Ещё в начале года лето на рынке цифровых зеркальных фотокамер обещало быть жарким. Систематические утечки и шпионские блоги о будущей зеркальной камере Sony Alpha A100 заставили многих потенциальных покупателей зеркальных цифровых камер придержать коней. Зачем покупать шесть мегапикселей, если вот-вот ожидается десять, да ещё и с какими-то интересными характеристиками, задумался обыватель. И был прав – спешить не следовало, но не только потому, что ожидалась Alpha.
С момента появления последних доступных зеркальных цифровых фотокамер в начальной ценовой категории от Nikon и Canon прошло уже более полутора лет, и рынок явно нуждался в чём-то свежем. Sony бросила перчатку. Nikon вызов приняла.
Nikon D80 и объективы 18-70 F3,5-4,5, 70-200 и 50 мм: комплект, который мы тестировали. Карты CF в Nikon D80 не вставляются.
Прежде чем мы расскажем о Nikon D80, позволим себе уже почти традиционное отступление. Мы не устанем повторять, что в массовом и наиболее ходовом сегменте фотокамер котируются несколько иные ценности, нежели среди владельцев любительской, профессиональной и полупрофессиональной техники. Фотографы как делились, так и делятся на классы, от тех кто “point and shoot”, и порой не особенно удачно, до тех, кто, ещё не проснувшись, готов прочесть лекцию о том, какие преимущества даёт цифровой мега-мегапиксельный задник на полный формат, и чем отличается постановочный свет в студии от такового для работы на улице.
Упаковка Nikon D80 Body – традиционно компактная, такая же, как у Nikon D200 Body.
А потребитель зеркальной цифровой техники постепенно меняется. Если раньше это были обеспеченные профи, то теперь всё более широкие слои населения могут себе позволить цифровые зеркальные камеры. Они становятся компактнее, легче, доступнее. Автор сталкивался с ситуацией, когда одну и ту же зеркальную камеру воспринимали очень серьёзно (на ней был установлен, ну, очень массивный объектив профессионального класса, батарейный блок и вспышка стоимостью почти в саму камеру), и совсем не воспринимали с “полтинником” (очень компактным объективом с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм).
Nikon D80: ремешок, зарядка, кабели, три объектива.
Человек, покупающий зеркальную камеру, сегодня уже может не быть “выросшим из цифромыла” – он мог раньше не видеть вообще никакой камеры. Или наоборот, мог всю жизнь пользоваться для души плёночной техникой, даже советскими камерами, а сегодня накопить на какой-нибудь Nikon D50. Плёнка однозначно ушла, и дискуссию о том, лучше она цифры или хуже, мы предлагаем закрыть, даже если точка в этом вопросе ещё и не поставлена. Для среднестатистического потребителя цифра удобнее, а это значит куда больше, чем широкий динамический диапазон вкупе с проработкой мелких деталей и другими бонусами плёнки. Уж поверьте.
Однако и цифровые “мыльницы” устраивают пусть и большинство (по количеству продаж и за счёт малой цены), но не всех, в то время как зеркальная техника становится доступнее и доступнее.
Nikon D80 с объективом 50 мм F1,4.
Есть и другой важный фактор. Как правильно однажды было замечено в одном из флеймов в клубе Foto.ru, владельцев дорогой оптики в мире значительно меньше, чем владельцев вполне приземлённых объективов. Точно также наш собственный жизненный опыт показывает, что далеко не все владельцы зеркальных камер начального уровня готовы раскошелиться после приобретения камеры на оптику стоимостью даже $400-500, не говоря уже о более качественных “линзах”.
Итак, в лабораторию THG на непродолжительный срок попала камера Nikon D80. К сожалению, наш рассказ о ней будет всё же предварительным, потому что, во-первых, это был технический образец (седьмая камера, вышедшая с завода), а во-вторых, мы не смогли заполучить новую “китовую” оптику. Что ещё важнее, мы обещали компании Nikon не публиковать никаких снимков, полученных с образца Nikon D80. Поэтому сегодняшний материал, это лишь первый взгляд. Общая оценка возможностей и перспектив, беглый осмотр эргономики и камеры в целом. Детальная статья будет позднее, после того, как Nikon предоставит нам полноценный вариант камеры.
Nikkor DX AF-S 18-135 мм F/3,5-5,6G ED.
Сразу же проясним вопрос цены. Согласно информации от Nikon, “боди” будет стоить 899 евро, а “кит” около 1199 евро с объективом (внимание!) Nikkor DX AF-S 18-135 мм F/3,5-5,6G ED. “Боди” можно ожидать в продаже через несколько недель, а “кит” приблизительно в октябре. Уже очень интересно, не правда ли?
