Обзор Sony PlayStation VR | Введение
Идея виртуальной реальности не нова, но эра потребительского VR только проходит стадии инкубации. За прошедший год в продажу поступили несколько потребительских устройств виртуальной реальности, включая мобильную гарнитуру Samsung Gear VR и две системы для ПК – Oculus Rift и HTC Vive.
Gear VR дал доступ к базовым функциями виртуальной реальности миллионам людей (в Oculus докладывают, что за месяц число активных пользователе превышает миллион человек). В то же время сотни тысяч пионеров выбрали Rift и Vive, чтобы испытать премиальную VR дома.
Oculus, HTC и Samsung несомненно сдвинулись с мёртвой точки. Но первую реальную проверку интереса к VR со стороны массового потребителя проходит корпорация Sony. Система PlayStation VR (PSVR) стоит дешевле, чем решения для ПК, и она более доступна благодаря совместимости с PS4. По данным Sony, перед выпуском PSVR компания успела продать более 40 миллионов консолей PS4, таким образом, в её распоряжении имеются десятки миллионов VR-совместимых платформ.
Системные требования PlayStation VR очень просты: вам нужна PlayStation 4. Недавно Sony выпустила консоль PS4 Pro, которая поддерживает технологию HDR и разрешение 4K. Но не обязательно покупать более дорогую версию приставки, чтобы в полной мере ощутить возможности PSVR.
В какой-то степени будущее VR сейчас находится в руках Sony. Миллионы геймеров пользуются консолями, а не ПК, поэтому многие пользователи испытают первый опыт от виртуальной реальности на PS4. В связи с этим, продукт Sony просто обязан быть образцовым. Если PSVR понравится людям, они захотят показать её своим друзьям и знакомым, а те, в свою очередь, захотят купить себе такую же. Но если платформа будет иметь серьёзные недостатки, то распространение VR замедлится.
Если для виртуальной реальности требуется высокопроизводительный ПК, как консоль может с ней справиться?
Топовые системы виртуальной реальности требует больше производительности, чем способна обеспечить PS4, но Sony нашла решение.
Верите или нет, в Sony начали работать над PSVR задолго до создания консоли PlayStation 4. На конференции Immersed 2015 мы говорили с доктором Ричардом Марксом из Sony Interactive Entertainment о процессе разработки PSVR. Маркс заведовал экспериментальной исследовательской лабораторией Sony Magic Lab в отделе исследований и разработки PlayStation. По его словам, проект Morpheus (кодовое название PSVR) официально был начат в конце 2010 года, но эксперименты с отдельными технологиями, применяемыми в PlayStation VR, происходили в течение всей его 17-летней карьеры в Magic Lab. Ясно одно – Sony потратила много времени и сил на создание собственной технологии виртуальной реальности.
Кроме того, компания разрабатывала каждый аспект гарнитуры PlayStation VR самостоятельно. Команда, ответственная за реализацию PSVR, использовала широкий арсенал экспертов, работающих в огромной транснациональной корпорации. К тому же, Sony присутствует во многих отраслях электроники, поэтому при создании компонентов PSVR инженеры и разработчики линз могли работать рука об руку.
Обзор Sony PlayStation VR | Шлем виртуальной реальности PSVR
PlayStation VR заметно отличается по внешнему виду от Vive и Rift. Для того чтобы сбалансировать вес шлема на голове, две последние гарнитуры, а также OSVR HDK 1 и 2, используют трёхточечные ремни. Эти гарнитуры давят на лицо, и если неправильно отрегулировать ремни, может быть неудобно. Однако конструкция Sony передаёт вес на лоб.
В конструкции крепления PlayStation VR используется механика, а не ремни, как в других гарнитурах. Сверху есть кольцо с широким возможностями регулировки под разные размеры головы. Сзади кольца есть колёсико блокировки и кнопка снятия блокировки. Нажав кнопку, можно подогнать кольцо под ваш размер головы. Чтобы зафиксировать регулировку, достаточно повернуть колёсико. Также оно позволяет сжимать кольцо для более точной подгонки крепления.
Благодаря особенностям механизма PlayStation VR, часть гарнитуры с экраном и линзами не опирается на лицо. Инженеры Sony разметили передний блок на жёстком кронштейне, поэтому он не прижимается, а нависает над лицом. Также есть система регулировки по глубине, которая особенно понравится пользователям, носящим очки. Весь передний блок можно придвинуть или отодвинуть от лица нажатием одной кнопки. Диапазон регулировки превышает 2,5 см, поэтому гарнитурой можно пользоваться даже в толстых очках. Обратите внимание, что в механизме регулировки по глубине нет шарниров, что может стать слабым местом гарнитуры, поскольку он подвергается большой нагрузке (на растяжение), если держать дисплей во время регулировки.
