Тест пяти технологий
Мы обновили интерактивные тесты видеокарт, которые теперь состоят из 101 разной конфигурации и охватывают видеокарты пяти поколений. В тестах участвуют видеокарты линеек Radeon X800, X1000, HD 2000, HD 3000, GeForce 6, 7, 8, 9, а также новая линейка HD 4000 от AMD и обе новых модели GTX 200 от nVidia. Мы потратили в общей сложности около 500 часов рабочего времени, что дало 6767 тестовых значений, которые мы получали при трёх разрешениях (1280×1024, 1680×1050 и 1920×1200 пикселей) как с анизотропной фильтрацией (AF) и полноэкранным сглаживанием (AA), так и без них.
Во время тестов мы потребили более 110 000 Вт энергии, а соседям приходилось терпеть уровень шума, в пике доходивший до 58,3 дБ(A) в конфигурациях AMD Radeon HD 2900 XT CrossFire и X1950 CrossFire. GTX 260 SLI и 8800 Ultra SLI нагревались до температуры более 100 градусов Цельсия, в результате чего GPU без дополнительной системы охлаждения либо включал троттлинг, либо компьютер “вылетал”.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Поскольку производительность часто упирается в ограничения Core 2 Extreme X6800 на частоте 2,93 ГГц, то решения на двух современных видеокартах Radeon HD 4870, GeForce GTX 260 или GTX 280 дают очень слабый прирост производительности или вообще не дают. Конфигурации SLI и CrossFire часто оказываются медленнее, чем одиночная видеокарта из-за плохой оптимизации игр. В нашем тестовом окружении нужно смотреть по тестам и выбранным разрешениям, чтобы оценить, стоит ли покупать мощную 3D-видеокарту. Разница в производительности сильнее всего чувствуется в разрешениях 1680×1050 или 1920×1200 со включённым сглаживанием.
Ниже мы рассмотрим протестированные видеокарты, тесты и настройки, обсудим ошибки, после чего перейдём к результатам. Закончим статью мы рекомендациями о покупке той или иной видеокарты. Вы можете и сразу перейти к нашим
Сравнение GPU и тестовая конфигурация
Все видеокарты тестировались на штатной тактовой частоте. Только GeForce 8800 GTS 512 тестировалась на разогнанных частотах. Мы не тестировали конфигурации SLI и CrossFire с графическими чипами с обозначением от x200 до x400 из-за их низкой 3D-производительности. Radeon X800 XT от AMD представляет самое старое поколение в нашем тесте. Поскольку эта видеокарта поддерживает только Shader Model 2, некоторые игры с ней не работают. По этой причине мы решили отказаться от тестов других моделей X800 и X850. Radeon X600 и X700 тоже не имеют смысла, поскольку игры довольно требовательные.
Текущие модели GeForce 6 – 6600 GT, 6800 GT и 6800 Ultra – когда-то ознаменовали громкий старт nVidia. Мы не включили промежуточные версии, такие как GeForce 8800 GS, 9600 GTO или 8800 GT с 256 Мбайт. Значения 9600 GT с 1024 Мбайт памяти могут быть перенесены и на 9600 GT с 512 Мбайт. При сравнении GeForce 8800 GT 512 с 8800 GT 1024 вполне понятно, что удвоенный объём памяти влияет, главным образом, на игру Crysis с включённым полноэкранным сглаживанием, но на суммарный результат влияние мизерное.
Видеокарты nVidia | ||||||
Чип | Кодовое название | Память | Частота GPU | Шейдеры | Частота памяти | SP |
GeForce GTX 280 SLI | GT200 | 1024 GDDR3 | 602 МГц | 4.0, 1296 МГц | 2214 МГц | 240 |
GeForce GTX 280 | GT200 | 1024 GDDR3 | 602 МГц | 4.0, 1296 МГц | 2214 МГц | 240 |
GeForce GTX 260 SLI | GT200 | 896 GDDR3 | 576 МГц | 4.0, 1242 МГц | 1998 МГц | 192 |
GeForce GTX 260 | GT200 | 896 GDDR3 | 576 МГц | 4.0, 1242 МГц | 1998 МГц | 192 |
GeForce 9800 GX2 | 2xG92 | 2×512 MB GDDR3 | 600 МГц | 4.0, 1500 МГц | 2000 МГц | 2×128 |
GeForce 9800 GTX SLI | G92 | 512 MB GDDR3 | 675 МГц | 4.0, 1688 МГц | 2200 МГц | 128 |
GeForce 9800 GTX | G92 | 512 MB GDDR3 | 675 МГц | 4.0, 1688 МГц | 2200 МГц | 128 |
GeForce 9600 GT SLI | G94 | 1024 MB GDDR3 | 650 МГц | 4.0, 1625 МГц | 1800 МГц | 64 |
GeForce 9600 GT | G94 | 1024 MB GDDR3 | 650 МГц | 4.0, 1625 МГц | 1800 МГц | 64 |
GeForce 8800 GTS OC | G92 | 512 MB GDDR3 | 730 МГц | 4.0, 1825 МГц | 1944 МГц | 128 |
GeForce 8800 GTS SLI | G92 | 512 MB GDDR3 | 650 МГц | 4.0, 1625 МГц | 1944 МГц | 128 |
GeForce 8800 GTS | G92 | 512 MB GDDR3 | 650 МГц | 4.0, 1625 МГц | 1944 МГц | 128 |
GeForce 8800 GT SLI | G92 | 1024 MB GDDR3 | 600 МГц | 4.0, 1500 МГц | 1800 МГц | 112 |
GeForce 8800 GT | G92 | 1024 MB GDDR3 | 600 МГц | 4.0, 1500 МГц | 1800 МГц | 112 |
GeForce 8800 GT SLI | G92 | 512 MB GDDR3 | 600 МГц | 4.0, 1500 МГц | 1800 МГц | 112 |
GeForce 8800 GT | G92 | 512 MB GDDR3 | 600 МГц | 4.0, 1500 МГц | 1800 МГц | 112 |
GeForce 8800 Ultra 3SLI | G80 | 768 MB GDDR3 | 612 МГц | 4.0, 1512 МГц | 2160 МГц | 128 |
GeForce 8800 Ultra SLI | G80 | 768 MB GDDR3 | 612 МГц | 4.0, 1512 МГц | 2160 МГц | 128 |
GeForce 8800 Ultra | G80 | 768 MB GDDR3 | 612 МГц | 4.0, 1512 МГц | 2160 МГц | 128 |
GeForce 8800 GTX | G80 | 768 MB GDDR3 | 576 МГц | 4.0, 1350 МГц | 1800 МГц | 128 |
GeForce 8800 GTS | G80 | 640 MB GDDR3 | 500 МГц | 4.0, 1188 МГц | 1600 МГц | 96 |
GeForce 8800 GTS SLI | G80 | 320 MB GDDR3 | 500 МГц | 4.0, 1188 МГц | 1600 МГц | 96 |
GeForce 8800 GTS | G80 | 320 MB GDDR3 | 500 МГц | 4.0, 1188 МГц | 1600 МГц | 96 |