Nikon D80 с установленным Nikkor DX AF-S 18-135 мм, F/3,5-5,6G ED.
Nikon D80: ключевые особенности
Итак, давайте поставим окончательную точку в вопросе о том, что такое Nikon D80, и чем она отличается от D50/D70s/D200. Чего только за последние недели не попадалось по этому поводу в форумах. Иногда складывалось ощущение, словно каждый придумал себе собственный вариант D80 с наиболее предпочтительными возможностями.
Кадр с презентации D80: камеры D2X, D200 и D80 рядом.
Наиболее важными отличиями D80 от предыдущих моделей являются: сенсор, экспозамер, тип карты памяти, ЖК-экран и меню, организация органов управления. Как вы понимаете, байонет сохранён неизменным (Nikon F), поддерживается оптика серии DX для цифровых камер, и новая D80, в целом, продолжает традиции Nikon. Однако кое-что новое для потребителей привнесено, и доля инноваций значительна. В ходе этой статьи сравнивать D80 мы по большей части будем с D70s, но в некоторых моментах придётся прибегнуть к аналогиям с D50 и даже D200(!). Сразу же отметим, что, несмотря на то, что сама Nikon считает D80 наследницей D70s, мы готовы дать ей даже более лестную оценку.
Помните, как в обзорах Nikon D200 было принято говорить, что эта камера больше взяла от D2X, нежели от D100? Точно также, D80 гораздо больше взяла от D200, чем от D70s, но в то же время, у неё немало общего и с D50. Если попытаться подобрать аналогию, то это разогнанная D50 и приторможенная D200 одновременно. Такой вот стратегический ход, который может здорово пошатнуть рынок цифровых зеркальных камер, и именно это является ударом по Sony Alpha. Поэтому давайте разбираться.
Сравнительные характеристики камер Nikon
Nikon D200
Nikon D50
Nikon D80
Nikon D70s
Цена кит (актуально в Москве)
$2070
$730
1199 Евро (примерно $1545)
$1055
Цена боди (актуально в Москве)
$1706
$630
889 Евро (примерно $1160)
$810
Объектив кит
18-70/3.5-4.5
18-55/3.5-5.6
18-135/3.5-5.6
18-70/3.5-4.5
Байонет
Nikkor AF / F-mount, D-Type
Nikkor AF / F-mount, D-Type
Nikkor AF / F-mount, D-Type
Nikkor AF / F-mount, D-Type
Материал корпуса
Магний
Пластик
Пластик
Пластик
Матрица
10.2 мегапикселей
6 мегапикселей
10.2 мегапикселей
6.0 мегапикселей
Максимальное разрешение снимка
3872 x 2592
3008 x 2000
3872 x 2592
3008 x 2000
Размер сенсора
23.6 x 15.8 мм CCD
23,7 х 15,6 мм CCD
23.6 x 15.8 мм CCD
23.7 x 15.5 мм CCD
Диапазон чувствительности
100-3200 с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV
200–1600 ISO с шагом 1/3EV
100–3200 ISO с шагом 1/3EV
200–1600 ISO с шагом 1/3EV
Серийная съемка
5 кадров в сек, 37 JPEG; 22 RAW кадров
JPEG:2.5 кадра в секунду
JPEG:3 кадра в секунду, буфер 100 кадров JPEG при M/Fine
JPEG:3 кадра в секунду, буфер 144 кадра.
Размер ЖК-дисплея
2.5 дюйма
2 дюйма
2.5 дюйма
2 дюйма
Разрешение ЖК-дисплея
230000 пикселей
130,000 пиксеей
230000 пикселей
130,000 пиксеей
Минимальная выдержка
1/8000 сек
1/4000 сек.
1/4000 сек.
1/8000 сек.
Синхронизация вспышки
1/250 сек
1/500 сек
1/200 сек
1/500 сек
Тип памяти
Compact Flash Type I/II
Secure Digital (SD)
Secure Digital (SD)
Compact Flash Type I/II
Батарея
Умный литий-ионный аккумулятор Nikon EN-EL3е
литий-ионный аккумулятор EN-EL3a
Умный литий-ионный аккумулятор EN-EL3e
литий-ионный аккумулятор EN-EL3a
Размеры
147 x 113 x 74
133 x 95 x 71 мм
132 x 103 x 77 мм
140 x 111 x 78 мм
Вес (без батареи)
830 гр
540 гр.