На передней внутренней части кольца есть мягкая подкладка, поэтому гарнитура удобно опирается на лоб. Подкладка есть и в задней части крепления, там, где кольцо защёлкивается. Снять подкладку для очистки или замены не получится, но Sony защитила её прорезиненным, влагонепроницаемым материалом, который легко протирается.
В отличие от большинства гарнитур виртуальной реальности, в PlayStation VR не используется поролоновая прокладка для защиты от света по краям, поскольку гарнитура неплотно прилегает к лицу. Вместо этого Sony применила мягкую резиновую заслонку, которая при необходимости подстраивается под форму ваших очков. Если резинка слишком давит, её можно вообще снять, хотя в результате уровень погружения в виртуальный мир немного снизится.
Из левой части головного крепежа выходит жёсткий кабель длиной полтора метра. Первые 25 см кабеля защищены толстым резиновым покрытием, которое задаёт направление изгиба провода. Дополнительное уплотнение защищает кабель от пережима и повреждения.
PlayStation VR – единственная VR-гарнитура со встроенной кнопкой “питание”, по крайней мере из тех, что мы видели. Примерно в 45 см ниже гарнитуры на проводе находится пульт управления, включающий кнопки повышения/понижения громкости наушников, отключения звука и питания шлема. Это весьма удобно, поскольку вам не обязательно отключать разъём гарнитуры, если вы хотите вернуться к игре на телевизоре.
Конец кабеля для передачи данных PlayStation VR разделён на два разъёма: HDMI и фирменный интерфейс, который передаёт данные из PlayStation в гарнитуру. Sony также добавила 3-метровый удлинитель, чтобы вы могли пользоваться устройством, сидя на диване. Технически необходимости в удлинителе нет, но 1,5 метра оригинального кабеля не всегда бывает достаточно. Если сидеть близко к консоли, чтобы дотянулся основной кабель, то могут возникнуть трудности с позиционированием камеры слежения (об это чуть позже).
Для отслеживания движения PSVR использует систему, которая применяется для работы с контроллерами Move и DualShock 4. Камера PlayStation определяет положение и ориентацию гарнитуры по девяти синим светодиодам, установленным в стратегических точках. Светодиоды есть в каждом углу лицевой стороны устройства и один в центре. Также есть по одному светодиоду по бокам и два сзади. Кроме системы отслеживания по светодиодам в гарнитуре применяется чувствительный к движению трёхосевой гироскоп и трёхосевой акселерометр.
Особый дисплей
VR-гарнитуры Rift и Vive используют по два дисплея с разрешением 1080×1200 точек (под одному на каждый глаз) и частотой обновления 90 Гц. Графическая подсистема должна обеспечивать 90 кадров в секунду или больше. Sony разрабатывала PS4 для игр в разрешении 1080p (и ниже) и часто при 30 FPS. Большинство считает, что даже разрешения 1080p недостаточно для виртуальной реальности, поэтому вариант использования более низкого разрешения для PSVR отпадал. Sony хочет добиться широкого распространения своей VR-платформы. Чтобы этого достичь, необходимо, чтобы система оставляла максимально положительные впечатления от использования. Поэтому вариант более низкой частоты обновления тоже не подходит, поскольку все исследования Oculus и Valve говорят о её прямом влиянии на уровень комфорта и восприятия.
Разрешение 2160×1200 точек и частота обновления 90 Гц требуют быстрой видеокарты в ПК. В Sony PS4 используется мощный графический процессор, но в отличие от PS4 Pro, он не может сравниться с современными высокопроизводительными видеокартам. Вместо того чтобы переложить на плечи разработчиков игр задачу обеспечения 90 FPS на железе среднего класса, Sony применила другой подход.
Дисплей гарнитуры может работать на частоте обновления 90 или 120 Гц, а разработчики могут ориентироваться на любое из этих значений. Если игра работает при 90 FPS, то частота обновления дисплея будет 90 Гц. Конечно, разрешение 1080p при частоте обновления 90 Гц – непростая задача для консоли, а это может негативно сказаться на качестве контента для PSVR. Sony решила проблему с помощью технологии “репроекции”, позволяющей разработчикам оптимизировать игры под частоту кадров 60 FPS. Консоль перепроецирует каждый второй кадр, удваивая частоту кадров до 120 FPS, и тогда частота обновления дисплей PSVR достигает 120 Гц.
