Мы вновь играем со своей душой…
Какая есть, кому-нибудь сгодится…
Но плоть не вечна, ну а наш герой –
Не тот, кем мы могли бы не гордиться…
Остаться в живых,
Отчаянный псих
Не свой, не чужой,
Последний герой
Под влиянием ночи игры в Doom III на мотив “Би-2”
Doom 3 : остаться в живых!
Капли воды выстукивают нервы. Призрачный свет догорающих ламп, ржавчина разрывает металл стен, вопль терзаемого на части тела, разум которого давно угас. Кровью забрызган даже потолок, жизнь ушла, а на чужой планете души не найдут пристанища. Вспышка слева, и вновь этот чёрный взгляд из изумрудного огня пожирает ваш разум. Гортанное шипение означает лишь одно – вы мясо, еда, фуршет для потусторонних, мира чужого и алчущего вашей плоти здесь и сейчас. Всего два прыжка отделяют сгнившие мышцы и янтарные червивые зубы от места, которое сейчас станет вашей могилой. Столь же старый, сколь ностальгический, дуплет свинцовых аргументов, быть может, положит конец этому кошмару, возможно, размажет чёрные помыслы по осыпавшейся штукатурке, но через минуту он опять проснётся, и эти чёрные глаза ожившего трупа с ненавистью глянут в бликующий оскал вашего противогаза. Nightmare.
Doom 3
Отправьте в последний полёт свой малохольный ноутбук. Вслед за ним в водопаде осколков из окна улетит ваш громадный, блестящий неоном, шумный и такой же быстрый и бесполезный, как стояночный тормоз, настольный компьютер. Оставьте “наладонник”. Он тоже не справится с выводом сумасшедшей графики, но, по крайней мере, КПК – это всё, что осталось между вами и ними. Между вами и тем миром, в котором правят пожирающие плоть орды зомби, демонов и другой кошмарной нечисти, сквозь которую счастливчики будут продираться сутки, а те, кому повезёт меньше, изгниют в вечной тьме… История не запомнит их имена. Здесь не крадутся вдоль стен с удавкой, и тут не в почёте монтировки – лишь с голыми руками да лопнувшими от непомерной злобы за такую подставу сосудами в глазах, фонариком, с бензопилой, двумя стволами и авиационной пушкой наперевес, с очень большой и очень зелёной дурой, прямиком через разрываемую в хлам плоть пройдут те, кого закинуло на Марс много лет назад, и кто непомерно по этой планете соскучился. Джон вбил очередной гвоздь в планку мучительно деградировавшего под гнётом кровосмешения жанра. Он вернулся. Настало, наконец, время истинной, ржавой “Дружбы”, провалявшейся все эти годы в тайниках души. На Марсе бензопилы не нужны – служба доставки заказывала вместо них партию отбойных молотков, и как же вам повезло, что поставщик не получил товар обратно. Ударную дозу озверина в кровь. Никаких читов – доктор сказал в Ад, значит в Ад.
Doom 3
Doom 3: переплюнув Малевича
Doom 3 это мрак. Это игра тени без света, это отец жанра, конечно не первый выходец из под пера команды Кармака, но, несомненно, знаковый, и куда более знаковый, чем Wolfenstein. С ним в этот мир пришли те, для кого Ethernet это не просто передача данных, те, кто заработал кровавые мозоли на запястьях, кто подсел на адреналин, не вставая с кресла. Со времени выхода последней части теперь уже трилогии прошла декада, и вот мы празднуем наступление нового века.
