Введение
Казалось бы, Intel обеспечила уникальную возможность и могла бы обыграть её в своих чипсетах серии Cougar Point – P67 и H67. Но где-то на этом пути вмешался маркетинг.
Поддержку встроенного видеоядра и Quick Sync получил только чипсет H67, который не поддерживает разгон процессоров с разблокированным множителем и не имеет возможности использования конфигураций из нескольких видеокарт (SLI/CrossFire). Напротив, чипсет P67, обладающий данными функциями, не поддерживает встроенное видеоядро и Quic Sync. С одной стороны, это кажется вполне логичным: оверклокеры и энтузиасты вряд ли ограничатся использованием встроенной графики от Intel. Но поддержка Quick Sync имела бы вполне практический резон.
Таким образом, компьютерные энтузиасты столкнулись с непростым выбором: либо возможности разгона без Quick Sync (P67), либо использование встроенной графики Intel (H67). Довольно нелогичная альтернатива, не правда ли?
В конце января была анонсирована “золотая середина” – чипсет Z68, сочетающий оверклокерские возможности с поддержкой встроенного видеоядра. Это прозвучало обнадёживающе. По крайне мере, было понятно, что в скором времени появится платформа, не имеющая ограничений двух существующих чипсетов для процессоров Sandy Bridge.
Впрочем, одно ограничение всё-таки сохранилось: Quick Sync по-прежнему связан со встроенным видеоядром и не может использоваться отдельно от него. Сложно представить себе оверклокера, который будет разгонять процессор Sandy Bridge K-серии (имеющий разблокированный множитель) до частоты 5 ГГц, но ограничится встроенной графикой, чтобы сохранить возможность использования Quick Sync.
Неожиданно на помощь пришла компания Lucidlogix, представившая утилиту под названием Virtu для материнских плат на основе чипсетов H67 и Z68. Изначально Virtu задумана для того, чтобы обеспечить одновременную работу встроенной графики Intel и дискретной видеокарты. Вы подключаете монитор к DVI-порту на материнской плате (используя встроенное графическое ядро), а в игровых приложениях система использует вычислительные ресурсы дискретной карты. Таким образом, вы можете использовать встроенное графическое ядро с поддержкой Quick Sync, наряду с дискретной графикой.
Lucidlogix не остановилась на достигнутом и вскоре сообщила о том, что нашла способ заставить работать нативно дискретную графику, используя виртуализацию встроенного графического ядра. Иными словами, вы подключаете монитор к дискретной карте и запускаете игры без оглядки на ограничения, связанные с виртуализацией. В случае же работы приложений, использующих Quick Sync, задействуется встроенное графическое ядро.
Такую возможность мы хотели бы видеть на чипсетах Intel изначально. Мы смогли протестировать новые возможности Virtu в обзоре Intel Z68 Express: SSD-кэширование и Quick Sync. Однако на тот момент наша система на чипсете Z68 официально не поддерживалась Lucidlogix, и это не позволило использовать все возможности Virtu, доступные для чипсета H67. Кроме того, для тестирования технологии SSD-кэширования мы запускали раннюю версию утилиты Intel Rapid Storage Technology, поэтому и результаты тестирования технологии кэширования не были окончательными.
На сегодня эти ограничения сняты, и мы можем полноценно протестировать новые возможности Z68, именно ради которых мы ещё в начале года рекомендовали не спешить с покупкой платформы на основе Sandy Bridge. Теперь мы имеем исчерпывающие результаты тестирования Virtu, а также более определённые результаты SSD-кэширования…
Возможности разгона на Z68
Если вы стремитесь получить максимум из платформы Sandy Bridge, потребуется процессор К-серии. Процессоры этой серии имеют разблокированный множитель, то есть максимальных множитель у них составляет 57x. Это позволяет при разгоне получить частоту 5,7 ГГц, не затрагивая базовую частоту BCLK (100 МГц). Кроме того, процессоры серии K позволяют разгонять память по частоте до DDR3-2133 и возможность настройки напряжений процессора, что немаловажно при разгоне.