Дисплей Sony PlayStation VR имеет разрешение 960×1080 точек на каждый глаз. Чтобы устранить любые недостатки в качестве воспринимаемого изображения, компания использует технологию OLED с RGB-субпикселями. Если Rift и Vive нужно три пикселя для создания цвета, то Sony может воспроизвести любой цвет на одном пикселе. По сравнению с традиционным субпиксельным дисплеем, эта технология даёт более чёткие цвета и после неё цвета на Rift и Vive кажутся почти размытыми.
Линзы
Специальные линзы для VR-гарнитуры Sony изготавливали те же эксперты, которые разрабатывают оптику для её зеркальных камер. Мы не уверены, какой тип линз используется в PlayStation VR, но мы не заметили видимых сегментов, то есть это не линзы Френеля. Даже в Rift с гибридными линзами Френеля есть видимые строки, если смотреть на линзу, а не через неё. Линзы PSVR, похоже, не имеют эффекта “рыбьего глаза”. В этот отношении Sony предложила кристально чистое решение.
Технические характеристики PlayStation VR | |
Тип дисплея | Дисплей OLED с малым послесвечением (субпиксели RGB) |
Размер дисплея | 5,7-дюйма |
Разрешение | 1920×1080 точек (960×1080 на каждый глаз) |
Частота обновления | 90 Гц, 120 Гц |
Поле видимости | ~100 градусов |
Тип линзы | Не известно |
Корректировки линзы | Цифровая корректировка IPD, расстояние от глаз до линзы |
Датчики | Трёхосевой акселерометр, трёхосевой гироскоп |
Технология отслеживания | Слежение камерой по светодиодам, шесть степеней свободы |
Интегрированная камера | Нет |
Аудио | Микрофон, встроенный 3.5-миллиметровый аудиоразъём |
Порты HMD | Фирменный разъём подключения гарнитуры (разъём HDMI/фирменный разъём) |
Длина кабеля HMD | Несъёмный кабель гарнитуры 1,5 м, удлинитель 3 м |
Материалы изготовления | Пластик, стекло, поролон, резина |
Размеры VR-гарнитуры (ШxВxД) | Прибл. 187x185x277 мм (при минимальной длине головного крепления) |
Размеры процессорного блока (ШxВxД) | Приблизительно 143x36x143 мм |
Вес | 610 г. (без кабеля) |
Обзор Sony PlayStation VR | Комплектация
Гарнитура Playstation VR доступна в двух вариантах. Первый вариант – PlayStation VR отдельно за $399 – идеальное решение для тех, у кого уже есть контроллеры Move и камера PlayStation. Базовый пакет PSVR включает саму гарнитуру и всё необходимое для подключения к PlayStation 4. Камера PlayStation идёт отдельно и обойдётся в $60.
Если у Вас нет камеры, и вы хотите получить контроллеры Move, Sony предлагает пакет за $499, который включает всё, для того чтобы наслаждаться полным спектром возможностей PlayStation VR.
Процессорный блок
В комплект PlayStation VR также входит так называемый процессорный блок (Processor Box) Sony. Но не стоит судить об этом устройстве по названию – это не внешний GPU, и оно не включает в себя дополнительный ЦП, помогающий справляться с ресурсоёмкими задачами виртуальной реальности. Во время прошлогодней беседы с Ричардом Марксом мы расспросили его об этом блоке. Ричард объяснил, что изображение на экране гарнитуры обрабатывает PS4, а процессорный блок берёт деформированное изображение, преобразовывает в недеформированное и выводит в разрешении 1080p на экран телевизора.
На лицевой стороне устройства находится разъём HDMI и разъём для кабеля передачи данных гарнитуры, а также светодиодный индикатор состояния процессорного блока. Когда блок подключён к питанию, но консоль отключена, он светится красным. Если PS4 включена, но гарнитура подключена или не включена, цвет меняется на белый. При включении гарнитуры светодиод горит синим.
Сзади блока находится разъём питания, интерфейс микро-USB, вход HDMI и выход HDMI.
Что входит в полный комплект?
Полный комплект включает все устройства из основного пакета плюс пару контроллеров Move и камеру PlayStation.