GeForce 8600 GTS | G84 | 512 MB GDDR3 | 675 МГц | 4.0, 1450 МГц | 2016 МГц | 32 |
GeForce 8600 GTS SLI | G84 | 256 MB GDDR3 | 675 МГц | 4.0, 1450 МГц | 2016 МГц | 32 |
GeForce 8600 GTS | G84 | 256 MB GDDR3 | 675 МГц | 4.0, 1450 МГц | 2016 МГц | 32 |
GeForce 8600 GT SLI | G84 | 256 MB GDDR3 | 540 МГц | 4.0, 1180 МГц | 1400 МГц | 32 |
GeForce 8600 GT | G84 | 256 MB GDDR3 | 540 МГц | 4.0, 1180 МГц | 1400 МГц | 32 |
GeForce 8500 GT | G86 | 256 MB DDR2 | 459 МГц | 4.0, 918 МГц | 800 МГц | 16 |
GeForce 8400 GS | G86 | 256 MB DDR2 | 459 МГц | 4.0, 918 МГц | 800 МГц | 16 |
GeForce 7950 GX2 SLI | 4xG71 | 4×512 MB GDDR3 | 500 МГц | 3.0 | 1200 МГц | 4x24P 8V |
GeForce 7950 GX2 | 2xG71 | 2×512 MB GDDR3 | 500 МГц | 3.0 | 1200 МГц | 2x24P 8V |
GeForce 7950 GT SLI | G71 | 512 MB GDDR3 | 550 МГц | 3.0 | 1400 МГц | 24P 8V |
GeForce 7950 GT | G71 | 512 MB GDDR3 | 550 МГц | 3.0 | 1400 МГц | 24P 8V |
GeForce 7900 GTX | G71 | 512 MB GDDR3 | 650 МГц | 3.0 | 1600 МГц | 24P 8V |
GeForce 7900 GTO | G71 | 512 MB GDDR3 | 650 МГц | 3.0 | 1320 МГц | 24P 8V |
GeForce 7900 GT SLI | G71 | 256 MB GDDR3 | 450 МГц | 3.0 | 1320 МГц | 24P 8V |
GeForce 7900 GT | G71 | 256 MB GDDR3 | 450 МГц | 3.0 | 1320 МГц | 24P 8V |
GeForce 7900 GS SLI | G71 | 256 MB GDDR3 | 450 МГц | 3.0 | 1320 МГц | 20P 7V |
GeForce 7900 GS | G71 | 256 MB GDDR3 | 450 МГц | 3.0 | 1320 МГц | 20P 7V |
GeForce 7800 GTX | G70 | 512 MB GDDR3 | 550 МГц | 3.0 | 1700 МГц | 24P 8V |
GeForce 7800 GTX SLI | G70 | 256 MB GDDR3 | 430 МГц | 3.0 | 1200 МГц | 24P 8V |
GeForce 7800 GTX | G70 | 256 MB GDDR3 | 430 МГц | 3.0 | 1200 МГц | 24P 8V |
GeForce 7800 GT SLI | G70 | 256 MB GDDR3 | 400 МГц | 3.0 | 1000 МГц | 20P 7V |
GeForce 7800 GT | G70 | 256 MB GDDR3 | 400 МГц | 3.0 | 1000 МГц | 20P 7V |
GeForce 7600 GT SLI | G73 | 256 MB GDDR3 | 560 МГц | 3.0 | 1400 МГц | 12P 5V |
GeForce 7600 GT | G73 | 256 MB GDDR3 | 560 МГц | 3.0 | 1400 МГц | 12P 5V |
GeForce 7600 GS SLI | G73 | 256 MB DDR2 | 400 МГц | 3.0 | 800 МГц | 12P 5V |
GeForce 7600 GS | G73 | 256 MB DDR2 | 400 МГц | 3.0 | 800 МГц | 12P 5V |
GeForce 7300 GT | G73 | 256 MB DDR2 | 350 МГц | 3.0 | 666 МГц | 8P 4V |
GeForce 7300 GS | G72 | 128 MB DDR2 | 550 МГц | 3.0 | 810 МГц | 4P 3V |
GeForce 6800 Ultra | NV40 | 256 MB GDDR3 | 425 МГц | 3.0 | 1100 МГц | 16P 6V |
GeForce 6800 GT | NV40 | 256 MB GDDR3 | 350 МГц | 3.0 | 1000 МГц | 16P 6V |
GeForce 6600 GT | NV43 | 128 MB GDDR3 | 500 МГц | 3.0 | 1000 МГц | 8P 3V |
Чип | Ширина шины памяти | Техпроцесс | Число транзисторов | Интерфейс |
GeForce GTX 280 SLI | 512 Bit | 65 нм | 1400 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce GTX 280 | 512 Bit | 65 нм | 1400 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce GTX 260 SLI | 448 Bit | 65 нм | 1400 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce GTX 260 | 448 Bit | 65 нм | 1400 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 9800 GX2 | 2×256 Bit | 65 нм | 2×754 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 9800 GTX SLI | 256 Bit | 65 нм | 754 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 9800 GTX | 256 Bit | 65 нм | 754 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 9600 GT SLI | 256 Bit | 65 нм | 505 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 9600 GT | 256 Bit | 65 нм | 505 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 8800 GTS OC | 256 Bit | 65 нм | 754 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 8800 GTS SLI | 256 Bit | 65 нм | 754 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 8800 GTS | 256 Bit | 65 нм | 754 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 8800 GT SLI | 256 Bit | 65 нм | 754 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 8800 GT | 256 Bit | 65 нм | 754 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 8800 GT SLI | 256 Bit | 65 нм | 754 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 8800 GT | 256 Bit | 65 нм | 754 млн. | PCIe 2.0 |
GeForce 8800 Ultra 3SLI | 384 Bit | 90 нм | 681 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8800 Ultra SLI | 384 Bit | 90 нм | 681 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8800 Ultra | 384 Bit | 90 нм | 681 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8800 GTX | 384 Bit | 90 нм | 681 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8800 GTS | 320 Bit | 90 нм | 681 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8800 GTS SLI | 320 Bit | 90 нм | 681 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8800 GTS | 320 Bit | 90 нм | 681 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8600 GTS | 128 Bit | 80 нм | 289 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8600 GTS SLI | 128 Bit | 80 нм | 289 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8600 GTS | 128 Bit | 80 нм | 289 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8600 GT SLI | 128 Bit | 80 нм | 289 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8600 GT | 128 Bit | 80 нм | 289 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8500 GT | 128 Bit | 80 нм | 210 млн. | PCIe 1 |