Doom 3
Забудьте про частоты ниже гигагерца и про видеокарты с менее чем 64 Мб памяти. Да, Doom 3 пойдёт и на 128-мегабайтных уродцах, и лучше на 256-мегабайтных недомерках, но истинное лицо покажет только на приперчённых несколькими тысячами мегабайт системной памяти полугигабайтных акселераторах, когда они выйдут, да и то не факт. И через пять лет мы будем играть в продукты, созданные на этом движке, и в 2006 году будем удивляться, как то полумёртвое “железо”, которое сегодня имеют наглость называть топовым, могло хоть как-то расшевелить труп движка будущего Doom 3. Выключите свет, задвиньте подальше ЖК-монитор с его серым чёрным. Лучше подойдёт любой аквариумоподобный ЭЛТ – на нём мрак этот реален. Оставьте 5.1 чахлым европейцам, но возьмите действительно хорошие наушники и оставьте себя наедине с пониманием того, что на расстоянии вытянутой руки окно в один чёрный цвет. Окно, в которое через секунду вас вобьёт струёй бескомпромиссных полигонов, рельефного текстурирования и шейдеров.
Doom 3
Doom 3
Вас прислали занять место уже упакованных в цинк на исследовательскую станцию компании United Aerospace Corporation – крупнейшей мегакорпорации, рядом с бюджетами которой у IBM вместе с Compaq и HP мелкий бизнес. Большие деньги дают индульгенцию на беспредел. Вы в году, эдак, в 2145, в форме будущего морского стройбата с волосатыми ручищами, в которых не будет лопаты. Да, первые пять минут игры вы будете жаждать монтировки, и не найдёте её. Ещё минут через пять вам выдадут бесполезный в своей немощи ствол, а через десять от ужаса и безысходности вы уже израсходуете первую обойму в того, кто только что хотел всё предотвратить. Вы будете на цыпочках пробираться сквозь путаницу проводов и труб просто потому, что ваши полтора центнера мышц ничто против мертвечины, по крайней мере, до тех пор, пока вы не сойдёте с ума окончательно, не взревёте дурным голосом, и давление крови не освинцует жилы в приступе берсерка. Берегите сердце, оно рвётся в клочья за каждым углом. Фонарик всегда должен быть под рукой, лучше, если на правой кнопке мыши, потому что без него в “Думе” делать нечего – не видно вообще ничего, уровни это одна кромешная тьма. Прицелиться невозможно, стрелять приходится по светящимся глазам и вспышкам из стволов нападающих. По крайней мере, так обстоит дело до выхода в Ад.
Doom 3
Ужас хлещет через край. Первый Doom рядом с Doom 3 ничто – просто развлекаловка на чистом воздухе в компании добрых ребятишек. В первом не нужно было перезаряжать ствол в момент, когда со всех сторон навалилась гора сипящей и булькающей разорванным горлом мертвечины, не нужно было, лихорадочно путая кнопки, пытаться нащупать шотган и, опустошив обойму, хвататься за автомат. В первом пехота не бежала на вас из-за угла, стреляя так, как будто не вы, а они пытаются вырваться из Ада.
Doom 3
Из всей вашей обоймы пушечного сала остались только вы, да тот сержант, что время от времени говорит что-то в рацию или показывает лицо в телевизоре. Хвала цифровому дому, конвергенции и остальным ужасам XXI века, приучившим младенца с пелёнок нажимать Ctrl-Alt-Del. Морская пехота теперь умеет читать e-mail, использовать электронные ключи и ориентироваться на местности по электронным картам. На заляпанном кровью экране вы прочтёте немало записок тех, кто ещё вечером собирался в кафешке отметить какой-то праздник и справить коллегу в путь домой. В письме говорил, что ему будет вас не хватать. Вам этого весельчака с друзьями хватит до последнего патрона. Бродя вдоль и поперёк по подвалам Марса, ещё час назад населённого вашими коллегами и дальними родственниками, ставшими тупыми зомби, вы откроете для себя понимание того, чем именно гениальны ребята из Калифорнии, создавшие ЭТО. Дело совершенно не в моделях героев, не в анимации, не в скриптовых роликах на движке, и не в протриггеренной насквозь атмосфере. Дело лишь в том, что они умеют делать ОЧЕНЬ страшно. Этого не было ни в Unreal, ни в Half-Life, ни в Far Cry – да вообще ни в чём. Пусть это сленг, но ID Software умеет делать “западло”. Каждые две минуты. За каждым поворотом. И в отличие от других игр, это не бесит до Abort Game, а заставляет крепче схватиться за курок мыши. Вы внутри Doom 3 по самые гланды.
