Введение
В заключительной части нашей статьи “Игры в стереоскопическом 3D на всю стену: собираем домашний кинотеатр на двух проекторах с поляризацией” мы отметили, что пока мы не протестируем альтернативный проектор, использующий технологию Nvidia 3D Vision, выводы делать рано. Что ж, теперь вы читаете следующую статью из нашего цикла. Если вы не ознакомились с первой статьёй, то рекомендуем это сделать. В ней мы описали процесс создания системы проецирования в 3D, похожей на ту, что используется в кинотеатрах, с помощью двух проекторов и поляризационных фильтров. На весь эксперимент мы потратили около $2500 (на аппаратное и программное обеспечение), не считая затрат на ПК.
Основное преимущество системы с поляризацией заключается в том, что вы можете использовать недорогие поляризационные 3D-очки. Каждую пару можно купить примерно за доллар, так что количество зрителей в вашем кинотеатре ограничено лишь размером помещения. Основным недостатком системы с поляризацией и двумя проекторами является высокая начальная цена, сложность установки и артефакты двоения/взаимного наложения в некоторых ситуациях.
Есть также ещё один недостаток, который к концу года станет намного более серьёзным: Blu-ray 3D. На данный момент мы не знаем примеров программного обеспечения, которое бы позволяло конфигурации на двух проекторах с поляризацией воспроизводить диски Blu-ray 3D, и перспективы появления таких плееров весьма призрачные.
Но зато сегодня появилась ещё одна опция создания 3D-кинотеатра в домашних условиях с поддержкой воспроизведения Blu-ray 3D. Установить такую конфигурацию проще, эффекты раздвоения будут сведены к минимуму, а начальная цена у неё намного ниже. Эта опция заключается в использовании проектора, совместимого с Nvidia 3D Vision.
Преимущества и недостатки: проектор 3D Vision против двух проекторов с поляризацией
Мы подробно обсуждали стереоскопическое 3D-видение и способы его создания в наших статьях “Игры в стереоскопическом 3D на всю стену: собираем домашний кинотеатр на двух проекторах с поляризацией” и “Blu-ray 3D или фильмы в 3D-видении: эксклюзивные тесты THG“. Если вы планируете собрать систему 3D-проецирования для подключения к ПК, то мы рекомендуем обратиться к первой статье, поскольку в ней приведено большое количество информации о двух альтернативных вариантах 3D-кинотеатра. В обеих статьях приводится базовая информация о стереоскопическом 3D-видении, а также поясняется, почему ключевой особенностью для 3D-видения является обеспечение каждого глаза своей перспективой одной и той же сцены.
Здесь же мы рассмотрим основные отличия между конфигурацией на двух проекторах с поляризацией и на одном проекторе 3D Vision.
Два проектора с поляризацией
Кинотеатр с двумя проекторами с разной поляризацией использует их для вывода двух потоков видео на экран, при этом каждый проектор даёт уникальный поток для правого или левого глаза. К каждому проектору подсоединён фильтр поляризации. Зрителю здесь тоже нужно использовать очки, но эти очки не содержат электронных элементов. Очки просто состоят из двух пассивных стёкол-фильтров с разной поляризацией. Фильтр для правого глаза будет блокировать поток видео с поляризацией, предназначенной для левого глаза. Соответственно, фильтр для левого глаза будет блокировать картинку для правого глаза. Таким образом, каждый глаз будет получать только нужную перспективу, пусть даже на экран будут проецироваться две картинки одновременно.
Каковы преимущества использования двух проекторов с разной поляризацией? Самое важное, что очки со стёклами-поляроидами можно купить меньше доллара за штуку. Хотите пригласить на 3D-вечеринку 20 гостей? Нет проблем: придётся потратить $20.
Каковы недостатки? Начальные затраты намного больше. Система с двумя проекторами требует именно два проектора, что уже немало по деньгам. Кроме того, вам нужен специальный экран, совместимый с системой поляризации, а также фильтры-поляроиды для каждого проектора. Впрочем, проекторы 720p сегодня можно найти дешевле $1000, то есть общие затраты на подобную конфигурацию можно сохранить ниже уровня $3000. Подобные затраты вполне сравнимы с одним 46″ 3D-телевизором, который требует, по крайней мере, один комплект дорогих очков для работы.
Пример взаимного наложения: обратите внимание, что через оружие проступает часть листвы.
Есть ли другие недостатки? Во-первых, на тёмных сценах будет заметно взаимное наложение объектов (crosstalk). Поляризационные фильтры никогда на 100% не блокируют свет от того или иного проектора, поэтому если у нас тёмная сцена со светлым объектом, то часть света с края объекта может быть видна не тем глазом. Но если вы не обращали внимания на этот эффект в кинотеатре, то наверняка не обратите на него внимание и дома.
Ещё один небольшой недостаток заключается в том, что большинство фильтров поляризуют свет в определённой плоскости, поэтому чем сильнее вы наклоняете голову, тем больше будет проступать взаимное наложение объектов.
Также следует отметить, что на рынке нет готового к установке и недорогого решения для сборки домашнего кинотеатра на двух проекторах с поляризацией. Технически подкованным пользователям может и понравится преодолевать сложности при сборке такой системы, но если вы не любите работать руками и головой, то система проецирования с поляризацией явно не для вас.
Но самым крупным недостатком метода поляризации является то, что пока ни одна компания так и не анонсировала программный плеер Blu-ray 3D для данной технологии. Конечно, такой плеер может появиться в будущем, но есть все шансы, что этого так и не случится. По слухам, спецификации Blu-ray 3D не позволяют выводить картинку более чем на один дисплей, да и опрошенные нами разработчики ПО утверждают, что конфигурации на двух проекторах слишком редко встречаются, чтобы оправдать разработку. В общем, скорее всего, в ближайшее время мы плеер Blu-ray 3D для двух проекторов с поляризацией не увидим. Так что подобная конфигурация сегодня ограничена только играми.