GeForce 8400 GS | 64 Bit | 80 нм | 210 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7950 GX2 SLI | 4×256 Bit | 90 нм | 4×278 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7950 GX2 | 2×256 Bit | 90 нм | 2×278 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7950 GT SLI | 256 Bit | 90 нм | 278 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7950 GT | 256 Bit | 90 нм | 278 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7900 GTX | 256 Bit | 90 нм | 278 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7900 GTO | 256 Bit | 90 нм | 278 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7900 GT SLI | 256 Bit | 90 нм | 278 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7900 GT | 256 Bit | 90 нм | 278 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7900 GS SLI | 256 Bit | 90 нм | 278 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7900 GS | 256 Bit | 90 нм | 278 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7800 GTX | 256 Bit | 110 нм | 303 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7800 GTX SLI | 256 Bit | 110 нм | 303 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7800 GTX | 256 Bit | 110 нм | 303 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7800 GT SLI | 256 Bit | 110 нм | 303 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7800 GT | 256 Bit | 110 нм | 303 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7600 GT SLI | 128 Bit | 90 нм | 178 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7600 GT | 128 Bit | 90 нм | 178 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7600 GS SLI | 128 Bit | 90 нм | 178 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7600 GS | 128 Bit | 90 нм | 178 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7300 GT | 128 Bit | 90 нм | 178 млн. | PCIe 1 |
GeForce 7300 GS | 64 Bit | 90 нм | 112 млн. | PCIe 1 |
GeForce 6800 Ultra | 256 Bit | 130 нм | 222 млн. | PCIe 1 |
GeForce 6800 GT | 256 Bit | 130 нм | 222 млн. | PCIe 1 |
GeForce 6600 GT | 128 Bit | 110 нм | 146 млн. | PCIe 1 |
Видеокарты AMD | ||||||
Чип | Кодовое название | Память | Частота GPU | Шейдеры | Частота памяти | SP |
Radeon HD 4870 CF | RV770 | 512 MB GDDR5 | 750 МГц | 4.1 | 3600 МГц | 800 |
Radeon HD 4870 | RV770 | 512 MB GDDR5 | 750 МГц | 4.1 | 3600 МГц | 800 |
Radeon HD 4850 CF | RV770 | 512 MB GDDR3 | 625 МГц | 4.1 | 1986 МГц | 800 |
Radeon HD 4850 | RV770 | 512 MB GDDR3 | 625 МГц | 4.1 | 1986 МГц | 800 |
Radeon HD 3870 4CF | 2xR680 | 4×512 MB GDDR3 | 825 МГц | 4.1 | 1802 МГц | 4×320 |
Radeon HD 3870 3CF | R680/RV670 | 3×512 MB GDDR3/4 | 825/800 МГц | 4.1 | 1802/2252 МГц | 3×320 |
Radeon HD 3870 X2 | R680 | 2×512 MB GDDR3 | 825 МГц | 4.1 | 1802 МГц | 2×320 |
Radeon HD 3870 CF | RV670 | 512 MB GDDR4 | 775 МГц | 4.1 | 2252 МГц | 320 |
Radeon HD 3870 | RV670 | 512 MB GDDR4 | 775 МГц | 4.1 | 2252 МГц | 320 |
Radeon HD 3850 CF | RV670 | 256 MB GDDR3 | 670 МГц | 4.1 | 1658 МГц | 320 |
Radeon HD 3850 | RV670 | 256 MB GDDR3 | 670 МГц | 4.1 | 1658 МГц | 320 |
Radeon HD 3650 CF | RV635 | 512 MB GDDR3 | 725 МГц | 4.1 | 1602 МГц | 120 |
Radeon HD 3650 | RV635 | 512 MB GDDR3 | 725 МГц | 4.1 | 1602 МГц | 120 |
Radeon HD 3470 | RV620 | 256 MB GDDR3 | 796 МГц | 4.1 | 1886 МГц | 40 |
Radeon HD 3450 | RV620 | 256 MB DDR2 | 594 МГц | 4.1 | 990 МГц | 40 |
Radeon HD 2900 XT CF | R600 | 512 MB GDDR3 | 743 МГц | 4.0 | 1656 МГц | 320 |
Radeon HD 2900 XT | R600 | 512 MB GDDR3 | 743 МГц | 4.0 | 1656 МГц | 320 |
Radeon HD 2600 XT CF | RV630 | 512 MB GDDR3 | 800 МГц | 4.0 | 1400 МГц | 120 |
Radeon HD 2600 XT | RV630 | 512 MB GDDR3 | 800 МГц | 4.0 | 1400 МГц | 120 |
Radeon HD 2600 XT | RV630 | 256 MB GDDR4 | 800 МГц | 4.0 | 2200 МГц | 120 |
Radeon HD 2600 Pro CF | RV630 | 256 MB GDDR3 | 600 МГц | 4.0 | 1400 МГц | 120 |
Radeon HD 2600 Pro | RV630 | 256 MB GDDR3 | 600 МГц | 4.0 | 1400 МГц | 120 |
Radeon HD 2400 XT | RV610 | 256 MB GDDR3 | 700 МГц | 4.0 | 1400 МГц | 40 |
Radeon HD 2400 Pro | RV610 | 256 MB DDR2 | 525 МГц | 4.0 | 800 МГц | 40 |
Radeon X1950 XTX CF | R580+ | 512 MB GDDR4 | 650 МГц | 3.0 | 2000 МГц | 48P 8V |
Radeon X1950 XTX | R580+ | 512 MB GDDR4 | 650 МГц | 3.0 | 2000 МГц | 48P 8V |
Radeon X1950 XT | R580+ | 256 MB GDDR3 | 625 МГц | 3.0 | 1800 МГц | 48P 8V |
Radeon X1950 Pro | RV570 | 256 MB GDDR3 | 575 МГц | 3.0 | 1380 МГц | 36P 8V |
Radeon X1950 GT | RV570 | 256 MB GDDR3 | 500 МГц | 3.0 | 1200 МГц | 36P 8V |
Radeon X1900 XT CF | R580 | 512 MB GDDR3 | 625 МГц | 3.0 | 1450 МГц | 48P 8V |
Radeon X1900 XT | R580 | 512 MB GDDR3 | 625 МГц | 3.0 | 1450 МГц | 48P 8V |
Radeon X1900 XT | R580 | 256 MB GDDR3 | 625 МГц | 3.0 | 1450 МГц | 48P 8V |
Radeon X1900 GT | R580 | 256 MB GDDR3 | 575 МГц | 3.0 | 1188 МГц | 36P 8V |
Radeon X1800 XT | R520 | 512 MB GDDR3 | 631 МГц | 3.0 | 1504 МГц | 16P 8V |
Radeon X1800 XT | R520 | 256 MB GDDR3 | 621 МГц | 3.0 | 1494 МГц | 16P 8V |
Radeon X1800 XL | R520 | 256 MB GDDR3 | 500 МГц | 3.0 | 990 МГц | 16P 8V |
Radeon X1800 GTO | R520 | 256 MB GDDR3 | 500 МГц | 3.0 | 990 МГц | 16P 8V |
Radeon X1650 XT | RV560 | 256 MB GDDR3 | 575 МГц | 3.0 | 1350 МГц | 24P 8V |