585 гр
595 гр
USB
2.0 (Hi-Speed)
2.0 (Hi-Speed)
2.0 (Hi-Speed)
1.1
Замер
3D Matrix Metering II
3D Matrix Metering II
3D Matrix Metering II
3D Matrix Metering
Матричный замер
1005-сегм. RGB
420-сегм. RGB
420-сегм. RGB
1005-сегм. RGB
Точечный замер
3 мм (круг 2%)
3.5 мм круг (2.5%)
3.5 мм круг (2.5%)
2.3 мм круг (1%)
Подсветка дисплея
есть
нет
есть
есть
Ведущее число встроенной вспышки (при ISO100)
12
11
13
11
Точки фокусировки
11
5
11
5
Коррекция снимка
есть
нет
есть
нет
Корпус Nikon D80
Nikon D80 и оптика 50mm, 18-70 и 70-200
Корпус Nikon D80 пластиковый, что характерно для сегмента любительских зеркальных камер, но по субъективному ощущению он превосходит то, что предлагают конкуренты. Нам на ощупь Nikon D80 понравился несколько меньше, чем Sony Alpha A100, которая в руках лежит лучше “бюджетных” камер других производителей. Хват для ладони у Nikon D80 такой же, как у Nikon D70 – не пластиковый, как у Canon 350D, а слегка прорезиненный. Далеко не такой шикарный, как у Nikon D200.
Слева направо: Nikon D70S, Nikon D80 и Nikon D200. Фото комбинированное, размеры уравнивались по размеру крышки.
Nikon D80 несколько ниже D70s и, конечно, ниже D200. Где-то в промежутке между D50 и D70s. Этим обуславливается то, как камера лежит в мужской ладони, – для большего удобства, как обычно, лучше устанавливать на камеру дополнительный батарейный блок, который расширит доступное место под ладонь вниз.
Nikon D80 слева и справа.
Ухват Nikon D80 оказался достаточно большой, места под пальцы больше, чем у Nikon D70s. Следовательно, с более крупными объективами камера будет использоваться лучше.
Сравнивая Nikon D80 с моделью D200, которая, как вы убедитесь дальше, является правильным предметом для сравнения, отметим что на корпусе D80 меньше всевозможных кнопок, рычажков и колёс. В частности, в отличие от D200, как и на D70s, режимы на D80 переключаются диском слева от вспышки, а не кнопкой “Mode”, а режимы фокусировки двухпозиционным (а не трёхпозиционным!) переключателем слева от оптики. Если у D200 там расположен переключатель C(непрерывный)-S(покадровый)-M(ручной), то у D80 лишь AF(автофокус)-M(ручной), а режим фокусировки AF-C выбирается специальной кнопкой сверху “боди”, рядом со вспомогательным ЖК-экраном.
Как и у D70s, у новой Nikon D80 переключатель рядом с объективом имеет лишь два положения, в то время как у D200 их три.
Кнопки рядом с экраном выполняют двойные функции.
В целом, корпус D80 менее угловат и лежит в руке лучше, чем D70s, и заметно менее нагружен профессиональными функциями, чем корпус D200. Многое из того, что у D200 выбирается мгновенно вслепую движением пальца, у D80 выбирается при помощи нажатия какой-нибудь кнопки и вращения одного из двух управляющих дисков, и при этом необходимо смотреть на вспомогательный ЖК-экран.
В частности, это касается выбора режима фокусировки, зоны фокусировки и режима экспозамера. К тому же, в отличие от D200, у этой камеры нет диска выбора “серийности” съёмки. Впрочем, и серия возможна одного типа – три кадра в секунду.
И последняя удобная штучка, которой не было у D70s, это активация подсветки вспомогательного ЖК-экрана рычажком включения камеры. Эту черту Nikon D80 переняла у D200.
Nikon D80 с объективом Nikkor 50 мм F1,4.
Сенсор, процессор и алгоритмы обработки: всё новое
Судя по всему, хотя Nikon это и не комментирует, в камере Nikon D80 установлен такой же ПЗС-сенсор, как в Nikon D200 с разрешением 10,2 мегапикселя. Он имеет те же размеры и то же разрешение, тот же формат Nikon DX. Как следствие, кроп-фактор сохранился на прежнем уровне и составляет 1,5x от формата 35-миллиметровой плёнки или сенсоров FF, как сейчас принято писать.
К тому же, в новой камере установлен самый современный процессор. Nikon официально отказывается сообщать, тот же это процессор, что установлен в D200, или другая модификация, но подчёркивает другой немаловажный факт – камера содержит в памяти более новые и совершенные алгоритмы обработки, нежели более старшая модель, а вся обработка ведётся с точностью не менее 12 бит на канал (36 бит на изображение), при этом с матрицы сигнал снимается по двухканальной схеме.
Выходящая после D200 камера Nikon D80 получила те же самые улучшенные алгоритмы, что Nikon реализовала в новом RAW-обработчике Nikon Capture NX. Как следствие, похоже, что Nikon D80 в некоторых моментах окажется “умнее” старшей модели и при работе с некоторыми сюжетами может отрабатывать лучше. Чтобы однозначно это подтвердить, потребуются сотни отснятых снимков, поэтому пока оставим это утверждение на совести Nikon.