Проектор 3D Vision (чередование кадров)
Решение Nvidia 3D Vision использует метод под названием попеременное чередование кадров (AFR, Alternate-Frame Sequencing). Принцип чередования кадров заключается в том, что на экран попеременно выводятся кадры для каждого глаза. Сначала выводится кадр для левого глаза, затем кадр для правого глаза и так далее. Кадры меняются с частотой 120 кадров в секунду. Ключевым компонентом этой системы являются очки с активными ЖК-затворами. Эти очки попеременно блокируют световой поток для каждого глаза с той же частотой (60 кадров в секунду для каждого глаза), чтобы в глаз попадали только нужные кадры.
Частота 60 кадров в секунду повсеместно распространена на ЖК-телевизорах. Она является минимумом для предотвращения эффекта мерцания или стробирования.
Какие преимущества даёт проектор 3D Vision по сравнению с двумя проекторами с поляризацией? Начнём с того, что цена вопроса намного меньше, чем у любых других конфигураций 3D Vision с большим экраном. Хороший проектор 3D Vision сегодня можно найти по цене дешевле $1000 включая комплект очков 3D Vision (в России пока дороже), да и нужен только один проектор. Систему с проектором 3D Vision относительно легко установить и настроить. Вам требуется только один проектор без поляризационных фильтров, что облегчает монтаж и устраняет потребность в калибровке.
Ещё одним бесспорным преимуществом 3D Vision и технологии чередования кадров с частотой 120 Гц является поддержка Blu-ray 3D. Конечно, спецификация 3D Blu-ray разрабатывалась так, чтобы не зависеть от способа вывода 3D-видения, но все плееры для ПК на данный момент используют метод чередования кадров для отображения фильмов в полном разрешении. Вы просто не сможете смотреть фильмы Blu-ray 3D в полном разрешении через какую-либо другую технологию.
Кроме того, технология чередования кадров устраняет эффект двоения и артефакты взаимного наложения, поскольку каждый глаз закрывается затвором, чтобы не получать кадр для другого глаза. Конечно, на ЖК-мониторах можно наблюдать двоение при выводе очень ярких объектов, но в случае проекторов DLP скорость обновления достаточная, чтобы устранить этот артефакт.
Всё это звучит чудесно, но некоторые недостатки, конечно, тоже есть. Основная проблема способа с чередованием кадров заключается в высокой стоимости очков. Например, комплект Nvidia 3D Vision, включающий одну пару 3D-очков и ИК-излучатель (необходим для синхронизации очков с устройством воспроизведения) стоит $200. Каждая дополнительная пара очков (без излучателя) обойдётся в $150. Так что если в вашей семье пять человек, и вы хотите смотреть фильмы 3D Blu-ray на домашнем кинотеатре все вместе, то придётся выложить около $800 за очки и излучатель. Пригласите на вечер пару гостей, и расходы возрастут до $1100 – и мы не включили сюда расходы на проектор 3D Vision, HTPC и плеер. Кроме того, если у вас активные и подвижные дети, то велик шанс поломки очков. Поскольку каждая пара стоит дороже приставки Wii, проблема налицо.
Более того, как мы уже упоминали раньше, очки 3D Vision ограничивают световой поток, который получает каждый глаз, поэтому картинка кажется темнее, чем без очков. Да и активные очки требуют питания. Впрочем, очки 3D Vision используют аккумулятор, одного заряда хватает на весь день, так что это не такая значимая проблема. Наконец, 3D Vision требует видеокарты сами знаете какого производителя, поэтому если вы ещё не купили видеокарту GeForce с поддержкой 3D Vision, то придётся это сделать.
Аппаратное обеспечение: собираем кинотеатр 3D Vision
Вы загорелись идеей собрать домашний кинотеатр с проектором 3D Vision? Давайте рассмотрим, что для этого понадобится.
HTPC с видеокартой, совместимой с 3D Vision
В вашем ПК должна работать видеокарта GeForce, совместимая с 3D Vision. 3D-режим серьёзно увеличивает нагрузку в играх на видеокарту, поэтому потребуется модель GeForce GTX 260 или более мощная. Если же вы хотите только смотреть фильмы Blu-ray 3D, то можно обойтись и GeForce GT 240. CPU не так важен, но если вы будете использовать видеокарту GeForce без аппаратного ускорения Blu-ray 3D, или если вы планируете запускать требовательные игры, то следует взять сбалансированное решение, то есть, как минимум, CPU уровня Athlon II X3 или Core i3.
Для наших тестов мы выбрали видеокарту GeForce GTX 260, которая позволила нам сравнить производительность с предыдущей конфигурацией на двух проекторах с поляризацией.
Комплект 3D Vision (поставляется с одной парой очков 3D Vision)
Комплект 3D Vision поставляется с излучателем 3D Vision и одной парой очков 3D Vision. Комплект можно купить за $200 напрямую на сайте Nvidia. Одного излучателя будет достаточно для всей комнаты, а дополнительные очки обойдутся в $150 за каждую пару.
Мы посчитаем затраты $200 на данный момент, но если у вас семья из пяти человек, то будьте готовы увеличить расходы до $800. Просто помните, что чем больше очков потребуется, тем дороже обойдётся система.
Проектор 3D Vision
Проектор критически важен. Он должен поддерживать 3D Vision. При покупке проектора 3D Vision для игр следует обращать внимание на три фактора: яркость, разрешение и цену. Яркость важна, поскольку существенное количество света от проектора будет блокироваться затворами очков 3D Vision. Разрешение важно, поскольку когда вы будете играть на экране во всю стену, то низкое разрешение будет неприглядным. Что касается цены, то тут всё и так понятно.
К сожалению, на рынке нет проекторов 1080p с поддержкой 3D Vision на момент публикации статьи, но есть модели 720p, которые обеспечивают великолепное качество картинки даже на 100″ экране. Вам потребуется модель с яркостью не меньше 2000 люменов, так как часть света будет теряться на затворах очков 3D Vision.