Если вместо процессора K-серии вы возьмёте “обычный” Core i7-2600 либо Core i5-2500/2400/2300, некоторые возможности разгона всё же сохранятся – Intel называет это “ограниченным разгоном”, а на практике речь идёт о повышении множителя на 4х. С подробными значениями частоты по линейке вы можете ознакомиться в следующей таблице:
Процессор | Максимальная частота при разгоне | Цена |
Core i5-2500K | 5,7 ГГц (разблокированный множитель, до 57x) | $225 |
Core i5-2500 | 3,8 ГГц (заблокированный множитель, до 37x) | $210 |
Core i7-2600K | 5,7 ГГц (разблокированный множитель, до 57x) | $315 |
Core i7-2600 | 3,9 ГГц (заблокированный множитель, до 38x) | $300 |
Например, стоковая частота i5-2500 составляет 3,3 ГГц (BLCK 100 МГц, множитель 33x). При разгоне множитель повышается до 37х, частота, соответственно, увеличивается на 400 МГц и достигает 3,7 ГГц. С другой стороны, “разблокированный” Core i5-2500K позволит вам достичь частоты 5,7 ГГц. Разница в цене между двумя одинаковыми процессорами с заблокированным и открытым множителем составляет около $15, поэтому выбор процессора именно K-серии представляется очевидным для энтузиастов.
Возможности разгона на платформе Z68
Z68 обеспечивает такие же возможности по разгону процессора, что и P67. Единственное отличие между чипсетами – наличие у Z68 функции разгона графического ядра HD Graphics 2000/3000. Откровенно говоря, эта возможность вряд ли будет актуальна, так как геймеры и компьютерные энтузиасты предпочтут использовать дискретную видеокарту, а не разгонять встроенную графику, производительность которой в любом случае будет невысока.
Smart Response: “умное” кэширование
Мы уже объясняли концепцию SSD-кэширования Intel в нашем обзоре Z68, но для тех, кто незнаком с данной статьей, повторим основные моменты. Идея проста. Мы ходим держать настолько много данных, насколько возможно, настолько близко к процессору, насколько возможно. Но чем ближе данные, тем выше стоимость размера “кэша”. Именно поэтому процессоры имеют килобайты кэша L1 и мегабайты кэша L3, оперативная память измеряется в гигабайтах, а объём пространства на жёстком диске – в терабайтах. Но жёсткие диски работают слишком медленно! Что, если бы между винчестером большого объёма и оперативной памятью находился кэш, в котором хранились бы данные, которые используются наиболее часто? Здесь и вступает в игру технология SSD-кэширования, разработанная Intel.
Технология Smart Response оперирует блоками данных, а не целыми файлами. Это помогает достичь максимальной эффективности использования объёма кэша. Механизм кэширования сам по себе построен на принципе временного хранилища, лежащим в основе любой иерархической структуре памяти. Так, например, в кэше CPU сохраняются недавно используемые данные, которые с большой вероятностью будут использоваться вновь. Если система обращается к ним, то она не нуждается в восстановлении информации от более медленного источника данных – оперативной памяти. То же самое мы видим и в случае SSD-кэширования. Алгоритмы Intel стремятся удерживать на быстром твердотельном накопителе данные, к которым система обращается наиболее часто.
В отличие от кэша CPU, SSD-кэширование энергонезависимо, то есть данные продолжают находиться на SSD между перезагрузками.
Существует только один способ, с помощью которого можно получить кэш на SSD, – чтение с жёсткого диска. Поэтому первая операция по чтению данных не будет быстрее, по сравнению с обычной конфигурацией (без кэширования). Но при втором-третьем обращении к этим же файлам чтение будет производиться уже с SSD, и вы ощутите ускорение в работе.
Здесь важно подчеркнуть, что кэширование увеличивает производительность именно операций чтения. Операции записи не получает ускорения в работе, так как поддержание последовательности записи требуют одновременного сохранения данных и на SSD, и на жёстком диске. При операциях записи скорость ограничивается более медленным накопителем.
Технология кэширования Intel не зря носит название Smart Response. “Умные” алгоритмы позволяют отделить блоки данных, обладающие высокой ценностью, от блоков, к которым система обращается редко. На практике речь идёт о том, что сценарий последовательного чтения блоков данных большого объёма с большой вероятностью указывает на такие операции, как воспроизведение видео или сканирование компьютера на предмет наличия вирусов. Такие данные, к которым пользователь, скорее всего, обращается лишь однократно, кэшированию не подлежат.
