Введение
Хорошо на несколько дней побыть геймером. И насладиться игровыми тестами в лаборатории, полной “железа”.
Intel X58 Express стал первым чипсетом, поддержавшим одновременно технологии ATI CrossFire и Nvidia SLI, обеспечивающие совместную работу нескольких видеокарт (мы специально опускаем D5400XS, где за одну плату нужно было отдать $600), что позволило энтузиастам получить ещё более мощную графическую производительность, чем раньше. Но первые материнские платы для платформы X58 всё равно стоили от $300 до $400.
Сегодня же самые дешёвые материнские платы на Intel X58 можно найти по цене около $170. Однако производители материнских плат часто сильно урезают функции, чтобы опустить цену до такого уровня, да и самый дешёвый процессор Intel, который можно в них установить, это Intel Core i7-920 за $280. Мы получаем минимум $450, да и это не считая трёхканальный набор памяти.
Если оставить в стороне ценовые соображения, то мы до сих пор без особых проблем рекомендовали материнскую плату на X58 по разумной цене, комплект памяти на 6 Гбайт и разогнанный процессор Core i7. Фактически, такова была конфигурация моей рабочей станции. Но сегодня на рынок вышла новая платформа, новый сокет и новая линейка процессоров. На рынке появились Core i5 и Core i7 для интерфейса Intel LGA 1156, у которых присутствует та же поддержка CrossFire и SLI в более доступном формате.
Нажмите на картинку для увеличения.
Имеет ли значение платформа?
Хорошо, у нас на руках high-end материнская плата и процессор. Но насколько важна роль этих комплектующих, если оценивать игровую производительность? В прошлом году, когда на рынок вышли процессоры Core i7, мы взяли флагмана Intel, добавили две видеокарты Radeon HD 4870 X2 или три GeForce GTX 280, после чего протестировали семь разных игр, пытаясь ответить на этот вопрос.
Наше заключение было следующим: платформа, дополняющая вашу графическую мощь, действительно имеет значение для энтузиастов, которые желают получить наилучшую игровую производительность. Даже в разрешении 2560×1600, которое сильнее всего нагружает графическую подсистему, разница между Core i7-965 и Core 2 Quad QX9770 Extreme была легко различима.
Но что если мы сэкономим $100-$200 на CPU, материнской плате и памяти, после чего вложим эти деньги в более мощный GPU? Возможно, даже во второй GPU? Сегодня драйверы уже достаточно оптимизированы под новую инфраструктуру, поэтому имеет ли смысл брать комбинацию Core i5/P55 за $300, или всё же придётся потратить больше на высокую производительность?
Подбираем комплектующие
С выходом P55 и трёх CPU Intel LGA 1156 мы решили вновь вернуться к теме игровой производительности. Впрочем, сейчас архитектура уже изменилась. Как вы знаете, X58 обеспечивал до 36 линий PCI Express 2.0, но у P55 всего восемь линий, причём они совсем не предназначены для установки видеокарт, поскольку процессор связывается с чипсетом через интерфейс Intel Direct Media Interface (DMI). Компания не указывает, насколько быстро работает DMI нового поколения, но для серьёзных игр скорости всё равно не хватит.
Поэтому у нас осталось только 16 линий PCI Express 2.0, подключённых напрямую к CPU, причём мы можем использовать эти линии в виде одного интерфейса x16, разбить их на два интерфейса x8 или выполнить мультиплексирование через мост Nvidia NF200 на дополнительные линии x8. Честно говоря, последняя возможность несколько экстремальна для платформы, нацеленной на массовый рынок, поэтому мы решили придерживаться конфигураций с одной и двумя видеокартами.
GeForce GTX 285 FU Edition от BFG. Нажмите на картинку для увеличения.