Doom 3
Скользя тусклым лучом фонарика, вы крадётесь по коридору Doom 3 к тёмной комнате, посреди которой заманчиво тлеет аптечка. Рваный “броник” и двадцать пять процентов жизни заставляют озираться по сторонам с остервенением. Не дай бог, полудохлик-учёный выползет из-за угла и обнимет вашу плоть костенеющей рукой. Ладонь уже протянута к аптечке, как из незаметной выемки в стене со стоном вываливается слуга микроскопа в пропитанном эритроцитами халате. Вы рывком из последних сил бросаете в него фонарик и, выдёргивая из-за спины дробовик, со стоном делаете шаг назад на условно безопасную дистанцию, и тут в самую изнанку вашего хребта приходит смертельное пламя. Имп. Ваше нутро на полу… а пол очень твёрдый и холодный. Но вы уже не чувствуете этого щекой, размазанной по обагрённому бетону.
Doom 3
Аптечка
Ваш смартфон будет и электронным ключом, и устройством для взлома кодов, и вашей единственной невестой в полумраке подземных баз. Исходя насмерть от злости, вы сможете набить картонные коробки с надписью EXE (Game.EXE?) свинцом. Но вам не дадут разбить всё вокруг, разнести в щепки окружающие предметы, лепить мир под себя из гранатомёта. Вы в Doom 3 ничто и имя ваше – Никто. Вы самый слабый в этой вселенной зла, и ваша участь – тихонько и на полусогнутых вдоль стенки.
Doom 3
База Doom 3 населена сатанинскими силами, демонами и зомби, жирными уродами и неуязвимыми боссами. И просто так сквозь орды вам не прорваться – работавший в девяностых прошлого века спринтерский подход к марсианской теме не действует на уровне сложности “Ветеран”. Если вы попытаетесь раскидать всех вокруг, то ваше разорванное существование будут влачить по полу долго и со смаком, хрустя по уже почти мёртвому рассыпавшимися зубами. Вас, такого нахрапистого и дерзкого, сожрут заживо и не подавятся. Монстры в Doom 3 расставлены ровно так, чтобы всегда быть сюрпризом для зарвавшихся бегунов.
Арсенал прежних лет остался принципиально неизменным, но его постигло страшное слово “тюнинг”. Для каждого ствола вы будете искать свои патроны, и самым простым аргументом станет помповое ружьё. Пистолет в Doom 3 хорош только стены марать или если есть время прицелиться, пока самые слабые ползут к вам. Эстетствующим любителям скальпов выдадут винтовку, а тем, кто всё же мечтает о мясе, – разрывающий всё, что движется, ручной пулемёт. Плазменная пушка, эта сверкающая голубой заточкой коса массового геноцида, патроны из рюкзаков высасывает почище хвалёного пылесоса, усмиряющего торнадо. Ракетница всё также эффективна на дистанции, а в руках мастера способна порождать массакр даже в узких коридорах. Что до BFG 9000, то от одного запаха батареек этой малютки расслабится животом мистер Кибердемон.
Doom 3
Но, всё же, вооружён, это совсем не значит опасен. Каждую минуту в Doom 3 вам обеспечены рандеву с ароматно догорающим и фаршированного вашим свинцом салом. Они рассыпаются в розовую пыль и сгорают заживо у вас на глазах. И всё же под напором вражеской силы вы не раз нервно откурите и нажмёте Quick Load. Всё это будет обрамлено такой графикой, рядом с которой Far Cry не больше, чем Commander Keen перед Wolfenstein. Кармак наступает на грабли реалистичности не травкой и пальмами, а отсутствием всего этого – свет вашего тщедушного фонарика, пытающегося разорвать тьму ада, выглядит в Doom 3 так же, как выглядел бы в жизни. И именно это вселяет ту панику, воспоминания о которой уже истёрлись под гнётом мультяшных шутеров с кричащей миллионами оттенков кислоты гаммой.