Контроллеры Move существуют уже давно. Sony представила их в 2010 году для PlayStation 3, и с тех пор они почти не изменились. Несмотря на решение перенести Move на PS4, поддержка контроллеров со стороны разработчиком была не такой активной, как хотели в Sony, но теперь нам понятно, что 2013 году она ей была не нужна. Компания просто закладывала основу для PSVR, добавив эту технологию для PS4.
Sony не меняла контроллеры, но усовершенствовала технологию их отслеживание камерой. Камера PlayStation для PS4 представляет собой стереоустройство с функцией определения глубины, которая повышает точность отслеживания по сравнению с системой PlayStation Eye (для PS3) с одной камерой. Если вы не использовали контроллеры Move со времён PS3, рекомендуем освежить ощущения. Движения отслеживаются не идеально, но лучше, чем раньше.
И снова диски с “демками”
Во времена первой PlayStation разработчики часто предлагали часть игры бесплатно для ознакомления перед покупкой. Сегодня демо-версии игр встречаются редко. Однако виртуальная реальность, кажется, возвращает эту старую традицию.
Оба пакета PlayStation VR включают демо-диск с коллекцией разного контента: EVE: Valkyrie, Battlezone, Headmaster, DriveClub VR, Job Simulator и более дюжины других VR-игр. Благодаря демо-диску можно не беспокоиться, что вы купите игру, от которой вас будет тошнить.
Sony добавила в каждый пакет PlayStation VR копию PlayStation VR Worlds, который включает игру про лонгбординг, дайвинг в клетке рядом с акулами, и знаменитую London Heist.
Содержимое коробки
Базовый пакет PSVR | Полный пакет PSVR |
Аппаратные компоненты | |
Гарнитура PSVR HMD с интегрированным микрофоном и пультом управления | Гарнитура PSVR HMD с интегрированным микрофоном и пультом управления |
Процессорный блок PSVR | Процессорный блок PSVR |
Камера PlayStation | |
Кабели | |
удлинитель 2 в 1 длиной 3 м (HDMI 1.3/фирменный разъём) | удлинитель 2 в 1 длиной 3 м (HDMI 1.3/фирменный разъём) |
Кабель Micro-USB | Кабель Micro-USB |
Кабель HDMI | Кабель HDMI |
Кабель питания | Кабель питания |
Адаптер питания | Адаптер питания |
Контроллеры | |
Контроллер PlayStation Move 2 шт. | |
Кабель Mini-USB 2 шт. | |
Разное | |
Чистящая салфетка | Чистящая салфетка |
Программное обеспечение | |
Демо-диск PlayStation VR | Демо-диск PlayStation VR |
PlayStation VR Worlds |
Обзор Sony PlayStation VR | Системные требования и процедура установки
Гарнитура PlayStation VR взаимодействует непосредственно с консолью PlayStation 4, и операционная система PlayStation автоматически обнаруживает подключение. Sony постаралась, чтобы PSVR была такой же простой в использовании, как и другие периферийные и игровые устройства для PlayStation.
Начальная установка PlayStation VR немного отпугивает, поскольку пакет включает много компонентов, и на первый взгляд кажется, что подключение и настройка вызовет трудности, но Sony максимально упростила этот процесс. Каждый компонент имеет свой порядковый номер, в соответствии с которым его нужно подключать к системе.
Сначала отсоедините кабель HDMI между PS4 и телевизором и подключите его в коммутационный блок PlayStation VR. Затем подключите второй кабель HDMI в телевизор (есть в комплекте с PSVR).
На втором этапе нужно подключить один конец кабеля USB (есть в комплекте с PSVR) в заднюю часть процессорного блока, а другой – в свободный порт USB на PS4. Сзади приставки нет порта USB, поэтому его нужно подключать в передний разъём. В PS4 Pro есть один порт USB 3.0 в задней части, который можно использовать для подключения гарнитуры PlayStation VR.
Третий шаг очень простой: подключите процессорный блок к розетке питания.
После видеосоединения коммутационного блока с PS4 можно подключить удлинитель в передней части коммутационного блока. Чтобы обнажить два лицевых разъёма, сдвиньте крышку назад. Установите кабель и верните крышку на место – она защищает кабели.
Перед запуском PlayStation VR необходимо настроить камеру PlayStation, чтобы PS4 могла отслеживать положение гарнитуры и контроллеров Move, если у вас они есть. Программа установки позволяет поставить камеру там, где удобно, но по нашим наблюдениям, отслеживание работает лучше всего, когда камера приподнята. Можете сначала попробовать поставить её на полку для телевизора, но для лучшего результата мы установили её над экраном.
