990FX: сокет AM3+ встречает SLI
Обычно, обзоры платформ сопровождаются новыми процессорами. Но в случае чипсета AMD 990FX, есть как хорошие, так и плохие новости.
Хорошая новость в том, что у AMD осталась отличная совместимость. 990FX поддерживает современный сокет AM3 и предстоящий CPU AM3+ на базе микроархитектуры Bulldozer.
Плохая новость в том, что чипы Bulldozer всё ещё не готовы. Процессоры, основанные на степпинге B0 находятся в руках изготовителей материнских плат. Но все они говорят, что производительность не достигает ожидаемых результатов и они ожидают другой степпинг, исправляющий это.
Технически, вы можете купить материнскую плату на базе 990FX и установить существующий Phenom II. Но если вам действительно необходим шестиядерный CPU на базе Zambezi, то лучше подождать несколько месяцев. Если, конечно нет других причин для модернизации…
990FX: такой же как 890FX, но гарантирует совместимость
В чипсете 990FX используется такой же чип, как и в 890FX. AMD изменила название платформы, чтобы чётче показать совместимость с процессорами на базе Bulldozer. Когда вы увидите плату, которая основывается на 990FX, компания хочет, чтобы вы знали, что предстоящие CPU AM3+ полностью совместимы и легко устанавливаются (опять же, платы 990FX, также поддерживают существующие чипы AM3).
Для того, чтобы использовать мощность Zambezi и функции управления частотами, вам понадобиться 942-контактный интерфейс сокета AM3+ (AM3b).
Наоборот, процессоры AM3+ также вставляются в сокет AM3, благодаря обновлению BIOS. В зависимости от компании-производителя, которая выпустила вашу плату с поддержкой AM3 может быть, а может и не быть обновления прошивки. Понятно, что AMD не хочет оставлять вопрос совместимости повисшим в воздухе.
Тем не менее, даже с новой прошивкой, вы не получите вышеупомянутые функции на платформе AM3. Кроме того и 890FX и 990FX поддерживают HyperTransport 3.0 со скоростями передачи до 5.2 GT/s. Согласно MSI, в 990FX добавлена поддержка HyperTransport 3.1 со скорость до 6.4 GT/s (очевидно, что что-то мы увидим от Zambezi с восемью ядрами).
Мы не любим переименования, но в этом случае, это необходимое зло. Хотя бы не надо менять сокет процессора для перехода на новую архитектуру. Так или иначе, большинство энтузиастов, вероятно, захочет модернизировать свою систему, чтобы соответствовать Zambezi и AM3+. Но приятно знать, что AMD следит за совместимостью последующих и предыдущих процессоров и платформ.
SLI: приятная неожиданность
Более уместно обсудить добавление SLI к платформе 990FX, чем сам сокет AM3+. Если честно, производителям материнских плат ничего не мешало лицензировать SLI также на 890FX, но никто, из тех с кем мы разговаривали, не планировал этого делать. Вместо этого, похоже, что SLI будет использоваться как дифференциатор, чтобы заставить геймеров задуматься об обновлении их процессора и материнской платы после запуска чипов серии FX (Zambezi).
Как и Z68 Express, 990FX легко поддерживает парные конфигурации SLI и CrossFire. Новая плата AMD предоставляет 42 полосы PCI Express, что даёт каждому слоту конфигурации с двумя картами собственное 16-ти полосное соединение (по сравнению с двумя соединениями x8 у Intel). Но не особо принимайте в расчет это “преимущество”. Для активной конкуренции восьми полос у плат Intel всё ещё достаточно.
Поскольку 990FX имеет так много соединений PCI Express второго поколения, для поддержки конфигураций с тремя картами ей не требуется мост NF200. Обе платы 990FX, попавшие в нашу лабораторию, поддерживают конфигурации с двумя и тремя видеокартами (x16/x8/x8), наряду с четырёх процессорными системами, посредством карт GeForce GTX 590 и Radeon HD 6990.
Из-за отсутствия процессоров AM3+ для тестирования, единственное, что сегодня интересно в запуске 990FX – это производительность на базе SLI с использованием Phenom II X4 980 против Intel Core i5-2400. Обе конфигурации вооружены парой видеокарт GeForce GTX 570. Сравнение получется довольно честным. P8Z68-VPro продаётся за те же $210, которые Asus планирует запросить за Sabertooth 990FX и Corei5-2400 на $5 дороже, чем AMD Phenom II X4 980. Учитывая остальные равнозначные компоненты – они действительно идут рука об руку по цене.
Действительно ли возвращение поддержки SLI в семейство чипсетов AMD такое важное обновление? Давайте узнаем!
