Введение
nVidia сегодня в трудном положении, и основной вопрос для компании таков: “что делать с QPI?” Ранее nVidia была крупным игроком на рынке high-end чипсетов для процессоров Intel, но она так и не представила решения, которое бы поддерживало последнее поколение процессоров Core i7. В прошлом компания использовала SLI в качестве основного привлекательного фактора для энтузиастов. Но чипсеты под Core i7 сегодня производит только Intel, поэтому nVidia изначально решила сделать обязательным дополнительный аппаратный компонент в виде моста nForce 200 PCI Express, который должен присутствовать на всех материнских платах для Intel Core i7, чтобы они позволяли включать SLI. Однако производители запротестовали, а на многих сайтах появилась информация о намеренном программном блокировании технологии SLI на чипсетах PCI Express. nVidia решила всё же не терять лицо, и вскоре стала лицензировать добавку в BIOS, возвращавшую поддержку SLI.
Но победили ли покупатели? Единственный доступный чипсет для Core i7 Intel X58 Express оснащён 36 линиями PCI Express, и можно без проблем подсчитать, что использование двух “родных” слотов x16 оставит только x4 линии на третью видеокарту. Производители некоторых материнских плат разбили один из слотов x16 на два слота по x8, что дало конфигурацию x16-x8-x8 в режиме 3-way SLI.
Впрочем, есть и третий вариант: контроллер PCI Express, который nVidia изначально планировала для платформ X58. Добавив контроллер, подобный nVidia nForce 200, производители материнских плат могут заявить о шестнадцати линиях по всем трём слотам x16 (пусть даже два слота из трёх будут совместно использовать доступную пропускную способность). Подобный контроллер может теоретически распределять идентичные данные по обоим слотам на полной пропускной способности, хотя мы до сих пор ещё не встречали практического подтверждения, что такой подход работает и действительно улучшает производительность.
Умные контроллеры могут даже распределять пропускную способность “на лету”, чтобы одно устройство получило полную скорость, когда другое бездействует. Контроллеры часто добавляют задержки, но nForce 200, предположительно, как “умный”, так и быстрый.
Впрочем, оставим теорию и перейдём к практике. Используя мощное графическое решение 3-way SLI от EVGA, мы сравнили материнскую плату MSI Eclipse Plus, оснащённую контроллером nForce 200, с конфигурациями x16-x8-x8 и x16-x16-x4 от конкурента Asus.
MSI Eclipse Plus: улучшения nForce 200
Среди расширенных функций отметим диагностический дисплей задней панели, разгон OC Dial и дополнительный слот PCI Express x16, что позволяет последней материнской плате MSI для Core i7 затмить предыдущие модели X58 Express.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Один контроллер nForce 200 позволяет Eclipse Plus поддержать три слота x16, а пропускная способность четвёртого слота ограничена четырьмя линиями PCIe. Слоты PCIe x16 2 и 3 совместно используют пропускную способность, предоставляемую контроллером, причём все слоты относятся к стандарту PCIe 2.0 с удвоенной скоростью.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Уже рассмотренная нами в модели AMD 790FX-GD70 круглая клавиша OC Dial позволяет разгонять частоту шины “на лету” на уровне BIOS без каких-либо дополнительных утилит.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Контроллер nForce 200 напрямую связывается с северным мостом Intel X58, а располагается он рядом с южным мостом ICH10R, чтобы доступ к близлежащим вторым и третьим слотам x16 был более быстрый. Справа можно заметить два множителя портов JMicron JMB322, позволяющие подключить четыре порта SATA 3.0 Гбит/с к контроллеру JMB362 PCIe x1 с двумя портами таким же образом.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Специфической особенностью дорогой платы MSI является звуковая карта X-Fi Xtreme Audio PCIe x1, монитор энергопотребления GreenPower Genie и монохромный дисплей D-LED2. Разъём для подключения дисплея располагается за крупным радиатором южного моста, поэтому в конфигурациях 3-way SLI он закрывается третьей видеокартой. Если вы не закроете модуль D-LED2 видеокартой, то сможете насладиться отображением нескольких параметров BIOS, что весьма удобно в паре с функцией OC Dial.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Полный набор кабелей и мостиков позволяют подключить до восьми внутренних приводов SATA, два внешних жёстких диска (в сумме четыре) и собрать конфигурацию до 3-way на технологии CrossFireX или SLI.
Здесь хотелось бы упомянуть, что размещение пластины с логотипом над рёбрами радиатора – не самое эффективное решение. Конечно, выглядит всё это красиво, но нас больше интересует производительность охлаждения.