Теперь можно включить шлем виртуальной реальности PSVR для калибровки.
Освободите место для виртуальной реальности
Игровая зона PlayStation VR меньше, чем пространство, необходимое для приложений Vive в масштабе помещения, но больше, чем минимальное пространство, требуемое Rift.
Sony рекомендует, чтоб свободная от предметов зона была больше, чем зона отслеживания, которая составляет приблизительно 2 метра в ширину и 3 метра в глубину. Камера не может считывать положение гарнитуры или контроллеров на расстоянии ближе 60 см, таким образом, полезное пространство составляет 2 на 2,20 м. При приближении к камере игровая зона становится уже. Например, на расстоянии 60 см ширина игровой зоны составляет 70 см.
Большинство VR-игр для PlayStation VR рассчитаны на сидячего игрока, поэтому полностью освобождать игровую зону не обязательно. Лучше убрать журнальные столики и хрупкие предметы в пределах досягаемости рук. Диван или кресло, конечно же, нужно оставить. Также следует позаботиться о свободном пространстве перед вами, когда вы встаёте.
Простая программа установки
Процедура установки программного обеспечения PSVR выглядит элементарно. Просто включите PS4 с подключённой VR-гарнитурой. После загрузки включите питание PlayStation VR. PS4 автоматически её обнаружит и загрузит необходимые драйверы.
В процессе установки система перезагрузится. Вам остаётся только расслабиться и подождать несколько минут.
Для калибровки нужна твёрдая рука
По сути, калибровка достаточно проста, но может вызывать раздражение. Необходимо твёрдо держать гарнитуру в руках под различными углами. Программа подскажет, какие светодиоды должна увидеть камера, и вам необходимо удерживать необходимую позицию в течение пяти секунд. Камера считывает светодиоды спереди, по бокам и сзади.
Цифровая регулировка расстояния между окулярами (IPD)
Вместо механической регулировки расстояния между окулярами (IPD), в гарнитуре PlayStation VR реализована цифровая система корректировки.
Эта опция скрыта глубоко в меню настроек PS4. В меню “Устройства” (Devices) откройте пункт PlayStation VR. Здесь вы найдёт опцию “Измерение расстояния между глазами” (Measure Eye-to-Eye Distance). Sony использует стереоскопическую камеру PlayStation для измерения расстояния между вашими глазами, а затем применяет эту информацию для калибровки стереоскопического изображения в PlayStation VR.
Для калибровки расстояния между глазами нужно сидеть или стоять перед камерой PlayStation на расстоянии приблизительно 60 см. Выровняйте голову в соответствии с двумя полями на экране (по одному на каждую линзу) и сделайте снимок лица с помощью камеры. Затем вас попросят точно определить центр ваших глаз на каждом изображении.
Программа использует ваши данные для расчёта корректного расстояния. Sony предупреждает, что это значение подходит только для PSVR. Более точное значение IPD можно получить у оптика.
Обзор Sony PlayStation VR | Здоровье, безопасность и обслуживание
Предупреждения относительно здоровья и безопасности Sony для PlayStation VR немного отличаются от HTC Vive и Oculus Rift, хотя рекомендация по возрасту похожи. В инструкциях говорится, что “VR- гарнитура не рекомендуется для детей младше 12 лет”, однако причина данного ограничения не раскрывается.
HTC и Oculus дают похожие рекомендации для своих гарнитур. HTC не указывает возрастное ограничение, но предупреждает, что Vive не предназначена для детей. В связи с диапазоном регулировок значения IPD Oculus не рекомендует использовать гарнитуру детям до 13 лет или старше. Расстояние между линзами Oculus Rift можно отрегулировать до 58 мм, но это слишком много для маленьких детей. Гарнитура PlayStation VR вообще не имеет механической регулировки IPD, поэтому может вовсе не подойти для пользователей с маленьким расстоянием между глазами. Некорректная калибровка IPD может привести к укачиванию, проблемам в восприятии глубины, а также к потенциальным проблемам со зрением у детей в долгосрочной перспективе.
Цифровой “няни” нет – вы сами отвечаете за безопасность
Sony разрабатывала PlayStation VR для использования в гостиной или в игровой комнате, поскольку именно в таких помещениях люди чаще всего играют на консоли. Система PSVR в основном предназначена для игр в сидячем положении. Компоненты системы поддерживают VR-игры в стоячем положении, но в Sony, похоже, такой вариант не одобряют. Большинство игр, за редкими исключениями, побуждают играть сидя.