Действительно, как часто, просматривая фильм, вы затем вновь и вновь смотрите его, что оправдало бы кэширование его на SSD? Цель Intel – наиболее часто используемые блоки данных, к которым обращается во второй и третий раз подряд.
Необходимо отметить, что мобильные чипсеты HM67 и QM67 также способны к использованию SSD-кэширования. Но политика кэширования на мобильных платформах отличается от десктопов: в одном случае акцент сделан на достижение максимальной производительности, в другой – кэширование призвано снизить энергопотребление и обеспечить более продолжительное время работы от аккумулятора.
Нужно ли нам SSD-кэширование?
Это важный вопрос, ведь использование SSD-кэширование означает, что вы теряете ручной контроль над выбором данных, которые хранятся на жёстком диске и накопителе SSD. Система решает это вместо вас. Кроме того, что при использовании Smart Response мы не получим выигрыша от более высокой скорости записи SSD-диска.
Бюджет $200 | Вариант 1 | Вариант 2 |
Приоритет | Скорость | Ёмкость |
Жёсткий диск | 1 x 320 Гбайт Seagate Barracuda 7200.12 | 1 x 2 Тбайт WD Caviar Green, 1 x 250 Гбайт WD Caviar Blue |
SSD-накопитель | 1 x OCZ Vertex 2 90 Гбайт | 1 x Corsair Nova 32 Гбайт |
Общая цена | $200 | $199 |
Допустим, ваш бюджет на дисковое пространство составляет $200. Теперь вы имеете две различные возможности:
- Потратить основную часть средств на “большой” SSD, а на остатки купить жёсткий диск скромного объёма;
- Потратить больше на традиционный накопитель, чтобы достичь максимального объёма дискового пространства и приобрести самый дешёвый SSD-накопитель.
Понятно, что установка ОС и всех приложений на SSD-накопитель объёмом 90 Гбайт обеспечит максимальную производительность.
Но 64-битная Windows 7 занимает около 20 Гбайт. Если добавить стандартный набор Office 2010, Photoshop CS5, WinRAR, Adobe Acrobat, плюс несколько игр – то мы, скорее всего, столкнёмся с проблемой дефицита свободного места на диске объёмом 90 Гбайт. Таким образом, жёсткий диск нужен в любом случае. С практической точки зрения, при достаточно ограниченном бюджете энтузиаст с большим объёмом хранимой музыки, фильмов и прочих данных не может позволить себе лишиться сотен гигабайт дискового пространства ради нескольких десятков гигабайт на SSD-накопителе.
Кэширование позволяет делать акцент на ёмкости дискового пространства, ограничившись SSD-накопителем небольшого объёма, и доверить распределение данными между дисками “умным” алгоритмам Intel. В условиях ограниченного бюджета остаётся ответить на вопрос, какой из двух вариантов предпочесть: больше дискового пространства на HDD в ущерб месту на SSD, либо более дорогой твердотельный диск в комбинации с винчестером среднего объёма?
Как включить SSD-кэширование
Предположим, что вы остановили выбор на платформе Z68 и решили использовать технологию Smart Response, чтобы получить большой объём дискового пространства и не тратиться на SSD-накопитель большого объёма. Ваша система должна отвечать нескольким критериям, чтобы можно было использовать данную технологию:
- Контроллер SATA должен быть установлен в режим RAID в BIOS;
- Вы должны установить Windows Vista, 7 или 2008, используя режим RAID;
- Необходим SSD-накопитель с интерфейсом SATA, имеющий, как минимум, 18,6 Гбайт свободного пространства;
- В системе не должно быть тома восстановления RAID;
- Вы должны установить утилиту Intel Rapid Storage Technology версии 10.5 или более поздней.
В дополнение к этим требованиям, важно заметить, что SSD-кэш не может быть больше 64 Гбайт. Но, выходя за рамки определённой ёмкости, становится более выгодно использовать SSD в качестве системного диска – в этом случае вы можете получить более быстрый запуск приложений и ОС, чем в случае любой конфигурации с использованием SSD-кэша. Учитывая сказанное, вы всё ещё можете использовать в качестве кэша SSD-диск большего объёма, например, на 120 Гбайт. Но в этом случае придётся выделить для кэширования отдельный раздел размером не более 64 Гбайт.