Стены Doom 3 покрыты настоящей копотью и грязью, а монстры как будто всю жизнь провели в этих лабиринтах – настолько органично смотрятся они в антураже непрерывной смерти. Даём голову Импа на отсечение, вы не видели ничего подобного до сих пор. Если Doom 3 не убедит вас срочно проапгрейдить “железо”, то, наверное, пора менять компьютер на печатную машинку. ID должна раздавать игру бесплатно, а деньги пусть платят продавцы элитных мышек, самых крутых акселераторов, новейших процессоров. Эта игра обязана подстегнуть продажи самых топовых “железок”. Вы задавались вопросом, зачем акселератору 256 Мб памяти? Первый десяток уровней ответа мы сегодня прошли.
Не менее потрясёт и звук – Doom 3 рассчитывает его движком, и даже на самом занюханном аудиочипе, припаянном за две ножки к материнской плате, он будет адски хорош. Вы испугаетесь того, как звучат ваши собственные шаги – шаги крадущегося на дрожащих коленях культуриста, в уши которого вливается вёдрами крик разорванной пополам и уползающей на руках жертвы, от которой пахнет кровищей и ужасом. Мы обещаем, что, как минимум, пару раз вы с криком откинетесь от монитора, закрываясь руками. Нам уже удалось это сделать четыре раза, и пятый не за горами. Не пейте кофе перед тем, как лететь на Марс в Doom 3. Сердце не выдержит. Мы не шутим – очень страшно. Тим Виллитс в роли патологоанатома вашей души выжимает все соки из нервов дизайном уровней. Годы тренировок на кроликах пошли впрок этому матёрому человечищу, и шедевры гудящего, шевелящегося и стучащего чем-то там технодизайна пугают несравненно больше, чем первые шаги в девственную темноту тех, кто называл первый “Дум” третьим Вольфенштейном.
Не обойдётся и без мрачного юмора – чего стоит только спам, приходящий на ваш КПК. Центр Американского Английского мог бы взять на на заметку и недорого договориться с пиратствующими локализаторами. Жаль, не срослось. На прохождение всего кошмара потребуется 24 часа у тех, кто выходит из дома по утрам стрейфом, а за целостность сознания остальных мы не ручаемся. Doom 3 поднял планку…
Эмоции прочь
…поднял, но ожидали мы большего. Нас не обманули, но больше года с момента выхода первой альфа-версии Doom 3 – это немало. В Doom 3 не хватает интерактивности – рассыпающихся в пыль от выстрелов картонных коробок, разлетающихся в куски от удара фонариком ноутбуков, разбивающихся стёкол и оторванных выстрелом в чашечку ног. Мы ждём этого от ID уже десятилетие, и с каждой новой игрой скрупулёзно надеемся, что мечты реализованы. Нет нам счастья, но может быть в том, что известно под именем “Trinity”, Кармак сможет реализовать слухи.
Doom 3
Что такое Doom 3? Это 3 компакт-диска, органичные ролики на движке, загрузки по пять минут, рельефные текстуры органично дополняют полигоны моделей и делают монстров до дрожи реалистичными. Анимация выверенная, стабильно качественная, а вокруг сплошные триггеры – прошёл в нужном мсье Виллитсу месте, открылась нужная дверца и выпустила монстров. После пятого респавна в Doom 3 уже наизусть в памяти, кто и как над вами будет измываться, откуда его вынесет и какой глаз прищурив он на вас косо посмотрит. Если проходить действительно с одного раза, то впечатлений масса. Если переигрывать каждый момент Doom 3 по десять раз, то надоедает. И сваливающийся с потолка с хрипом “помоги мне” труп, и выбивающий ступени под ногами Имп, и получивший в нутро огненный череп пехотинец, отстреливающийся из-за ящика, шокируют лишь в первый раз. “Озвучка” Doom 3 в лучших традициях первого Unreal – вопли умирающих, стрекот дробовиков пехоты, обрывки разговоров по радио о том, как всё плохо, топот ног где-то за стеной, глухие удары массивных когтей по запертой двери. Оглядываться на коллег не зазорно, и в Doom 3 немало и от первого Unreal, и от Half-Life, и крепко чувствуется замес AVP. Но гораздо лучше чувствуется, что собственное лицо ID Software не потеряла, – это сюрпризы с закрывающимися за спиной дверьми, проваливающимся полом, гаснущим светом, игра на количестве патронов. Если в Doom 3 перед вами аптечка и гора амуниции, значит за следующей дверью вы их потратите и ещё должны будете. И в этом ключе линейность это плюс – если бы не полная предсказуемость происходящего, играть было бы просто невозможно. По крайней мере, на уровне “Ветеран” прорываться приходится с леденящими потерями.