В связи с вышесказанным, компания не включает систему безопасности для PlayStation VR, которая ограничивает игровое пространство. У HTC Vive есть система под названием Chaperone, которая позволяет следить за границами реального мира, когда вы перемещаетесь по виртуальному пространству. Когда вы приближаетесь к границе установленной области, перед вами появляется виртуальная сетка, предупреждающая об опасности. Когда Oculus представила Rift в прошлом году, аналога Chaperone у неё не было, но с выходом контроллеров Touch появилась эквивалентная система под названием Guardian.
Контроллеры Move поддерживают шесть степеней свободы, но отслеживаемая ими зона слишком узка для VR-игр в масштабе помещения. Система безопасности могла бы побуждать пользователя к движению, но вместо этого Sony рекомендует разработчикам не создавать игры для PSVR, которые зависят от масштаба помещения.
В целом, Sony не отказывается от систем безопасности. При включении PlayStation VR выводится сообщение о необходимости проверить игровое пространство на отсутствие посторонних предметов. Вряд ли вы будете рады разбить стеклянный журнальный столик, размахивая руками, так что лучше не спешить и лишний раз всё перепроверить.
Как поддерживать гарнитуру в чистоте?
Шлем виртуальной реальности PlayStation VR не такой хрупкий или тонкий как Oculus Rift и HTC Vive. Rift имеет тканевое покрытие, поэтому его нельзя протереть тряпкой, а поверхность Vive заселена чувствительными к влажности инфракрасными датчиками, поэтому их нельзя мочить водой. Sony изготавливает PSVR из пластика, полученного литьём под давлением, а светодиоды защищены пластмассовыми линзами, поэтому гарнитуру можно протирать без опаски.
Даже поролоновую подкладку для головы можно мыть, поскольку она защищена водостойким прорезиненным материалом. Но, в отличие от PlayStation VR, мягкая подкладка гарнитур Vive и Rift поглощают пот.
Единственная внешняя часть гарнитуры, которую нельзя мочить – это линзы. В комплекте с гарнитурой есть салфетка для протирания линз от жирных пятен и отпечатков пальцев. Если вы её потеряете, можно использовать ткань для протирания линз и очков. Более грубые материалы могут поцарапать поверхность линз.
Обзор Sony PlayStation VR | Игры и приложения
Прежде всего, гарнитура PlayStation VR разработана для того чтобы расширить игровой опыт и впечатления от игр на PlayStation 4. Платформа Sony PlayStation более 20 лет ассоциируется с видеоиграми, и в ближайшее время вряд ли что-то изменится.
PlayStation VR поступила в продажу в середине октября 2016 года, на тот момент для системы было создано всего несколько игр. Но сейчас ситуация в корне изменялась. Маркетинговая машина корпорации Sony хвасталась, что за время новогодних праздников появится более 50 игр для PSVR и не соврала. К 20 декабря в магазине Sony PS Store было доступно 50 игр для виртуальной реальности.
Библиотека игр включает несколько портов с платформ Vive и Rift, таких как Job Simulator от Owlchemy Lab и EVE: Valkyrieот от CCP Games. Также доступен эксклюзивный для PlayStation VR контент, например Batman Arkham VR и RIGS Mechanized Combat League.
Sony предлагает несколько VR-игр, перекликающихся со стандартными играми, например VR –миссия игры Star Wars Battlefront Rogue One: X-Wing или Rise of the Tomb Raider: 20 Year Celebration с новой VR-совместимой главой “Кровные узы”.
Для платформы PlayStation VR также готовятся несколько знакомых франшиз. Polyphony Digital работает над VR-версией гоночной серии Gran Turismo; Evolution Studios выпустила VR-версию Driveclub для всех платформ; предстоящая Resident Evil 7: Biohazard от Capcom будет от начала до конца поддерживать виртуальную реальность от первого лица.
Социальный компонент
Игровые консоли чаще всего “живут” в гостиных и в комнатах для отдыха и развлечений, поэтому их можно использовать вместе с друзьями и членами семьи. Система Sony VR позволяет одновременно выводить изображение на экран гарнитуры и экран телевизора, открывая возможности для совместного времяпрепровождения. Sony называет эту функцию “Социальный Экран” и разработчики могут свободно использовать её на своё усмотрение. Таким образом, появляется возможность асинхронной игры, когда один человеко играет в виртуальной реальности, а другой – на телевизоре.