Экспозамер и AutoISO Nikon D80: всё от D200
Nikon D80 содержит современный эффективный механизм экспозамера 3D Color Matrix II, состоящий из специального 420-пиксельного датчика экспозамера (у D200 датчик 1005-пиксельный) и системы процессорного анализа и обработки полученных данных. Так, Nikon подчёркивает, что при работе 3D Color Matrix II в Nikon D80 снимаемая с датчика экспозамера информация сравнивается с имеющейся в базе данных камеры(!) информацией о 30 тысячах реальных фотографий.
Плюс к этому, Nikon D80 поддерживает изменяемый центрально-взвешенный и точечный режим замера экспозиции, а также функции автоматического брекетинга и поправки экспозиции. Автоматическая система замера экспозиции дополняется возможностью полностью ручного управления.
Система настройки баланса белого также унаследована от Nikon D200 – есть и автоматический (кстати, по нашему опыту ничуть не менее эффективный, чем у старшей модели) баланс белого, и ручные режимы (“Лампа накаливания”, “Лампа дневного света”, “Прямой солнечный свет”, “Вспышка”, “Облачно” и “Тень”) с относительными регулировками холоднее/теплее, и возможность установки баланса белого по серой либо белой карте, и возможность настройки цветовой температуры в диапазоне от 2500К до 9900К.
Nikon D80 с выдвинутой вспышкой.
Как и Nikon D200, новая камера поддерживает ISO от 100 до 3200, что кстати является хорошим шагом вперёд по сравнению с Nikon D70s (ISO 200-1600). До режима ISO 1600 камера позволяет выбирать чувствительность со значением в 1/3 или половину ступени, а свыше 1600 чувствительность выбирается как HI0.3, HI0.7 и HI1.
Присутствует и автоматический режим ISO – от 100 до 1600, с задаваемым верхним порогом и шагом, с изменяемой минимальной выдержкой в автоматическом и полуавтоматическом режимах. Эта функция реализована точно, как у D200. Отметим что сама по себе функция AutoISO очень интересна, потому что позволяет работать в полностью ручном режиме с автоматическим экспозамером. Вы можете установить, допустим, фиксированную выдержку 1/60, фиксированную диафрагму 3,2 и, включив AutoISO, снимать с этими настройками без недоэкспонирования и пересвета. Если освещение достаточное, то камера сама опустит чувствительность чтобы снизить “шумы”, если же света маловато, то ISO выставлено будет выше, и вы сделаете нормальный кадр.
Установки ISO в Nikon D80
Диапазон камеры соответствует тому, что имеется у Nikon D200. У камеры Nikon D70s возможно было использовать ISO от 200 до 1600, что накладывало некоторые ограничения
В камерах Canon в таких случаях приходится постоянно следить за полозком экспонометра, чтобы не пересветить или не перетемнить кадр.
Видоискатель, точки фокусировки, автофокус: D200
Ещё один сильный пункт в резюме Nikon D80, это её шикарный видоискатель с 0,94-кратным увеличением. Субъективно сравнивая его с видоискателем Nikon D200, мы не обнаружили никакого “классового” ухудшения. Да-да, поднеся видоискатель старшей камеры к одному глазу, а младшей к другому, мы не смогли выделить совсем никаких отличий. Видоискатели Nikon D50, Nikon D70s, Canon 350D и Sony Alpha A100, уж извините за сленг, стоят в стороне и курят. Видоискатель Canon 20D/30D близок, но всё же, во-первых, субъективно меньше и чуточку темнее за счёт того матового покрытия, которое облегчает фокусировку. Во избежание обвинений со стороны фанатичных любителей брендов хотим отметить, что во время сравнения видоискателей все перечисленные камеры, кроме Nikon D50, были у автора на руках, и мы могли себе позволить смотреть в них одновременно, а не сравнивать по памяти.
Картинка в видоискателях D80 и D200 одинаковая и по размеру, и светлости, и по количеству и качеству выводимой информации. Если видоискатель D200 мы бы назвали одним из лучших, на уровне дорогих профессиональных моделей, то, как вы думаете, как мы охарактеризуем точно такой же видоискатель Nikon D80?
Стандартный вид.
С широкой зоной центральной точки фокусировки.