Видеокарты ATI Radeon HD 4870 X2 остаются самыми быстрыми в линейке продуктов компании (им исполнился почти уже год!), но Nvidia теперь предлагает модели GeForce GTX 285 и GeForce GTX 295. У нас не было второй GTX 295 в лаборатории, поэтому мы решили взять следующую по производительности пару: две BFG GeForce GTX 285 OCFU Edition, которые также прекрасно подошли, поскольку цена этих моделей такая же, как у видеокарт Radeon с двумя GPU.
Много различий!
Сравнивать результаты производительности в подобных обзорах, после чего заниматься поиском причин падения или увеличения частоты кадров весьма проблематично, поскольку мы тестируем широкий ассортимент архитектур CPU и платформ, которые даже по работе с PCI Express серьёзно отличаются.
Нажмите на картинку для увеличения.
К счастью, мы провели предварительную работу, установив одинаковые частоты CPU у большинства популярных платформ для энтузиастов, после чего мы сравнили эффект интегрированной поддержки PCI Express 2.0, работу двух полноскоростных интерфейсов x16 PCIe 2.0 у чипсета и разделение одного интерфейса x16 на пару x8. Всё это подробно описано в статье “Изучаем Lynnfield: влияние интегрированного контроллера PCI Express на производительность в играх“.
Напомним, что в этой статье мы пришли к следующему заключению: действительно, мы обнаружили теоретическое преимущество работы одной видеокарты через интегрированный в CPU интерфейс x16. Однако это преимущество не проявило себя в реальных играх. А когда вы добавляете вторую видеокарту, уполовинивая интерфейс x16 до x8 для каждой видеокарты, производительность падает в тех ситуациях, когда она упирается в платформу. Конечно, когда вы играете в разрешении 2560×1600 со сглаживанием, то преимущества CrossFire или SLI вполне достаточны, чтобы замаскировать подобную урезанную архитектуру PCIe.
В общем, на высоких разрешениях с установкой одной видеокарты разница оказывается невелика. С двумя видеокартами даже в разрешении 2560×1600 пара раздельных интерфейсов x16 даёт чуть лучшие результаты. Но достаточно ли этого, чтобы оправдать высокую цену материнских плат Intel X58 и процессора Core i7? Если смотреть на результаты 2,8-ГГц процессоров, то недостаточно.
Но давайте отойдём от теоретической оценки производительности и посмотрим на работу всех процессоров на штатных тактовых частотах в реалистичных условиях в играх, используя конфигурации ATI CrossFire и Nvidia SLI на новом чипсете Intel P55.
Тестовая конфигурация
Аппаратное обеспечение | |
Процессоры | Intel Core i7-920 (Bloomfield), 2,66 ГГц, LGA 1366, 4.8 GT/s QPI, кэш L3 8 Мбайт, функции энергосбережения включены Intel Core i7-870 (Lynnfield) 2,93 ГГц, LGA 1156, кэш L3 8 Мбайт, функции энергосбережения включены Intel Core i5-750 (Lynnfield) 2,66 ГГц, LGA 1156, кэш L3 8 Мбайт, функции энергосбережения включены Intel Core 2 Quad Q9550S (Yorkfield) 2,83 ГГц, LGA 775, FSB 1333 МГц, кэш L2 12 Мбайт, функции энергосбережения включены AMD Phenom II X4 965 BE (Deneb) 3,4 ГГц, Socket AM3, 4 GT/s HyperTransport, кэш L3 6 Мбайт, функции энергосбережения включены |
Материнские платы | Asus P6T (LGA 1366) X58/ICH10R, BIOS 0707 Gigabyte P55-UD6 (LGA 1156) P55, BIOS F3 Intel DX48BT2 (LGA 775) X48/ICH10R, BIOS 1902M Asus M4A79T Deluxe (AM3) 790FX/SB750, BIOS 1103 |
Память | Corsair 4 Гбайт (2 x 2 Гбайт) DDR3-1600 7-7-7-20 @ DDR3-1333 Corsair 6 GB (3 x 2 Гбайт) DDR3-1600 7-7-7-20 @ DDR3-1333 |
Жёсткий диск | Intel SSDSA2M160G2GC 160 Гбайт SATA 3 Гбит/с |
Видеокарты | Sapphire Radeon HD 4870 X2 2GB x2 BFG GeForce GTX 285 OCFU Edition 1GB x2 |
Блок питания | Cooler Master UCP 1100W |
Системное ПО и драйверы | |
Операционная система | Windows 7 x64 RTM |
DirectX | DirectX 11 |
Драйвер платформы | Intel INF Chipset Update Utility 9.1.1.1015 |
Графический драйвер | Catalyst 9.8 GeForce 190.62 |
Некоторые примечания
Если вы заметили, в наших тестах мы перешли от ОС Windows Vista на Windows 7. Сообщите, что вы думаете по этому поводу в ветке обсуждения статьи в Клубе экспертов THG по ссылке в конце страницы. Однако вполне очевидно, что Vista никогда не была фаворитом, поэтому будем надеяться, что Windows 7 будет представлять более популярное окружение в наших тестах. Мы можем подтвердить, что все протестированные игры работают под Windows 7. У FS X наблюдались небольшие подтормаживания во время загрузки карты, но перезапуск игры решал проблему.