The Playroom VR предлагает несколько мини-игр на основные данной концепции. Один пользователь может играть в VR, а до четырёх других пользователей могут управлять экранными аватарами с помощью контроллера DualShock 4. Ещё один пример асинхронного геймплея – игра Keep Talking And Nobody Explodes. Обычные игроки просматривают инструкцию на телевизоре и помогают игроку в VR деактивировать бомбу. Keep Talking And Nobody Explodes доступна для Rift и Vive, но в версии для ПК вы просматриваете документ в формате PDF с помощью прокрутки либо можно распечатать бумажную копию.
Большой телевизор не нужен?
По аналогии с Oculus и HTC (Valve) Sony PlayStation VR имеет кинематографический режим, позволяющий насладиться 2D-контентом через гарнитуру. Можно сыграть в любую игру для PlayStation или посмотреть фильм на огромном виртуальном экране.
Самое интересное, что для кинематографического режима даже не нужна PlayStation 4. Хотя PlayStation VR разработана для консоли PS4, она работает и с другими устройствами – главное, чтобы был сигнал HDMI.
В PlayStation VR можно играть на Xbox One, Xbox 360 или Wii U или подключить гарнитуру к проигрывателю DVD/Blu-ray, чтобы посмотреть кино. Таким образом, PSVR выступает как нестандартная альтернатива телевизору с большим экраном. Особенно это актуально для небольших комнат.
Можно ли использовать PSVR на ПК?
С ПК гарнитура PlayStation VR работает так же, как и с другими устройствами, оснащёнными выходом HDMI, то есть в Кинематографическом режиме. Sony не планировала создавать систему VR под ПК, но она не может помешать разработке сторонних драйверов для неё. Уже есть продвинутые пользователи, которые адаптируют PSVR под компьютер.
Если вы положительно относитесь ко всякого рода модификациям, любите покопаться в настройках и не имеете ничего против незаконченного и экспериментального софта, уже есть варианты, которые можно опробовать. Пользователь Github под ником gusmanb создал драйвер PSVRFramework, “позволяющий управлять состояниями системы PSVR, включать/выключать гарнитуру, входить/выходить из режима VR, возвращать в исходное состояние, управлять питанием блока и считывать данные с датчиков гарнитуры”. Компания под названием Trinus даже смогла заставить PSVR работать с Valve OpenVR и теперь продаёт соответствующее программное обеспечение. Trinus PSVR также работает с драйвером Vireio Perception, так что вы можете играть в компьютерные не VR-игры в виртуальной реальности с гарнитурой PSVR.
Обзор Sony PlayStation VR | Недостатки
Хрупкость
PlayStation VR – это отличный образец высоких технологий, но устройство не лишено недостатков. Как уже упоминалось, конструкция гарнитуры имеет несколько слабых мест, которые со временем могут привести к проблемам.
Механическая система крепления на голове – довольно интересное решение, но мы беспокоимся, что, в конечном счёте, она просто перестанет работать. Всякий раз, когда вы надеваете гарнитуру на голову, резиновые ремни по бокам гарнитуры нужно оттягивать. Ничто не вечно, особенно когда оно подвергается циклической нагрузке. В какой-то момент ремни потеряют эластичность или порвутся – это всего лишь вопрос времени.
Возможность поднять дисплей, безусловно, радует, но она также может стать потенциальным слабым местом устройства. Когда вы стягиваете гарнитуру с головы, под впечатлением от игры легко забыть, что хвататься нужно за кольцо, а не за блок с дисплеем. В результате на точку крепления действует большая нагрузка.
Система слежения
Вы, возможно, уже читали жалобы на систему отслеживания PlayStation VR. На наш взгляд, проблема несколько преувеличена. Система отслеживания не так устойчива, как технология Valve Lighthouse, но она и стоит заметно дешевле. Мы считаем, что для большинства этого достаточно.
Конечно, Sony могла реализовать решение с более качественной системой отслеживания движений, которую не приходилось бы перекалибровывать. Но это явно повлияло бы на сроки выпуска PlayStation VR, и скорее всего, сказалось бы на цене устройства. К тому же, у Sony уже были контроллеры Move, и компании было куда проще адаптировать готовую систему отслеживания для PSVR.
