замечательной статье “What Is Camera Blur” в журнале “Camerart Japan”. Примерно 80-е годы. В статье профессор японского университета привёл результаты испытаний нескольких зеркальных камер. Микросдвиг, влияющий на резкость, создаётся не только ударом зеркала, но и работой затвора. В зеркальной камере возникает момент приложения сил, действующих не только в разных направлениях, но и в разное время, что не позволяет их взаимно уравновесить. Камера получает микровибрацию. Только одна зеркальная камера в его опыте с центральным затвором в объективе (были и такие модели) показала некоторое преимущество.
Поскольку я долго работал плёночным аппаратом Мamya 6, то хорошо ощутил преимущество “дальномерок”. В ней затвор (встроенный в каждый объектив электромагнитный) запускался всего лишь замыканием контактов под кнопкой.
Такой же спуск, точнее, запуск применяется во всех цифровых камерах сегодня, а дальше хлопок зеркала в зеркалке…
Если фотограф – не статуя, или не применяет стабилизацию, в возможностях которой я пока сомневаюсь, и основания существуют, то результат предсказуем. Без стабилизаторов, без зеркала дальномерная схема в условиях слабого света даст лучшие результаты по резкости. Здесь будет первична только твёрдая рука фотографа. Вот тогда оптика говорит свое последнее слово.
Я работаю с R1 около 10 месяцев практически беря в руки ежедневно за редким исключением. Недостатки есть. Они малосущественны. Опыт работы с R1 убедил и окончательно взять камеру второй рабочей.
3. Не могу согласиться с делением на преувеличенную “профессиональность” зеркальных аппаратов. Получается, Leica М для богатых фотолюбителей? Тогда есть бедные зеркальные профессионалы? Видимо, следовало бы сказать, что профессиональные фотографы предпочитают зеркальные аппараты. По-моему, не стоить лить воду на мельницу опытных маркетологов.
Лишние поклоны в их стороны только вредят. Как справедливо заметил на форуме dpreview англоговорящий господин: “производители цинично спекулируют на интересах потребителей”. Точность перевода я не гарантирую, но смысл адекватен.
Очень понравилась ваша аналогия с автомобилями. Действительно ведь мы выбираем всего лишь механизм. С колёсами или с объективом.
Хотелось бы завершить шуткой. Не моей, но автомобильной.
Известная телевизионная “V передача”. Ведущий, сравнивая последние модели “Роллс-Ройс” и “Майбах” (первый ощутимо дороже), отмечает почти полную схожесть обеих моделей и говорит: “Если вы всё же решились купить R-R, сожалею, но в ближайшее время настоятельно рекомендую вам обратиться к психиатру.”