Также следует отметить, что видеокарты GeForce GTX 285 OCFU Edition работали на весьма агрессивных частотах в конфигурации SLI; нам пришлось вручную увеличить скорость работы вентиляторов через утилиту Nvidia System Tools, чтобы система сохраняла стабильность во время тестов. Честно говоря, у нас возникли проблемы и во время Radeon HD 4870 X2 в режиме CrossFire на материнской плате Asus P6T, когда верхняя видеокарта не получала достаточно свежего воздуха из-за малого пространства.
Все функции энергосбережения были включены, поэтому технологии Turbo Boost, EIST и Cool’n’Quiet будут работать так же, как и в реальных условиях.
Нажмите на картинку для увеличения.
Тесты и настройки
Тесты и настройки | |
S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky | High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 2560×1600, DirectX 10 / DirectX 10.1 High Quality Settings, 4x AA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 2560×1600, DirectX 10 / DirectX 10.1 |
Resident Evil 5 | Fixed Benchmark, No AA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 2560×1600, DirectX 10 Fixed Benchmark, 4x AA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 2560×1600, DirectX 10 |
Far Cry 2 | Ultra High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 2560×1600, Steam Version, DirectX 10 Ultra High Quality Settings, 4x AA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 2560×1600, Steam Version, DirectX 10 |
Left 4 Dead | High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 2560×1600, Tomshardware Demo, Steam Version High Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1680×1050 / 2560×1600, Tomshardware Demo, Steam Version |
Grand Theft Auto 4 | Very High Quality Settings, No AA / Max AF, vsync off, 1680×1050 / 2560×1600, In-Game Benchmark |
Crysis | Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 2560×1600, DirectX 10, Patch 1.2.1, 64-bit executable Very High Quality Settings, 4x AA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 2560×1600, DirectX 10, Patch 1.2.1, 64-bit executable |
Flight Simulator X | Ultra High Quality Settings, No AA / Trilinear Filtering, 20 fps target, 1680×1050 / 2560×1600, DirectX 10 Ultra High Quality Settings, AA Enabled / AF Enabled, 20 fps target, 1680×1050 / 2560×1600, DirectX 10 |
S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky
Мы начнём наши тесты с игры S.T.A.L.K.E.R., одной из самых требовательных по графике (впрочем, в разрешении 1680×1050 вы этого всё равно не узнаете, поскольку все наши тестовые платформы обеспечили приемлемую частоту кадров, а добавление второй видеокарты не особо изменило результаты пяти платформ).
Подъём разрешения до 2560×1600 ощутимо показал, почему рекомендуется устанавливать конфигурацию CrossFire или SLI.
Что интересно, если вы используете одну видеокарту GeForce GTX 285, то при переходе от Core i7 на Core i5 и на Phenom II вы не получите практически никакой разницы. Одна Radeon HD 4870 X2 склоняется в пользу архитектуры Nehalem, но Core 2 Quad отстаёт от Core i7-870 всего на два кадра в секунду, что несущественно.