Radeon X1650 Pro | RV530 | 256 MB GDDR3 | 594 МГц | 3.0 | 1378 МГц | 12P 5V |
Radeon X1600 XT CF | RV530 | 256 MB GDDR3 | 581 МГц | 3.0 | 1368 МГц | 12P 5V |
Radeon X1600 XT | RV530 | 256 MB GDDR3 | 581 МГц | 3.0 | 1368 МГц | 12P 5V |
Radeon X1600 Pro CF | RV530 | 256 MB DDR2 | 500 МГц | 3.0 | 784 МГц | 12P 5V |
Radeon X1600 Pro | RV530 | 256 MB DDR2 | 500 МГц | 3.0 | 784 МГц | 12P 5V |
Radeon X1300 XT | RV530 | 256 MB GDDR3 | 587 МГц | 3.0 | 1378 МГц | 12P 5V |
Radeon X1300 Pro | RV515 | 128 MB GDDR3 | 594 МГц | 3.0 | 990 МГц | 4P 2V |
Radeon X1300 | RV515 | 256 MB DDR2 | 446 МГц | 3.0 | 496 МГц | 4P 2V |
Radeon X800 XT | R423 | 256 MB GDDR3 | 506 МГц | 2.0 | 1000 МГц | 16P 6V |
Чип | Ширина шины памяти | Техпроцесс | Число транзисторов | Интерфейс |
Radeon HD 4870 CF | 256 Bit | 55 нм | 965 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 4870 | 256 Bit | 55 нм | 965 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 4850 CF | 256 Bit | 55 нм | 965 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 4850 | 256 Bit | 55 нм | 965 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 3870 4CF | 4×256 Bit | 55 нм | 4×666 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 3870 3CF | 3×256 Bit | 55 нм | 3×666 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 3870 X2 | 2×256 Bit | 55 нм | 2×666 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 3870 CF | 256 Bit | 55 нм | 666 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 3870 | 256 Bit | 55 нм | 666 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 3850 CF | 256 Bit | 55 нм | 666 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 3850 | 256 Bit | 55 нм | 666 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 3650 CF | 128 Bit | 55 нм | 378 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 3650 | 128 Bit | 55 нм | 378 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 3470 | 64 Bit | 55 нм | 181 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 3450 | 64 Bit | 55 нм | 181 млн. | PCIe 2.0 |
Radeon HD 2900 XT CF | 512 Bit | 80 нм | 720 млн. | PCIe 1 |
Radeon HD 2900 XT | 512 Bit | 80 нм | 720 млн. | PCIe 1 |
Radeon HD 2600 XT CF | 128 Bit | 65 нм | 390 млн. | PCIe 1 |
Radeon HD 2600 XT | 128 Bit | 65 нм | 390 млн. | PCIe 1 |
Radeon HD 2600 XT | 128 Bit | 65 нм | 390 млн. | PCIe 1 |
Radeon HD 2600 Pro CF | 128 Bit | 65 нм | 390 млн. | PCIe 1 |
Radeon HD 2600 Pro | 128 Bit | 65 нм | 390 млн. | PCIe 1 |
Radeon HD 2400 XT | 64 Bit | 65 нм | 180 млн. | PCIe 1 |
Radeon HD 2400 Pro | 64 Bit | 65 нм | 180 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1950 XTX CF | 256 Bit | 90 нм | 384 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1950 XTX | 256 Bit | 90 нм | 384 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1950 XT | 256 Bit | 90 нм | 384 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1950 Pro | 256 Bit | 80 нм | 330 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1950 GT | 256 Bit | 80 нм | 330 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1900 XT CF | 256 Bit | 90 нм | 384 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1900 XT | 256 Bit | 90 нм | 384 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1900 XT | 256 Bit | 90 нм | 384 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1900 GT | 256 Bit | 90 нм | 384 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1800 XT | 256 Bit | 90 нм | 321 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1800 XT | 256 Bit | 90 нм | 321 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1800 XL | 256 Bit | 90 нм | 321 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1800 GTO | 256 Bit | 90 нм | 321 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1650 XT | 128 Bit | 80 нм | 330 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1650 Pro | 128 Bit | 90 нм | 157 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1600 XT CF | 128 Bit | 90 нм | 157 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1600 XT | 128 Bit | 90 нм | 157 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1600 Pro CF | 128 Bit | 90 нм | 157 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1600 Pro | 128 Bit | 90 нм | 157 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1300 XT | 128 Bit | 90 нм | 157 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1300 Pro | 64 Bit | 90 нм | 105 млн. | PCIe 1 |
Radeon X1300 | 128 Bit | 90 нм | 105 млн. | PCIe 1 |
Radeon X800 XT | 256 Bit | 130 нм | 120 млн. | PCIe 1 |
Частота памяти: приведена эффективная частота памяти, физическая частота в случае DDR в два раза меньше, а в случае GDDR5 – в четыре раза меньше;
SP = потоковые процессоры; P и V = блоки пиксельных и вершинных шейдеров;
OC = разогнанная версия видеокарты;
SLI = параллельная работа двух видеокарт nVidia;
CF = CrossFire, параллельная работа двух видеокарт AMD;
3CF = CrossFire, параллельная работа трёх видеокарт AMD;
4CF = CrossFire, параллельная работа четырёх видеокарт AMD;
R680 = 2xRV670; Shader 2.0 = DirectX 9.0; 3.0 = DirectX 9.0c; 4.0 = DirectX 10; Shader 4.1 = DirectX 10.1.
