Будущее – сегодня!
В деле стереоскопического 3D-видения чем больше, тем лучше. Забудьте всё, что вы слышали о подходящем размере телевизионной диагонали, поскольку 3D – это то блюдо, которое нужно подавать максимально большим. Позвольте кое-чем поделиться: я видел будущее, когда экран в режиме 3D-видения занимал всю стену, я управлял полноразмерными машинами в Burnout Paradise и сражался с зомби ростом с человека в Left 4 Dead. Даже космические битвы стали естественными и убедительными, как будто я сам путешествовал с огромной скоростью или сражался с врагами лазерными пушками – всё это в великолепном трёхмерном окружении. Если вы хотите узнать, как всё это можно сделать самостоятельно, то наша статья как раз об этом и повествует.
Три года назад мы уже представили материал “3D-дисплей во всю стену: виртуальная реальность дома“. В 2007 году просмотр 3D-фильма в кинотеатре был ещё диковинкой. Тогда на рынке не были массового представлены 3D-дисплеи, и если вы хотели реализовать 3D дома, то можно было рассчитывать на крупные затраты, причём конечный результат мог быть совсем не таким, каким вы бы его хотели видеть. Блокбастеры ещё не выходили в 3D-формате, и лучшее, на что можно было надеяться – запуск некоторых игр в 3D.
Насколько же может измениться технологическая индустрия за три года… “Аватар” привнёс 3D в массовую культуру, и уже все крупные производители телевизоров объявили 3D-модели для дома. Совсем скоро появятся коммерческие Blu-ray в формате 3D. Футуристическая идея повсеместного распространения стереоскопического 3D-видения в наших домах ещё никогда не была так близка к реализации.
В нынешней ситуации мы вновь решили подойти к тому, чтобы сделать дома 3D-кинотеатр во всю стену. Коммерческие проекты уже на горизонте, поэтому система 3D-проецирования должна не просто работать – она должна быть комфортной, функциональной и достаточно привлекательной, чтобы возникло желание пользоваться ею каждый день. Мы смогли получить рабочий 3D-кинотеатр во всю стену в 2007 году, но ограничения старой технологии были таковы, что нам пришлось мириться со множеством недостатков. Конечно, легко потерпеть “выносящий мозг” стробоскопический эффект, когда вы приоткрываете завесу новой технологии, но сегодня, когда 3D вот-вот пойдёт в массы, наши ожидания были намного выше.
С появлением на рынке дисков 3D Blu-ray вы увидите на наших страницах новые статьи в ближайшие месяцы, но в данном случае нам хотелось бы начать с самых основ. Для большинства из нас первое знакомство с 3D произошло в кинотеатре. Существует много способов получить стереоскопическую 3D-картинку, но мы начнём с технологии, которая чаще всего используется киностудиями и кинотеатрами: два проектора с разной поляризацией.
Основы стереоскопического 3D-видения
Поскольку 3D-дисплеи пока не являются широко распространёнными в наших домах, многие пользователи не совсем хорошо представляют себе, как на самом деле работает 3D-дисплей. Приведём небольшой пример. Помните, что мы упрощаем некоторые аспекты для лучшего понимания.
Возможность человека воспринимать третье измерение напрямую связана с нашим бинокулярным зрением. Если говорить простыми словами, то мы видим в 3D по той причине, что имеем пару глаз. Каждый глаз смотрит на мир с немного разной перспективой, и наш мозг обрабатывает эти перспективы, чтобы получить представление о том, насколько далеко или близко расположен объект. Поскольку мы получаем две разные перспективы, бинокулярное зрение часто называют стереоскопическим.
Проще всего продемонстрировать стереоскопическое зрение небольшим экспериментом (лучше всего проводить его, когда вы не смотрите в направлении монитора ПК). Закройте левый глаз и поместите перед правым глазом вашу правую кисть на расстояние около десяти сантиметров. Немножко покачайте кистью. А теперь откройте оба глаза и сделайте те же самые покачивания кистью руки перед правым глазам – вы ощутите заметную разницу в восприятии глубины и расположения вашей кисти в 3D-пространстве. Когда оба глаза дают разные перспективы, ваш мозг может лучше рассчитать относительное расположение объекта, обеспечивая вас точной информацией о том, насколько кисть удалена от лица. Если вы перестанете покачивать кистью и будете быстро попеременно закрывать правый или левый глаз, то легко заметите, что каждый глаз даёт разное положение кисти в вашем поле зрения.
Обе картинки обрабатываются мозгом человека, что позволяет получить ощущение взаимного расположения объектов и их размера. Вы видите объекты в трёхмерном пространстве.
Таким образом, ключевая функция 3D-дисплея заключается в том, чтобы обеспечивать каждый глаз разной перспективой одной и той же сцены. Как вы догадываетесь, это создаёт проблемы в кинотеатре или на экране телевизора, поскольку экран всего один. Как же 3D-дисплей сможет дать разные картинки для каждого глаза?
Удивительно, но это можно сделать несколькими способами, один из которых заключается в использовании старых добрых двуцветных очков с красными и синими стёклами. Но если рассматривать современные и популярные технологии, то существуют две системы стереоскопического зрения: с переключающимися затворами и с двумя проекторами с разной поляризацией.
Переключающиеся затворы (Alternate-Frame Sequencing)
Начнём с переключающихся затворов. Мы не будем использовать этот способ в статье, но всё же важно о нём знать, чтобы понимать сильные и слабые стороны двух основных способов вывода стереоскопического 3D-видения на дисплей. На самом деле система с переключающимися затворами призвана стать стандартной для домашнего использования, и почти все новые телевизоры с поддержкой 3D как раз и используют её для вывода стереоскопического 3D-видения.
Стандартный телевизор имеет частоту обновления 60 кадров в секунду (60 Гц), но 3D-телевизор даёт частоту в два раза больше или 120 кадров в секунду (120 Гц). Система с переключающимися затворами по очереди отображает на телевизоре кадры для каждого глаза – первый кадр для левого глаза, второй – для правого глаза, затем снова для левого и так далее. Кадры чередуются со скоростью 120 раз в секунду.
Если вы посмотрите на экран телевизора в этот момент невооружённым глазом, то картинка будет двоиться, поскольку две разные перспективы будут накладываться друг на друга. Чтобы система работала правильно, необходимы очки с ЖК-затворами. Эти очки попеременно блокируют прохождение света к каждому глазу с частотой 120 раз в секунду (затвор закрывается 60 раз в секунду для каждого глаза), чтобы глаз видел только ту картинку, которая ему предназначается.
Частота кадров телевизора составляет 120 Гц, каждый глаз видит только каждый второй кадр, поэтому эффективная частота составляет 60 кадров в секунду – такая же, как и у обычных телевизоров. С такой частотой вы вряд ли заметите мерцание или стробирование, но обратите внимание на то, что фильм будет казаться темнее, чем вы ожидали. Это действительно так, поскольку каждый глаз получает в два раза меньше света, чем обычно.
Система стереоскопического 3D-видения с переключающимися затворами используется не только в новейших 3D-телевизорах, но и у мониторов ПК с поддержкой технологии GeForce 3D Vision.
Подобный метод с переключающимися затворами мы как раз и использовали в 2007 году при создании статьи “3D-дисплей во всю стену: виртуальная реальность дома“. Тогда о 120-Гц проектах никто и не слышал, поэтому нам пришлось использовать 80-Гц проектор DLP. Этот проектор отображал картинку с частотой 80 кадров в секунду, то есть мы получили по 40 кадров в секунду для каждого глаза. Конечно, 40 кадров в секунду для каждого глаза – результат неплохой, но при такой не очень высокой частоте кадров эффект стробирования заметен намного сильнее. Этот эффект затрудняет просмотр картинки на 3D-дисплее в течение продолжительного времени, он может вызвать дезориентацию и головную боль. Эта проблема была более терпимой три года назад, когда первопроходцы технологии собирали свои системы 3D-видения во всю стену, но для современного массового рынка она уже неприемлема. Всё же в 2010 году мы ожидаем большего.
К счастью, на рынке уже появилось довольно много 120-Гц 3D-проекторов, и подобная высокая частота обновления намного меньше сказывается на утомляемости зрения. Каковы недостатки системы с переключающимися затворами? Цена оборудования может стать запретительной. Например, комплект из пары 3D-очков и ИК-передатчика (он требуется, чтобы синхронизировать очки с нужным кадром фильма) обойдётся в $200. Каждая дополнительная пара очков будет, как правило, стоить $150. Поэтому если в вашей семье пятеро человек, и вы все вместе хотите смотреть 3D-фильмы в новом формате 3D Blu-ray на домашнем кинотеатре, то придётся выложить $800 только за очки. Добавьте к этому пару друзей, которых вы пригласите на вечер, и цена увеличится до $1100 – и мы ещё не посчитали затраты на 3D-телевизор или проектор.