Обратите внимание, насколько значимой оказывается разница CrossFire и SLI при переходе к результатам со сглаживанием. Довольно странно, но одна очень мощная GeForce GTX 285 даёт одинаковые результаты на всех пяти платформах. То же самое касается и Radeon HD 4870 X2. Если игры являются вашим приоритетом, то по результатам S.T.A.L.K.E.R. можно порекомендовать брать менее дорогой процессор и материнскую плату. А сэкономленные средства можно потратить на вторую видеокарту.
Если вам такой подход по душе, то обратите внимание на разрешение 1680×1050, где две Radeon HD 4870 X2 и GeForce GTX 285 дают близкую производительность. Впрочем, стоит поднять разрешение до 2650×1600, как вы получите заметную дистанцию между конкурирующими графическими архитектурами – в данном случае ATI смогла оторваться на несколько кадров в секунду.
На момент публикации статьи самая дешёвая видеокарта Radeon HD 4870 X2 на price.ru стоила 12,3 тыс. рублей ($369 на Newegg). GeForce GTX 285 OCFU стоит $389 (от 12,2 тыс. рублей за OC-версию у других производителей). Учитывая преимущество ATI в S.T.A.L.K.E.R., Radeon кажется нам лучшей покупкой.
Resident Evil 5
Если вы не можете устоять перед сравнением архитектур ATI и nVidia, то мы рекомендуем не делать этого на примере Resident Evil 5. В конце концов, эта игра ещё не вышла в России, США и Европе (до середины сентября), а доступна она только в виде демо от Nvidia, чтобы ознакомить потребителей с технологией 3D Vision.
С учётом сказанного, перед нами очень красивая игра, а из нашего общения с Capcom мы узнали, что демо вполне соответствует производительности в игре. Похоже, что ATI просто требуется время на оптимизацию своих драйверов под игру.
Обновление: нам дали контакт с разработчиками игры в Японии, которые указали на нулевое различие качества между путями кода DirectX 9 и DirectX 10 в демо. Таким образом, если вы запускаете демо на видеокартах ATI, то выберите путь DirectX 9. В рамках нашего теста не стоит сравнивать производительность ATI и nVidia, поскольку видеокарты Radeon HD 4870 X2 должны дать более высокий результат. Если у вас видеокарты Nvidia, то тоже вполне можно выбирать путь DirectX 9. Опция DirectX 10 нужна только для игры GeForce 3D Vision.
Обновление 2: в августе ATI выпустила исправление, которое добавляет поддержку CrossFireX в игру Resident Evil 5. Однако оно не решило проблем, которые мы встретили в демо игры. После установки исправления результаты в версии DirectX 10 были всё равно ниже 40 кадров в секунду. И проблемы кроются как раз в режиме DirectX 10 этой игры. Повторный тест в разрешении 2560×1600 с 4xAA дал 104,6 кадров в секунду (больше, чем у пары GeForce GTX 285 на платформе Core i5). В общем, если вы запускаете игру на видеокартах ATI, то придерживайтесь режима DX9!
Пока что мы наблюдаем в низком разрешении преимущество платформ Core i5 и Core i7 на LGA 1156, то есть эта игра не очень хорошо оптимизирована под многопоточность и больше выигрывает от реализации Turbo Boost. Переход на 2560×1600 снизил отрыв, поскольку акцент был перенесён на графическую производительность – поддержка SLI уже положительно повлияла на результаты. В обоих разрешениях включение CrossFire снижает производительность видеокарт ATI, что заставляет предположить об отсутствии соответствующего профиля в Resident Evil 5.
Мы наблюдаем прежнее предпочтение процессоров LGA 1156 в паре с самым быстрым одиночным GPU nVidia, причём после установки пары видеокарт отрыв только увеличивается. Хотя это противоречит результатам нашего теоретического тестирования интегрированного контроллера PCI Express, которые показали, что при сравнимых тактовых частотах CPU полноскоростные интерфейсы x16 у X58 даёт лучшую производительность. Однако добавление ускорения CPU с помощью технологии Turbo Boost в этой игре с плохой поддержкой многопоточности позволило двум видеокартам сильнее развить свой потенциал, они меньше упираются в производительность CPU.