Конфигурация для тестов одиночных видеокарт nVidia; одиночных видеокарт AMD, а также конфигураций CrossFire | |
CPU | Intel Core 2 Extreme X6800 @ 2,93 ГГц (11x 266 МГц), Socket 775, 1,28 В, 65 нм, кэш L2 4096 кбайт |
FSB | 1066 МГц (4x 266 МГц) |
Материнская плата | Asus P5E3 Deluxe, PCIe 2.0 2×16, ICH9R |
Чипсет | Intel X38 |
Память | 2x 1 Гбайт, Ballistix (Crucial Technology) 1,5 В, DDR3 1066 7-7-7-20 (2x 533 МГц) |
Звук | Intel High Definition Audio |
LAN | Intel 1000 Pro |
Драйверы | Western Digital WD5000AAKS 500 GB, SATA, кэш 16 Мбайт Hitachi 120 Гбайт, SATA, кэш 8 Мбайт |
DVD | Gigabyte GO-D1600C |
Блок питания | CoolerMaster RS-850-EMBA 850 W |
Конфигурация для тестов конфигураций SLI | |
Материнская плата | Asus P5N-T Deluxe, PCIe 2.0 2×16 |
Чипсет | nVidia nForce 780i SLI |
Память | 2×1 Гбайт, A-Data Technology 1,8 В, DDR2 800 5-5-5-18 (2x 400 МГц) |
Звук | ADI 1988B SoundMax |
LAN | Marvell 88E1116 Gigabit |
Драйверы и конфигурация | |
Графика | AMD Catalyst 8.6 nVidia Forceware 175.16, GTX 260 и GTX 280 – Forceware 177.39 |
ОС | Windows Vista Enterprise SP1 |
DirectX | 10 и 10.1 |
Драйвер чипсета | X38 Intel 8.3.1.1009 780i Nvidia nforce 9.64 |
Тестовый пакет
Важным фактором является выбор игр, который должен охватывать разные графические 3D-движки и разные жанры. Например, Assassin’s Creed работает на очень быстром и высококачественном движке DirectX 10, и в будущем на нём должны появиться другие игры. Call Of Duty – шутер от первого лица, который иногда улучшается, и сегодня он является превосходным тестом скорости для конфигураций SLI или CrossFire, а Crysis остаётся мерой оценки производительности шейдеров, а также “чистой” графической мощности. Для эффектов DirectX 10 интересен только режим “Very High”, поскольку только в нём отчётливо заметны эффекты отражений воды и HDR-рендеринга солнца. 3D-производительность современных видеокарт всё ещё не так хороша для режима “Very High” на высоких разрешениях и со сглаживанием.
Игра Enemy Territory Quake Wars работает на движке id Engine под OpenGL, что знакомо нам по играм Prey, Doom и Quake. Half Life 2: Episode 2 использует улучшенную версию движка Source от Valve – этот движок используется в Counter Strike Source (CSS) и во всей линейке Half Life 2. Mass Effect – относительно свежая игра на движке UT3 Engine, который можно встретить в таких играх, как Rainbow Six Las Vegas 1 и 2, Stranglehold, Bioshock, UT3, Blacksite и Frontlines Fuel of War. Поскольку в будущем выйдут и многие другие игры на движке UT3, Mass Effect можно отнести к одному из самых важных тестов. Flight Simulator 10 от Microsoft (FSX) знаком любителям авиасимуляторов. Наконец, графически насыщенный World in Conflict представляет жанр стратегий реального времени.
Мы выбрали разрешения 1280×1024 (формат кадра 4:3), 1680×1050 (16:10) и 1920×1200 пикселей (16:10); тесты проводились как без сглаживания/фильтрации, так и с ними. Mass Effect тестировалась в режиме 4xAA и 8xAA, который мы принудительно включили в драйвере. В последние месяцы процент игр DirectX 10 заметно увеличился, но старые видеокарты с поддержкой Shader Model 3.0 вполне нормально переключаются в режим DirectX 9.
Внимание! Поскольку старые карты переключаются в режим DirectX 9, они могут показывать более высокие результаты, чем новые модели с поддержкой DirectX 10, поскольку на отрисовку эффектов DX10 может потребоваться большая производительность.
Игра | Режим | По умолчанию (Default) | Качество (Quality) | 3D-движок |
Assassins Creed v1.02 | DX10 | 0AA+0AF | AA+AF | Scimitar Engine |
Call of Duty 4 v1.6 | DX9 | 0AA+0AF | 4xAA+8xAF | Call of Duty |
Crysis v1.21 High Quality | DX9/10 | 0AA+0AF | 4xAA+8xAF | Crysis Engine |
Crysis v1.21 Very High Quality | DX10 | 0AA+0AF | 4xAA+8xAF | Crysis Engine |
Enemy Territory: Quake Wars v1.4 | OpenGL | 0AA+0AF | 4xAA+8xAF | ID |
Half Life 2 Episode 2 | DX9 | 0AA+0AF | 4xAA+8xAF | Source Engine |
Mass Effect | DX10 | 0AA+0AF | 4xAA+AF/8xAA+AF | UT3 Engine |
MS Flight Simulator X SP2 | DX10 | 0AA+0AF | AA+AF | FSX |
World in Conflict v1.05 | DX10 | 0AA+0AF | 4xAA+4xAF | MassTech |
Assassin’s Creed
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Видеокарта Radeon X800 XT поддерживает только Shader Version 2.0, поэтому игра на ней не пошла. Видеокарты с поддержкой только Shader Model 3 переключаются в режим DirectX 9. Если активно сглаживание, то Assassin’s Creed, похоже, отключает HDR-рендеринг на GeForce 7, поскольку эффект сглаживания виден, а частота кадров увеличивается. GeForce 7 не поддерживает HDR-рендеринг (Shader 3) одновременно со сглаживанием, что мы также наблюдали в Oblivion и 3DMark06. X1300 и X1300 Pro корректно отображают меню Assassin’s Creed, но во время игры обнаруживаются графические ошибки сглаживания. Старые линейки GeForce 7 и Radeon X1000 смогли справиться с разрешением 1280×1024 только при частоте обновления 70 или 75 Гц – настройка 60 Гц была не доступна.
Call of Duty 4
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Двухчиповые карты, такие как X2 или GX2, справились с тестовой сценой медленнее, чем две схожие одиночные карты в режиме SLI или CrossFire. Если выбирать менее сложные сцены, то частота кадров возрастает; мы так и не поняли, в чём причина ограничений двухчиповых видеокарт. Radeon HD 3850 CrossFire с драйвером Catalyst 8.6 иногда приводила к “вылету” игры.
Crysis
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
В режиме “Very High” в Crysis на разрешении 1680×1050 пикселей едва достаточны 512 Мбайт видеопамяти и 256-битная шина. GeForce 9800 GTX SLI, 9800 GX2, Radeon HD 3850 и HD 3850 CrossFire демонстрируют заметные падения производительности, хотя 1024-Мбайт модели GeForce 8800 GT и 9600 GT справляются с высокими настройками лучше из-за большего объёма памяти. У GeForce 8800 GTS 320 возникает знакомая проблема с памятью, и даже в конфигурации SLI Duo карта с трудом справляется с Crysis после включения сглаживания, выдавая низкую частоту кадров. При использовании 7950 GX2 и Quad-SLI, 7800 GT SLI, 7800 GTX SLI, 7900 GS SLI, 7900 GT SLI, 7950 SLI текстуры начинают мерцать. Модель GeForce 7800 GTX 512 работает хуже обычной 7800 GTX с 256 Мбайт из-за отсутствия оптимизации в драйверах. Все графические чипы DirectX 9 не могут переключиться в режим “Very High”.