Есть ли другие недостатки очков с активными ЖК-затворами? Как мы уже объясняли ранее, в данном случае каждый глаз получает меньше света, поэтому экран телевизора кажется темнее, чем без очков. Да и к активным очкам требуется подводить питание. Современные очки с ЖК-затворами можно подзаряжать, но неудобство всё равно остаётся.
Впрочем, и преимущества у метода с переключающимися затворами весьма существенны – хотя спецификации 3D Blu-ray, как обещают, абстрагированы от способа воспроизведения стереоскопии, почти все производители телевизоров недавно объявили именно такой способ. Это означает, что фильмы, подобные “Облачно, временами фрикадельки/Cloudy with a Chance of Meatballs”, “Монстры против пришельцев/Monsters vs. Aliens” и “Аватар/Avatar”, когда их можно будет купить на диске 3D Blu-ray, могут оказаться не самыми зрелищными при использовании других технологий. Впрочем, всё же нужно дождаться появления технологии, чтобы всё это проверить, но метод с переключающимися затворами позиционируется как стандарт де-факто для стереоскопических телевизорах в домашних условиях.
Два проектора с разной поляризацией
Два проектора с разной поляризацией используются в большинстве 3D-кинотеатров. IMAX 3D, RealD и Dolby 3D – всё это технологии стереоскопического 3D-видения на основе поляризации. Данный способ кажется весьма простым и элегантным по сравнению с переключающимися затворами. Здесь нет никаких механических трюков, требующихся для попеременного закрытия одного глаза зрителя, нет и дорогих активных очков с ЖК-затворами. Вам потребуются только пассивные очки с поляризованными стёклами, но их цена просто мизерная по сравнению с активными очками. Неудивительно, что такой способ преобладает в кинотеатрах, где зритель может ненароком повредить очки.
Технология основана на поляризации света – относительно давно открытом и повсеместно используемом свойстве света, например, в различных солнечных очках. Кинотеатр с двумя проекторами с разной поляризацией использует их для вывода двух потоков видео на экран, при этом каждый проектор даёт уникальный поток для правого или левого глаза. К каждому проектору подсоединён фильтр поляризации. Зрителю здесь тоже нужно использовать очки, но эти очки не содержат электронных элементов. Очки просто состоят из двух пассивных стёкол-фильтров с разной поляризацией. Фильтр для правого глаза будет блокировать поток видео с поляризацией, предназначенной для левого глаза. Соответственно, фильтр для левого глаза будет блокировать картинку для правого глаза. Таким образом, каждый глаз будет получать только нужную перспективу, пусть даже на экран будут проецироваться две картинки одновременно.
Поляризация с двумя проекторами используется не только в кинотеатрах, но также и на некоторых специальных мониторах для ПК. При реализации в мониторе поляризационный фильтр располагается дополнительным слоем над поверхностью экрана. В качестве примера можно привести 3D-мониторы iZ3D и Zalman.
Каковы преимущества использования двух проекторов с разной поляризацией? Наиболее существенное заключается в том, что технология не утомляет зрение, вне зависимости от частоты обновления проекторов. Поскольку активные ЖК-затворы очков не чередуют прохождение света к каждому глазу, то эффекта стробирования не возникает, и данный способ позволяет наслаждаться стереоскопическим 3D-видением даже на паре 60-Гц проекторов.
Второе преимущество заключается в том, что очки со стёклами-поляроидами можно купить меньше доллара за штуку. Хотите пригласить на 3D-вечеринку 20 гостей? Нет проблем: придётся потратить $20.
Каковы недостатки? Начальные затраты намного больше. Система с двумя проекторами требует именно два проектора, что уже немало по деньгам. Кроме того, вам нужен специальный экран, совместимый с системой поляризации, а также фильтры-поляроиды для каждого проектора. Впрочем, проекторы 720p сегодня можно найти дешевле $1000, то есть общие затраты на подобную конфигурацию можно сохранить ниже уровня $3000. Подобные затраты вполне сравнимы с одним 46″ 3D-телевизором, который требует, по крайней мере, один комплект дорогих очков для работы.
Пример взаимного наложения: обратите внимание, что через оружие проступает часть листвы.
Есть ли другие недостатки? Во-первых, на тёмных сценах будет заметно взаимное наложение объектов (crosstalk). Поляризационные фильтры никогда на 100% не блокируют свет от того или иного проектора, поэтому если у нас тёмная сцена со светлым объектом, то часть света с края объекта может быть видна не тем глазом. Но если вы не обращали внимания на этот эффект в кинотеатре, то наверняка не обратите на него внимание и дома. Впрочем, есть и некоторые другие недостатки.
Возможно, самым значимым недостатком метода поляризации является неопределённость с тем, насколько хорошо он будет совместим с дисками 3D Blu-ray. Пока никто ещё не объявил о выходе программного плеера 3D Blu-ray с поддержкой системы стереоскопического 3D-видения на двух проекторах. CyberLink PowerDVD 10, похоже, пока является единственным кандидатом на воспроизведение дисков 3D Blu-ray на ПК, и компания уже явно дала понять, что конфигурации с двумя проекторами поддерживаться не будут. Компания намерена реализовать, главным образом, поддержку 3D-видения с переключающимися затворами для проигрывания 3D Blu-ray, хотя будут доступны и некоторые другие возможности.
В любом случае, данная статья посвящена созданию 3D-конфигурации с двумя проекторами в домашних условиях. И пусть даже мы на данный момент не можем воспроизвести диски 3D Blu-ray через подобную конфигурацию, это отнюдь не означает, что мы не можем насладиться погружением в игру. Да и фильмы в 3D тоже можно смотреть.
Сейчас вы знаете нашу базовую идею – создать домашнюю систему стереоскопического 3D-видения через два проектора с поляризационными фильтрами. Но её реализация не так проста, как может показаться – мы столкнулись с различными “подводными камнями”, о которых расскажем в нашей статье. Но самую главную проблему мы назовём прямо сейчас – это программное обеспечение.
Программное обеспечение: 3D-драйверы для игр и фильмов
Теперь, когда мы рассмотрели базовые основы двух наиболее распространённых технологий 3-видения, давайте вновь вернёмся к компьютерам. Всё же эта статья предназначается для Tom’s Hardware Guide.
Как оказалось, сегодня существует три драйвера, которые вы можете использовать для вывода 3D-игр и мультимедийного контента с ПК: драйвер Nvidia GeForce 3D Vision, драйвер iZ3D и пакет DDD TriDef Experience. Все три продукта имеют схожую функциональность, хотя подходят к рынку с существенно различающихся ракурсов.
Nvidia GeForce 3D Vision
Начнём с драйвера Nvidia 3D Vision. Nvidia – единственный поставщик 3D-драйверов, который также выпускает видеокарты и активные очки с ЖК-затворами для 3D-видения. Неудивительно, что драйвер Nvidia работает только с видеокартами GeForce. Это, конечно, преимущество для владельцев видеокарт GeForce, поскольку 3D-драйвер для них будет бесплатным. Да и в связи с тем, что драйвер разрабатывается производителем GPU, можно ожидать лучшее взаимодействие с “железом”. В преимущества Nvidia отнесём и долгую историю поддержки игр, так что многие игры должны с 3D-стереоскопией работать без каких-либо проблем. Наконец, у Nvidia есть свой задел и по совместимости с 3D Blu-ray на ПК, поскольку компания находится в партнёрских отношениях с производителями телевизоров и разработчиками ПО. CyberLink и ArcSoft уже заявили, что их плееры 3D Blu-ray будут работать с очками Nvidia 3D Vision.
Какие недостатки у программного обеспечения Nvidia 3D Vision? Основной недостаток заключается в том, что драйвер поддерживает только видеокарты Nvidia GeForce, поэтому его нельзя использовать с видеокартами AMD Radeon, но это вполне понятно. Второе ограничение, которое нас несколько расстроило при подготовке этого обзора – драйвер 3D Vision не работает с конфигурацией на основе двух проекторов.
Мы планируем выпустить ещё один обзор, в котором проведём тест 3D Vision вместе с 3D Vision-совместимым проектором. Но в рамках данной статьи нам пришлось обратиться к двум другим производителям 3D-драйверов для нашей системы с двумя проекторами.