Для нашего обзора мы выбрали проектор Acer H5360. Данная модель поддерживает 3D Vision, разрешение 720p, частоту обновления 120 Гц, имеет яркость 2500 люменов и контрастность 3200:1, а цена на Newegg составляет $640 (от 32 тыс. рублей в России). Честно говоря, нас привлекла невысокая цена. Похоже, что сегодня проекторы 3D Vision имеют такой же минимальный ценовой уровень, что и ЖК-мониторы 3D Vision. Да и не стоит забывать, что проектор прекрасно справляется и с выводом контента 2D.
Экран
На Newegg 99″ сворачивающийся экран для проектора можно найти всего за $60. Конечно, вместо экрана можно использовать просто белую стену, но всё же давайте предположим, что вы вложите деньги в экран, который будет отражать свет чуть лучше. Добавим $60 к нашему бюджету.
Монтажное оборудование и кабели
Потолочные крепления для проектора мы купили на сайте Monoprice.com за $15. Кабель DVI-на-HDMI тоже будет полезен – мы заплатили $25 за кабель длиной 25 футов (7,6 м). Таким образом, на кабель и монтажное оборудование мы затратили $40.
Итого
Мы не будем учитывать цену ПК в нашей конфигурации, поскольку многие пользователи наверняка возьмут существующий компьютер для подключения к проектору. В целом, если сложить все другие расходы, мы затратили $920 на конфигурацию с проектором 3D Vision.
Как видим, бюджет оказался существенно ниже, чем в случае сборки системы на двух проекторах с поляризацией, на которую мы потратили около $2500. Конечно, финансовое преимущество системы с поляризацией заключается в том, что вы можете покупать очки по $1 за пару. Впрочем, при разнице в сборках $1500 вы можете купить немало очков 3D Vision за $150.
Установка и настройка
Установка проектора 3D Vision оказалась впечатляюще простой по сравнению с двумя проекторами с поляризацией. Например, вам не нужно беспокоиться о правильной установке фильтров или калибровке картинки. Конечно, некоторые усилия при монтаже приложить придётся, но ничего сложного нет.
Перед тем, как приступите к установке, подключите очки 3D Vision через кабель USB в комплекте поставки к ПК для зарядки. Нет ничего более обидного полностью установить всю систему и остаться с незаряженными очками.
Можно начать с установки экрана, но перед этим вам следует включить проектор и посмотреть, как далеко от экрана его следует располагать, чтобы получить картинку нужного размера. Когда вы это сделаете, то получите хорошее представление о том, куда всё устанавливать. Экран проектора обычно крепится к стене или потолку несколькими винтами, сделать это несложно.
После установки экрана можно переходить к монтажу проектора. Идеально его расположить по центру на потолке. У каждого потолочного крепления используется свой механизм монтажа проектора – обычно он крепится тремя небольшими винтами к основанию крепления.
Когда вы смонтируете всё оборудование, следует провести кабели дисплея и питания к проектору. В нашей временной конфигурации мы просто прикрепили кабели к потолку, но если бы мы собирали стационарную систему, то проложили бы кабели в коробах.
Проектор смонтирован, кабель дисплея подключён к ПК, поэтому настало время включить оборудование. У проектора Acer H5360 в меню есть специальная опция 3D Vision. Наши тесты показали, что эта опция не включает 3D Vision. Вместо этого она выдаёт весьма досаждающие сообщения при изменении разрешения. Так что мы выключили эту опцию.
Затем следует установить самые последние драйверы GeForce, содержащие все необходимые оптимизации для 3D Vision. В нашем случае мы использовали версию драйверов 257.21, но уже на момент публикации на сайте Nvidia можно было найти более свежие драйверы. После установки выставите разрешение дисплея 1280×720 с частотой 120 Гц. Это критично, поскольку меньшая частота обновления с технологией 3D Vision не заработает. Затем можно включать 3D Vision и тестировать конфигурацию.
Управление 3D Vision выполняется через Nvidia Driver Panel, и при первом включении этой функции запустится специальный мастер установки 3D Vision. Мастер значительно упрощает настройку 3D Vision, так что вы вряд ли столкнётесь с трудностями.
Мастер 3D Vision проверит правильную работу устройства отображения вместе с передатчиком и очками, выведя картинку и задав вопросы. После завершения работы мастера вам предложат провести тесты 3D-видения на полном экране по нажатию клавиши “Test Stereoscopic 3D” в панели драйвера.
Следует отметить важную деталь по поводу работы проектора Acer и 3D Vision: режим 3D работал у нас должным образом только в разрешении 1280×720 с частотой обновления 120 Гц. Это означает, что вам придётся запускать игры в данном разрешении, чтобы они выводились в 3D. Интерполяция более высоких разрешений до “родного” разрешения монитора в режиме 3D работать не будет.
Мы запустили тест, который вызвал ностальгические чувства – он присутствует в 3D-драйвере Nvidia уже многие годы, о чём можно догадаться по старому логотипу компании. Но он по-прежнему позволяет весьма эффективно проверить, работает 3D-видение или нет.
Для просмотра картинки в 3D через “cross viewing” следуйте нашим инструкциям в разделе “Тестовая конфигурация”. Нажмите на картинку для увеличения.
На этапе конфигурации мы обнаружили пару проблем, обе из которых были выявлены мастером установки 3D Vision. Первая проблема – система не распознавала автоматически наш ИК-передатчик 3D Vision. Проблема встречается редко, но мы уже сталкивались с ней в нашем частном случае. Решить эту проблему можно ручной установкой драйвера nvstusb.inf из папки со старым драйвером 3D Vision.
Вторая проблема была более досадной. ПК не определял проектор Acer H5360, когда мы использовали вход HDMI, а поскольку устройство воспроизведения не определялось как поддерживающее 3D Vision, то и технология 3D Vision не работала. Мы решили эту проблему несовместимости, взяв кабель VGA вместо HDMI. При этом пришлось смириться с потерей поддержки HDCP через VGA, что привело к снижению разрешения при воспроизведении фильмов Blu-ray.