То же самое преимущество сохраняется и в разрешении 2560×1600, хотя оно не такое явное, поскольку видеокарты здесь нагружаются сильнее. Масштабирование от включения технологии SLI просто впечатляет, пусть даже перед нами результат существенной оптимизации игры до её выхода. В любом случае, у нас хорошие новости для геймеров с видеокартами nVidia.
Владельцам видеокарт ATI придётся подождать, прежде чем команда разработчиков драйверов доберётся до игры, оптимизирует пакет Catalyst и добавит профиль CrossFire. Демо игры уже доступно, так что будем надеяться, что оптимизация будет выполнена к тому моменту, когда Resident Evil 5 выйдет на розничный рынок (18 сентября 2009 в России).
Far Cry 2
В режиме Ultra Quality игра Far Cry 2 перешла порог между “узким местом” в виде CPU и GPU. С одной видеокартой Radeon HD 4870 X2 вы получите очень схожую производительность по всем пяти тестовым платформам в разрешении 1680×1050. Но добавление второй видеокарты в CrossFire демонстрирует, как Core 2 Quad и Phenom II начинают “выдыхаться”, а Core i7 и Core i5 показывают себя в полную силу. То же самое верно и для разрешения 2560×1600 – вы получите впечатляющую производительность от Core i5 за $199 и двух Radon HD 4870 X2 за $400. Не очень сбалансировано, не так ли? В любом случае, процессоры Intel Core i5 показывают себя замечательно.
Одиночная GeForce GTX 285 демонстрирует себя лучше всего в разрешении 1680×1050 на платформе с AMD Phenom II X4 965 Black Edition, что довольно забавно, но в разрешении 2560×1600 результат уже не лидирующий. SLI помогает Nvidia, но не так, как CrossFire ATI. Поскольку мы не тестировали чипсеты 790i или 980a (менее распространённые, чем 790GX и P45), мы не можем сказать, как nVidia SLI покажет себя на двух платформах, не относящихся к Nehalem.
После включения сглаживания мы видим схожий результат. Значения fps уже не такие большие, как и можно было ожидать, но одиночная Radeon HD 4870 X2 всё ещё показывает равные результаты. Между тем пара флагманских видеокарт дают более высокие результаты на платформах Core i7 или новой Intel Core i5. AMD Phenom II X4 965 немного отрывается от Core 2 Quad, но обе платформы всё равно отстают.
Напротив, nVidia GeForce GTX 285 склоняется в пользу Core 2 Quad и Phenom II при установке только одной видеокарты. На платформах X58 и P55 с поддержкой SLI мы видим заметный прирост после установки второй видеокарты, но, опять же, мы не знаем, будут ли платформы Core 2 Quad и Phenom II обгонять новые Core i7 и Core i5 при установке двух видеокарт nVidia.
Left 4 Dead
В разрешении 1680×1050 игра Left 4 Dead полностью упирается в CPU. Добавление второй видеокарты в режимах CrossFire или SLI приводит только к падению частоты кадров. Впрочем, можно оценить, как тактовая частота CPU влияет на эту игру – по крайней мере, между тремя моделями Core i5/i7. Вся тройка находится в лидерах, конечно. И хотя у Core i5-750 присутствует более агрессивная реализация Turbo Boost, чем у Core i7-920, она всё равно не помогла обойти платформу на X58. Что интересно, видеокарты ATI и Nvidia дают одинаковые результаты. Впрочем, “узкое место” в виде CPU вряд ли можно было сделать более наглядным.