Стереоскопический драйвер iZ3D
Перейдём к драйверу iZ3D. Эта компания также продаёт аппаратное обеспечение, но она производит 3D-мониторы, а не видеокарты. iZ3D выпускает линейку 3D-мониторов, которая использует поляризационные фильтры, чтобы предоставить каждому глазу собственное изображение. Соответственно, пользователю необходимо надевать поляризационные очки.
Продавать 3D-монитор сложно без сопутствующих возможностей в 3D, поэтому iZ3D создала собственный драйвер для игр, работающий со стереоскопическими 3D-мониторами iZ3D. Драйвер работает на любых видеокартах, то есть вы можете использовать модели GeForce или Radeon. Драйвер нацелен на геймеров, но iZ3D планирует выпустить в ближайшем будущем API, которое позволит разработчикам самостоятельно добавлять поддержку 3D-видения в свои продукты. Потенциально это позволит программным плеерам 3D Blu-ray использовать драйвер iZ3D для воспроизведения фильмов, хотя разработчики плееров ещё не объявили о подобных намерениях.
Впрочем, драйверу iZ3D не требуется монитор iZ3D. Фактически, он работает с широким ассортиментом 3D-систем различных типов, включая два проектора с поляризацией. Таким образом, драйвер можно назвать идеальным решением для нашего 3D-проекта, поэтому мы проведём с ним наше тестирование. Драйвер обойдётся в $49,99 для одного компьютера.
Следует отметить ограничение: драйвер iZ3D работает только с играми DirectX 9 и OpenGL, игры DirectX 10 и 11 пока не поддерживаются. На самом деле это не так и печально, поскольку современные игры (включая Crysis) по-прежнему имеют путь кода DirectX 9. Данное ограничение по DirectX 9 касается и драйвера DDD TriDef, который мы рассмотрим ниже.
Также следует отметить, что iZ3D и AMD находятся в партнёрских отношениях, поэтому iZ3D предлагает свой драйвер бесплатно для клиентов AMD, желающих использовать его для стереоскопического 3D-видения на телевизорах с задней DLP-проекцией.
Стереоскопический драйвер Digital Dynamic Depth TriDef
Digital Dynamic Depth (DDD) – это компания, которая, в отличие от Nvidia и iZ3D, не выпускает собственного “железа”. Она предоставляет программные решения для разнообразных проектов, включая 3D-монитор Hyundai P240W, конвертацию фильмов из 2D в 3D для киноиндустрии, а также и для некоторых уникальных продуктов, таких как 3D-телефон Samsung и пакет для работы с играми, фильмами и фотографиями TriDef 3D Experience для ПК.
Подобно драйверу iZ3D, драйвер TriDef не требует конкретного графического “железа”, поэтому он будет работать с видеокартами Radeon или GeForce. Драйвер TriDef также работает с разными типами 3D-видения, включая переключающиеся затворы и системы с двумя проекторами с разной поляризацией. Программный пакет TriDef 3D Experience стоит $49,99, но он содержит намного больше, чем драйвер для игр. Однако он имеет то же самое ограничение по играм только уровня DirectX 9, что и драйвер iZ3D.
Решение DDD уникально тем, что обеспечивает не только 3D-драйвер для игр (под названием TriDef Ignition), но также содержит медиа-плеер TriDef и программу трансформации фотографий TriDef. Медиа-плеер TriDef может воспроизводить стандартные 2D-видеофайлы и DVD, преобразуя их содержимое в формат 3D в реальном времени. Плеер использует алгоритм, который анализирует цвет, расположение и движение объектов на сцене, после чего даёт некоторое приближение к трёхмерности. Получающаяся картинка оказывается весьма интересной (подробнее о ней позже). Та же самая технология используется для конвертации фотографий в программе трансформации TriDef. Следует отметить, что в плеере CyberLink PowerDVD 10 тоже объявлена схожая система преобразования из 2D в 3D для видеофайлов и DVD.
Подобно конкурентам, у DDD существуют партнёрские отношения с другими компаниями – среди них хотелось бы отметить Samsung. Есть и набор 3D Starter Pack, который вы можете купить за $150 -–в него входит программный пакет TriDef 3D Experience, две пары очков с активными ЖК-затворами и передатчик, совместимый с некоторыми старыми плазменными панелями и DLP-телевизорами Samsung.
Представители DDD упомянули, что компания сегодня исследует возможность воспроизведения 3D Blu-ray, но конкретных объявлений ещё не сделано. Будем надеяться, что перед нами будет интересная альтернатива на рынке.
Инициатива AMD Open Stereo 3D
AMD не выпускает собственного драйвера для стереоскопического 3D-видения, но у компании прочные позиции в индустрии, да и она работает над тем, чтобы представить конкурентоспособную альтернативу технологии Nvidia 3D Vision, которая смогла бы работать с видеокартами Radeon.
Недавно на конференции Game Developers Conference в начале марта AMD объявила об инициативе Open Stereo 3D и планах обновить свой драйвер Direct3D, чтобы сторонние производители, подобные iZ3D, DDD, CyberLink и ArcSoft, смогли выводить через него картинку для 120-Гц систем с активными ЖК-затворами. Также были упомянуты планы поддержать интерфейсы от DirectX 9 до DirectX 11 и фильмы Blu-ray 3D. Поскольку стандарт 3D Blu-ray будет объявлен в ближайшем будущем, AMD торопится выйти с конкурентоспособным решением. Представитель компании сообщил о том, что в момент появления дисков 3D Blu-ray на прилавках магазинов поддержка со стороны AMD будет готова. Конечно, компании, подобные Nvidia, разрабатывали свою экосистему довольно длительное время, и нам очень интересно узнать, насколько эффективно AMD сможет наверстать упущенные позиции.
Аппаратное обеспечение: подбираем оборудование
Вы уже знаете способ, который мы будем использовать для проецирования 3D-изображения на стену: два проектора и систему поляризационных фильтров, как в кинотеатре. Мы протестируем работу нашей системы со стереоскопическими 3D-драйверами iZ3D и TriDef, которые совместимы с нашей конфигурацией. Ну а пока что позвольте рассмотреть компоненты и их цену.
Поляризационные фильтры
Поляризационные фильтры можно купить в нескольких онлайновых магазинах, но когда мы поинтересовались у энтузиастов, имеющих опыт с домашними кинотеатрами на двух проекторах, где лучше искать, то нас отправили к компании awater 3D. Эта компания находится в Германии (в США её представляет Monika Awater).
Лучшие поляризационные фильтры, которые предлагает awater 3D, требуют ЖК-проектора, но поскольку мы использовали DLP-проекторы, то Monika Awater порекомендовала нам другую конфигурацию: набор из двух поляризационных фильтров 3″ x 3″, которые стоят около $400. Конечно, на рынке можно найти фильтры дешевле, но не следует забывать, что они должны выдерживать нагрев со стороны проектора, да и должны пропускать достаточный световой поток. Цена фильтров может меняться в зависимости от пропускаемого светового потока и нагрева, который создают ваши проекторы.
Отметим, что мы провели небольшие эксперименты с помощью поляризационных фильтров, встроенных в 3D-очки, которые мы попросили в ближайшем кинотеатре. Мы разрезали очки напополам и использовали каждую половинку для поляризации света от проектора. Всё работало замечательно – в течение пяти минут. Затем мы обратили внимание на то, что картинка стала размываться.
Тепло от мощной лампы проектора просто расплавило пластиковые поляризационные линзы. Именно поэтому всё же стоит потратить дополнительные деньги на поляризационные фильтры, которые способны выдержат нагрев при прохождении мощного светового потока.
Экран
Для работы домашнего кинотеатра на основе поляризации экран тоже должен быть специальным, чтобы сохранять направление вектора поляризации. Мы использовали серебристый экран 2,4 x 1,8 м от SilverFabric, тоже из магазина awater 3D. При розничной цене $145 вы получите чёрную окантовку с отверстиями и тесёмки для крепления. Экран моющийся, при этом его можно сворачивать для транспортировки.
Поляризованные 3D-очки
Что касается очков, то есть хорошие и плохие новости. Плохие новости заключаются в том, что вы не можете использовать очки, сохранённые после просмотренного 3D-фильма в кинотеатре, поскольку там, скорее всего, использовалась система проецирования стандарта RealD или Dolby 3D – в обоих случаях используются уникальные нелинейные поляризующие фильтры. Хорошая новость в том, что обычные очки с поляризационными линзами можно купить дешевле $1 за штуку – и намного дешевле, если брать сразу партией. Впрочем, есть и изящные модели с пластиковой оправой, которые стоят уже дороже. Добавим в бюджет $20 – за такую цену вы можете взять много дешёвых очков или пару high-end моделей.