Doom 3
В первые минуты Doom 3 впечатляет цельность игрового мира. На компьютерах крутится живое видео со звуком, ими можно пользоваться. Вполне нормальная ситуация – вы замерли перед стенкой и долго слушаете, о чём рассказывает промо-ролик, подготовленный PR-департаментом колонии. Затем становится понятно, что интерактивность техники Doom 3 введена именно там, где нужно, и ни на йоту больше. Большая часть ноутбуков и десктопов Doom 3 безнадёжно заблокирована, все, что трогается, нужно для какой-то цели. Просто полазить по чужому компьютеру, покачать файлы или посмотреть, над чем же работали учёные, нельзя. И очень пугает то, что вызов КПК реалистично не останавливает игру. Хочется забиться в уголок за титановую дверь и только тогда глянуть, что же там скачалось нового.
Doom 3
Акустическая атмосфера Doom 3 бесподобна. Она чётко следует цели постоянно вести вас в драйве тряски поджилок. Отваливающиеся куски стен, с громким шипением вырывающийся у вас за спиной пар из прорвавшейся трубы как раз в тот момент, когда удалось прижаться спиной к, казалось бы, надёжной преграде от монстров. Идти по уровню приходится, озираясь на все 360 градусов по горизонтали и вертикали. Норма – выйти из двери и посветить фонариком за угол. Нет ли там очередного зомби. На ваш фонарик им, кстати, глубоко плевать.
И сугубо утилитарный подход во всём. Даже тренировки в Doom 3 для “чайников” не предусмотрено – пистолет дают и почти сразу отправляют в бой. В Doom 3 нет никаких тиров для страдающих отсутствием меткости, ни сакраментальных надписей “вы можете присесть, чтобы проползти под этой трубой”. ID бросает в адский жар Doom 3 и не даёт точных подсказок. Письма в КПК намекают, где взять полезные вещи. И уровни линейны, что тоже для игр ID характерно. К тому же, обидно, что вернуться за пухлой аптечкой или отложенным на всякий случай “броником”, зачастую, не дают. Либо вы потребляете даваемое по мере прохождения и наступаете на все предусмотренные разработчиками грабли, либо выбирайте другую игру. Монстры, особенно Импы, появляются невесть откуда. Зомби все, как один, прячутся в тёмных закоулках за поднимающимися стенами, прямо как в самом первом Doom.
Ваш планшетный компьютер, очень напоминающий таковой в первом Unreal, постепенно раскрывает сюжет, даёт послушать звукозаписи ныне покойных, загружает информацию из компьютеров других обитателей уровня и вообще штука полезная, но далеко не настолько функциональная, как того хотелось бы. Например, карту уровня в него никто не загрузит, хотя в 2145 году можно было бы новеньким сотрудникам записать на “винт” любой массив. Если подойти к терминалу, прицел уступит место курсору мышки и можно воспользоваться глубоко анимированным интерфейсом. Красота лишь скрывает то же самое, что мы видели в первых двух частях, – простые переключатели механизмов. Техника вокруг – тот самый второй Quake. Движется, что-то делает, загробно стучит, пугает.