Установка не изменилась с тех пор, как мы описывали ее в обзоре Intel Z68 Express: SSD-кэширование и Quick Sync. Необходимо лишь установить Windows на жёстком диске, добавить SSD и включить ускорение. Это просто и не требует углублённого рассмотрения. Единственный нюанс состоит в том, что некоторые вендоры поставляют на компакт-дисках ПО Intel Rapid Storage Technology версии 10.1, а потребуется версия 10.5 или более поздняя, чтобы включить SSD-кэширование.
Intel SSD 311 – накопитель для Smart Response
Как часть запуска платформы Z68, Intel анонсировала новую серию SSD 311 (кодовое имя Larson Creek), которая, судя по всему, представляет собой недорогой способ использовать SSD-кэширование.
Самые дешёвые SSD отличаются не только небольшой ёмкостью, но и имеют меньшее количество каналов считывания, что приводит к снижению производительности записи. Для примера, можно взять 40-гигабайтный накопитель Intel SSD 320. Он имеет достаточно высокие показатели скорости чтения (200 Мбайт/сек), зато скорость последовательной записи составляет скромные 45 Мбайт/сек – меньше, чем современных HDD.
SSD 311 преодолевает данную проблему за счёт использования более производительной памяти SLC NAND 34 нм. Как известно, память типа SLC дороже, чем MLC, используемая в серии SSD 320. Поэтому использование SLC обычно означает небольшой объём накопителя, чтобы обеспечить доступную стоимость. В случае с обращением к технологии Smart Response такой подход вполне оправдывает себя.
SSD | Цена | Цена за гигабайт |
Intel SSD 320 40 Гбайт | $95 | $2,37 |
Intel SSD 311 20 Гбайт | $100 | $5,00 |
Эта маленькая табличка иллюстрирует наши выводы. Двадцать гигабайт накопителя на SLC-памяти стоят примерно столько же, что 40 Гбайт накопителя на основе MLC. Взамен вы получаете лучшую производительность.
От серии SSD 311 не стоит ждать большой ёмкости. Более того, данная линейка твердотельных дисков Intel создана для решения одной специализированной задачи – использования в качестве SSD-кэша. Действительно, даже на роль системного данный накопитель не подходит: на него можно установить только “чистую” Windows 7 без программ. Это отнюдь не самый дешёвый SSD-накопитель, но, в то же время, самый доступный накопитель на основе SLC-памяти.
Несомненно, стоимость $5 за гигабайт выходит далеко за рамки современных MLC-дисков, которые мы привыкли использовать в качестве системных. Intel акцентирует внимание на том, что при использовании в качестве кэша объём накопителя менее важен, но требуется более высокая скорость записи, чем может предложить MLC-накопитель небольшого объёма.
Когда дело доходит до кэширования, важны оба параметра – и объём, и скорость записи. Необходимо помнить, что в при использовании метода кэширования write-through запись производится на SSD и жёсткий диск одновременно. В этом случае использование дешёвого твердотельного диска с более низкой скоростью записи, по сравнению с НЖМД, может привести к падению производительности системы относительно использования одного жёсткого диска. Серия SSD 311 позволяет гарантировать отсутствие подобных проблем.
SSD | Тип памяти NAND | Последовательное чтение | Последовательная запись | Случайное чтение | Случайная запись | Цена |
Intel SSD 320 40 Гбайт | MLC | 200 Мбайт/с | 45 Мбайт/с | 30 000 IOPS | 3700 IOPS | $95 |
Intel SSD 310 80 Гбайт | MLC | 200 Мбайт/с | 70 Мбайт/с | 35 000 IOPS | 6600 IOPS | $100 |
Intel X25-E 32 Гбайт | SLC | 250 Мбайт/с | 170 Мбайт/с | 35 000 IOPS | 3300 IOPS | $375 |
Intel SSD 311 20 Гбайт | SLC | 200 Мбайт/с | 105 Мбайт/с | 37 000 IOPS | 3300 IOPS | $100 |
В накопителях серии SSD 311 используется контроллер Intel PC29AS21BA0 – тот же самый, что мы видели в серии SSD 310. Но, как мы знаем, контроллер – лишь один из факторов, влияющих на производительность твердотельного диска. Прошивка и сама память NAND – два других важных фактора, влияющих на результат.