HTPC и видеокарта с двумя выходами
Для нашей задачи подойдёт почти любой ПК. Конечно, если вы много играете, то потребуется мощная видеокарта. Стереоскопический выход в 3D требует серьёзной производительности, поэтому и видеокарта потребуется современная. Центральный процессор не так критичен, но его тоже следует брать весьма приличным, если вы не хотите, чтобы CPU оказался “узким местом” в системе. Мы использовали в тестах видеокарты Radeon HD 4890 и GeForce GTX 260.
Проекторы
На проекторы уйдёт основной бюджет. При покупке проекторов для игр следует ориентироваться на три основных критерия: яркость, разрешение и цена. Яркость важна, поскольку существенное количество света от проектора будет отражаться от поляризационного фильтра или блокироваться им. Разрешение важно по той причине, что когда вы будете играть на экране во всю стену, то низкое разрешение будет смотреться не так хорошо. Что же касается цены, то следует учитывать, что вам придётся покупать два проектора – поэтому и цена удваивается. Ещё неплохо обратить внимание на уровень контрастности, поскольку высокий уровень контрастности обеспечит большее наслаждение от просмотра – фильмы будут выглядеть максимально качественно.
Нашей целью было свести расходы на один проектор до $1000 или ниже. Поскольку нас больше интересовала яркость, чем разрешение, для тестов мы выбрали новый проектор BenQ W600. Яркость у этой модели 2600 люменов весьма приличная, а разрешение 720p вполне приемлемо для проектора по данной цене. Поскольку проектор использует систему DLP, то он обеспечивает хорошую контрастность 3000:1. Цена $900 (от 30 тыс. рублей в России) вполне соответствует нашему критерию, пара проекторов обойдётся во вполне разумную сумму $1800 (60 тыс. рублей в России).
Следует отметить, что проектор BenQ W600 совместим с форматом HQFS DVD, стандартом систем с чередованием затворов, которые используют обычный DVD-плеер и очки с ЖК-затворами. DVD со специальным мастерингом для данного стандарта отсылают сигнал вместе с потоком видео на сенсор очков. У нас не было дисков с поддержкой HQFS DVD, да и формат так и не получил широкой поддержки индустрии, поэтому мы его не смогли протестировать. Но поскольку BenQ выслала нам пару HQFS-совместимых очков Xpand 3D для тестов, об этом упомянуть всё же стоит.
3D-драйверы
Мы попробовали в работе драйверы iZ3D и DDD TriDef для нашей системы с двумя поляризованными проекторами. Поскольку каждый драйвер стоит $50, то мы добавили в бюджет $100.
Оборудование для монтажа и кабели
Мы обнаружили хорошие потолочные крепления для проекторов по цене $15 каждое в магазине Monoprice. Пару 10-метровых кабелей DVI-to-HDMI мы купили за $50 в сумме. Единственная трудность возникла с тем, чтобы найти способ крепления поляризационных фильтров перед проекторами, поскольку никаких недорогих промышленных вариантов не предусмотрено. Всё специализированное оборудование для крепления фильтров, какое мы смогли найти, стоит сотни долларов. Чтобы не увеличивать наш бюджет сверх меры, мы купили пару б/у креплений за $5 в местной мастерской, которые приспособили для установки фильтров. В итоге на оборудование для монтажа и кабели у нас ушло меньше $100.
Итоговая сумма
Мы не будем учитывать цену ПК в финальной конфигурации, поскольку энтузиасты наверняка будут использовать существующие компьютеры для вывода стереоскопической 3D-картинки на стену. Учитывая все затраты, мы потратили $2565 за наш 3D-кинотеатр с двумя проекторами – даже меньше бюджета $3000, что вполне сравнимо с 3D-телевизорами, использующими очки с чередующимися затворами.
Установка и настройка
Данный раздел заинтересует тех энтузиастов, кто пожелает собрать дома 3D-кинотеатр с двумя проекторами с поляризацией.
Итак, вы хотите собрать дома конфигурацию из двух проекторов? Первое, что нужно сделать – установить экран. Для этого нужно протестировать проектор: насколько далеко от экрана его придётся размещать, чтобы получить изображение требуемого размера? Это позволит вам наглядно представить себе, где нужно будет расположить оборудование.
Наш экран был изготовлен из специального серебристого волокна, которое сохраняет направление вектора поляризации отражённого света, при этом для установки необходимо прикрепить экран к каркасу специальными эластичными тесёмками. На это уйдёт немало времени, но сам процесс ничуть не сложный. Для правильного монтажа экрана лучше использовать каркас, но в целях нашего тестирования мы крепили экран напрямую к стене.
Настройка и установка системы с двумя проекторами требует в два раза больше работы, чем при настройке и установке одного проектора. При этом следует быть очень аккуратным – следует располагать проекторы так, чтобы их объективы были максимально соосны. Чтобы система с двумя проекторами работала должным образом, картинка должна идеально совпадать, а этого будет сложно достигнуть, если проекторы смонтированы слишком далеко друг от друга. Конечно, проекторам нужно определённое незанятое пространство вокруг – чтобы обеспечивать должное охлаждение своей горячей начинке.
Как и в случае любых других проекторов, вам нужно правильно прокладывать кабели питания и данных к каждому проектору. В нашей (несколько временной) конфигурации мы просто прикрепили кабели к потолку, но в случае постоянной конфигурации кабели лучше всего проложить за подвесным потолком или скрыть их каким-либо другим способом.
Проекторы смонтированы, кабели подключены к ПК – настало время расширить рабочий стол на оба проектора, как будто перед нами два рядом расположенных монитора. Мы использовали просто белый фон для рабочего стола, чтобы визуальная путаница была сведена к минимуму. Обе стороны рабочего стола проецируются на один и тот же экран, поэтому яркий свет от двух проекторов размоет детали. В драйверах Radeon или GeForce следует указать левый дисплей как основной рабочий стол. Позднее мы можем переключить эту опцию.
Теперь можно приступать к установке драйверов TriDef и iZ3D. После установки выберите в качестве опции вариант с двумя проекторами. Ниже мы рассмотрим дополнительные детали, касающиеся установки драйверов.
Обратите внимание на края картинок – проекторы не выровнены.
Теперь настало время провести первичное выравнивание дисплеев. Убедитесь, что оба проектора выдают картинку одного и того же размера на одно и то же пространство. Опять же, лучше всего использовать чистый белый фон Windows, поскольку он облегчает проверку, не заходит ли картинка одного проектора за картинку другого. Вам потребуется некоторое время на коррекцию зума, фокуса и трапецеидальных искажений, чтобы размеры картинки у обоих проекторов были максимально близкими, но это не так сложно на самом деле. Кроме того, когда ваши глаза будут воспринимать картинки по отдельности, то мозг будет легко компенсировать неидеальное сведение.
После предварительного выравнивания края стали располагаться намного ближе друг к другу.
После начального сведения следует установить поляризационные фильтры. При этом следует быть максимально аккуратным, поскольку оба проектора используют один и тот же фильтр, но их следует повернуть на 90 градусов друг по отношению к другу. Кроме того, поляризационные фильтры работают только в одном направлении. Вы можете проверить ориентацию фильтра, смотря на экран через 3D-очки. Смотрите через них на экран и регулируйте фильтр, пока картинку не будет видеть только один глаз.
Обратите внимание, что правый фильтр блокирует иконки рабочего стола, предназначавшиеся для левого глаза.
При установке поляризационных фильтров важно помнить, что если они будут не идеально выровнены с плоскостью очков, то зритель может столкнуться с неприятными эффектами взаимного проникновения. Фильтр нужно устанавливать как можно дальше от проектора, но при этом световой поток проектора должен умещаться в границах фильтра. Тепло от лампы может легко повредить дорогой фильтр, если он расположен слишком близко. Чем дальше фильтр находится от объектива, тем на большую площадь распределяется тепло. В идеальном случае световой поток от проектора должен покрывать весь поляризационный фильтр, до краёв.
Без очков мы видим в игре обе перспективы.
Через очки-поляроиды каждый глаз получает только свою перспективу.
После установки поляризационных фильтров можно приступать к тестированию системы. Запустите игру в 3D-режиме, но будьте внимательны. Если 3D-эффект наоборот дезориентирует и сбивает с толку, то дисплеи, вероятно, следует переключить, поскольку картинка для правого глаза выводится на левый глаз и наоборот. Это делается в панели управления дисплеями графического драйвера. Просто поменяйте расположение дисплеев друг по отношению к другу при настройке расширенного рабочего стола, после чего попробуйте ещё раз.
Подобный экран меню идеален для окончательной калибровки.