3D Vision в работе
Технологию 3D Vision использовать очень просто, причём во многих случаях все задачи выполняются автоматически. Но некоторые особенности всё же следует помнить.
Работа ИК-передатчика 3D Vision
Вам требуется обеспечить условие прямой видимости от передатчика до ваших очков, поскольку он отсылает сигнал очкам 3D Vision, который синхронизирует их с дисплеем. То есть если передатчик находится позади вас, то система работать не будет. Есть и хорошие новости: передатчик излучает сильный ИК-сигнал, который будет приниматься на расстоянии до 10 метров, так что одного передатчика хватит для всех зрителей в комнате.
На передатчике есть два органа управления: клавиша включения/выключения 3D-эффекта, а также колёсико регулировки глубины сзади. Клавиша включения/выключения говорит сама за себя, а колёсико глубины позволяет увеличивать или уменьшать глубину 3D-эффекта. Функцию лучше всего понять во время тестов. Пробуйте и выставляйте глубину по своему вкусу.
Запуск игр
После включения 3D Vision технология будет автоматически активироваться, стоит вам запустить 3D-игру. 3D Vision выводит при этом на проектор информацию о том, насколько хорошо технология 3D Vision будет работать с данной игрой, если такая информация есть. Как правило, вы получите рейтинг поддержки технологии в игре, например, “Good/Хороший” или “Not Recommended/Не рекомендуется”, а также описание настроек в игре, которые следует выполнить, чтобы избежать аномалий 3D. Когда вы ознакомитесь с этой информацией, её можно убрать с помощью комбинации клавиш Ctrl-Alt-Insert.
Проблема с глубиной
Мы натолкнулись на не очень приятную, но решаемую проблему: отсутствие ощутимой 3D-глубины в некоторых играх при использовании 3D Vision.
3D-глубина зависит от двух факторов: разделение (separation) и сведение (convergence). Оба фактора следует настраивать должным образом для хорошего 3D-эффекта. Nvidia предоставляет довольно удобную систему управления разделением на передатчике 3D Vision (то самое колёсико регулировки глубины), но до управления сведением добраться сложнее. На самом деле эта настройка по умолчанию отключена, её следует включить вручную в выплывающем меню “Set keyboard Shortcuts” в панели “Set Up Stereoscopic 3D” драйвера GeForce.
В большинстве игр, для которых Nvidia создала профиль, уже присутствуют настройки сведения по умолчанию, которые дают вполне приемлемый 3D-эффект. К сожалению, есть игры, для которых Nvidia профиль не создала, а настройки сведения по умолчанию не слишком хорошо подходят для движка игры, в итоге 3D-эффект оставляет желать лучшего независимо от настроек глубины. Собственно, эту проблему Nvidia пытается решать с помощью обновления драйверов, и хорошая новость заключается в том, что компания продолжает добавлять новые профили, чтобы поддержка технологии 3D Vision постоянно обновлялась.
Ещё одна проблема заключается в недостаточной обратной связи с пользователем. Увеличение или уменьшение сведения может очень слабо сказываться на картинке, то есть вы можете долго регулировать настройку, прежде чем заметите какую-либо разницу на экране – и здесь информация драйвера Nvidia 3D Vision явно не помешала бы. Нам кажется, что управление сведением должно быть активировано по умолчанию, а пользователю должна выдаваться информация об изменении настройки.
Что касается разделения, то колёсико регулировки глубины на передатчике 3D Vision не позволяет увеличить видимую 3D-глубину сильнее определённого уровня, который в некоторых протестированных играх кажется слишком неглубоким.
3D Vision позволяет выставлять максимальный уровень глубины на основе размера дисплея, который вы используете, и ваше устройство воспроизведения 3D Vision как раз сообщает этот размер. В случае же нашего проектора H5360, диагональ дисплея можно менять – и диапазон возможных диагоналей довольно велик. В любом случае, драйвер 3D Vision решил выставить максимальный уровень глубины для дисплея с диагональю 110″, и нам пришлось с этим смириться.
Традиционно 3D-драйверы Nvidia предлагали настройку размера экрана, а поскольку максимальная глубина от него зависит, то этот размер можно было использовать для изменения глубины. Меньший размер экрана позволял получить большую воспринимаемую максимальную глубину. К сожалению, новые драйверы не позволяют пользователю вручную выбирать диагональ дисплея 3D Vision. Nvidia могла бы легко решить эту проблему, позволив опытным пользователям самостоятельно указывать размер дисплея в панели драйверов. Будем ждать возвращения этой возможности.
Тестовая конфигурация
Мы использовали ту же самую систему на основе Core 2 Duo E7200, что и в статье, посвящённой сборке домашнего кинотеатра 3D на двух проекторах с поляризацией. Это позволило нам напрямую сравнивать результаты тестов. Процессор, конечно, уже устарел, но нагревается он слабо, да и мы добавили небольшой разгон. Как нам кажется, этот процессор является хорошим примером CPU для домашнего кинотеатра.
В качестве видеокарты мы взяли ту же самую модель GeForce GTX 260, что и в предыдущей статье, чтобы сравнивать результаты. Мы не смогли использовать видеокарту Radeon HD 4890, так как технология 3D Vision работает только с видеокартами GeForce, поддерживающими 3D Vision.