Стандартные конкуренты на Intel X58
Одна из первых материнских плат на Intel X58, которые поступили в нашу лабораторию, Asus Rampage II Extreme использует электронные переключатели, которые меняют раскладку линий PCI Express с двойного режима x16 на x16-x8-x8 после установки третьей видеокарты.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Конкурент, без сомнения, достойный, однако нашим основным нареканием по раскладке был третий слот, который расположен на одну позицию слишком низко, чтобы в стандартный семислотовый корпус можно было установить три видеокарты с двойной толщиной. К счастью, нынешние тесты проводятся в открытой системе.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Но Rampage II Extreme нельзя назвать самой быстрой материнской платой Core i7, которую мы когда-либо тестировали. Лидером по производительности у нас является менее украшенная модель Asus P6T.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Перенеся слоты x16 на одну позицию вверх по сравнению с более дорогой альтернативой, Asus сделала P6T почти идеальным кандидатом для установки трёх двухслотовых видеокарт в габаритах стандартного корпуса ATX. Однако идеальной комбинация 3-way SLI не получилась, поскольку плата не умеет делиться линиями при установке третьей видеокарты.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Asus P6T с двумя топовыми слотами PCIe x16 жёстко заблокирована в режиме два по x16, а третьему слоту приходится довольствоваться пропускной способностью x4. Плата P6T – быстрая плата среднего ценового уровня, которую мы бы не стали рекомендовать для high-end конфигурации 3-way SLI. Она намного лучше подходит для конфигураций 2-way SLI или CrossFire, но в данном случае мы тестируем эту модель намеренно, чтобы обнаружить разницу в производительности, связанную с недостаточной пропускной способностью третьего слота x4.
Тестовая конфигурация
Аппаратное обеспечение | |
CPU | Intel Core i7-920 (2,66 ГГц, кэш 8,0 Мбайт) Разогнан до 3,60 ГГц (18x 200 МГц), 1,35 В VCore |
Кулер CPU | Swiftech Apogee GTZ Liquid Cooling |
Материнская плата (PCIe 2.0, x16/x16/x16) | MSI Eclipse Plus, BIOS 1.0 (03/31/2009), чипсет Intel X58/ICH10R, коммутатор NF200 PCIe, LGA-1366 |
Материнская плата (PCIe 2.0, x16/x8/x8) | Asus Rampage II Extreme, BIOS 1306 (04/09/2009), чипсет Intel X58/ICH10R, LGA-1366 |
Материнская плата (PCIe 2.0, x16/x16/x4) | Asus P6T, BIOS 0306 (02/03/2009), чипсет Intel X58/ICH10R, LGA-1366 |
Память | 6,0 Гбайт DDR3-1600 трёхканальный набор, CAS 8-8-8-24 на 1,65 В |
Видеокарты | 3 x EVGA GeForce GTX 285 1 Гбайт SLI, 648 МГц/1476 МГц GPU/блок шейдеров, GDDR3-2484 |
Жёсткий диск | WD VelociRaptor WD30000HLFS, 0,3 Тбайт, 10 000 об/мин, кэш 16 Мбайт |
Блок питания | Cooler Master RS850-EMBA, 850 ВТ, ATX12V v2.2, EPS12V |
Оптический накопитель | Lite-On LH-20A1L, 20X DVD+/-R |
Звуковая карта | Встроенная HD Audio |
Сеть | Встроенная 1 Гбит/с |
Программное обеспечение | |
Операционная система | Microsoft Windows Vista Ultimate x64 SP1 |
Видеокарта | Nvidia GeForce 182.08 |
Чипсет | Intel INF 9.1.0.1007 |
Несколько игр демонстрируют то, что производительность упирается в скорость даже самых быстрых CPU. Разгон Core i7 920 до 3,60 ГГц позволяет несколько снизить этот эффект. Подобный шаг соответствует подъёму на два модельных номера по сравнению с самым быстрым доступным процессором Intel для LGA-1366.