К этому моменту ваша система должна работать в играх, и вы, вероятно, уже впечатлены результатом. Но следует сделать ещё последний штрих: найти статическую картинку без большого количества 3D-эффектов в меню опций (например) и снять 3D-очки. Это подходящая картинка для финального выравнивания проекторов. Меню опций даёт множество идентичных деталей на каждом экране, и текст должен показать, насколько хорошо совмещены картинки проекторов. Выравнивайте проекторы, пока картинка не будет максимально резкой, без размытых краёв у букв.
На этом с установкой мы закончили. Установка кажется сложнее, чем она есть на самом деле. Если вы дочитали до этого момента, то наверняка удивились тому, насколько быстро такую систему можно установить и запустить после монтажа проекторов. Конечно, ещё следует “поиграть” с драйверами, но аппаратная часть нашей системы 3D-видения была установлена довольно быстро.
Использование стереоскопических драйверов
Драйверы TriDef и iZ3D управляются совершенно по-разному. Ниже мы вкратце пройдём по настройкам каждого драйвера.
Настройка драйвера iZ3D
Всеми настройками драйвера iZ3D можно управлять через iZ3D Control Center – приложение, которое нужно запустить до настройки системы стереоскопического 3D-видения. На странице DirectX по умолчанию следует выбрать тип выхода. В нашем случае мы выбрали “Dual Projectors”. Как можно видеть, функцию 3D-стерео можно включать или выключать для всех приложений, привязывать включение к “горячей клавише”.
На странице “Profiles” можно выбирать профиль для игры, которую вы собираетесь запустить. Эти профили не привязаны к запускаемым файлам, регулируются они одним и тем же образом, но идея заключается в том, что профиль содержит по умолчанию наилучшие настройки для конкретной игры. Впрочем, ничто не мешает выбрать, например, профиль “Left 4 Dead”, после чего использовать его для любой другой игры.
Профиль также содержит список команд внутри игры в закладке “Input”. Вы можете использовать эти команды для некоторых дополнительных настроек, например, для увеличения или уменьшения эффекта стерео в игре, либо для полного его выключения. Можно калибровать конвергенцию и даже включать лазерный прицел для шутеров от первого лица (подробнее об этом ниже).
На закладке “Game” можно видеть дополнительные технические настройки, но одну из них мы будем использовать позднее – режим “Separation Mode”. Этот режим устанавливает позиционирование картинки для каждого глаза. Например, находятся ли обе перспективы на равном расстоянии от середины поля зрения игрока, или одна перспектива выводится посередине, а другая смещена вправо или влево?
На самом деле для базовой настройки всё, что вам нужно от драйвера iZ3D – выставить подходящий тип выхода после установки, что в нашем случае “Dual Projection”. Затем, если вы выставили опцию “Enable Stereo” в панели управления драйвера (её можно включить и через значок драйвера iZ3D в системном трее), любая игра с поддержкой 3D, которую вы запустите, будет выводиться в 3D на большом экране.
Настройки драйвера TriDef Ignition
Чтобы настроить драйвер TriDef Ignition, его нужно установить, после чего запустить утилиту управления и выбрать “Tools”, а затем “Display Settings”. Это действие запустит панель управления 3D драйвера TriDef, здесь режим вывода нужно выставить в “Dual Projection”. Нажмите “Apply”, после чего “OK” для завершения установки.
Управление драйвером TriDef происходит несколько по-иному, чем в случае iZ3D. Чтобы запустить игру в Stereo 3D, вам нужно стартовать её через специфический профиль в утилите TriDef Ignition. После установки утилита найдёт установленные игры, для которых есть предварительно настроенные профили, после чего вы получите эти профили в панели запуска утилиты. Можно также добавлять собственные пользовательские профили для игр, которые не имеют штатных профилей. Да и пользователи могут делиться между собой профилями, чтобы как можно быстрее поддержать ту или иную игру.
Важно не забыть, что игры в Stereo 3D могут запускаться только через утилиту TriDef Ignition двойным нажатием на иконку профиля. Если запустить игру не через утилиту TriDef Ignition, то она не будет использовать драйвер 3D-видения TriDef.
Многие опции драйвера TriDef можно регулировать из самой игры нажатием клавиши “0” на цифровом блоке клавиатуры. Так вы сможете регулировать множество общих опций, дополненных параметрами для конкретных игр.
Честно говоря, нам очень понравилось это меню внутри игры. Хотелось бы отметить одну из опций меню – настройку Virtual 3D. Эту опцию можно включать для повышения производительности в некоторых играх, поэтому мы использовали её для сравнения частоты кадров и визуального качества.
Меню TriDef Ignition внутри игры.
Тестовая конфигурация
Для целей данной статьи мы использовали систему на основе Core 2 Duo E7200. Да, это процессор старый, но он относительно холодный – это как раз хороший пример чипа, который можно использовать в ПК для домашнего кинотеатра.
Что касается видеокарт, то мы протестировали Radeon HD 4890 и GeForce GTX 260. Это мощные видеокарты, но их можно назвать минимумом для 3D-игр, поскольку при переходе в стереоскопический 3D-режим производительность значительно падает. Также помните, что два выхода на дисплей тоже необходимы, поскольку вы будете подключать два проектора.
Мы хотели показать, как наши игры выглядели в 3D, и у нас есть возможность представления 3D-глубины без траты денег на 3D-монитор. Она называется “cross viewing”. Картинка слева предназначается для правого глаза, а справа – для левого глаза. Трюк заключается в том, чтобы разместить палец посередине между экраном и вашим лицом, перед картинкой, которую вы стараетесь увидеть в режиме cross view. Сфокусируйте зрение на пальце и двигайте его между экраном и вашим лицом (вперёд или назад), пока не получите три картинки идентичного размера за пальцем вместо двух. Затем сфокусируйте зрение на средней картинке и уберите палец вообще. Если всё сделать правильно, то вы получите эффект третьей картинки: она будет выводиться в 3D по центру, а справа и слева будут размытые 2D-изображения. Для некоторых читателей это будет проще сделать, увеличив расстояние между глазами и монитором. Отметим, что не у всех получается увидеть эффект “cross viewing”, но если вы сможете добиться эффекта, то получите прекрасную возможность оценить 3D-видение без 3D-системы.
![]() |
Картинка, которую можно увидеть в 3D через “cross viewing”. Нажмите на картинку для увеличения.
Если вы всё же не сможете увидеть картинку в режиме “cross viewing”, наши иллюстрации можно использовать для изучения аномалий между перспективами для правого и левого глаза.
Тестовая система
Тестовая конфигурация | |
CPU | Intel Core 2 Duo E7200 (Wolfdale), 2,53 ГГц, кэш L2 3 Мбайт; разгон до 2,61 ГГц @ 275 МГц Front Side Bus |
Материнская плата | Asus P5N7A-VM, nForce 730i, BIOS 512 |
Сеть | Встроенный контроллер 1 Гбит/с |
Память | Kingston PC2-6400, 2 x 2048 Мбайт, 330 МГц, CL 5-5-5-15-2T |
Видеокарты | ATI Radeon HD 4890 Reference, 850 МГц ядро, 975 МГц память, 1 Гбайт GDDR5 Asus GeForce ENGTX260 Matrix, 576 МГц ядро, 1242 МГц блок шейдеров, 999 МГц память, 796 Мбайт GDDR3 |
Жёсткий диск | Western Digital Caviar WD50 00AAJS-00YFA, 500 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA 3,0 Гбит/с |
Блок питания | Thermaltake Toughpower 1200W, 1200 Вт, ATX 12V 2.2, EPS 12v 2.91 |
Программное обеспечение и драйверы | |
Операционная система | Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit, SP2 |
Версия DirectX | DirectX 10 |
Графические драйверы | AMD Catalyst 10.2, Nvidia GeForce 196.21 |
Тесты и настройки
3D-игры | |
Crysis | Patch 1.2.1, DirectX 9, Medium Settings |
Call Of Duty: Modern Warfare 2 | Version 1.0.0, Highest Settings, 4x AA |
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Highest Details, 8xMSAA, SSAO off |
Left 4 Dead | Version 1.0.1.5; Highest Settings, 4x AA |
Dungeons and Dragons Online | Version 1.11.0.8125; Ultra-High Details, DirectX 9, 4xAA |
Star Trek Online | Version 2010.03.22.11.32; Recommended Quality, 4x AA |
Left 4 Dead
Left 4 Dead просто нельзя было не протестировать на нашей 3D-системе. И мы не имеем в виду Left 4 Dead 2 (продолжение с яркими внешними просторами). Мы имеем в виду оригинальную игру, с тёмной атмосферой клаустрофобии, с коридорами и дождливыми ночами. Игра хорошо подходит для 3D-видения, она даёт ощущения, которые сложно описать, но они просто потрясающие.