Платы 990FX от Asus и MSI
Перед сегодняшним обзором мы получили две платформы. От Asus прибыла пораньше, от MSI чуть позже. Поскольку плата от Asus уже была настроена и запущены тесты, мы использовали её параметры для тестирования.
Asus Sabertooth 990FX
Asus оценивает Sabertooth 990FX в $209, столько же стоит плата P8Z68-VPro, которую мы используем для сравнения.
Плата поддерживает до четырёх GPU, использующихся в двух видеокартах, или до трёх карт в CrossFire или SLI. Как и 890FX перед этим, 990FX включает 42 полосы PCI Express второго поколения, 32 из которых могут использоваться для пары видеокарт. Технически, чипсет также поддерживает четыре видеокарты с восемью полосами каждая, но Asus не поддерживает эту конфигурацию, вместо этого он может запустить до трёх дискретных видеокарт в режимеx 16/x8/x8.
Платформу 990FX дополняет южный мост AMD SB950. Вопреки ранним слухам, он не поддерживает USB 3.0 (придётся подождать первого Fusion Controller Hubs от AMD, ожидаемого в следующем месяце). SB950 опять же идентичен своему предшественнику, что означает, что Asus добавил USB 3.0 через пару контроллеров ASMedia. К счастью, южный мост AMD несёт в себе шесть портов SATA 6 Гбит/с SB850 и все они расположены вдоль нижнего правого края платы, наряду с двумя коннекторами 3 Гбит/с, включённые через JMicron JMB362. Второй контроллер JMicron содействует работе двух портов eSATA.
Конечно, Asus добавил собственный уникальный набор функций к плате. Эта плата принадлежит серии TUF, что подчеркивает устойчивость и надёжность. Мы рады сообщить, что Sabertooth 990FX прошёл все испытания действительно безупречно. Если она станет частью вашей следующей системы (а не просто темой для обсуждения), вы будете рады узнать, что в общей сложности она имеет шесть разъёмов для вентиляторов, 10 тепловых сенсоров и функцию, которую Asus называет TUF Thermal Radar, использующуюся для идентификации горячих точек и ответной коррекции производительности вентиляторов.
MSI 990FXA-GD80
У нас не было времени, чтобы пропустить 990FXA-GD80 от MSI через такое же количество тестов, что и платформу от Asus, но мы хотели показать разницу между ними. Принимая во внимание, что Sabertooth сконцентрирован на надежности и оформлен в коричневых цветах, MSI оформлен в оттенках темно-синего/серого/чёрного цветов.
С точки зрения функциональности, MSI включает большинство возможностей платформы Asus, в том числе поддержку тройной конфигурации SLI и CrossFire, чёрный сокет AM3b, несколько разъёмов USB 3.0 и шесть портов SATA 6 Гбит/с, реализованных в южном мосте SB950.
MSI противопоставляет Asus один контроллер SATA 3 Гбайт/с. Однако, 990FXA-GD80 включает в себя встроенные кнопки включения/сброса, функцию, которая не поддерживается в Sabertooth.
Конфигурация и тесты
Тестовая конфигурация | |
Процессоры | AMD Phenom II X4 980 Black Edition (Deneb) 3.7 ГГц (18.5 @ 200 МГц), Socket AM3, 4 GT/s HyperTransport, 6 Мбайт Shared L3, энергосбережение включено, 125 Вт
Intel Core i5-2400 (Sandy Bridge) 3.1 ГГц (31 @ 100 МГц), LGA 1155, 6 Мбайт Shared L3, энергосбережение включено, 95 Вт |
Материнские платы | Asus Sabertooth 990FX (Socket AM3+) 990FX/SB950, BIOS 0138
Asus P8Z68-V Pro (LGA 1155) Z68 Express PCH, BIOS 0401 |
Оперативная память | Crucial 8 Гбайт (2 x 4 Гбайт) DDR3-1333, MT16JTF51264AZ-1G4D1 @ 9-9-9-24 и 1.65 V |
Жёсткий диск | Intel SSDSC2MH250A2 250 Гбайт SATA 6 Гбит/с |
Видеокарта | nVidia GeForce GTX 570 в SLI Драйвер GeForce 270.77 |
Блок питания | Cooler Master UCP-1000 W |
Игры | |
Lost Planet 2 | Наивысшие настройки качества, без AA / без AF, 4x MSAA или 32x CSAA / 16x AF, vsync выключена 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, DirectX 11, версия Steam, Тест A |
Just Cause 2 | Наивысшие настройки качества, без AA / 2x AF, 8x AA / 16x AF, vsync выключена, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, фильтр Bokeh и GPU вода выключены (для карт Nvidia), тест Concrete Jungle Benchmark |
Metro 2033 | Высокие настройки качества, AAA / 4x AF, 4x MSAA / 16x AF, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, Встроенный тест, Фильтр глубины поля включен, версия Steam |
F1 2010 | Ультравысокие настройки качества, без AA / без AF, 8x AA / без AF, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, версия Steam, Custom benchmark script, DX11 рендеринг |
Aliens vs. Predator Benchmark | Высокие настройки качества, SSAO, без AA / 16xAF, Ультравысокие настройки качества, 4x MSAA / без AF, vsync выключена, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600 |
Battlefield: Bad Company 2 | Пользовательские (Наивысшие) настройки качества, без AA / без AF, 8x MSAA / 16xAF, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, opening cinematic, 145 секундная длительность, FRAPS |
3DMark 11 | Производительность по-умолчанию |
World of Warcraft: Cataclysm | Ультравысокие настройки качества, без AA / 16x AF, 8x AA / 16x AF, от Crushblow до The Krazzworks, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, FRAPS, DirectX 9 рендеринг |
3DMark 11
Общая диаграмма для 3DMark 11 указывает, что при включении профиля Performance, платформа на базе Z68 от Intel имеет преимущество. Но это преимущество быстро испаряется при увеличении детализации графики до экстремальных значений.