Конкуренция немного обостряется в разрешении 2560×1600. При установленной одиночной Radeon HD 4870 X2 платформа на AMD Phenom II X4 965 финиширует первой, за ней следуют три процессора на архитектуре Nehalem. С видеокартой GeForce GTX 285 все пять платформ показывают практически одинаковую производительность, причём заметно меньшую, чем в паре с флагманом ATI.
Стоит установить вторую видеокарту GeForce GTX 285, как nVidia обгоняет ATI, пусть и ненамного. Core i7-870 со штатной тактовой частотой 2,93 ГГц оказался самым быстрым. Конечно, даже самые низкие результаты в этом тесте оказываются очень быстрыми. Поэтому нет причин, почему в Left 4 Dead стоило бы отказаться от сглаживания и анизотропной фильтрации.
Мы видим небольшое преимущество от перехода в режим CrossFire или SLI в разрешении 1680×1050 с большим количеством визуальных деталей, но оно всё равно недостаточно, чтобы побудить покупать вторую видеокарту. Опять же, процессор Core i7-870 финиширует первым.
В разрешении 2560×1600 с активными 4xAA и 8xAF все пять платформ дают одинаковые результаты с одной видеокартой Radeon HD 4870 X2. То же самое касается и одной GeForce GTX 285, хотя видеокарта Nvidia оказалась чуть медленнее. Причём после добавления второй видеокарты SLI результат у nVidia становится рекордным, видеокарты Radeon HD 4870 X2 начинают отставать. Конечно, видеокарты ATI увеличивают производительность от перехода в CrossFire, но масштабирование не такое эффективное.
Хотя видеокарты в наших платформах P55 получают всего восемь линий PCI Express каждая, системы Core i5 и Core i7 смогли обойти платформы на Core 2 Quad и Phenom II в режиме CrossFire.
Grand Theft Auto 4
Мы получили немало отзывов читателей, в которых нас просят оставить тесты Grand Theft Auto 4. Данная игра очень сильно зависит от центрального процессора, но производительность обычно находится на уровне от 40 до 60 кадров в секунду.
В разрешении 1680×1050 мы видим, что игра явно предпочитает Nvidia GeForce GTX 285, особенно на платформе Core 2 Quad, где ATI заметно отстаёт. Платформы Core i5/Corei7 и AMD Phenom II X4 дают схожую производительность. Что касается двух видеокарт, то выигрыш мы наблюдаем только от SLI, в режиме CrossFire производительность падает.
С одиночной Radeon HD 4870 X2 все три платформы с процессорами архитектуры Nehalem находятся в лидерах, да и Phenom II тоже даёт приличный результат.
Если поднять разрешение, то одиночная Radeon HD 4870 X2 даёт схожие результаты на всех пяти тестовых платформах. Опять же, CrossFire негативно сказывается на производительности. Одиночная GeForce GTX 285, с другой стороны, даёт прирост производительности после установки второй видеокарты. С одной видеокартой мы с трудом можем различить Core i7, Core i5 или Phenom II.
Crysis
Поскольку мы пока так и не встречали “железа”, которое позволило бы комфортно играть в Crysis с настройками Ultra Quality, мы ограничились опциями Very High. Кроме того, в прошлом мы заметили, что производительность игры сильно зависит от производительности ввода/вывода накопителя, игра постоянно обращалась к нашему жёсткому диску VelociRaptor. Поэтому на этот раз мы перешли на Intel SSD второго поколения.
Мы сразу же видим, что одиночная Radeon HD 4870 X2 обходит GeForce GTX 285. Но более интересно то, что с одной видеокартой ATI результаты Phenom II оказываются лучшими в разрешении 1680×1050, затем следует Core 2 Quad. Процессоры Core i7 и Core i5 замыкают тесты. У флагманской видеокарты nVidia на одном GPU мы наблюдаем схожие результаты по всем платформам (с небольшим отставанием Core 2 Quad).
Добавление SLI вновь выводит Nvidia в лидеры, поскольку ATI попросту не может получить такой же уровень масштабирования от пары Radeon HD 4870 X2. Что ещё более странно, ATI даёт нулевое преимущество от CrossFire на двух самых быстрых системах с одиночной видеокартой.