Настройки в игре: мы установили “родное” разрешение проекторов 1280×720 и визуальные детали в игре на максимум, со сглаживанием 4x MSAA.
Ощущения от игры при использовании драйвера TriDef Ignition: идеально, просто идеально. Именно такие ощущения мы и ожидали от технологии, которая готовится стать массовой. Всё в игре выглядело так, как нужно: окружения, персонажи, оружие и даже эффекты и имена над головами других игроков. Стрельба по зомби приводила к пугающему разрывному эффекту, который действительно был трёхмерным. Ощущения глубины в игре просто потрясающи.
С активной опцией Virtual 3D частота кадров увеличивается, но визуальное качество заметно снижается. По каким-то причинам, похоже, эта опция отключает сглаживание. В остальном 3D-глубина по-прежнему великолепная, так что подобная опция вполне разумна на медленных видеокартах.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Ощущения от игры при использовании драйвера iZ3D: хотя драйвер iZ3D справляется с созданием 3D-эффекта, он приводит к появлению некоторых досадных аномалий, из-за которых играть становится проблематично. В частности, имена других игроков выводятся под другой перспективой, они плохо выровнены. Драйвер демонстрирует неплохой потенциал в этой игре, но мы на самом деле не смогли комфортно играть с драйвером iZ3D.
![]() |
Обратите внимание на проблемы с расположением имён героев над их головами. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Производительность Left 4 Dead в 3D Stereo: как можно видеть по результатам тестов, драйверу TriDef видеокарта GeForce GTX 260 не понравилась. Поскольку у драйвера iZ3D мы получили некоторые визуальные аномалии, у нас остался единственный сценарий с нормальной производительностью: видеокарта Radeon HD 4890 с драйвером TriDef. Производительность 40 fps в этой игре кажется вполне достойной и приемлемой.
Crysis
Crysis остаётся одной из самых красивых игр для ПК, когда-либо увидевших свет, и мы предвкушали ощущения от райского тропического острова в 3D Stereo. Из всех игр, которые мы воспроизвели на нашей 3D-системе, в Crysis ощущения были самыми роскошными. Вся эта растительность и другие детали буквально выпирали за плоскость экрана.
Настройки игры: мы выставили разрешение проекторов 1920×1080 и визуальные настройки в игре на среднее качество в режиме DirectX 9.
Мы решили отказаться от “родного” разрешения проекторов в Crysis, поскольку включение сглаживания не влияло на растительность. Уменьшение картинки 1080p на проекторе 720p даёт лучшее качество, чем активация сглаживания в “родном” разрешении 720p в этой игре. Мы выбрали режим DirectX 9, поскольку если вы играли в Crysis в путях кода DirectX 9 и 10, то наверняка знаете, что разница крайне невелика, мы не очень сильно теряем в визуальном качестве.
Ощущения от игры при использовании драйвера TriDef Ignition: в обычном режиме драйвер TriDef, похоже, отключает тени по умолчанию, а также возникают некоторые проблемы с текстурами неба, когда поля зрения для правого и левого глаза не совпадают. Мы потратили довольно много усилий, пытаясь как-то обойти это ограничение. Но вышло так, что ключевую роль сыграла опция Virtual 3D. Её включение не только исправляло все проблемы с тенями и небом, но и давало столь необходимый прирост производительности.
К сожалению, возникли другие проблемы. Драйвер TriDef, похоже, конфликтовал с системой меню Crysis, что давало длительные паузы и замедления при загрузке игры. Кроме того, режим Virtual 3D приводил к тому, что многие привычные клавиши управления в игре почему-то открывали меню опций. В общем, драйвер TriDef не позволил насладиться этой игрой – и не из-за визуальных проблем, а из-за ошибок с управлением.
![]() |
В стандартном режиме драйвера TriDef тени исчезли, а на текстурах неба можно заметить визуальные аномалии. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
При использовании режима Virual3D тени появились, а проблемы с визуальными аномалиями неба исчезли. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Ещё один скриншот в стандартном режиме драйвера. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
И тот же ракурс с активной опцией Virtual3D и улучшенными тенями. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Вид из прицела работает, а лазерный прицел TriDef позволяет точно навестись на цель. Нажмите на картинку для увеличения.
Ощущения от игры при использовании драйвера iZ3D: драйвер iZ3D в Crysis работал хорошо, мы не получили проблем с управлением и меню, которые возникли с драйвером TriDef. Однако некоторые тени и отражения странно выводились по-разному для каждого глаза, поэтому нам пришлось поиграть с настройками конвергенции драйвера, чтобы получить приемлемый визуальный ряд. Картинку 3D-видения нельзя назвать идеальной, но мы смогли получить приемлемый результат.
Впрочем, кроме проблем с качеством картинки, мы не обнаружили никаких замедлений или других досадных неприятностей – всё работало так, как и требовалось.
К сожалению, драйвер iZ3D не позволил нам правильно захватить скриншоты Crysis, мы получили просто чёрные кадры. Мы попытаемся исправить это упущение в следующей статье.
Производительность Crysis в 3D Stereo:
И вновь мы видим сценарий, в котором драйвер TriDef не очень хорошо показывает себя на карте GeForce GTX 260, пока мы не включили режим Virtual 3D. В остальном производительность видеокарт очень близка (за исключением прироста производительности Radeon при использовании драйвера iZ3D). Нам больше понравился внешний вид игры с драйвером TriDef, но проблемы с управлением заставили нас играть с драйвером iZ3D, и в этом случае производительность была ниже – 20-26 FPS. Возможно, нам следовало бы снизить разрешение до 1280×720, чтобы комфортно играть, но, как показали наши тесты, даже при низкой частоте кадров мы получили удивительно плавную игру.
Call of Duty: Modern Warfare 2
Call of Duty – очень популярный шутер, поэтому мы решили провести тесты с нашими драйверами 3D Stereo, чтобы оценить результат. Игру, наверное, можно назвать самым интересным шутером, который мы использовали в наших тестах, и добавление реального третьего измерения действительно даёт более глубокое погружение во многие эпизоды, что мы по достоинству оценили.
Настройки игры: мы выставили “родное” разрешение проекторов 1280×720 и самые высокий уровень визуальных деталей со сглаживанием 4x MSAA.
Ощущения от игры при использовании драйвера TriDef Ignition: эффект 3D Stereo просто великолепен! И вновь драйвер TriDef прекрасно справился с работой. Единственные наши нарекания касаются того, что прицеливание выполнялось весьма проблематично – прицел не совпадал с тем, куда мы на самом деле попадали. Разработчики TriDef в курсе этой проблемы, поэтому у вас есть опция включить лазерный прицел в драйвере.
Опция Virtual 3D не помогла улучшить производительность с видеокартой GeForce, на самом деле она привела к некоторым странным перспективам на объекты. Однако с картой Radeon мы действительно получили прирост производительности, что видно по тестам ниже.
![]() |
Драйвер TriDef дал безупречную картинку. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Как и в случае Crysis, прицел работал хорошо. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Мы не получали каких-либо проблем, какую перспективу мы бы не выбрали. Нажмите на картинку для увеличения.
Ощущения от игры при использовании драйвера iZ3D Driver: глубина сцены выводится очень хорошо, но мы вновь обнаружили некоторые аномалии, отвлекающие от игры. В данном случае они связаны с визуальным рядом, поскольку фоновый горизонт в игре и небо не были синхронизированы. Если же смотреть в прицел, что часто необходимо в Call of Duty, то прицелиться не получится – каждому глазу даётся своя картинка, причём ствол оружия закрывает цель. Драйвер iZ3D, конечно, даёт совместимый с 3D Stereo прицел, но, увы, его перекрывает ствол оружия. Впрочем, решение проблемы есть – нужно изменить профиль игры в драйвере iZ3D и выставить режим разделения (Separation Mode) на смещение влево вместо симметричного по умолчанию. После этой перемены, если вы закроете ваш правый глаз, то сможете удобно прицелиться левым глазом. По крайней мере, это является точной симуляцией прицела оружия в реальной жизни, но в игре это всё же не так приятно. В любом случае, из-за проблем с текстурами неба мы бы предпочли использовать для этой игры драйвер TriDef.
![]() |
Обратите внимание на явную потерю синхронизации горизонта: почему сдвинулись горы? Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
В стандартном симметричном режиме разделения прицел использовать вряд ли получится. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Когда мы изменили профиль на смещение влево, от получили возможность закрыть правый глаз и прицелиться левым. Реалистично, но в игре несколько напрягает. Нажмите на картинку для увеличения.