Хотя Intel не даёт точные спецификации, нам известно, что диск SSD 311 оснащён пятью чипами NAND, предполагая консервативную пятиканальную архитектуру с показателями последовательного чтения до 200 Мбайт/сек и последовательной записи до 105 Мбайт/сек. Intel также указывает производительность случайного чтения и записи блоками по 4 Кбайт – соответственно, 37 000 операций в секунду для чтения и 3300 операций для записи. Эти показатели несколько лучше, чем аналогичные параметры 80-Гбайтного накопителя SSD 310. С точки зрения производительности, стоит рассматривать SSD 311 в качестве SLC-версии серии SSD 310, но не как более дешёвую версию старшей модели Enterprise-класса на SLC-памяти X25-E.
Тестовая конфигурация и ПО
Тестовая конфигурация | |
Процессор | Intel Core i5-2500K (Sandy Bridge), 3,3 ГГц, LGA 1155, 6 Мбайт общий кеш L3 |
Материнская плата | ASRock Z68 Extreme4 |
Память | Kingston Hyper-X 8 Гбайт (2 x 4 Гбайт) DDR3-1333 @ DDR3-1333, 1.5 В |
Жёсткий диск | Seagate Barracuda XT 2 Тбайт |
SSD-кеш | Intel X25-V 40 Гбайт SSDSA2MP040G2R5
Intel SSD 311 20 Гбайт (Larsen Creek) SSDSA2VP020G201 Crucial m4 256 Гбайт CT256M4SSD2 |
Видеокарта | Palit GeForce GTX 460 1 Гбайт |
Блок питания | Seasonic 760 Вт, 80 PLUS |
Системное ПО и драйверы | |
Операционная система | Windows 7 Ultimate 64-бит |
Версия DirectX | DirectX 11 |
Драйверы | Graphics: Nvidia 270.61
RST: 10.5.0.1022 Virtu: 1.1.101 |
Бенчмарки | |
PCMark Vantage | Version: 1.0.1.0 |
Call of Duty: Modern Warfare 2 | Ultra High Settings, 4xAA / No AF, 1680×1050, Second Sun, 45 second sequence, FRAPS |
Adobe Photoshop CS5 | Version: 11 Filtering a 16 MB TIF (15000×7266) Filters: Radial Blur (Amount: 10; Method: zoom; Quality: good) Shape Blur (Radius: 46 px; custom shape: Trademark symbol) Median (Radius: 1px) Polar Coordinates (Rectangular to Polar) |
WinRAR 4.00 x64 | Custom Tom’s Hardware Workload ~343 Мбайт |
Norton Internet Security 2011 | Deep File Scan, C: Drive |
Crysis 2 | A Walk In The Park, High Quality settings, vsync off, 1680×1050, Fraps |
World of Warcraft: Cataclysm | Ultra Quality Settings, 8x AA / 16x AF, From Crushblow to The Krazzworks, 1680×1050 , Fraps, DirectX 9 Rendering |
SSD-кэширование в PCMark Vantage
По умолчанию, Intel использует метод write-through для синхронизации данных между SSD и жёстким диском. В утилите RST этот режим носит название Enhanced. Когда вы записываете что-либо на жёсткий диск, вы одновременно записываете это и на SSD. При внезапном падении напряжения данные не будут потеряны.
Второй режим называется Maximized и позволяет получить более высокую производительность за счёт использования метода кэширования write-back. В этом случае синхронизация данных между дисками осуществляется через определённые промежутки времени. При использовании этой политике кэширования существует риск потерять данные, которые не были синхронизированы перед отключением питания. Intel утверждает, что процесс восстановления данных автоматически восстановит состояние кэша перед загрузкой системы. Риск в данном случае аналогичен тому, который существует при использовании обычного HDD, оснащённого кэшем. Вместе с тем, объём кэша на SDD и встроенного кэша современного жёсткого диска не сопоставимы, и результаты падения напряжения могут быть весьма плачевными.
Вы заметите, что мы провели тестирование с тремя различными SSD. Идея состояла в том, чтобы выяснить, насколько производительный твердотельный диск требуется, чтобы извлечь максимум из технологии Smart Response.