И пояснит кто-нибудь, наконец, почему нельзя одной рукой держать фонарик, а другой дробовик? На худой конец, он в рот мог бы его взять, несмотря на размеры. Кто, будучи в здравом уме, выпустит из рук эту штуку и останется с бегущим на него зомбированным спецназом один на один в кромешной тьме, когда ничего ВООБЩЕ не видно?!
Doom 3
Doom 3
Да, графика Doom 3 впечатляет, но о капитальном отрыве от последних шутеров мы бы говорить не стали. Преломляющие изображение стёкла уже не революция, а рельефные текстуры по каждому удобному поводу, конечно, хороши и к месту, но тоже не повод для инфаркта. Сила в свете, в плавающих тенях. Гамма не иначе, как однородная – прямо первый Quake или его вторая часть, но это стиль. И очень, очень Doom 3 напоминает Half-Life, особенно на малой детализации, когда тени становятся убогими. Не включайте минимум деталей – вы запустите что угодно, но “Думом” это называться не будет. Как он будет смотреться на фоне второй части приключений господина Фримена? Читайте наш обзор Half-Life 2.
Doom 3: стоила ли игра того?
Ради прадеда Doom 3 мы паяли 25-пиновые COM-кабели. Ради деда Doom 3 мы покупали Pentium. Отец третьего Doom умасливался первым GeForce и на дух не переносил 3dfx Voodoo. Потомок просит последний GeForce FX или Radeon X800 с самым мощным процессором.
Doom 3 уже в Москве. Если нервы крепки, “железо” пышет мегагерцами и гигабайтами, если есть острое желание увидеть, как НУЖНО делать страшные 3D-шутеры с “рубиловом inside”, то обязательно покупайте. Локализацией занимается 1С, и мы очень надеемся, что актёры будут хриплыми, опытными и игравшими в первые две части, понимающими, ЧТО они озвучивают. Коллеги с AG наверняка проставят баллы, а мы позволим себе лишь констатировать, что аудиовизуальный комплекс Кармака удался. Не стыдно за нашего героя. Он действительно лучший и уже парализовал офисы, в которых водится топовое “железо”. Ну, каких ещё слов вы ждёте от уставшего, с лопнувшими сосудами в глазах старого “думера”, забивавшего в своё время кибердемона голыми руками? Я вновь играю со своей душой, осталось лишь дойти до Ада.
Системные требования Doom 3
Официальные:
- английская версия Microsoft Windows 2000/XP;
- Pentium 4 1,5 ГГц или Athlon XP 1500+;
- 384 Мбайт ОЗУ;
- 8-скоростной CD-ROM;
- 2,2 Гб свободного места на жестком диске;
- 100% совместимая с DirectX 9.0b звуковая карта с самыми последними драйверами;
- 100% совместимая с Windows 2000/XP клавиатура и мышка;
- установленный в системе DirectX 9.0b;
- 3D-акселератор (Radeon 8500 – GeForce 6800).
Да, вы, вероятно, сможете запустить Doom 3 на P4 с частотой 1,5 ГГц и 384 Мб оперативной памяти и Radeon 8500, но мы искренне не советуем портить себе впечатление. Это как “экранка” “Матрицы” в DivX на 14-дюймовом выпуклом мониторе с пищалками и она же в I-Max на экране с семиэтажный дом в окружении Dolby Digital EX. Чтобы не быть голословными, говоря о том, как идёт Doom III на современных компьютерах, мы провели тестирование, записав собственную “демку”. В качестве стенда использовался готовый компьютер R&K Spring64 S5560 на базе процессора AMD Athlon 64 3000+, оснащённый гигабайтом DDR400. Тестирование проводилось при максимальных настройках качества на всём спектре видеокарт Point Of View на базе чипов nVidia. Результаты таковы:
P.S. Предлагаем ознакомиться с продолжением статьи, в котором мы опубликовали дополнительные результаты тестов видеокарт в Doom 3: Doom3: подбираем лучшую видеокарту.
Doom 3 benchmark
Doom 3 benchmark
Doom 3 screenshots: 119 скриншотов