Даже когда вы говорите о двух, полностью разных архитектурах процессора и производительности пары GeForce GTX 570 в SLI, графическая мощность всё же остается “узким местом”.
Это доказано в обеих таблицах, где подсистемы GPU сохраняют одинаковый темп.
Тест физики, наоборот, говорит в пользу Intel. Когда мы даём серьёзные 3D нагрузки, при переходе Performance/Extreme, показатели практически не меняются.
Наконец, в комбинированном наборе мы видим, что мощный процессор помогает Intel в менее требовательном тесте, в то время как увеличенная графическая нагрузка возвращает результаты измерений Extreme.
Metro 2033 (DX11)
Metro очень сильно нагружает графическую систему. Применение эффекта глубины поля сильно влияет на частоту кадров, поскольку каждая карта занята задачей Direct Compute, которая буквально срезает результаты наполовину.
Не удивительно, что нет разницы, при использовании Core i5 на 3.1 ГГц или Phenom II на 3.7 ГГц – оба решения приводят к сопоставимой производительности с графической системой на паре GeForce GTX 570 в SLI.
Lost Planet 2 (DX11)
В отличие от Metro, Lost Planet 2 более чувствительна к производительности самой платформы.
Мы ожидали, что разница производительности будет наиболее заметной на 1680×1050, так оно и есть. С включением и выключением сглаживания появляется заметный пробел по производительности, говорящий в пользу конфигурации Intel на Z68.
На разрешении 1920×1080 всё ещё есть довольно широкий разрыв между Intel Core i5 и AMD Phenom II. Однако промежуток немного сужается при включении сглаживания, что придаёт ещё большее значение производительности графической подсистемы.
На разрешении 2560×1600, обе системы работают одинаково. С этого момента, чтобы убрать очевидное “узкое место” (две видеокарты GTX 570 в SLI), понадобиться более мощная графическая установка.
Aliens vs. Predator (DX11)
Как и в Metro 2033, игра Aliens vs. Predator сдерживается производительностью графической подсистемы на всех трёх разрешениях, как с включенным, так и с выключенным сглаживанием.
В настоящий момент на вопрос: “какую платформу стоит купить для следующей сборки на базе SLI в этих двух реалистичных играх?”, у нас есть один ответ: “не имеет значения”. Лишь одна игра и синтетический тест говорят обратное.
Battlefield: Bad Company 2 (DX11)
Battlefield: Bad Company 2 – ещё одна игра, способная показать, что платформа от Intel превосходит AMD. Однако сглаживание уравнивает их на всех тестовых разрешениях.
Без включенного сглаживания наблюдаются значительные промежутки производительности, разделяющие Core i5-2400/Z68 и Phenom II X4 980/990FX на 1680×1050, 1920×1080 и 2560×1600. Однако, при включении сглаживания и анизотропной фильтрации, различия практически стираются.
F1 2010 (DX11)
Мы знали что так будет, потому что и прежде видели такие результаты. По некоторым причинам, у платформ на базе AMD есть проблемы с F1 2010, из-за которых они не могут пробиться выше 63 кадров в секунду. И это не проблема вертикальной синхронизации. Поменяйте на такую же систему от Intel и показатели внезапно улучшаются.
В этом обзоре 990FX уже не первый раз зажата в тиски и этот беспокоящий факт говорит о том, что SLI на платформе AMD может оказаться не таким “белым и пушистым” как мы надеялись.