Есть некоторые отличия в том, что и где индицируется под видоискателем, но сама комбинированная электронная система, поддерживающая вывод отключаемой композиционной сетки, 11 или 7 точек автофокуса, изменяемый размер зон фокусировки и т.д. полностью унаследована от D200. Вообще, видоискатель Nikon D80 в этом ключе очень приятен. Если у Sony Alpha A100, Canon 350D и Canon 30D, к примеру, то, что изображается на “стеклянной” части видоискателя, неизменно, и максимум что может происходить, это подсветка красным зон фокусировки, то Nikon использует более продвинутый подход. В “стеклянной” зоне может включаться и выключаться композиционная решётка, может наглядно изменяться количество точек фокусировки (9 с широкой зоной либо 11), могут подсвечиваться узкими или широкими рамками сами зоны, может выводиться сообщение “флэшка не вставлена” и “батарея разряжена”. Можно сказать, что видоискатель Nikon более высокотехнологичен. Окуляр Nikon D80 мы бы охарактеризовали как комфортный, он плотно прижимается к брови.
В “стеклянной” зоне показывается и разряд батареи, и режим Ч/Б съёмки, и что карта памяти не вставлена. Плюс к этому может быть включена или выключена композиционная сетка.
Как вы уже поняли, в Nikon D80 та же самая улучшенная 11-зонная система автофокуса, что и в Nikon D200. Наш краткий опыт использования показал, что она у Nikon D80, по меньшей мере, ничуть не хуже, чем у Nikon D200. Сама Nikon подчёркивает, что в системе автофокуса D80 используются переработанные версии модулей датчиков АФ Nikon Multi-CAM 1000, и что эта система обладает новыми эффективными возможностями. Например, каждая из 11 зон фокусировки может использоваться независимо, а центральный датчик способен переключаться в режим расширенной зоны фокусировки для охвата большей площади кадра. В этом новом режиме автоматического выбора зоны автофокуса фотокамера оценивает все 11 зон фокусировки, автоматически определяет, в каких зонах находится основной объект, и использует только эти зоны.
На вспомогательном экране может высвечиваться немало полезной информации.
Раз уж зашла речь о скоростном автофокусе, то нужно отметить, что для включения Nikon D80 требуется всего 0,18 секунды, а минимальная задержка срабатывания затвора составляет всего около 80 миллисекунд,
ЖК-дисплей Nikon D80
Основной дисплей Nikon D80: 2,5 дюйма, полностью идентичен дисплею D200.
Nikon D80 оснащается большим 2,5-дюймовым ЖК-дисплеем с разрешением 230 000 пикселей и широким углом обзора – 170 градусов во всех направлениях. Это тот же самый дисплей, что установлен на Nikon D200, со всеми его достоинствами и недостатками.
Вспомогательный ЖК-дисплей Nikon D80.
Новая кнопка зума позволяет просматривать снимки с увеличением до 25-кратного, облегчая управление резкостью. Отображение RGB-гистограммы позволяет с высокой точностью оценивать качество снимков. Функции просмотра снимков включают покадровый просмотр, просмотр 4 или 9 миниатюр, отображение гистограммы и выделение ярких областей.
Новый аккумулятор теперь и в Nikon D80
В модели Nikon D80 используется тот же аккумулятор и система его контроля, что и у Nikon D200. В свою очередь, мы позволим себе напомнить, что в D200 использовался аккумулятор того же формата, что и у камер серии D70s, но отличие заключалось в большей “интеллектуальности” новой модели батареи EN-EL3e. Чтобы не спутать, аккумулятор этот был выполнен в сером корпусе, в то время как старые модели были чёрными.
Новый аккумулятор Nikon EN-EL3e используется в Nikon D200, а теперь и в Nikon D80.
Новый аккумулятор обладает третьим контактом, выдающим полную и точную информацию в меню камеры об уровне заряда (в процентах), числе фотографий, снятых после последней зарядки, а также состояние аккумулятора (новый – отработанный). Это очень удобная система для пользователей, поскольку у старых моделей индикатор заряда показывал, что батарея садится, только когда аккумулятор был близок к окончательной разрядке. Такой вот сюрприз для фотографа.
Информация о батарее Nikon D80
Статус батареи содержит довольно много полезной информации
На верхний дисплей выводится упрощённый индикатор заряда, хотя и с шестью градациями. К сожалению, как и D200, новая камера D80 не может использовать старые аккумуляторы. Зарядное устройство в комплекте поставки аналогично тому, что поставляется с D70s и D200, и оно может заряжать аккумуляторы обоих типов.
Батарейный блок MB-D80 Multi-Power Battery Pack.
В качестве опции, можно использовать с Nikon D80 новый батарейный блок MB-D80 Multi-Power Battery Pack, который позволяет установить сразу два аккумулятора EN-EL3e или шесть стандартных батареек/аккумуляторов AA. На модуле также имеются альтернативные клавиши, включая спуск затвора, чтобы облегчить портретную съёмку.