Мы хотели показать, как наши игры выглядели в 3D, и у нас есть возможность представления 3D-глубины без траты денег на 3D-монитор. Она называется “cross viewing”. Картинка слева предназначается для правого глаза, а справа – для левого глаза. Трюк заключается в том, чтобы разместить палец посередине между экраном и вашим лицом, перед картинкой, которую вы стараетесь увидеть в режиме cross view. Сфокусируйте зрение на пальце и двигайте его между экраном и вашим лицом (вперёд или назад), пока не получите три картинки идентичного размера за пальцем вместо двух. Затем сфокусируйте зрение на средней картинке и уберите палец вообще. Если всё сделать правильно, то вы получите эффект третьей картинки: она будет выводиться в 3D по центру, а справа и слева будут размытые 2D-изображения. Для некоторых читателей это будет проще сделать, увеличив расстояние между глазами и монитором. Отметим, что не у всех получается увидеть эффект “cross viewing”, но если вы сможете добиться эффекта, то получите прекрасную возможность оценить 3D-видение без 3D-системы.
Нажмите на картинку для увеличения.
Если вы всё же не сможете увидеть картинку в режиме “cross viewing”, наши иллюстрации можно использовать для изучения аномалий между перспективами для правого и левого глаза.
Тестовая конфигурация | |
CPU | Intel Core 2 Duo E7200 (Wolfdale), 2,53 ГГц, кэш L2 3 Мбайт; разгон до 2,61 ГГц @ 275 МГц Front Side Bus |
Материнская плата | Asus P5N7A-VM, nForce 730i, BIOS 512 |
Сеть | Встроенный контроллер 1 Гбит/с |
Память | Kingston PC2-6400, 2 x 2048 Мбайт, 330 МГц, CL 5-5-5-15-2T |
Видеокарта | Asus GeForce ENGTX260 Matrix, 576 МГц ядро, 1242 МГц блок шейдеров, 999 МГц память, 796 Мбайт GDDR3 |
Жёсткий диск | Western Digital Caviar WD50 00AAJS-00YFA, 500 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA 3,0 Гбит/с |
Блок питания | Thermaltake Toughpower 1200W, 1200 Вт, ATX 12V 2.2, EPS 12v 2.91 |
Программное обеспечение и драйверы | |
Операционная система | Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit, SP2 |
Версия DirectX | DirectX 10 |
Графические драйверы | AMD Catalyst 10.2, Nvidia GeForce 196.21 (тесты TriDef и iZ3D) и 257.21 (тесты 3D Vision) |
Тесты и настройки
3D-игры | |
Crysis | Patch 1.2.1, DirectX 9, Medium Settings |
Call Of Duty: Modern Warfare 2 | Version 1.0.0, Highest Settings, 4x AA |
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Highest Details, 8xMSAA, SSAO off |
Left 4 Dead | Version 1.0.1.5; Highest Settings, 4x AA |
Dungeons and Dragons Online | Version 1.11.0.8125; Ultra-High Details, DirectX 9, 4xAA |
Star Trek Online | Version 2010.03.22.11.32; Recommended Quality, 4x AA |
Left 4 Dead
Left 4 Dead просто нельзя было не протестировать на нашей 3D-системе. И мы не имеем в виду Left 4 Dead 2 (продолжение с яркими внешними просторами). Мы имеем в виду оригинальную игру, с тёмной атмосферой клаустрофобии, с коридорами и дождливыми ночами. Игра хорошо подходит для 3D-видения, она даёт ощущения, которые сложно описать, но они просто потрясающие.
Настройки в игре: мы установили “родное” разрешение проектора 1280×720 и визуальные детали в игре на максимум, со сглаживанием 4x MSAA.
Ощущения от игры в конфигурации 3D Vision
Nvidia указывает у данной игры рейтинг “Excellent”, с чем мы согласны. Игра Left 4 Dead идёт в 3D безупречно, без каких-либо визуальных аномалий.
При запуске игры на нашей системе 3D Vision мы получили следующую информацию: “Рейтинг: Excellent, облака выводятся с неправильной глубиной, выключение зерна фильма даёт лучший эффект стерео”. Довольно странно, но мы так и не заметили каких-либо аномалий с облаками.
Единственное, на что хочется посетовать – максимальная глубина, которую даёт выставить драйвер 3D Vision, кажется всё же недостаточной. Впрочем, через управление сведением ситуацию можно улучшить.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Сравнение с конфигурацией на двух проекторах с поляризацией
Драйвер TriDef работает практически так же хорошо в Left 4 Dead, что и решение 3D Vision, но драйверы iZ3D дают визуальные аномалии с выводом текста и некоторые другие артефакты.
Скриншоты с драйвером TriDef Ignition:
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Скриншоты с драйвером iZ3D:
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Производительность Left 4 Dead в 3D стерео
Драйвер 3D Vision даёт намного более высокую производительность, чем драйвер iZ3D на видеокарте GeForce GTX 260. Если судить по чистой производительности, то драйверы iZ3D и TriDef дают почти идентичную частоту кадров на Radeon HD 4890. Обратите внимание, что драйверы TriDef на видеокарте GeForce с этой игрой не заработали.
Crysis
Crysis остаётся одной из самых красивых игр для ПК, когда-либо увидевших свет, и мы предвкушали ощущения от райского тропического острова в 3D Stereo. Из всех игр, которые мы воспроизвели на нашей 3D-системе, в Crysis ощущения были самыми роскошными. Вся эта растительность и другие детали буквально выпирали за плоскость экрана.
Настройки игры: мы выставили разрешение проектора 1280×720 и визуальные настройки в игре на среднее качество в режиме DirectX 9.
Поскольку 3D Vision не работает вне пределов “родного” разрешения проектора, мы не смогли провести тесты в интерполированном режиме 1080p, чтобы сравнить производительность с предыдущими результатами, которые мы получили на двух проекторах с поляризацией.
Ощущения от игры в конфигурации 3D Vision
Информация, выводимая системой 3D Vision при запуске игры говорит о хорошей совместимости с 3D: “Рейтинг: Good, прицел оружия является объектом 2D, отражения воды и облака выводятся некорректно. Выставите тени в минимальное положение, шейдеры и пост-обработку на средний уровень или ниже. Выключите размывание движения. Выключите лазерный прицел в игре (в настройках мыши и клавиатуры). Используйте лазерный прицел Nvidia.” Информации, как видим, немало.