Производительность CoD:MW2 в 3D Stereo: видеокарта Radeon получает прирост от режима Virtual 3D в драйверах TriDef, но GeForce, напротив, показывает снижение производительности. Драйвер iZ3D, похоже, отдаёт весьма существенное предпочтение видеокарте GeForce. Обе видеокарты GeForce и Radeon дают идентичную частоту кадров без активации драйвера 3D Stereo, то есть производительность игры явно упирается в CPU. В любом случае, мы бы стали использовать драйвер TriDef для этой игры, и в данном случае побеждает видеокарта Radeon HD 4890, поскольку обеспечивает приемлемый уровень производительности больше 30 fps.
Burnout Paradise: The Ultimate Box
Я не представляю себе гонок без красочных (и отчасти пугающих) крушений автомобилей на высокой скорости. Данная игра больше всего впечатляет в режиме Stereo 3D из всех гонок, причём это не только моё мнение, а так считают и те зрители, которым я демонстрировал разные игры. Играть в Burnout очень легко, и геймеры никогда не устают от гонок по Paradise City. Да и крушения на высокой скорости и прыжки тоже каждый раз приятно радуют.
Настройки игры: мы выставили игру в “родное” разрешение проекторов 1280×720, а настройки визуальной детализации на самый высокий уровень, добавив сглаживание 8x MSAA.
Мы использовали для этой игры 8x MSAA, поскольку по какой-то причине в Burnout слишком сильно заметны “лесенки” на границах объектов в низком разрешении, а сильный режим сглаживания этому препятствует.
Ощущения от игры при использовании драйвера TriDef Ignition: Burnout Paradise хорошо работает с драйвером TriDef, единственные наши нарекания касаются производительности, которая оказалась меньше ожидаемого уровня. Вероятно, причиной является высокий уровень сглаживания, но, поиграв с настройками, мы обнаружили, что производительность между режимами 4xAA и 8xAA меняется слабо, хотя визуально разница весьма заметна.
Режим Virtual 3D работает хорошо, хотя и снижает частоту кадров у обеих видеокарт, так что смысла включать его нет.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Ощущения от игры при использовании драйвера iZ3D: и вновь драйвер iZ3D обеспечил хорошую глубину, но мы обнаружили артефакты с тенями и ошибки, которые портят всё впечатление. Дорога кажется наполненной тенями, которых быть просто не должно, причём эти тени постоянно перемещаются и сдвигаются. Переключение теней на минимальный уровень (low) решает проблему, но потеря ощущения объёма от теней слишком заметна, чтобы признать её приемлемой.
![]() |
Обратите внимание на дополнительные случайные тени на всей поверхности дороги по сравнению с драйвером TriDef. Эти тени постоянно перемещались во время вождения. Нажмите на картинку для увеличения.
Производительность Burnout Paradise в 3D Stereo: производительность оказалась очень близка на обеих видеокартах за исключением драйвера iZ3D, с которым видеокарта GeForce дала по какой-то причине в два раза более высокую производительность. Учитывая проблемы с тенями, мы бы не рекомендовали драйвер iZ3D вообще, поэтому производительность с ним не так и важна. Драйвер TriDef смог выдать производительность выше 20 fps, при этом игра шла удивительно плавно, на комфорт игры столь низкая частота кадров не повлияла. Хотя, конечно, получить больше fps было бы совсем не лишним. Мы предполагаем, что в этой игре минимальное и среднее значения частоты кадров очень близки, что и повлияло на столь положительный опыт.
Dungeons And Dragons Online
Конечно, это не самая популярная многопользовательская онлайновая игра (MMO) в Интернете, но Dungeons and Dragons Online – вполне приличный и качественный продукт, причём, в отличие от многих других крупных MMO, играть можно совершенно бесплатно. Мы запустили эту бесплатную игру MMO от Turbine в стереоскопическом режиме 3D, после чего смогли насладиться огромными игровыми окружениями. Игра не разочаровала, поддержка 3D Stereo нас приятно удивила.
Настройки игры: мы выставили “родное” разрешение в 1280×720, а настройки уровня визуальной детализации – в Ultra High (поддержка DirectX 10 выключена) со сглаживанием 4x MSAA.
Это ещё одна игра, помимо Crysis, где нам пришлось выключить опцию DirectX 10. Впрочем, в Dungeons and Dragons Online эта опция всё равно не оказывает заметного влияния, поэтому по качеству визуальной картинки мы не были разочарованы.
Ощущения от игры при использовании драйвера TriDef Ignition: здесь особо сообщить нечего, поскольку драйвер TriDef “вылетел”, когда мы пытались запустить с ним игру. Мы получили стереоскопическую 3D-версию экрана выбора персонажа, но игра постоянно “слетала”. Следует отметить, что другие пользователи с форума TriDef смогли заставить драйвер работать, так что, как нам кажется, проблема заключается в нашем выборе системы 3D-видения. Конфигурация из двух проекторов реже всего используется для стереоскопического 3D, поэтому и не так тщательно тестируется, как другие варианты вывода.
Ощущения от игры при использовании драйвера iZ3D: конечно, с драйвером iZ3D возникли некоторые проблемы, но он работал со всеми протестированными играми, и Dungeons and Dragons Online не стала исключением. Единственная визуальная проблема заключалась в повторяющейся проблеме с текстурами неба, когда каждый глаз получал несколько отличающуюся перспективу. В некоторых областях это отвлекало больше, чем в других, но играть можно было всегда. Ещё одна проблема кроется в том, что курсор мыши выводился только на одном дисплее, то есть вы могли видеть его только одним глазом. В принципе, это работало, пусть даже и не так хорошо, как хотелось бы.
![]() |
Единственные визуальные проблемы возникли с текстурами неба. Каждый глаз, похоже, получал несколько различающуюся версию облаков. Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Производительность Dungeons and Dragons Online в 3D Stereo: драйвер iZ3D дал нам очень хорошую производительность в этой игре, при этом он отдал предпочтение GeForce GTX 260 перед Radeon HD 4890. Впрочем, обе видеокарты обеспечили вполне плавную частоту кадров, так что мы остались довольны результатом. Драйвер TriDef “вылетал”, поэтому производительность с ним мы не смогли измерить.
Star Trek Online
Поначалу выбор этой игры для тестов может показаться странным, однако эпические космические битвы на экране во всю стену в 3D настолько впечатляют, что просто хочется откинуться на спинку кресла и смотреть их как фильм. Ощущение масштаба просто поражает. Камера располагается позади космического корабля, расстреливающего цель пушками-фазерами с расстояния, а плавающий космический мусор только дополняет ощущение глубины.
Настройки игры: мы выставили “родное” разрешение проекторов 1280×720, а уровень визуального качества игры – в рекомендованное значение со сглаживанием 4x MSAA.
Ощущения от игры при использовании драйвера TriDef Ignition: к сожалению, перед нами ещё одна игра, в которой драйвер TriDef не заработал. Запуск с ним приводил к краху игры. И вновь на форуме есть пользователи, которые запустили эту игру с драйвером TriDef 3D Ignition – так что проблема может быть связана с нашей конфигурацией системы на двух проекторах.
Ощущения от игры при использовании драйвера iZ3D: драйвер iZ3D и здесь дал некоторые проблемы с тенями (которые мы встречали и в других играх). К сожалению, проблемы не получилось решить путём регулировки конвергенции. Нам осталось лишь использовать настройки низкого качества, чтобы убрать проблемы с тенями, либо терпеть их, регулируя конвергенцию для правильного отображения теней при одной глубине, в то время как другая глубина продолжала давать аномальные тени. Кроме того, темнота космического пространства контрастирует с яркостью космического корабля, что даёт некоторые артефакты взаимного пересечения. Иногда это отвлекает, но в целом визуальное качество неплохое.
Несмотря на указанные проблемы, нам очень понравилась игра с драйвером iZ3D, и мы по достоинству оцениваем его работу в игре. Иначе мы бы не смогли оценить игру Star Trek Online в 3D Stereo – а ею действительно можно наслаждаться, как полнометражным фильмом.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Производительность Star Trek Online в 3D Stereo: по какой-то причине драйвер iZ3D давал в игре Star Trek Online более высокую производительность на видеокарте Radeon HD 4890, но частота кадров была вполне хороша при тестировании обеих видеокарт.
Воспроизведение фильмов TriDef 2D-To-3D
Медиа-плеер TriDef дал нам кое-что, чего мы совсем не ожидали, когда планировали этот обзор: способ просмотра стандартных 2D DVD и видеофайлов в 3D. Медиа-плеер TriDef преобразует 2D-контент в 3D в реальном времени. Честно говоря, мы были удивлены наличием подобной функциональности.