Nikon подчёркивает, что от одного заряда аккумулятора можно отснять до 2700 кадров. Конечно, при условии, что вы не пользуетесь вспышкой. Думается при замере по системе CIPA камера позволит отснять около 700-800 кадров, то есть будет на современном уровне. Также пока мы не можем подтвердить или опровергнуть информацию о том, что Nikon D80 будет при прочих равных дольше работать в “режиме ожидания”, чем Nikon D200, у которого этот срок вызывал определённые нарекания. В любом случае, если вы планируете много снимать, то лучше обзавестись вторым аккумулятором.
Nikon D80 с прикреплённым внизу батарейным блоком: выглядит профессионально.
В ходе презентации камеры представители Nikon также подчеркнули важный момент – в новых аккумуляторах содержится специальный микрочип, по которому камера может определять “оригинальность” аккумулятора. С аккумуляторами неоригинальными, то есть произведёнными сторонними компаниями, работа Nikon D80 не гарантируется. Более того, косвенно Nikon намекает на то, что камера с такими аккумуляторами работать не будет.
Nikon D80 совместим со всеми аксессуарами Nikon, имеющимися в продаже.
Меню, креативные и сюжетные программы Nikon D80
Меню Nikon D80 может быть на нескольких языках
Основные пункты меню
Меню просмотра
настройка опций просмотра, в том числе выбор папки из которой камера будет брать снимки для просмотра (если их несколько), защита, печать и “скрытие” снимка, а также слайд-шоу двух типов – анимированное и стандартное.
Меню съёмки
настройка наиболее употребимых характеристик (профиль, качество, размер, баланс белого, ISO, шумоподавление, включение режима “мультиэкспозиция” (комбинирование нескольких кадров в одном)
Меню собственных настроек
наиболее загруженное пунктами меню, позволяющее установить все основные опции камеры, в том числе выбрать режимы и точки фокусировки, задать AutoISO, брекетинг, переназначить кнопки, определить режим подсветки фокусироки и включить либо выключить композиционную сетку и т.д. Каждая функция имеет подменю, в котором зачастую может быть очень много пунктов.
Меню настройки
Простые настройки – имя папки для сохранения, включение предварительного подъёма зеркала для снижения вибрации, статусная информация (версия прошивки, состояние батареи).
Меню обработки
фильтры и алгоритмы оптимизации, которые можно использовать ПОСЛЕ того, как снимок сделан и сохранён на карту памяти. То есть это не фильтры в реальном времени, а своего рода графический редактор в камере.
Первое ощущение, возникающее при включении D80 и входе в меню, это “ой, да это же D200” – та же цветовая гамма и структура расположения, те же шикарные сглаженные шрифты и крупные буквы, во многом похожая структура. Отличий, конечно, немало – это и отсутствие ряда более профессиональных настроек, и наличие дополнительных функций пост-обработки, и новый режим анимированного слайд-шоу, позаимствованный у камер серии CoolPix. Поддерживается и режим просмотра кадров “стандарт”, когда снимки на экране (и на телевизоре, если подключить к нему камеру) просто сменяют друг друга.
Специально, чтобы вы лучше могли себе представить меню, мы записали видеоролик в формате Windows Media Video, в котором заснята полная пробежка по пунктам меню камеры. Файл занимает 6.66 Мбайт, для его просмотра желательна современная версия Windows и установленный кодек WMV8.
Нажмите на картинку чтобы скачать видео.
Отметим также, что меню камеры полностью русифицировано. Похоже, D70s осталась последней моделью, меню которой до сих пор не переведено на русский язык. Новая Nikon D80 переведена качественно, ничуть не хуже, чем D200.
Даже в предсерийном образце русский язык есть.
Также стоит выделить возможность самостоятельной компоновки меню. Вы можете выбрать, какие функции будут показываться, а какие будут спрятаны. Новый параметр называется “Моё меню” и очень удобен для тех, кому не требуется постоянное наличие всех функций камеры под рукой. Оставляете только самое главное и экономите время, которое раньше уходило на метание по большему количеству пунктов.
Особенной чертой Nikon D80 является встроенная возможность редактирования снимков прямо в камере. Для этого предусмотрено специальное меню обработки, в котором можно выбрать и применить к одному и тому же снимку сразу несколько алгоритмов пост-процессинга. Так, функция D-Lighting оптимизирует динамический диапазон изображения, вытягивая слишком тёмные области и позволяя моментально получать очень красивые эффекты, типа голубого, не пересвеченного и с шикарными облаками неба при нормально экспонированной растительности. Или, например, правильно экспонированный на ярком солнце светлый автомобиль и не менее правильно экспонированное его окружение. Собственно, эффект этот легче понять по следующим иллюстрациям. Изображения, видимые ниже, получены на пред-серийном варианте Nikon D80 и не подвергались обработке, за исключением масштабирования и сжатия в JPEG с меньшим качеством. К сожалению, мы обещали Nikon не выкладывать фотографии в полном разрешении или даже кропы, поэтому в этой статье можем предложить вам лишь ограниченное количество иллюстраций, которые не передают того качества, что обеспечивает D80.