PCMark Vantage рисует радужную картину высокой производительности при использовании SSD-кэширования. Но как только вы посмотрите на размер индивидуальных тестовых пакетов, всё становится на свои места. Помните, что алгоритмы Intel – “умные”. Они преднамеренно стремятся избегать кэширования больших блоков данных, так как подобный сценарий работы указывает на файлы, к которым пользователь, скорее всего, обращается лишь единожды. Поэтому SSD-кэш не поможет повысить производительность при работе с фильмами. Данный алгоритм кэширования отдаёт приоритет загрузке ОС, приложений и пользовательских данных. Файлы фотографий меньше, чем фильмы, так что и альбомы цифровых фотографий будут загружаться быстрее.
Если вы читали наш обзор Crucial m4, то знаете, что этот накопитель набрал более 50 000 баллов в пакете HDD Suite бенчмарка PCMark. Данный график иллюстрирует, что кэширование на SSD ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве полноценной альтернативы использованию одного SSD. В то же самое время, использование Crucial m4 в качестве кэша позволяет значительно повысить скорость работы Seagate Barracuda XT. Максимальная скорость жёсткого диска составляет 138 Мбайт/с, что значительно меньше, чем скорость последовательной записи m4 – 260 Мбайт/с.
SSD-кэширование в реальных приложениях
Производительность в Photoshop напоминает результаты пакета PCMark, но разница здесь менее заметна. В практическом плане, алгоритмы SSD-кэширования Intel не позволяют добиться сколь-нибудь заметного преимущества в обработке фотографий относительно обычной конфигурацией на одном жёстком диске.
Судя по всему, технология Intel исключает блоки данных, образующие архивные файлы, предполагая, что к таким данным пользователь возвращается нечасто. Соответственно, мы не видим выигрыша от кэширования в архивных приложениях, таких как WinRAR или WinZip.
В то же время, сканирование антивирусом позволяет увидеть более высокую производительность системы с SSD-кэшем. Хотя алгоритм игнорирует файлы, подлежащие сканированию, кэшируется исполняемый файл антивируса Norton Internet Security 2011.
Отметим, что антивирусные сканеры предполагают не только чтение, но и операции записи – к таковым относится, в частности, изоляция повреждённых вирусом файлов, чтобы они не могли повредить системе. Поэтому более высокая скорость Crucial m4 и SSD 311 относительно дешёвых SSD в данном случае даёт о себе знать.
Если вы ищите график, который бы наглядно показал, почему вы должны потратить $100 на SSD-накопитель на основе SCL-памяти на 20 Гбайт вместо приобретения накопителя на MLC-памяти вдвое большего объёма за те же деньги – такой график перед вами. Intel X25-V может обеспечить скорость последовательной записи 35 Мбайт/сек. Это не достигает скорости Seagate Barracuda XT, составляющей 138 Мбайт/сек. Использование недорогого SSD фактически замедляет работу системы. Но будем считать, что это – наиболее тяжёлый режим для технологии Smart Response.
Следующий график не оставит равнодушными любителей компьютерных игр. Скорость загрузки уровней – один из главных мотивов покупки SSD этой категории пользователей – демонстрирует огромное преимущество использования SSD-кэша по сравнению с классической установкой на жёсткий диск. Конечно, в данном случае разница будет заметна невооружённым взглядом: так как речь идёт об операциях чтения данных, SSD-кэширование прекрасно проявляет себя. Расстраивает лишь одно: чтобы вы ощутили прибавку в скорости, необходимо загружать тот или иной уровень игры во второй или третий раз.
Lucidlogix Virtu: скорость дискретной графики, плюс аппаратное декодирование
В нашем более раннем обзоре утилиты Lucidlogix Virtu мы рассматривали вариант виртуализации дискретной графики, когда используется кадровый буфер Intel HD Graphics.
Однако такой подход провоцирует ряд компромиссных моментов. Видеовыход Intel имеет органичен разрешением 1920×1200 пикселов. Кроме того, в таком этом случае вы можете запускать только те игры, попали в “белый список” Lucidlogix. И даже в этом случае имеет место чётко прослеживаемое снижение производительности, обусловленное спецификой технологии виртуализации.
Lucidlogix решила все эти проблемы в версии Virtu 1.0.105, где обеспечена нативная поддержка дискретной графики при виртуализации встроенного ядра Intel HD Graphics. Это реальный шаг вперёд. Вместо того, чтобы подбирать игры из “белого списка”, вам потребуется проследить совместимость для одного-двух приложений, в которых используются операции по кодированию-декодированию видеоконтента и, соответственно, есть ощутимый выигрыш от технологии Quick Sync.