Выставление теней на минимальный уровень просто их выключает, а артефакты с водой и облаками исправить нельзя при любых настройках. На мой взгляд, рейтинг “Good/Хороший” слишком оптимистичен в этой игре. Я бы дал оценку “Посредственно”. Выключение теней лишает Crysis немалой части визуальной привлекательности, да и артефакты с водой и небом отвлекают.
Следует признать, что 3D Vision в этой игре работает лучше, чем драйверы iZ3D. По крайней мере, можно пользоваться прицелом.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Сравнение с конфигурацией на двух проекторах с поляризацией
Единственный способ заставить Crysis выдать впечатляющий 3D режим – использовать драйверы TriDef в виртуальном 3D-режиме, который позволяет Crysis вернуть красивые тени и эффекты воды. К сожалению, использование этого режима привело к странным аномалиям с интерфейсом, в результате чего играть стало невозможно. Драйверы iZ3D в этой игре ведут себя хуже 3D Vision, с такими же тенями, но вид из прицела использовать не получится.
Ниже приведены скриншоты игры с драйвером TriDef в режиме Virtual3D. К сожалению, мы не смогли захватить 3D-скриншоты с драйверами iZ3D в Crysis.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Call Of Duty: Modern Warfare 2
Call of Duty – очень популярный шутер, поэтому мы решили провести тесты с нашими драйверами 3D Stereo, чтобы оценить результат. Игру, наверное, можно назвать самым интересным шутером, который мы использовали в наших тестах 3D, и добавление реального третьего измерения действительно даёт более глубокое погружение во многие эпизоды, что мы по достоинству оценили.
Настройки игры: мы выставили “родное” разрешение проектора 1280×720 и самые высокий уровень визуальных деталей со сглаживанием 4x MSAA.
Ощущения от игры в конфигурации 3D Vision
Если судить по информации, выдаваемой 3D Vision в игре Call of Duty: Modern Warfare 2, то характеристики следующие “Рейтинг: Excellent, некоторые объекты выводятся с неправильной глубиной. Перейдите в меню Options/Video/Advanced Video и выключите опцию глубины поля резкости (Depth of Field).”
Мы согласимся с великолепным рейтингом. Игра действительно выглядела замечательно, фон выводился правильно, даже с прицелом никаких проблем не возникло.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Сравнение с конфигурацией на двух проекторах с поляризацией
И вновь драйвер TriDef прекрасно справился со своей работой. Драйвер iZ3D показал себя не так хорошо, поскольку постоянная проблема с горизонтом отвлекала. Да и вид из прицела с драйвером iZ3D использовать не получится.
Скриншоты с драйвером TriDef Ignition:
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Скриншоты с драйвером iZ3D:
Обратите внимание на явную потерю синхронизации горизонта: почему сдвинулись горы? Нажмите на картинку для увеличения.
В стандартном симметричном режиме разделения прицел использовать вряд ли получится. Нажмите на картинку для увеличения.
Когда мы изменили профиль на смещение влево, то получили возможность закрыть правый глаз и прицелиться левым. Реалистично, но в игре несколько напрягает. Нажмите на картинку для увеличения.
Производительность Modern Warfare 2 в 3D стерео
Как можно видеть, технология 3D Vision работает очень близко к драйверам TriDef и iZ3D на видеокарте GeForce GTX 260. Все решения дали терпимую частоту кадров, но с драйверами iZ3D играть не получится из-за визуальных артефактов.
Burnout Paradise: The Ultimate Box
Я не представляю себе гонок без красочных (и отчасти пугающих) крушений автомобилей на высокой скорости. Данная игра больше всего впечатляет в режиме Stereo 3D из всех гонок, причём это не только моё мнение, а так считают и те зрители, которым я демонстрировал разные игры. Играть в Burnout очень легко, и геймеры никогда не устают от гонок по Paradise City. Да и крушения на высокой скорости и прыжки тоже каждый раз приятно радуют.
Настройки игры: мы выставили игру в “родное” разрешение проектора 1280×720, а настройки визуальной детализации на самый высокий уровень, добавив сглаживание 8x MSAA.
Мы использовали для этой игры 8x MSAA, поскольку по какой-то причине в Burnout слишком сильно заметны “лесенки” на границах объектов в низком разрешении, а сильный режим сглаживания этому препятствует.
Ощущения от игры в конфигурации 3D Vision
Для Burnout Paradise: The Ultimate Box информационная панель 3D Vision оказалась очень краткой: “Рейтинг: Good, рендеринг некоторых объектов может быт некорректным”.
Поиграв некоторое время, я так и не поверил, что игре был присуждён тот же рейтинг, что и в Crysis. Гонки в режиме 3D выглядели намного лучше Crysis, причём со всеми включёнными опциями повышения визуального качества.
Нажмите на картинку для увеличения.
Сравнение с конфигурацией на двух проекторах с поляризацией
Burnout Paradise: The Ultimate Box очень хорошо работает с драйвером TriDef, но при использовании драйвера iZ3D мы получаем артефакты с тенями и ошибки, которые портят визуальные ощущения.
Скриншот с драйвером TriDef Ignition:
Нажмите на картинку для увеличения.
Скриншот с драйвером iZ3D:
Обратите внимание на дополнительные случайные тени на всей поверхности дороги по сравнению с драйвером TriDef. Эти тени постоянно перемещались во время вождения. Нажмите на картинку для увеличения.
Производительность Burnout Paradise в 3D стерео:
Игра Burnout Paradise стала самым большим разочарованием в нашем тестовом пакете, и относится это именно к 3D Vision. И связано это не с низким качеством визуализации, а с низкой производительностью. Есть и хорошая новость: снижение детализации теней позволяет игре идти более плавно, а сглаживание 8x AA мы включили по той причине, что оно не сказывается на производительности.