Переход на 2560×1600 привёл к тому, что одиночная GeForce GTX 285 дала частоту кадров меньше 20 fps на всех пяти системах, и только одиночная Radeon HD 4870 X2 дала производительность больше 20 fps. К счастью, CrossFire и SLI значительно увеличивают производительность, в результате чего все конфигурации дают частоту кадров выше 30 fps.
Самые интересные результаты здесь у Core i7-920, где мы наблюдаем заметное преимущество, вероятно связанное с двумя интерфейсами x16 PCI Express 2.0. Если вы вернётесь к нашему анализу архитектур PCI Express, то результаты соотносятся почти идеально, несмотря на то, что здесь мы использовали настройки High Quality. Обратите внимание, что платформа AMD здесь не так сильно отстаёт, что можно связать с переходом на SSD, то есть игра не так сильно “штрафует” AMD за низкую производительность контроллера накопителей.
Начнём с самого простого: в разрешении 1680×1050 одиночная GeForce GTX 285 даёт сравнимую производительность по всем пяти платформам. То же самое верно и для разрешения 2560×1600 за исключением платформы на основе Intel Core 2 Quad, где видеокарта nVidia уже “тормозит”.
Добавление SLI помогает nVidia выйти в лидеры с довольно низких позиций в обоих тестовых разрешениях на всех трёх платформах Nehalem. Но если в разрешении 1680×1050 играть можно, то о 2560×1600 можно забыть даже если вы потратите на графическую подсистему почти $800.
Наши тесты с одиночной видеокартой все склоняются в пользу ATI Radeon HD 4870 X2, хотя платформы Core 2 Quad и Phenom II вновь обходят тройку конфигураций на Nehalem.
CrossFire помогает процессору Core i7-920, но уже меньше процессорам Core i7-870 и Core i5-750 в обоих разрешениях. Кроме того, технология ATI CrossFire масштабируется хуже, чем SLI в данном случае. Это можно было бы связать со старостью игры, если бы мы не наблюдали такую тенденцию во всех других играх за исключением S.T.A.L.K.E.R. К счастью, даже в разрешении 1680×1050 с 4xAA вы получите вполне приемлемую производительность.
Flight Simulator X
Мы получили несколько отзывов, критикующих нас за отказ от использования авиасимулятора в играх. Хотя Microsoft и уволила всю команду разработчиков Flight Simulator, мы продолжаем получать просьбы протестировать Flight Simulator X.
После установки Service Pack 1 и 2 (и активации DirectX 10) мы решили ещё раз провести этот тест, очень чувствительный к производительности CPU. При отключении порога частоты кадров результаты FRAPS во время прямого полёта в одинаковое время/дату всё равно были нестабильными. Поэтому мы решили оставить игру работать в предварительно заданном режиме Ultra High Quality, который также увеличивал порог с 15 до 20 fps. Всё это было сделано для подтверждения одной любопытной мысли, к которой мы ещё вернёмся, когда будем подводить итоги.
По большей части все конфигурации дают отличную базовую производительность в FS X. Когда система начинает “тормозить”, то добавление второй видеокарты в CrossFire или SLI легко поднимает частоту кадров до 20 fps. GeForce GTX 285 стала единственным исключением на платформе Phenom II, поскольку она не поддерживает SLI. Впрочем, перед нами авиасимулятор. Для большинства предварительно заданных конфигураций Microsoft задаёт порог 15 fps. Тот факт, что мы смогли достичь порога 20 fps в качестве Ultra High на всём ассортименте конфигураций, обрадует фанатов авиасимулятора.
Заключение
Пора подводить итоги. Мы можем снизить настройки ниже 1680×1050 и показать вам результаты частоты кадров больше 200 fps, когда одни процессоры будут выглядеть чемпионами, а другие – аутсайдерами с уровнем 175 fps. Но какой в этом смысл? Разрешение 1680×1050 является хорошей базой для массового геймера, а 2560×1600 соответствует пределу мечтаний. Добавление или отключение сглаживания и анизотропной фильтрации позволит найти наилучший баланс между производительностью и качеством.