Enemy Territory: Quake Wars
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Старые видеокарты AMD с поддержкой DirectX 9 не дают эффект мягких частиц в Quake Wars; эта функция полностью отсутствует в графическом меню, в результате данные видеокарты получают более высокую частоту кадров. Старые видеокарты GeForce 6 поддерживают эффект мягких частиц, поэтому они оказываются медленнее при прямом сравнении. Почему эта функция отсутствует, мы так и не смогли понять, поскольку GeForce 6 поддерживает только OpenGL 1.5, а линейка X1000 от ATI поддерживает OpenGL Version 2.0. При использовании Radeon HD 3650, HD 2600, X1600 XT и X1600 Pro, в режиме CrossFire 3D-объекты начинают мерцать. На малых разрешениях без сглаживания видеокарты упираются в производительность CPU, поэтому максимальная частота кадров начинает “прыгать” – в среднем, возможны “прыжки” до 5 fps.
Half Life 2 Episode 2
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Видеокартам GeForce 6 и 7 требуется перезагрузка игры после включения сглаживания и даже при изменении разрешения. Без перезагрузки Half Life 2 Episode 2, демонстрационная сцена отображалась всего на уровне 25% от действительной 3D-производительности. Эта проблема не возникала с любыми другими протестированными видеокартами.
Mass Effect
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Хотя частота кадров превышала 30 fps, да и загрузку текстур нужно принимать во внимание, тестовая сцена вела себя нестабильно на многих отдельных видеокартах. Mass Effect хорошо справляется с несколькими видеокартами. 3-way SLI на трёх видеокартах GeForce 8800 Ultra показывает производительность чуть ниже, чем в конфигурации 8800 Ultra SLI, но 4-процессорная конфигурация CrossFire на двух HD 3870 X2 даёт вполне хороший результат. Чтобы сглаживание заработало с видеокартами Radeon X1000, HD 2000 или HD 3000, вам придётся переименовать MassEffect.exe в Bioshock.exe. Это может привести к графическим ошибкам, но на нашей тестовой системе и выбранной сцене мы ничего не заметили. Для новых Radeon HD 4000 этот трюк применять не нужно: сглаживание поддерживается без проблем.
Запуск записанной игры на видеокартах GeForce 8600 GT SLI или 8600 GTS SLI в разрешении 1920×1200 пикселей со сглаживанием оказался неоднозначным. Когда игра запускалась, то мы получали всего 2 fps, либо игра “вылетала”. Все видеокарты DirectX 9 переключают движок UT3 Engine с поддержкой DirectX 10 (DX10) в режим DirectX 9 (DX9). При установке видеокарты Radeon X800 XT (Shader 2.0) игру Mass Effect запустить не удалось.
Microsoft Flight Simulator X SP2
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
В игре FSX SP2 нам удалось получить до 70 fps с видеокартой nVidia в режиме DirectX 10, но как только на Vista устанавливался Service Pack 1 (SP1), частота кадров падает до старых уровней между 15 и 30 fps. Проблемы с памятью GeForce 8800 GTS 320 вновь выплыли на поверхность – они привели к 3 fps в разрешении 1920×1200 пикселей со сглаживанием. Конфигурации 3-way SLI на GeForce 8800 Ultra очень не понравилось, когда рабочий стол выставлен в разрешение 1680×1050 или 1920×1200, и такое же разрешение выставлено в игре. Видеокарты от Radeon X1800 до X1900, X1650 XT и X800 не поддерживают сглаживание в разрешении 1680×1050 и 1920×1200 в игре – 4xAA следует включать в графическом драйвере. Это также относится и к видеокартам Radeon X1650 Pro, X1600 XT, X1300 XT и X1300 Pro в разрешении 1920×1200 пикселей. Сглаживание в игре включить не получается, 4xAA нужно принудительно устанавливать через драйвер. С видеокартами DirectX 9 функции DirectX 10 недоступны, поэтому старые видеокарты получают преимущество по скорости по сравнению с более современными моделями DX10.
World in Conflict
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
CrossFire с тремя и четырьмя GPU в разрешении 1920×1200 даёт заметное увеличение в частоте кадров, но GeForce 6800 GT и 6800 Ultra работают нестабильно и плохо. У линейки Radeon X1900 и X1950 XTX часто возникали проблемы при переключении в разрешение 1680×1050 пикселей. Экран становился чёрным, при этом “на ощупь” приходилось подтверждать смену разрешения. Все видеокарты DirectX 9 переключали режим игры с DirectX 10 на DirectX 9, что могло привести к повышению частоты кадров на старых чипах.
3DMark06
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Синтетический тест DirectX 9 идеально подходит для тестирования оптимизации под видеокарты или многоядерные CPU. По умолчанию тест идёт в разрешении 1280×1024 пикселей без сглаживания или фильтрации. Результат CPU на чипсете Intel X38 составляет между 2521 и 2555. На чипсете nForce 780i 3DMark06 дал результат CPU между 2372 и 2427.
Настройки графики для каждого теста
Assassin’s Creed
Все настройки были выставлены на максимум. Сглаживание и анизотропная фильтрация активировались через файл .ini. Игра работает под DirectX 10. Видеокарты DirectX 9 переключались в режим DirectX 9, то есть они могли оказаться быстрее. Видеокарта Radeon X800 с поддержкой Shader Model 2.0 игру Assassin’s Creed запустить не смогла.
![]() |
Графические опции Assassin’s Creed. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Файл .ini Assassin’s Creed. Нажмите на картинку для увеличения.
Call of Duty 4
Все настройки были выставлены на максимум. Переход в режим “Dual Video Cards” осуществлялся в конфигурациях SLI и CrossFire.
![]() |
Графические опции Call of Duty 4. Нажмите на картинку для увеличения.
Crysis
Тесты проводились с уровнями качества “High” и “Very High”. Сглаживание включалось в игре, а анизотропная фильтрация – в драйвере. Все видеокарты DirectX 9 не могли переключиться в режим “Very High”, который всё равно интересен только с поддержкой DirectX 10 – тогда можно нормально насладиться отражениями в воде и HDR-рендерингом солнца.
![]() |
Графические опции Crysis. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Графические опции Crysis High Quality. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Графические опции Crysis Very High Quality. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Разница между опциями High и Very High. Нажмите на картинку для увеличения.
Enemy Territory Quake Wars
Качество было выставлено в “High”, освещение оставалось нормальным, тени и мягкие частицы были включены. На старых видеокартах AMD класса DirectX 9 мягкие частицы включить не удавалось. Эта функция просто отсутствовала в графическом меню, и её отсутствие повышало частоту кадров. Почему она отсутствовала, мы так и не поняли, поскольку GeForce 6 вполне нормально отображает мягкие частицы, хотя и поддерживает только OpenGL 1.5, а линейка X1000 от AMD поддерживает OpenGL Version 2.0.