Dungeons And Dragons Online
Конечно, это не самая популярная многопользовательская онлайновая игра (MMO) в Интернете, но Dungeons and Dragons Online – вполне приличный и качественный продукт, причём, в отличие от многих других крупных MMO, играть можно совершенно бесплатно. Мы запустили эту бесплатную игру MMO от Turbine в стереоскопическом режиме 3D, после чего смогли насладиться огромными игровыми окружениями. Игра не разочаровала, поддержка 3D Stereo нас приятно удивила.
Настройки игры: мы выставили “родное” разрешение проектора 1280×720, а настройки уровня визуальной детализации – в Ultra High (поддержка DirectX 10 выключена) со сглаживанием 4x MSAA.
Драйверы 3D Vision позволяют включить DirectX 10 и 11, если видеокарта поддерживает эти стандарты, но мы выключили соответствующие опции, чтобы производительность можно было сравнить с конфигурацией на двух проекторах.
Ощущения от игры в конфигурации 3D Vision
Информационная панель 3D Vision говорит о том, что игра пока не имеет рейтинга для работы под 3D Vision. Но, как нам кажется, в данном случае игра с лёгкостью бы получила хороший рейтинг. Всё выглядело замечательно, тени были очень приятные. Единственная проблема заключалась в том, что текстуры неба выводились под разным углом к каждому глазу, но это можно было исправить путём регулировки сведения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Сравнение с конфигурацией на двух проекторах с поляризацией
Поскольку драйвер TriDef “вылетал”, когда мы пытались запустить игру с ним, то мы будем рассматривать только драйвер iZ3D, который даёт картинку, визуально идентичную драйверу 3D Vision, насколько мы смогли оценить. Единственная проблема заключается в том, что драйвер iZ3D отображает курсор мыши только для одного глаза. В принципе, привыкнуть можно, но из-за проблемы с курсором играть всё же не так приятно, как в случае драйвера 3D Vision.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Производительность Dungeons and Dragons Online в 3D стерео:
Как можно видеть, производительность 3D Vision очень близка к производительности iZ3D на GeForce GTX 260, но здесь мы получаем дополнительный бонус в виде курсора мыши для обоих глаз.
Star Trek Online
Поначалу выбор этой игры для тестов может показаться странным, однако эпические космические битвы на экране во всю стену в 3D настолько впечатляют, что просто хочется откинуться на спинку кресла и смотреть их как фильм. Ощущение масштаба просто поражает. Камера располагается позади космического корабля, расстреливающего цель пушками-фазерами с расстояния, а плавающий космический мусор только дополняет ощущение глубины.
Настройки игры: мы выставили “родное” разрешение проектора 1280×720, а уровень визуального качества игры – в рекомендованное значение со сглаживанием 4x MSAA.
Ощущения от игры в конфигурации 3D Vision
Информация драйвера 3D Vision об игре Star Trek Online была следующей: “Рейтинг: Good, некоторые объекты выводятся с неправильной глубиной, перейдите на страницу Options/Video, затем к настройкам Advanced, после чего выставите Anti-Aliasing=None, Shadows=low, Bloom Quality=Off.”
Действительно, тени выводятся неправильно. Но, собственно говоря, в космических битвах тени не так и важны. А если активировать сглаживание AA, то некоторые детали будут выводиться для одного глаза, но отсутствовать в картинке для другого глаза (например, взрывы и некоторые эффекты оружия), но выключение сглаживания эту проблему решает. Есть и хорошие новости – курсор мыши выводится для обоих глаз, что лучше ситуации с драйвером iZ3D.
Эта одна из игр, в которых я ощутил отсутствие глубины на проекторе по сравнению с другими решениями вывода 3D, такими как два проектора с поляризацией или даже 3D Vision на мониторе Acer GD245HQbid. Колёсико регулировки глубины не смогло исправить этот эффект, однако помогли настройки сведения – мы получили прекрасный результат.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Сравнение с конфигурацией на двух проекторах с поляризацией
К сожалению, перед нами ещё одна игра, в которой драйвер TriDef отказался работать с нашей конфигурацией на двух проекторах с поляризацией. Как обычно, драйвер iZ3D работал, но при этом мы получили неправильное отображение теней, так что их нужно перевести на уровень Low. Опять же, курсор мыши при использовании драйвера iZ3D был виден только одному глазу.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Производительность Star Trek Online в 3D стерео:
Игра явно отдаёт предпочтение решению 3D Vision, с которым частота кадров оказывается выше, чем в случае драйвера iZ3D на GeForce GTX 260.
Воспроизведение фильмов Blu-ray 3D
Система на двух проекторах с поляризацией на данный момент не может выводить фильмы Blu-ray 3D. И это ограничение является программным, а не аппаратным. Просто ни один разработчик не хочет тратить ресурсы на редко встречающуюся платформу с двумя проекторами.
Конечно, технология 3D Vision опирается в данном случае на тот же способ попеременного чередования кадров 120 Гц для отображения 3D-картинки, который используют крупные производители телевизоров. Так что перед нами стандарт де-факто, который поддерживается через 3D Vision всеми крупными производителями плееров Blu-ray 3D. В нашем случае мы использовали предварительную версию PowerDVD 10 Ultra Mk II для тестов. И мы воспроизводили недавно выпущенный диск Blu-ray 3D “Cloudy with a Chance of Meatballs/Облачно, временами фрикадельки”.
Воспроизведение Blu-ray 3D было идеальным, даже удивительно ярким. В этом отношении нам не очень понравилось воспроизведение Blu-ray 3D через 3D Vision на ЖК-мониторе Acer GD245HQbid, но в случае проектора Acer H5360 проблем с яркостью не было никаких. Возможно, мы просто правильно настроили свет у проектора. Но, в любом случае, на отсутствие яркости при выводе через проектор жаловаться не приходилось, в отличие от монитора.
Заключение: 3D Vision с проектором работает замечательно!