В играх, подобных S.T.A.L.K.E.R. и Far Cry 2, мы наблюдаем много похожих результатов независимо от платформы, на которой мы запускаем игру. В этих играх частота кадров падает очень незначительно – они ограничиваются производительностью GPU у видеокарт, которые мы устанавливаем в слоты PCI Express. В идеальном случае, когда вы добавляете вторую видеокарту и включаете CrossFire или SLI, то ситуация меняется, производительность возрастает, и мы приближаемся к ограничениям уже CPU.
В других играх, подобных Left 4 Dead и, в меньшем отношении, Grand Theft Auto 4 (кстати, World in Conflict тоже подпадает под эту категорию) мы наблюдаем больший разброс даже при одной установленной видеокарте. Частота кадров вполне приемлемая, и в то же время преимущество от установки второй видеокарты оказывается меньшим. Это игры, которые в той или иной степени упираются в производительность CPU – играть в них можно вполне комфортно, пока “узким местом” не станет видеокарта.
Так что наше заключение будет очень простым. Если игры для вас являются приоритетной задачей, то покупайте такой CPU, которого будет “просто достаточно”, а остальную часть бюджета лучше потратить на видеокарту. Во многих тестах мы встречали ситуацию, когда производительности одной ATI Radeon HD 4870 X2 или Nvidia GeForce GTX 285 было просто недостаточно, чтобы показать всё преимущество платформы на том или ином процессоре. Только после добавления второй видеокарты в CrossFire или SLI мы начинали видеть преимущество от установки более скоростного CPU. И это с видеокартами по $400. Если только вы не планируете потратить на апгрейд графики в два раза большую сумму, то момент, когда производительность игры будет упираться в GPU, настанет намного раньше всего остального – ещё до того, как интегрированный контроллер PCI Express или интерфейсы x8 начнут играть какую-то ощутимую роль.
Как это соотнести с новыми процессорами Intel? Геймерам, которые планируют играть с одной видеокартой, будет вполне достаточно Core i5-750 за $199 и материнской платы за $100. Поскольку по цене это оказывается меньше текущего уровня Core 2 Quad Q9550 или Phenom II X4 965 BE, то надо посмотреть, как будут меняться цены на процессоры Intel и AMD после выхода новых Core i5/i7. Впрочем, 2,66-ГГц четырёхъядерный процессор, способный увеличивать частоту до 3,2 ГГц на однопоточных приложениях, хорош далеко не только для игр; поэтому он выглядит намного лучше, чем две архитектуры, которые он сегодня “подрезает”.
Ещё один интересный момент: SLI против CrossFire. В некоторых играх ATI просто “порвала” nVidia. Производительность с одной видеокартой Radeon HD 4870 X2 оказывается намного лучше Nvidia GeForce GTX 285 несмотря на то, что мы использовали две видеокарты с одинаковой ценой. Но стоит добавить вторую видеокарту nVidia, как в некоторых случаях SLI просто удваивает производительность, а ATI не только показывает масштабируемость хуже, но и теряет лидерство. Left 4 Dead, Grand Theft Auto и Crysis – как раз три характерных примера. ATI всё ещё побеждает в S.T.A.L.K.E.R., но SLI даёт больший процентный прирост производительности Nvidia. Зато ATI просто доминирует в Far Cry 2, независимо от выбранных режимов. Впрочем, мы бы хотели увидеть масштабируемость у ATI не хуже, чем у Nvidia в SLI. Тогда мы бы точно советовали геймерам покупать вторую видеокарту, а не тратиться на более дорогой CPU. С другой стороны, мы сравнивали масштабируемость при переходе с двух GPU на четыре (у ATI) против перехода с одного GPU на два (nVidia), поскольку две видеокарты продаются по одинаковой цене. Поэтому ориентируйтесь на конечные результаты частоты кадров в играх.