Вверху слева экспокоррекция (-2), справа автомат (экспокоррекция 0), слева внизу D-Lighting первого снимка.
Аналогично. Сравнивая, обращайте внимание на пересветы и недосветы.
Помимо D-Lighting, камера поддерживает функцию подавления “красных глаз”, которая на снимке автоматически обнаруживает и устраняет нежелательный эффект, иногда возникающий при съёмке со вспышкой. С помощью функции кадрирования снимка можно перекомпоновать уже готовый кадр после съёмки, например, отрезать появившиеся в кадре нежелательные детали по бокам, иначе расположить объекты относительно краёв кадра и т.д. Функция наложения снимков позволяет объединять пары изображений в формате RAW (NEF), снятых при помощи Nikon D80, для получения нового комбинированного снимка. Например, это позволит создать кадр, где на одном и том же фоне один и тот же человек изображён несколько раз. Кадр для иллюстрации получен не камерой Nikon D80, а с “мыльницы” Casio.
Помимо этого, в фотокамере реализованы функции создания однотонных снимков (“Черно-белый”, “Сепия”, “Цианотипия”) и эффекты фильтров (“Свет неба”, “Теплый оттенок”, “Цветовой баланс”).
Наконец функция “Мультиэкспозиция” позволит получить единое изображение из нескольких последовательных снимков, что даёт эффект, подобный многократному экспонированию на плёночной фотокамере. Это тоже позволяет получать интересные и даже комичные эффекты для семейного фотоальбома.
Отметим, что все перечисленные функции являются эффектами пост-обработки, то есть накладываются камерой не во время съёмки, а вызываются фотографом уже после неё, в ручном режиме. Своего рода простенький Photoshop в камере, но, несомненно, интересный для тех, кто не готов заниматься обработкой фотоснимков на компьютере. Кстати, специалисты этот момент часто недооценивают, потому что, умея обращаться со сложными графическими редакторами, они не понимают, как кто-то может обладать более низкой квалификацией. А мы вот легко представляем себе 40-50 летнего мужчину в самом расцвете сил, который может себе позволить такую камеру, но в то же время совершенно не разбирается в Photoshop.
Сюжетные программы включаются поворотом основного диска регулировки.
Осталось отметить, что поскольку Nikon D80 это камера для любителей, у неё предусмотрены и легко вызываются сюжетные программы при помощи основного диска управления. Всего в камере предусмотрено семь сюжетов – “Авто”, “Портрет”, “Пейзаж”, “Макро”, “Спорт”, “Ночной пейзаж” и “Ночной портрет”. При их активации автоматически выбираются оптимальные для данных сюжетов баланс белого, резкость, тональность (контраст), цвет, насыщенность и оттенок, что также способствует получению неопытным фотографом хороших результатов в формате JPEG.
Настройка баланса белого
Поддерживается как “заводской” баланс белого, так и выбор по температуре (2500-9900), отснятому кадру либо листу. Все пресеты имеют несколько настроек, т.е. можно например выбрать ББ “Лампа ДС”, и затем установить коррекцию +/-
Nikon D80 также позволяет выполнять индивидуальную настройку параметров оптимизации изображения с помощью меню, содержащего варианты “Нормальный”, “Мягче”, “Яркий”, “Портрет”, “Собственная настройка” и “Черно-белый”.
SD вместо CF – очень логичный шаг
Наиболее спорный момент, с одной стороны, и более чем логичный, с другой, это выбор Nikon того типа карт памяти, что потребителю придётся использовать с D80. В данном случае Nikon решила разделить рынки. Так, начинающие (D50) и опытные (D80) любители будут снимать на карты памяти SD (MMC, MicroSD через переходник и т.д.), в то время как Compact Flash останется для тех, кто снимает на технику средне-высокого и высокого класса.
В Nikon D80 используются карты памяти SD, а не CF, как в D70/D200/D2x.
С одной стороны, владельцев Nikon D70s это может шокировать – имеющиеся у них карты CF к новой камере не подойдут. С другой стороны, Nikon D80 позиционируется в класс любительских камер, а любители сегодня уже не экипированы CF. Да, ведь в телефонах используются SD, в карманных компьютерах SD, в ноутбуках поголовно встроены “картоводы” именно для SD. Зато Compact Flash имеется в куда меньшем количестве оборудования, и, следовательно, в своём классе он не так удобен. Получается, что владелец Nikon D80 оказывается даже в более выгодной ситуации по состоянию инфраструктуры для карт памяти, чем тот, кто использует CF.