В процессе эксплуатации вы заметите, что гарнитура и ориентация контроллера иногда дрейфуют в сторону, и мы тоже заметили некорректную ориентацию контроллера. К счастью, повторная калибровка гарнитуры и контроллеров выполняется очень просто – достаточно зажать кнопку Options на контроллере DualShock 4 или кнопку Start на контроллере Move.
Чаще всего проблемы с ориентацией в пространстве возникают днём, когда в помещении много солнечного света. Чем темнее в комнате, тем лучше работает система слежения. Это логично, ведь камере PlayStation проще отследить светодиоды в темноте. Чтобы избежать проблем с калибровкой, не стоит устанавливать камеру рядом с большим окном.
Дорогой контент
По сравнению с играми и приложениями для Vive и Rift, большая часть контента для PlayStation VR стоит дороже. На Steam можно найти десятки бесплатных и дешёвых приложений, но в магазине Sony бесплатного контента почти нет. Несколько разработчиков предлагают демонстрационные версии игр, но полная стоимость обычно превышает среднюю стоимость средней VR-игры на площадке Steam.
Например, Batman Arkham VR обойдётся в $20, а Robinson Journey стоит, как консольная игра класса AAA. Получается, что гарнитура относительно доступная, но цена на контент для неё вряд ли привлечёт в виртуальную реальность новых пользователей.
Обзор Sony PlayStation VR | Заключение
Оправдывает ли PSVR ожидания?
Когда Sony выходила на рынок VR, она понимала, что ожидания покупателей будут высокими. Oculus и HTC/Valve к тому времени уже продавали потрясающие гарнитуры Rift и Vive, которые предлагают высокое разрешение, дисплеи с низкой задержкой и точную систему отслеживания и устанавливают довольно высокую планку для технологий виртуальной реальности потребительского класса. Не стоило ожидать, что PlayStation VR сможет её взять, особенно учитывая более низкую цену гарнитуры. Тем не менее, Sony должна была предложить невероятные ощущения. Зачем кому-то тратить $500 на аксессуар, чтобы получить взамен посредственные впечатления?
К счастью, Sony это удалось. Компания создала замечательное устройство, которые прекрасно дополняют её консоль. Если у вас уже есть PlayStation, и вы интересуетесь виртуальной реальностью, то PlayStation VR даёт отличную возможность заполучить новую технологию.
Платформа Sony предлагает удобный и простой в использовании механизм крепления на голове. Кроме того, благодаря дисплейному блоку, который не прижимается к лицу, гарнитура PlayStation VR лучше других подходит для пользователей в очках.
Дисплей PlayStation VR на удивление чёткий. Благодаря RGB-субпикселям трудно заметить, что разрешение дисплея ниже, чем у Rift или Vive. Sony доказала, что разрешение – это не главное. Сама технология дисплея играет важную роль в понятии чёткости изображения гарнитуры.
Стоит ли покупать?
Вряд ли вы расстроитесь, купив PlayStation VR. Если, конечно у вас есть деньги на эту гарнитуру. Но не стоит рассчитывать на разнообразный и доступный контент в первые несколько лет. Разработчики всё ещё разбираются в возможностях VR. А пока они разрабатывают крупные проекты, мы наверняка увидим много небольших игр и приложений для виртуальной реальности.
Стоимость PlayStation 4 и пакета PlayStation VR будет выше, чем стоимость Oculus Rift. А если выбрать PS4 Pro, то цена поднимется до уровня HTC Vive. Однако для платформ Oculus и HTC нужен довольно высокопроизводительный и дорогой компьютер.
У владельцев консоли PS4 появился самый доступный путь к виртуальной реальности премиального уровня. Но даже если у вас нет PS4, PlayStation VR всё равно является самой дешёвой VR-платформой высшего класса. Конечно, Vive и Rift стоят на уровень выше, но PSVR выглядит намного выгоднее. К тому же, большинство ПК-энтузиастов с трудом оправдают покупку VR-систем, если у них ещё нет быстрого игрового компьютера.
ДОСТОИНСТВА
- Относительная доступность
- Удобство
- Лучшая гарнитура для использования в очках
- Чёткий дисплей
НЕДОСТАТКИ
- Хрупкая механическая система регулировки
- Пугающее количество предметов в комплекте
- Дорогой контент
ВЕРДИКТ
Sony PlayStation VR – это отличная возможность окунуться в мир виртуальной реальности по более доступной цене, по сравнению с конкурирующими устройствами для ПК.