В результате потолка в 60 FPS, преимущество Intel на разрешении 1680×1050 кажется огромным. То же самое происходит на разрешении 1920×1080. Повышение до 2560×1600 слегка нормализует производительность, но Core i5 всё ещё ведёт как с включённым, так и с выключенным сглаживанием.
Just Cause 2 (DX11)
Практически такая же ситуация наблюдается в Just Cause 2. AMD Phenom II застревает в районе 45 кадров в секунду, независимо от разрешения. И хотя мы применяем сглаживание и анизотропную фильтрацию, производительность от этого почти не изменяется. Это говорит о том, что два GeForce GTX 570 здесь могут дать больше. Что-то другое искусственно ограничивает эти результаты.
Платформа Intel достигает предела, приблизительно, в 60 FPS. Этот предел начал колебаться только на разрешении 2560×1600 с включённым сглаживанием и анизотропной фильтрацией.
World Of Warcraft: Cataclysm (DX11)
Наши отношения с World of Warcraft от Blizzard сложились уже давно. В декабре прошлого года мы сделали первый обзор дополнения Cataclysm с экспериментальной поддержкой DirectX 11. Недавно, эта поддержка была интегрирована в патч версии 4.1, в качестве опции в игровом меню. Теперь это реализовано официально и если у вас есть видеокарта, поддерживающая DX11, мы рекомендуем использовать эту возможность. Если вы спросите, почему, то просмотрите руководство по увеличению производительности. Повышение частоты кадров может вас сильно удивить.
В нашем первом тесте мы обнаружили, что процессоры AMD определённо ограничивали производительность этой игры. Средняя частота кадров Phenom II X6 на 3.7 ГГц была 60 кадров в секунду.
Сегодня мы видим, что с правильной поддержкой SLI платформы AMD выжимают до 75 кадров в секунду или около этого. И не важно, если игра работает на 1680×1050 или 2560×1600, или если вы используете 1x или 8x multisampling. Частота кадров просто не меняется. Процессоры AMD – всё ещё “проблема”, если конечно 75 кадров в секунду можно считать проблемой.
Мы так обеспокоены этим только потому, что CPU от Intel работают намного лучше, превышая 100 FPS на 1680×1050 и 1920×1080, и немного опускаясь на 2560×1600 с включенным 8 x MSAA.
Заключение
Мы думаем, что любой, кто купил новинку в надежде увидеть процессоры Zambezi на базе Bulldozer в связи с выставкой Computex этого года в Тайбэе, будет разочарован платформой AMD 990FX. Это всего лишь 890FX с новым названием, призванная показать стабильную работу предстоящих процессоров на базе AM3+.
Однако в ней нет ничего плохого. Фактически, это хорошо, что компания AMD придумала способ показать своим клиентам, как выжать максимум из предстоящего процессора, не усложняя процесс обновления. Энтузиасты знают, что у 890FX/990FX и AM3/AM3+ одинаковая механическая совместимость, хотя они возьмут 990FX и AM3+, чтобы использовать функции управления мощности/частоты Zambezi. Без сомнения платы 800-й серии станут встречаться всё реже, поскольку индустрия перейдёт на поддержку AM3+.
Пока все мы ждем, что сможет сделать революционная архитектура компании, производители материнских плат бросают нам “кость”, в виде лицензии на технологию SLI от nVidia для использования на платформах 990FX. Стоит ли эта возможность замены вашей старой 890FX на обновленную версию?
Это зависит от того, насколько лояльны вы к nVidia. Теперь, когда производительность CrossFire от AMD сильно улучшена, нет никакой причины бояться конфигураций с несколькими видеокартами, независимо от поставщика, если, конечно, ваша боязнь не исходит непосредственно из конфигураций с несколькими картами.
В прямом сравнении платформ на базе Core i5-2400 и Z68 Express с одинаковой стоимостью, Phenom II X4 980 Black Edition ограничивает производительность в тестах, где GeForce GTX 570 в SLI имеет запас в производительности. Более высокие частоты кадров Intel доказали, что видеокарты здесь не при чём.
Исходя из этого, мы не видим причин покупать 990FX прямо сейчас. Если ваш приоритет – максимальная производительность в конфигурациях с несколькими картами, вы купите платформу на базе Intel. И если вы хотите собрать быструю машину AMD, было бы не справедливо не дождаться выхода Zambezi на базе Bulldozer.
Мы несомненно надеемся, что лицензирование SLI означает, что производительность платформы AMD Scorpius будет на хорошем уровне. Однако сейчас действительно не подходящее время для сборки игровой машины на основе Phenom II. Так что, сегодняшний запуск 990FX оказывается чем-то вроде поддразнивания. Мы знаем, что нам предстоит увидеть и хотим, чтобы это произошло побыстрее.