Введение в теорию
Увидеть Париж и умереть? Пусть это остаётся уделом политиков. Мы, в свою очередь, готовы променять всё святое на возможность хотя бы раз, скрючившись в три погибели, потея, как скунс в период летнего солнцестояния, исторгая через каждую пору литры воды, пронестись по формульной трассе, внимая выхлопу Михаэля Шумахера. Вот только кто нам позволит, с нашим-то журналистским здоровьем, хлипкими костями и не накачанными при экстремальных нагрузках шеями? Попсовые спорткары за сотни тысяч долларов лишь жалкая имитация настоящего формульного драйва, песни дубовых подвесок и широченных сликов. Эти короба из армированного пластика с кожей редкой породы крокодилов по кругу настолько же оторваны от мира Формулы, насколько дорожный Lancer отличается от раллийного EVO VII. Восторгаясь культовым и недорогим рулём Ferrari Enzo, мы отдаём себе отчёт в том, что, доплатив значительную сумму, можно получить намного больше ощущений.
Thrustmaster F1 Force Feedback это копия рабочего инструмента самого Михаэля Шумахера, и цена этого руля настолько же разительно отличается от цены более молодого Thrustmaster Ferrari Enzo, насколько отличается цена рядового спорткара от цены единичного и “заточенного” формульного болида. Небо и земля, вода и ветер, слёзы и смех сквозь них.
Можно было бы пытаться и дальше сравнивать Ferrari F1 с Ferrari Enzo, благо эти “модельные” рули выпущены одним производителем, но такой подход нам абсолютно не импонирует. Всё, что объединяет модели, – фирменный логотип и то, что у них есть реальные прототипы, созданные дизайнерами студии Pinifarina. Более близок к Ferrari F1 руль Logitech MOMO Racing. Что объединяет их, кроме ценовой категории? Прежде всего, это особое ощущение добротности и надёжности. В случае MOMO Racing этому способствует налитый приятной тяжестью резиновый обод, а в Ferrari F1 к монолитной баранке подключили приятно холодящие пальцы металлические подрулевые шифтеры. Кстати, переключатель скоростей Ferrari F1 выполнен в виде одной детали, что позволяет отщёлкивать передачи одной рукой, притягивая или отталкивая шифтер.
В отличие от аркадных, дешёвых и пластиковых педалей, блок Ferrari F1 позволяет находить промежуточные положения газа и тормоза, а это, в свою очередь, позволяет более тонко управлять виртуальным болидом.
Последний повод упомянуть пресловутый MOMO Racing – угол поворота баранки. У двух обсуждаемых сегодня моделей руль вращается на 240 градусов. Эта цифра, в случае Thrustmaster F1, была взята из характеристик реального формульного болида, и именно она увеличивает надёжность манипулятора.
Мало кому удаётся, увлёкшись виртуальной гонкой, со всей силы ударить в ограничитель угла поворота баранки при совершении переставки или полицейского разворота. Вот и отлично – зачем же убивать новенькое “железо”?
Начинка Ferrari F1
Перейдём к механической части Ferrari F1: в отличие от подавляющего большинства рулей, здесь используется механизм с зубчатым ремнём. Такое решение позволило отказаться от пары-тройки шестерней, что сделало F1 практически бесшумным. Настоящий руль не должен визжать в руках гонщика, отвлекая от монолитности гоночного экстаза.
Внутри Thrustmaster F1 бросается в глаза обильно политая клеем связка проводов. Начинка не болтается, всё выполнено на высоком уровне. Вот именно за этот уровень исполнения аппаратной части и платит игрок. Кто ещё готов утверждать, что компьютерные рули отличаются только симпатичными мордашками?
О самом интересном – каков же Thrustmaster F1 в действии? Для полноты ощущений лучше позабыть об убогости аркадного стритрейсинга Need For Speed Underground, не передающего и толики реальных ощущений водителя на треке. Запустите Colin McRae Rally, а лучше Need for Speed: Hot Pursuit II – вот где по-настоящему пригодятся и навыки обращения с педалями и реалистичные эффекты обратной связи. Рискнём предположить, что компьютерный руль не только хорошая игрушка, но и весьма полезная вещица для тех, кто ещё не сдавал на права. По крайней мере, первых болезненных ощущений от обладания самодвижущимся средством он избавляет. Опять же, не то чтобы в NFSU Thrustmaster F1 не может себя проявить в попсовом Underground, но опытные геймеры уже доказали на практике, что для драгрейсинга лучше клавиатуры ничего не придумали. Для нас, любителей прошвырнуться с дымящимися покрышками на четыре сотни метров, это звучит дико, но дела обстоят действительно так.
Поехали! Нас так и подмывает в очередной раз рассказать о различных эффектах отдачи (Force Feedback), о том, как Thrustmaster F1 начинает упруго вибрировать на брусчатке и гравии, как его нервно передёргивает при ДТП, как чувствуется снос оси в повороте, и как божественно хороша виртуальная подвеска: хорошо поработали над своей частью производители драйверов и программного обеспечения. В исполнении Ferrari F1 все эти эффекты более чем реалистичны: порой бывает необходимо приложить серьёзное усилие, чтобы навязать автомобилю по ту сторону экрана свою волю. Именно это и доставляет особенное удовольствие, которое лишь усиливается при включённом режиме возврата в нулевое положение, когда руль постоянно стремится встать прямо.
По всей видимости, на следующем этапе развития технологии Forcefeedback должен появиться режим отключения гидроусилителя, а тогда не исключено, что Thrustmaster для российского рынка выпустит копию руля от “классики”. Может быть, это будет и не копия вовсе, а оригинал – благо он не так дорого стоит по сравнению со штурвалом болида Формулы-1 (около 45000$)
Подведём итог
Итак, что же такое Thrustmaster Ferrari F1 Force Feedback? Это кусок адреналина в пластиковой оболочке, это отличная копия руля Михаэля Шумахера. В ходе тестирования мы не выявили каких-либо огрехов, позволивших бы нам раскритиковать руль. В своей ценовой категории он понравился нам больше Logitech MOMO Racing. Запишем в актив тугие и информативные педали, отличную реализацию эффектов отдачи, надёжное крепление к столешнице. В настоящем автомобиле клавиатура ещё бесполезнее аляповатого ароматизатора “Корона”, а в симуляторы на ПК нельзя играть на кнопочном недоразумении. Ferrari F1 станет отличным выбором для тех, кто готов променять аркадность и попсовость на драйв.