Водоблок Swiftech Apogee GTZ работает с фирменным теплообменником с тремя 120-мм вентиляторами и насосом MCP-650B, не позволяя процессору нагреться больше 10 градусов Цельсия относительно температуры окружающей среды под 100% нагрузкой.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Цель сегодняшней статьи заключается в проверке потенциальных ограничений пропускной способности PCI Express на втором и третьем слотах стандартных материнских плат на Intel X58, будь то в режимах x8-x8 или x16-x4 по сравнению с материнской платой MSI Eclipse Plus, усиленной контроллером nForce 200. Мы взяли три видеокарты EVGA GeForce GTX 285 из другой тестовой системы.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Тесты и настройки
3D-игры | |
Crysis | Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool Test Set 1: Very High Quality, No AA Test Set 2: Very High Quality, 8x AA |
Far Cry 2 | Far Cry 2 Benchmark Tool 1.0.0.1 Test Set 1: Ultra High Quality (DX 10), No AA Test Set 2: Ultra High Quality (DX 10), 8x AA |
Tom Clancy’s H.A.W.X. | Game Version 1.00, in-game performance test Test Set 1: Highest Details, DX10, SSAO, No AA Test Set 2: Highest Details, DX10, SSAO, 4x AA |
Left 4 Dead | Game Version 1.0.1.3, custom timedemo Test Set 1: Highest settings, No AA, No AF Test Set 2: Highest settings, 4x AA, 16x AF |
Stalker: Clear Sky | Clear Sky Benchmark File Version 1.5.8.1 Test Set 1: Ultra preset, DX10, No AA Test Set 2: Ultra preset, DX10, 4x AA |
World in Conflict | Patch 1009, DirectX 10, in-game performance test Test 1: Very High Details, No AA / No AF Test 2: Very High Details 4x AA / 16x AF |
Синтетические тесты | |
3DMark Vantage | Version: 1.02, GPU and CPU scores |
Серьёзная графическая мощность позволила нам не проводить тесты в среднем или нижнем режимах качества, поэтому мы выставили на максимум все настройки качества за исключением полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации для первого прогона. Во втором прогоне мы уже включали AA/AF, чтобы ещё сильнее нагружать нашу систему. К сожалению, игра Tom Clancy’s H.A.W.X не захотела идти в разрешении 2560×1600 с 8x AA, что заставило нас выбрать режим сглаживания 4x.
Crysis и Far Cry 2
В Crysis можно играть в разрешении 2560×1600 с максимальными настройками качества, но разница в производительности между материнскими платами едва заметна. Сможет ли изменить ситуацию включение AA?
Именно такой уровень производительности мы и ожидали увидеть, учитывая предыдущий опыт 3-way SLI. Из-за ограниченной пропускной способности третьего слота x4 PCI Express материнская плата Asus P6T заметно уступает конкурентам в самом высоком разрешении.
С другой стороны, мы не знали, чего ожидать от материнской платы MSI Eclipse Plus, улучшенной nForce 200. Второй и третий слоты у неё поддерживают полноценные интерфейсы x16, однако оба слота совместно используют пропускную способность 16 линий PCI Express на другом конце коммутатора. Похоже, что в этом тесте совместное использование 16 линий ничуть не лучше, чем жёсткое разделение на два интерфейса по x8.
Far Cry 2 не нужно даже сглаживание, чтобы показать серьёзное ограничение по пропускной способности третьего слота P6T PCIe 2.0.
Мы уже несколько раз подчёркивали слабость конфигурации x16/x16/x4 в нашем сравнении материнских плат для Core i7, отдавая должное EVGA и ASRock за сохранение опции x16/x8/x8 даже на недорогих моделях. Практика подтверждает наши предположения.
16 общих линий MSI вновь не показали какого-либо преимущества по сравнению с жёстко поделенными линиями x8 у Rampage II Extreme.
H.A.W.X и Left 4 Dead
В Tom Clancy’s H.A.W.X. профиль производительности очень напоминает Crysis, хотя скорость в разрешении 2560×1600 падает не так сильно. Что даст включение сглаживания?
Сглаживание серьёзно повлияло на результаты H.A.W.X, режим 8x потерял смысл, конфигурация уже “выдохлась” в разрешении 2560×1600 со сглаживанием 4x.
Результаты Left 4 Dead, похоже, упираются в производительность CPU во всех трёх разрешениях, хотя мы тестировали процессор с одинаковой частотой. Разница же связана с низкой пропускной способностью третьего слота Asus P6T, а также с дополнительными задержками, которые присутствуют на втором и третьем слотах MSI Eclipse Plus.
Добавление AA и AF сделало результаты двух топовых материнских плат ближе, но P6T с урезанным третьим слотом отстаёт ещё сильнее.
Stalker и World in Conflict
Как мы уже отметили в игре Left 4 Dead, S.T.A.L.K.E.R. вновь доказывает, что плата Rampage II Extreme работает просто быстрее, чем Eclipse Plus, а P6T вновь подводит меньшая пропускная способность третьего слота.
Добавление 4x AA приводит к тому, что две топовые материнские платы становятся ближе друг к другу, а разрешение 2560×1600 явно “не по зубам” P6T. Сможем ли мы обнаружить в какой-нибудь игре преимущество дизайна MSI с 16 совместно используемыми линиями по сравнению с фиксированными интерфейсами x8 у Rampage II Extreme?