![]() |
Enemy Territory Quake Wars: графические опции 1. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Enemy Territory Quake Wars: графические опции 2. Нажмите на картинку для увеличения.
Half Life 2: Episode 2
Все настройки были выставлены на максимум; отражения были выставлены на всё (Reflect all); HDR-рендеринг и Motion blur тоже были включены.
Enemy Territory Quake Wars: графические опции 1. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Графические опции Half Life 2 Episode 2. Нажмите на картинку для увеличения.
Mass Effect
Все настройки были выставлены на максимум. Анизотропная фильтрация включалась в игре, однако сглаживание мы включали через драйвер. Мы тестировали режим 4xAA и 8xAA – старые видеокарты AMD не поддерживают режим 8xAA, только в режиме CrossFire можно получить больше 6xAA. Для сглаживания нельзя использовать специальных фильтров, только значения по умолчанию.
Чтобы использовать сглаживание с видеокартами Radeon X1000, HD 2000 или HD 3000, файл MassEffect.exe был переименован Bioshock.exe. nVidia GeForce 7 с движком UT3 Engine не поддерживает одновременно HDR-рендеринг и сглаживание. Игра идёт в режиме DirectX 10, но на картах DirectX 9 она переключается в режим DirectX 9, поэтому старые видеокарты могут быть быстрее. Видеокарта Radeon X800 с поддержкой Shader Model 2.0 игру Mass Effect запустить не смогла.
![]() |
Графические опции Mass Effect. Нажмите на картинку для увеличения.
Microsoft Flight X SP2
Все настройки были выставлены в “Ultra High”. Ограничитель частоты кадров был отключён, были включены дополнительные улучшения для графики и освещения. Сглаживание и анизотропная фильтрация выбирались через меню опций графики в игре. У нас возникли некоторые проблемы с линейкой X1000 от AMD, но графический драйвер смог принудительно включить сглаживание. На видеокартах DirectX 9 опции DirectX 10 были недоступны, поэтому старые видеокарты имеют некоторое преимущество по скорости.
Microsoft Flight X SP2: графические опции 1.
![]() |
Microsoft Flight X SP2: графические опции 2. Нажмите на картинку для увеличения.
World in Conflict
Все настройки были выставлены в “Very High”. Настройка “Very High” также использовалась и на видеокартах с памятью 128 и 256 Мбайт, хотя игра рекомендовала выбрать меньшее качество. Сглаживание и анизотропную фильтрацию мы выставляли через меню, но поскольку опции 8xAF нет, мы использовали 4xAF. Игра работает с DirectX 10; старые видеокарты DirectX 9 переключались в режим DirectX 9, то есть они могли оказаться быстрее.
![]() |
World in Conflict: графические опции 1. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
World in Conflict: графические опции 2. Нажмите на картинку для увеличения.
3DMark06
Синтетический тест DirectX 9 работает в разрешении 1280×1024 в качестве по умолчанию без сглаживания. Результат CPU для чипсета Intel X38 составил от 2521 до 2555. С чипсетом nForce 780i в 3DMark06 удалось получить результат CPU от 2372 до 2427.
![]() |
Графические опции 3DMark06. Нажмите на картинку для увеличения.
Графические драйверы и ошибки
Мы оставляли в графических драйверах настройки по умолчанию после их установки. Разве что V-Sync мы полностью отключали, чтобы частота кадров могла достигать максимально возможного значения в игре, независимо от настроек графики. Даже в случае конфигураций CrossFire и SLI настройки были оставлены по умолчанию, что сегодня вполне нормально работает.
![]() |
Настройки драйвера ATI. Нажмите на картинку для увеличения.
Наконец, позвольте рассказать о некоторых проблемах, связанных с тестируемыми видеокартами и драйверами.
Штатный вентилятор GeForce 7900 GS и 7950 GT работает тише в режиме SLI, чем при установке видеокарт по отдельности. X1950 XTX, X1950 XTX CrossFire и X1300 перегреваются без дополнительного охлаждения. Даже конфигурация 3-way SLI на видеокартах 8800 Ultra должна получать поток свежего воздуха, иначе средняя карта из трёх нагревается до температуры 103 градуса и отключает массив. Тестовые модели GeForce GTX 260 хорошо работали по отдельности, но в связке SLI если одна видеокарта достигала 105 градусов, она включала троттлинг GPU или компьютер “вылетал”. Ручная установка вентилятора на 100% не помогла, поскольку автоматическая регулировка уже приводила к полной скорости вращения. Дополнительного 80-мм вентилятора, вдувающего свежий воздух сбоку, оказалось достаточно, чтобы решить проблему температуры.
На старых видеокартах возникли проблемы с некоторыми разрешениями: у Radeon X1650 Pro, 1600 XT, 1300 XT и 1300 Pro нет разрешения 1680×1050 пикселей, поэтому тесты пришлось проводить в разрешении 1600×1200. GeForce 6600 GT, 6800 GT и 6800 Ultra не поддерживают разрешение 1920×1200 пикселей, поэтому мы проводили тесты в разрешении 1920×1080 пикселей. Драйвер ForceWare 175.16 пожаловался на то, что не смог распознать GeForce 6800 GT и 6800 Ultra, поэтому нам пришлось установить драйвер вручную в “Диспетчере устройств”.
![]() |
Настройки драйвера nVidia. Нажмите на картинку для увеличения.
Будьте внимательны при изучении результатов некоторых видеокарт AMD. Видеокарты из линейки X1000 могут работать только с Shader Version 3, и поскольку они могут запускать игры DX10 только в режиме DirectX 9, результаты оказываются быстрее, чем у линейки HD 2000, которая отрисовывает более сложные эффекты DX10. То же самое касается и видеокарты Radeon X800, которая поддерживает только Shader Model 2, поэтому ей не требуется отображать более сложные эффекты Shader Model 3. Старые видеокарты AMD не поддерживают мягкие частицы в Quake Wars, поэтому они показывают более высокие результаты, чем новые модели.
Частота кадров меньше 1 fps округлялась до 1, однако результаты в тех разрешениях, в которых нам не удалось протестировать видеокарту по причине “вылета” или отсутствия поддержки, были выставлены в “0”.
Результаты тестов
Начнём с того, что тактовой частоты 2,93 ГГц процессора Core 2 Extreme X6800 уже недостаточно, чтобы дать нужную производительность GTX 260 SLI или GTX 280 SLI. У многих игр слабая оптимизация под несколько видеокарт привела к меньшей частоте кадров у конфигураций SLI/CrossFire по сравнению с одиночными картами. Поэтому суммарные результаты не демонстрируют прироста, хотя в разрешении 1920×1200 пикселей со сглаживанием преимущество есть. Более высокую частоту кадров конфигурации SLI показали в играх Call of Duty 4, Crysis, Mass Effect (UT3 Engine) и World in Conflict. Конфигурацию HD 4870 CrossFire тоже нельзя назвать плохой, хотя более мощный CPU даст большую 3D-производительность.