Материнские платы на чипсете Z68 комплектуются версией Virtu v1.1.101, которая отличается, главным образом, повышенной стабильностью.
При использовании Virtu | Без установки Virtu | |
3DMark 11 (3DMarks) | Всего: 3716 GPU: 3499 |
Всего: 3721 GPU: 3499 |
Crysis 2 1920×1080, Extreme Quality | 55,6 кадров/с | 55,2 кадров/с |
Just Cause 2 1920×1080, High Quality, 8x AA/ 16x AF, Concrete Jungle | 48,15 кадров/с | 47,38 кадров/с |
Word of Warcraft: Cataclysm 1920×0180, Ultra Quality, DX11 | 87,9 кадров/с | 87,9 кадров/с |
Мы уже видели, что Lucidlogix обеспечивает нативную игровую производительность дискретной графики в “дискретном” режиме, так что в данном случае результаты лишь в очередной раз подтверждают данный момент. При установленной GeForce GTX 460 мы не видим никакого снижения производительности в случае установки Virtu и “виртуализации” Intel HD Grapgics. Собственно, именно так и должно было быть.
Конвертация сцены (около 600 Мбайт) в Blu-ray формате для воспроизведения на iPad | Без установки Virtu Installed, используется Intel HD Graphics | Virtu установлена, используется дискретная видеокарта |
Badaboom 2.0 | 49 с | Нет совместимости |
MediaConverter 7 | Нет совместимости | Нет совместимости |
MediaEspresso 6.5 | 45 с | 46 с |
Здесь мы использовали три основных приложения для перекодирования, которые могут получить ускорение от Quick Sync: MediaConverter, MediaEspresso и Badaboom. По умолчанию, первые две программы находятся в “белом списке Virtu, однако мы не смогли заставить последнюю версию MediaConverter 7 перекодировать видео Blu-ray-качества. По некоторым причинам, прогресс-бар остановился на 0%. Судя по всему, данный баг связан с платформой на чипсете Z68, и мы надеемся, что в скором времени он будет устранён.
Есть и ещё один интересный момент. В случае MediaEspresso, мы можем оставить GeForce GTX 460 установленной в системе и запустить программу, подключив монитор к DVI-разъёму материнской платы. Badaboom требует полной деинсталляции дискретной карты Nvidia, прежде чем мы сможем декодировать видео, используя аппаратное ускорение Quick Sync.
Потребление энергии
Потребление энергии | В режиме ожидания, Virtu вкл. | Воспроизведение Blu-ray (объём 31,2 Гбайт, кодек H.264) Virtu вкл. / откл. | В режиме ожидания, Virtu откл. |
Нативная работа HD Graphics, виртуализация дискретной карты | 81,2 Вт | 93 Вт | 81,1 Вт |
Нативная работа дискретной карты, виртуализация HD Graphics | 81,8 Вт | 104,8 Вт | 80,9 Вт |
Нативная работа HD Graphics | – | – | 63 Вт |
Наименьшее энергопотребление обеспечивает традиционная конфигурация Lucidlogix с виртуализацией дискретной графики. Когда вы не запускаете компьютерные игры, вы можете отключить дискретную видеокарту, кликнув по кнопке Off. Но это не означает, что вы полностью отключите дискретную карту. Но единственный эффект от “отключения” через Virtu состоит в том, что вы закрываете доступ к более производительной дискретной видеокарте. Сама же карта всё равно продолжит потреблять энергию, по-прежнему работая в режиме ожидания.
Виртуализация дискретной графики (и приоритет встроенной графики Intel) имеет смысл в том случае, если ваша работа предполагает перекодирование видео, и использование Quick Sync – это одна из главных задач, в то время как играете вы не часто. Нативное использование HD Graphics означает, что вы задействуете видеовыход на материнской плате и соответствующую “обвязку” встроенной графики Intel , минуя дискретную карту, которая до возникновения соответствующей необходимости работает в режиме ожидания.
Virtu – отлично, кэширование – под вопросом
Прошло около трёх месяцев с нашего первого обзора Z68, но встроенное графическое ядро с поддержкой Quick Sync и технология Smart Response – это всё, чего мы ожидали от новой платформы и на что рассчитывали. Так ли нужны данные функции, чтобы стоило откладывать покупку нового компьютера на Sandy Bridge, ожидания появления плат на новом чипсете на прилавках?