Можно ли назвать эту технологию превосходящей ожидания? Как мы обнаружили, медиа-плеер TriDef прекрасно справился с тем, чтобы экстраполировать информацию об объёме в 3D Stereo из двумерного видео. Этот медиа-плеер использует алгоритм, который анализирует цвета, расположение и движение объектов видео, после чего выводит трёхмерную версию в 3D Stereo фильма для лучшего восприятия. Вы можете регулировать глубину 3D-эффекта с помощью простого движка или полностью отключать этот эффект.
Конечно, результат не идеален, и иногда эффект давал искажения, но в целом работу можно признать хорошей. Мои дети, да и я сам с удовольствием смотрели весь DVD “Монстры против пришельцев/Monsters vs. Aliens” в режиме 3D, хотя первоначально я хотел протестировать только пару сцен. Лично мне эффект 3D нравится при расположении движка в минимальной позиции, чтобы все ошибки плеера были не так заметны, да и для глаз такой режим оказывается менее утомительным, чем максимальный эффект. Но плеер оставил вполне положительное впечатление, и я иногда пользовался возможностью посмотреть фильм в 3D.
![]() |
Эта сцена из фильма “Звёздный путь/Star Trek” демонстрирует, что происходит, когда экстраполяция в 3D работает хорошо. Нажмите на картинку для увеличения.
Заключение
Данную статью я завершил позже, чем изначально планировал. И честно говоря, я опустил много незначительных деталей, поскольку говорить о них особо нечего. При работе над крупным проектом, таким как описанный в данной статье, необходимо предварительно немало узнать, при этом “переварить” всю информацию не так просто. Да и описать все детали проблематично. Но мы надеемся, что у нас получилось дать вам базовое представление о том, чего можно ожидать от системы 3D-видения на основе двух проекторов с поляризацией в домашних условиях.
Через очки-поляроиды каждый глаз получает только свою перспективу.
Каков будет наш окончательный вердикт? Действительно, выводов по итогам можно сделать немало, но давайте начнём с главного. Стоит ли домашний кинотеатр с 3D-видением на основе двух проекторов усилий и денег, которые на него ушли? Лично для меня данный кинотеатр оказался одной из самых фантастических игрушек, с какими когда-либо приходилось сталкиваться. В отличие от кинотеатра, который мы собрали три года назад на основе очков с ЖК-затворами и проектора с частотой 80 Гц, данный метод намного более удобный и комфортный. Если в случае нашего предыдущего эксперимента некоторые зрители отворачивались, поскольку смотреть на экран было тяжело, то в данном случае всем гостям понравились игры на нашей системе с двумя проекторами. Даже те зрители, кому за 40 или за 50, наслаждались действием на экране, упрашивая провести ещё одну эпическую битву в космосе.
Какой драйвер лучше выбрать для подобной конфигурации: iZ3D или TriDef? Универсального решения здесь нет, поскольку оба драйвера имеют свои сильные и слабые стороны, поэтому наш совет для сборщиков подобного 3D-кинотеатра на двух проекторах с поляризацией прост: не экономьте и покупайте оба драйвера. Разница в $50 для домашнего кинотеатра за $2500 просто мизерная, но вы по достоинству сможете оценить сильные стороны обоих драйверов в зависимости от игры, в которую планируете играть.
Драйвер TriDef даёт наилучшее качество в тех играх, которые он поддерживает, хотя есть некоторые игры, с которыми драйвер работать не захотел вообще. Да и медиа-плеер TriDef оказался приятным неожиданным бонусом.
Что касается драйвера iZ3D, то он обеспечивает максимальную совместимость – драйвер работал со всеми играми, которые мы запускали, но у него наблюдается слишком много проблем с конвергенцией теней, чтобы заслужить наши эксклюзивные рекомендации. Однако использование обоих продуктов дало вполне удовлетворительный результат в любой игре, какую бы мы ни запускали на нашей системе. Всё же удобство выбора того или иного драйвера оправдывает дополнительные $50 по сравнению с использованием одного варианта.
Вновь следует напомнить, что ни драйвер DDD, ни драйвер iZ3D не сфокусированы на поддержке 3D-видения на основе двух проекторов. Всё же системы с двумя кинотеатрами встречаются реже, поэтому следует отдать должное обеим компаниям за скромную поддержку подобной конфигурации, поскольку тратить крупные ресурсы ни одна из двух компаний явно не заинтересована. iZ3D вне сомнения фокусируется на собственных дисплеях, а DDD занимается, главным образом, вариантом 3D-видения с чередующимися затворами, который должен стать стандартом де-факто 3D для потребителей.
Что можно сказать о нашем выборе проекторов? С мощностью потока 2600 люменов проектор BenQ W600 даёт более чем достаточную яркость, то есть наши основные опасения остались в прошлом. Да и цена $900 (от 30 тыс. рублей в России) не даёт повода для нареканий. Контрастность 3000:1 просто великолепна, два проектора BenQ W600 дали великолепное восприятие стереоскопического 3D-видения. Следует признать, что разрешение 1280×720 всё же заставило нас желать более высокого разрешения, но покупка проекторов с высоким уровнем яркости и разрешением 1080p привела бы к удвоению нашего бюджета, если не к утроению. На рынке есть некоторые модели проекторов 1080p по цене, близкой к $1000, но они дают световой поток меньше 2000 люменов, а при этом придётся затенять комнату, чтобы кинотеатр нормально работал.
Какую видеокарту лучше брать для системы на основе двух проекторов? Наша статья фокусируется на создании системы стереоскопического 3D-видения на основе двух проекторов с поляризацией, а не на графическом “железе”, но по итогам тестов можно сказать, что видеокарта Radeon HD 4890 работает лучше всего. Конечно, в статье мы многое оставили “за кадром”, и у нас всё же возникли проблемы с играми на основе движка Source, такими как Left 4 Dead, когда мы тестировали видеокарты линейки Radeon HD 5000 с драйвером TriDef. Мы получили некоторую информацию от представителя DDD, что проблема может крыться в некорректной поддержке профиля в случае конфигурации на двух проекторах, и что компания попытается её решить.
В общем, пока что Radeon HD 4890 оказалась лучшей видеокартой для нашей конфигурации на двух проекторах, а что-то менее мощное мы бы использовать не стали. Видеокарту с меньшей производительностью наши игры просто “поставят на колени”, поскольку стереоскопический режим 3D существенно снижает производительность. Конфигурация на основе CrossFire или SLI будет даже более актуальной, и мы надеемся протестировать в будущем и такие конфигурации, чтобы проверить производительность и совместимость с драйверами TriDef и iZ3D. Оба стереоскопических драйвера ограничены поддержкой только DirectX 9, но DDD и iZ3D работают над тем, чтобы в будущем поддержать DirectX 10 и 11.
Конечно, мы не могли обойтись без упоминания Nvidia 3D Vision. Решение Nvidia позволяет использовать нам один проектор, да и мы сможем воспользоваться бесплатным программным обеспечением Nvidia, включая драйвер. Потенциальное преимущество, когда разработчик графического “железа” принимается за создание стереоскопического 3D-драйвера, вряд ли можно оспорить. Можно ожидать меньшего количества ошибок и артефактов, а также, возможно, и более высокий прирост производительности по сравнению с драйверами сторонних разработчиков. DirectX 10 уже поддерживается в текущих драйверах 3D Vision, да и DirectX 11 тоже получит поддержку с выпуском драйверов под архитектуру Fermi нового поколения. Кроме того, требуется только один проектор, что снижает сложность установки, да и затраты тоже. Наконец, гарантируется совместимость с дисками 3D Blu-ray, и уже это одно заставляет внимательнее присмотреться к технологии Nvidia.
Конечно, мы попытались провести тесты решения Nvidia 3D Vision в сравнительных целях, но это потребовало специального проектора с поддержкой 3D Vision – а наши проекторы BenQ W600 в списке совместимости отсутствуют. Это сравнение мы решили отложить до следующей статьи.
Действительно, вряд ли мы будем подводить здесь черту, не протестировав схожую конфигурацию с проектором, совместимым с Nvidia GeForce 3D Vision. Да и следует дождаться появления дисков 3D Blu-ray, которые тоже хочется протестировать. Между тем, после проведения тестов для нашей статьи, я купил второй домашний проектор, аналогичный первому, чтобы можно было собрать конфигурацию на двух проекторах с поляризацией дома – и насладиться играми в стереоскопическом 3D. Так что приберегите пиво и чипсы: при написании второй статьи я получу достаточный опыт уже на второй конфигурации, которым, вне сомнения, поделюсь с вами.