Это ставит крест на заявлениях AMD и nVidia о том, что мощный CPU больше не нужен. На самом деле, чтобы получить полное преимущество от новых видеокарт, вам потребуется самый мощный центральный процессор. Если вы хотите раскрыть 3D-потенциал видеокарт GTX 260, GTX 280 и HD 4870, то в ближайшем будущем придётся переходить на четырёхъядерные процессоры. Чуть более быстрый двуядерный процессор не обеспечит существенно более высокий уровень масштабируемости, поскольку сегодня можно официально купить чипы на частоте 3,2 и 3,33 ГГц, но дополнительные 300-400 МГц у тестового процессора не очень существенно повлияли на 3D-результаты.
Что касается одиночных видеокарт, то современные модели GeForce GTX 260, GTX 280, Radeon HD 4850 и HD 4870 находятся в лидерах. За исключением Crysis, все современные 3D-игры шли плавно – даже на самых высоких разрешениях. Почему nVidia плохо оптимизирована под World in Conflict, мы не очень понимаем: новые модели 4800 от AMD работают быстрее, хотя игра спонсировалась nVidia.
Абсолютным минимумом для игр являются видеокарты Radeon X1600, HD 2600 или HD 3650, либо GeForce 7600, 8600 или 9600; видеокарт в тех же линейках x200, x300 или x400 едва хватает, чтобы дать более высокое качество картинки или разрешение выше 1024×768. Поскольку сегодня продаются достаточно мощные 3D-видеокарты по доступным ценам, а именно Radeon HD 3850, HD 3870, GeForce 8800 GT или 9600 GT, на данный минимум и следует ориентироваться, если вы планируете играть под Vista, DirectX 10 и в разрешении 1280×1024.
Производительность конфигураций SLI и CrossFire на старых GPU масштабируется довольно хорошо. Можно видеть прирост до 60% по суммарному результату. Однако не следует понимать их ошибочно. Чтобы получить такие результаты, вам требуется довольно мощный CPU, и даже одиночная видеокарта GeForce 8800 GT или Radeon HD 3850 способна поставить конфигурацию из двух карт HD 2600 или GeForce 8600 в неудобное положение. Если бы такой уровень производительности наблюдался во время запуска упомянутых GPU, то конфигурации SLI и CrossFire были бы распространены более широко. Это случится и с конфигурациями GTX 280 SLI, GTX 260 SLI и HD 4870 CrossFire, когда на рынке появятся CPU с необходимой производительностью. Это даст возможный прирост производительности до 60%, и на прилавках появятся видеокарты GTX 300 и HD 5000.
Времена AGP, Shader Model 2, GeForce 5, X800, X850 и GeForce 6 уже стали историей, даже GeForce 7 и Radeon X1900 выбиваются из общего потока. Цены, даже на б/у карты, становятся совершенно непредсказуемыми. За приличную Radeon HD 3850 с интерфейсом AGP нужно заплатить около $130, а схожие модели под PCI Express доступны по цене около $100. Поскольку nVidia не объявила новые графические чипы с интерфейсом AGP, на данный момент лучше вкладываться в систему PCI Express. Любая видеокарта дороже $50 станет сомнительной тратой, чтобы вдохнуть компьютеру с AGP новую жизнь.
Не запутывайтесь в названиях разных моделей: переход с 8800 GTX, 8800 Ultra или 8800 GTS 512 на 9800 GTX или GTX+ не имеет смысла. Переход с GeForce 7600 или 8600, либо с Radeon X1600 или HD 2600 на GeForce 9600 GT, с другой стороны, себя прекрасно оправдывает. Любой владелец HD 3870 X2, пожелавший перейти на HD 4850 или HD 4870, получит немного. Ничуть не лучше ситуация и у nVidia: GeForce 9800 GX2 – очень мощная видеокарта, по сравнению с которой GTX 260 и GTX 280 дадут немного преимуществ.
Двухчиповые видеокарты, такие как X2 и GX2, следует воспринимать очень осторожно. Хотя производительность современных чипов 3800 и 9800 настольно высока, что данные видеокарты легко выживут больше двух поколений GPU, оптимизация драйверов под них “умрёт” гораздо раньше. Хорошим примером можно считать GeForce 7950 GX2, которая всё ещё обладает достаточной производительностью, но её почти всегда обходит 7950 GT SLI. Если есть возможность, лучше использовать две раздельные видеокарты. Они почти всегда работают на более высоких тактовых частотах, имеют меньше проблем с перегревом, да и почти всегда работают тише. Кроме того, оптимизация драйверов под отдельные видеокарты, как правило, лучше. Если же оптимизация GPU в конфигурациях SLI или CrossFire уже не производится, две видеокарты всегда можно установить в два старых компьютера.
Рекомендации в лагере nVidia: если средств мало, то лучше брать GeForce 9600 GT или 8800 GT. Видеокартам требуется хорошая система вентиляции корпуса, поскольку штатный вентилятор у них очень маленький, а GPU выделяет немало тепла. GeForce 9800 GTX не даёт особого преимущества над видеокартой GeForce 8800 GTS 512, которая стоит чуть дешевле. Видеокарты GeForce 8800 GTX привлекают к себе немало внимания из-за их очень низкой цены, но объём памяти 768 Мбайт и 384-битная шина оправдывают себя только начиная с разрешения 1680×1050 при активном сглаживании. Более новая и эффективная модель GeForce 8800 GTS 512 является лучшим выбором, да и поддержка HD-видео в ней присутствует. GeForce GTX 260 по цене 8 тыс. рублей – вариант тоже интересный, хотя в 3D-режиме она работает довольно громко. GTX 280 всё ещё стоит слишком дорого – 12,5 тысяч рублей не стоят небольшого прироста производительности.
Рекомендации в лагере AMD: для массового сегмента рынка можно рекомендовать экономичную видеокарту Radeon HD 3850. Если вы хотите получить лучшее охлаждение, то можно выбрать HD 3870 с двухслотовым вентилятором. Radeon HD 4850 – тоже очень недорогое предложение, но придётся смириться с высокими температурами видеокарты, если вы купите стандартную модель с однослотовой системой охлаждения. Для новых моделей AMD и nVidia требуется хорошая система охлаждения корпуса и мощный CPU. Видеокарта Radeon HD 4870 не такая громкая, как GeForce GTX 260 или GTX 280, однако она довольно существенно шумит в 3D-режиме. Штатные настройки VGA BIOS позволяют чипу нагреваться в 2D-режиме до 80 градусов. Это позволяет карте работать тише, но нагревает внутренности ПК.
Теперь, когда вы ознакомились с описанием видеокарт, конфигураций, тестов, с ошибками и проблемами, настало время