На наш взгляд, Quick Sync занимает основное место среди этих двух мотивов. Данная функция – одна из главных особенностей платформы Sandy Bridge, и потенциальные владельцы платформы на Z68 должны иметь возможность использовать Quick Sync независимо от того, установлена ли дискретная карта или используется встроенная графика. Компании Intel весьма повезло, что Lucidlogix смогла реализовать некоторые из технологий, продвигаемых в Hydra, чтобы заставить работать Quick Sync в связке с дискретной графикой. Таким образом, Lucidlogix сумела подправить недоработки самой Intel. Именно благодаря этому Z68 является на сегодняшний день наиболее функциональной платформой для компьютерных энтузиастов.
Интересно, что разница в цене между Z68 и P67 будет меньше, чем можно было предполагать. Согласно нашим контактам в Тайване, производители снижают производство плат на чипсете P67, подготавливая запуск плат на Z68. Конечно, некоторые из таких плат будут относиться к верхнему ценовому сегменту, однако в целом стоимость плат на новом чипсете не будет существенно отличаться от P67. Вместо того, чтобы завышать стоимость новых плат, некоторые производители хотят предложить их по “честной” цене, чтобы повысить привлекательность платформы Sandy Bridge для покупателей. В то же время, если Quick Sync абсолютно ничего не решает для вас, вы по-прежнему можете собрать производительный компьютер, используя плату на чипсете P67 (см. Обзор пяти материнских плат класса hi-end на Intel P67). Несмотря на то, что платы на Z68 будут постепенно вытеснять с прилавков платы на P67, в ближайшие месяцы дефицит на последние вряд ли возникнет.
Чипсет Z68 даёт пользователям три вещи: разгон процессора, технологию Quick Sync и производительность дискретной графики в играх
SSD-кэширование представляется нам несколько менее заманчивым аргументом в пользу новой платформы. Intel сделала акцент на “умные” алгоритмы кэширования, которые игнорируют большие блоки данных при последовательном чтении. То есть файлы, к которым обращается антивирусный сканер, фильмы, большие архивы не подлежат кэшированию, и это вполне разумно. Все файлы, к которым с точки зрения алгоритма Smart Response пользователь обращается лишь однажды, не подлежат копированию на SSD. Кэшируются файлы небольшого размера, к которым система обращается регулярно – загрузочные системные файлы, исполняемые файлы и библиотеки программ, игры. Причём, содержание такого кэша сохраняется между перезагрузками.
К сожалению, единственным сценарием работы, где польза от SSD-кэширования очевидна и не подлежит сомнению, является загрузка уровней в компьютерных играх. Даже если мы используем диск серии Intel 311, оптимизированный для использования в качестве SSD-кэша, во всех остальных случаях намного польза от такой конфигурации не очевидна. Разумнее потратить больше денег на SSD-накопитель подходящего объёма, установив на него систему и программы, а также вручную скопировав файлы, к которым вы обращаетесь наиболее часто. Конечно, соблазн использовать SSD-кэш и доверить этот “умным” алгоритмам весьма велик, но очевидно, что копирование файлов вручную обеспечит более чёткое и прозрачное ранжирование в зависимости от их важности для пользователя.
Большинство SSD предлагают более высокую скорость чтения и записи, по сравнению с традиционными накопителями на магнитных пластинах. Когда вы записываете что-либо на жёсткий диск, вы одновременно записываете это и на SSD, однако при записи вы всё равно ограничены скоростью более медленного диска. В этом случае выигрыш от кэширования не очевиден.
Вы можете установить диск небольшого объёма, вроде SSD 311, и использовать систему так, как если бы его вообще не было, наслаждаясь при этом увеличением производительности в приложениях, ориентированных, главным образом, на операции чтения. До тех пор, пока скорость записи на SSD не ниже, чем у жёсткого диска, производительность будет либо такой же, как у “чистого” жёсткого диска, либо чуть лучше.
С другой стороны, если вы можете самостоятельно решать, какие данные для вас имеют большее значение, то имеет смысл установить на SSD операционную систему, приложения и некоторые рабочие файлы, а фильмы и музыку хранить на магнитном жёстком диске. Последние в любом случае не будут кэшироваться на SSD при использовании технологии Smart Response, так что при таком варианте использования SSD вы в любом случае ничего не теряете.