MSI, наконец, удалось победить в World in Conflict, но только при двух минимальных настройках. P6T вновь доказывает, что установка GTX 285 в слот x4 – идея не самая лучшая, пусть даже с технологией PCIe 2.0, удваивающей пропускную способность.
3DMark Vantage
3DMark Vantage вновь демонстрирует проблемы с производительностью 3-way SLI на материнской плате P6T, и мы полагаем, что связано это с недостатком пропускной способности для GPU.
Действительно, результат GPU существенно снижается из-за сниженной пропускной способности третьего слота P6T.
Производительность CPU является намного меньшей проблемой для P6T, пусть даже 3DMark использует расчёт физики на GPU в присуждении баллов CPU.
Энергопотребление
У P6T минимальный набор функций по сравнению с тремя нынешними материнскими платами, а у Rampage II Extreme и Eclipse Plus они почти равные. P6T потребляет меньше всего энергии, хотя у Eclipse Plus, похоже, более эффективная система стабилизации напряжения CPU.
Анализ производительности
Расчёт средней производительности на игру поможет нам увидеть, какие игры лучше всего реагируют на высокую доступную пропускную способность слотов.
Left 4 Dead, похоже, сильнее всего ограничивается пропускной способностью, однако отмеченная выше странность почти дисквалифицирует эту игру из анализа. Низкая пропускная способность (P6T) и дополнительные задержки PCIe (Eclipse Plus) заметно снижают результаты, но точную причину установить сложно. World In Conflict лучше подходит для анализа падения производительности из-за третьего слота x4 у P6T, одновременно показывая, что два слота с общей пропускной способностью x16 (Eclipse Plus) дают такую же производительность, что и два слота x8.
Поскольку ограничения пропускной способности второй и третьей видеокарт являются темой нашего исследования, то проблема должна вставать более остро при подъёме разрешений и уровня детализации. Получили ли мы это на практике?
Разница в производительности около 10% между самой быстрой и самой медленной конфигурациями PCIe взлетает примерно до 16% при максимальном протестированном уровне детализации.
Заключение
Мы не публикуем большого количества отдельных обзоров материнских плат, поскольку просто невозможно уделить внимание каждой модели и компании, учитывая десятки образцов, поступающих к нам каждый год. Но MSI предоставила нам возможность, которую мы не могли упустить: сравнить преимущество производительности в играх двух слотов с общей пропускной способностью x16 против двух разделённых слотов x8. К сожалению, мы не получили серьёзного преимущества по скорости, хотя Eclipse Plus всё равно остаётся великолепной материнской платой во многих отношениях, которые можно полностью выделить только в полноценном обзоре.
Реальным открытием нынешней статьи стал уровень ограничений, который слот x4 накладывает на третью видеокарту в конфигурации 3-way SLI, пусть даже стандарт PCIe 2.0 удваивает пропускную способность по сравнению с первой версией. Мы знали, что результаты будут плохими, но не настолько же! Поэтому мы вычеркиваем модели Asus P6T, DFI X58-T3eH6, предыдущую MSI Eclipse SLI и несколько ещё не протестированных продуктов из нашего списка рекомендаций 3-way SLI. Если намерением MSI было показать, насколько лучше плата Eclipse Plus справляется с конфигурацией 3-way SLI по сравнению с предшественницей x16-x16-x4, то компания справилась со своей задачей.
Но что мы сегодня не увидели, так это дают или нет три “настоящих” слота x16 преимущество по сравнению с конфигурацией x16-x8-x8. Причина, конечно, заключается в том, что у чипсета Core i7 нет необходимых 48 линий PCIe, а добавление коммутатора для конфигурации x16-x16-x16 всё равно оставляет нас с пропускной способностью 32 линий, разделенную на три слота.
Возможно представить себе какой-нибудь “домашний суперкомпьютер”, где технологии nVidia CUDA требуется произвольный доступ к разным графическим процессорам, и там гибкость шестнадцати совместно используемых линий может дать преимущества по сравнению с двумя наборами по восемь линий, особенно если будут работать GTX 295. В конце концов, у GTX 295 со слотом x8 мы получим всего четыре линии пропускной способности на GPU. Но MSI со своим продуктом не нацеливается на high-end рабочие станции, оставляя этот рынок конкурентам и ещё не протестированной нами Asus P6T6 WS Revolution. Вместо этого MSI следует путём тоже не протестированной нами EVGA X58 Classified, нацеливаясь на геймеров, которые ожидают получить преимущество от nForce 200.
Возможно, нам следует провести полный сравнительный обзор материнских плат на Intel X58 с коммутатором nForce 200, но до тех пор для тестов 3-way SLI мы будем придерживаться конфигурации x16-x8-x8, которая поддерживается чипсетом.