Слот SD – открывается руками. Камера может также работать с MMC (проверялось) и, вероятно, с MiniSD через переходник (не проверялось).
Есть лишь одна оговорка. CF дешевле. За равную сумму покупается карта памяти CF на 4 гигабайта и SD на два. С другой стороны, мы говорим о потребителях-любителях, многим из которых хватит и гигабайтной “флэшки”. К тому же, всегда можно обзавестись фотобанком.
Вместо заключения: такой удар по Alpha, что закачаешься
Итак, за время тестирования Nikon D80 в лаборатории THG мы успели составить законченное мнение о продукте, хотя и с оговоркой, что к нам в руки попала седьмая по счёту камера, выпущенная Nikon, то есть предсерийный образец.
Nikon D2X, Nikon D200 и Nikon D80: полный набор.
Nikon D80 – это не просто ответ на Sony Alpha A100, это ещё и хорошая оплеуха рынку цифрового “зеркала” в “бюджетной” его части. Так подобрать время выхода камеры, так скомпоновать “кит”, предложить такую цену при таких возможностях Nikon! Необходимо было дать достойный отпор амбициозному “новичку”, и ответ получился впечатляющий. Не нокдаун, конечно, но закачаешься. Заодно, сделали неприятно и основному конкуренту, ответа которого мы будем ждать с нетерпением.
Nikon D80 унаследовала огромное количество возможностей старшей полупрофессиональной модели Nikon D200, но позиционируется в любительский сегмент. По цене Nikon D80 будет очень конкурентным предложением – официально это 899 евро за “боди” и 1199 за “кит” с впечатляющим объективом Nikkor DX AF-S 18-135 мм F/3,5-5,6G ED, который к тому же обещает быть довольно резким. Последнее мы ещё не готовы ни подтвердить, ни опровергнуть, потому что в руках эту “линзу” не держали.
D200, D80 и D70s: некомбинированное фото, камеры сняты другим фотоаппаратом.
Но что мы точно можем сказать, так это то, что и для владельцев Nikon D50, и для владельцев Nikon D70 новая камера – это хороший апгрейд. По ощущениям, почти такой же, как для владельцев Canon 350D переход на Canon 5D. Новый Nikon D80 это волк в овечьей шкуре – мозги и мускулы D200 в компактной оболочке. Только посажены эти мускулы не на стальной остов Терминатора, как у D200, а на простой человеческий скелет. Nikon считает правильным сравнивать новинку с D70s, подчёркивая достоинства новой камеры, но нам кажется более правильным ставить D80 рядом с D200, и говорить о том, чего в новой камере нет, по сравнению со старшей моделью, и что в ней есть такого, чего в D200 нет в угоду классу.
Так, в D80 нет значительного числа переключателей и “колёс” на корпусе, позволяющих одним движением пальца сменить режим работы. Нет синхроконтакта под студийный свет и разъёма для аксессуаров. Нет серийной съёмки в 5 кадров в секунду. Нет некоторых кнопок, необходимых про-фотографам для быстрой смены параметров. Нет массивного и более защищённого корпуса и слота CF. Всё же это любительский агрегат. Но всё остальное у D80 есть – шикарный видоискатель от D200, отличная 11-точечная система фокусировки от неё же, десятимегапиксельный сенсор, современные “мозги”, современный экспозамер (в D200 используется датчик более высокого разрешения), отличная система баланса белого и многое, многое, многое другое. Плюс то, чего в D200 нет, – сюжетные режимы плюс креативная система пост-обработки и фильтры, плюс новые алгоритмы.
По субъективным ощущениям от процесса фотографирования и получаемого результата, D80 вплотную расположилась рядом с D200. Она отличается от старшей модели куда меньше, чем в своё время Canon 350D отличался от Canon 20D. Она почти, ну, очень-очень близко к классу полу-профессиональных моделей. Но всё же, “зарезана” именно так, чтобы не конкурировать со старшей моделью.
Что касается злободневного вопроса, лучше ли Sony Alpha A100 или Nikon D80, то мы пока не дадим вам ответ на него. По этому поводу мы выпустим отдельный материал тогда, когда к нам попадёт серийный образец Nikon D80, но сразу же хотим отметить, что однозначного ответа не будет. Сильные стороны есть и у той, и у другой камеры. Как уже было сказано, “удар такой, что закачаешься, но не нокдаун”.
Как обычно, мы снабжаем наши статьи фотографиями описываемого предмета в высоком разрешении. Чтобы увидеть полноразмерное фото, просто “кликните” на иконке. Примеры фотографий, сделанных Nikon D80, мы не можем пока опубликовать в рамках соглашения с компанией Nikon. Это будет сделано позже, когда к нам в руки попадёт серийный образец камеры.