Иногда удивляешься, насколько глубоко в голове сидят предубеждения. Я считаю себя энтузиастом 3D уже многие годы, и, судя по предыдущему опыту, я бы никогда не стал бы рекомендовать систему с затворными очками, особенно по сравнению с двумя проекторами с поляризацией. Затворы приводят к появлению эффекта стробирования, а он вызывает головную боль – это неизбежно, как я считал раньше.
Сегодня же, после сборки системы на двух проекторах с поляризацией и тестирования одного проектора с поддержкой 3D Vision, я спрашиваю себя: оправданы ли дополнительные усилия и расходы на сборку двух проекторов с поляризацией по сравнению с системой 3D Vision? Удивительно для себя, я ответил на этот вопрос отрицательно, хотя не всё так однозначно.
Если вы хотите собрать систему для 3D-игр, и при этом за вами будут наблюдать больше 15 человек на игровой вечеринке, то система с двумя поляризованными проекторами подойдёт как нельзя лучше. Вы сэкономите солидную сумму на дешёвых очках – всё же вряд ли для толпы из 15 человек вы решитесь покупать очки 3D Vision по $150 за пару. Конечно, вы не сможете смотреть фильмы Blu-ray 3D, так как разработчики плееров не поддерживают подобную конфигурацию для воспроизведения. Придётся также смириться с некоторыми малозаметными эффектами взаимного наложения и раздваивания, а также выбирать 3D-драйвер в зависимости от игры, которую вы запускаете. Также придётся привыкнуть к выводу курсора только для одного глаза во многих стратегиях реального времени и ролевых играх. Да и с поддержкой DirectX 10 и 11 ситуация неопределённая. Кроме того, начальные расходы превысят уровень $2500. С установкой и монтажом придётся повозиться, но, в итоге, вы насладитесь проделанной работой. Зрители будут завораживаться 3D-картинкой, и ваша репутация на игровых вечеринках с 3D возрастёт многократно. Несмотря на все проблемы, система с двумя поляризованными проекторами способна на многое.
Но если вы относите себя к обычным пользователям, но при этом любите играть или смотреть фильмы в 3D, то в таком случае стоит обратить внимание на проектор 3D Vision. На всю систему вы затратите меньше $1000, но всё равно сможете играть на экране во всю стену. Артефакты двоения и взаимного наложения отсутствуют. Драйвер нужно будет использовать только один, и при этом он обеспечивает прекрасную совместимость с играми по сравнению с альтернативным решением на двух проекторах. Вы сможете сразу же просматривать диски Blu-ray 3D, и выводятся фильмы просто замечательно. Вы получите курсор для обоих глаз в стратегиях реального времени и ролевых играх. DirectX 10 и 11 тоже поддерживаются в “родном” режиме драйверами GeForce. Вы получите погружение в игры ничуть не хуже, чем на двух проекторах с поляризацией, но без каких-либо компромиссов или высоких начальных расходов.
Конечно, при бюджете в $1000 вы сможете купить только одну пару очков, и за дополнительные очки 3D Vision придётся выложить $150. Но давайте посчитаем. Если ваша семья состоит из пяти человек, то вам потребуется четыре пары очков. Это встанет в $600 – сумма немаленькая, но вы всё равно потратите $1600 за очки и проектор, что на тысячу долларов меньше, чем $2500 за два проектора с поляризацией. Да и не забывайте, что широкое распространение подобных систем приведёт к росту объёмов продаж и к снижению цен. 120-Гц 3D-телевизоры используют ту же самую технологию, очки стоят примерно столько же, так что цена очков должна упасть в ближайшие год или два.
Позвольте ещё раз вернуться к теме Blu-ray 3D. На данный момент за 120-Гц 46″ 3D-телевизор вы заплатите больше $2000. Так что 120-Гц проектор для просмотра фильмов Blu-ray 3D на большом экране обойдётся намного дешевле. Конечно, разрешение проекторов 3D Vision сегодня ограничено 720p, но, честно говоря, фильмы Blu-ray 3D в подобном разрешении выглядят просто великолепно даже на 100″ экране. На мой взгляд, 120-Гц проектор сегодня является самым оптимальным вариантом для просмотра фильмов Blu-ray 3D, и при этом ещё и одним из самых недорогих решений.
Что можно сказать про наш выбор проектора? Acer H5360 просто поразил нас своей низкой ценой $640 на международном рынке (от 32 тыс. рублей в России). Он даёт яркость 2500 люменов, контрастность 3200:1, что прекрасно подходит для игр и фильмов, а поддержка 3D Vision является дополнительным бонусом. Качество картинки мы бы оценили намного выше, чем на ЖК-мониторе Acer GD245HQbid с поддержкой 3D Vision, который показался нам слишком тёмным в режиме 3D Vision. Кроме того, проектор H5360 быстрее обновлял пиксели, поэтому с ним мы не обнаружили эффект двоения на очень ярких объектах, в отличие от ЖК-монитора.
Какие недостатки системы с проектором 3D Vision, помимо цены дополнительных очков? Некоторые игры не очень хорошо поддерживают 3D Vision. Но, в среднем, 3D Vision поддерживается намного большим количеством игр, чем конфигурации с драйверами TriDef и iZ3D. Фактически, драйвер 3D Vision обладает наилучшей совместимостью с играми, если судить по нашему тестовому набору. Конечно, у нас возникли нарекания по поводу регулировок разделения и сведения, которые в драйвере неплохо было бы доработать.
После взвешивания всех недостатков и преимуществ (цена, совместимость с играми, качество картинки и совместимость с Blu-ray 3D), проектор с поддержкой 3D Vision предоставляет геймерам и киноманам великолепное решение по цене дешевле $1000. Поскольку за 3D-телевизоры вам придётся выложить не меньше $2000, подобное решение кажется нам ещё более привлекательным. По этой причине мы выдаём технологии 3D Vision (в данном случае с проектором Acer H5360) награду “Рекомендованная покупка Tom’s Hardware 2010”.