Введение
Модели типа Canon EOS 300D или Nikon D70 позволяют приобщиться к цифровым зеркальным камерам широким слоям населения. В то же время, на профессиональном рынке выбор невелик, и чаще всего он ограничивается Contax N Digital и Canon EOS 1Ds. Сегодня технологии развились до такой степени, что стало возможным создавать цифровые SLR-модели размером не больше традиционных “зеркалок”. Собственно, поэтому Kodak и выпустила своего “монстра” на 14 мегапикселей в двух вариантах: SLR/c (монтаж Canon) и SLR/n (монтаж Nikon).
14 миллионов пикселей – это нормально? Некоторые скажут, что да, а скептики не согласятся. Но, помимо разрешения, камера Kodak отличается ещё одним: полным кадром 24×36 мм, ни больше, ни меньше. То есть счастливые владельцы SLR/n смогут использовать объектив Nikon F5 и различные насадки без всяких проблем. И всё это находится в корпусе, который занимает среднее положение между Nikon F100 и F80 – довольно громоздок, но приемлем. Цена составляет меньше $5000. Может ли другой производитель предложить что-то лучшее? Пока нет.
14 миллионов пикселей… Для чего?
Мы рискуем повториться, но качество фотографии не зависит от разрешения. По сути, разрешение влияет только на размер. Качество определяется объективом, сенсором, а также последующей обработкой. Все эти факторы приводят к тому, что на рынке присутствуют великолепные камеры на 4 мегапикселя и неудачные модели на шесть мегапикселей. То есть лучше взять модель с меньшим разрешением, но хорошим качеством, чем плохую камеру с высоким разрешением.
Проблему с разрешением трудно обойти и с камерой Kodak DCS Pro SLR/n, поскольку она имеет самое высокое разрешение на всём рынке зеркальных моделей. Стандартом здесь являются шесть миллионов пикселей, и только Canon EOS 1Ds даёт 11 миллионов, что обойдётся ещё более чем в $3000. Преимущество подобного разрешения точно такое же, как у плёнки. При сканировании в разрешении 4000 dpi (максимальный предел профессионального сканера), слайд 24×36 даёт картинку 4500×3000 пикселей. И Kodak DSC pro SLR/n даёт фотографию 4500×3000. Конечно, приверженцы плёнок скажут, что при этом будет заметна зернистость, поэтому стандартная негативная плёнка на 200 ISO не может дать большую детализацию, чем SLR/n. Хотя мы не хотели сравнивать плёнку и “цифру” в этой статье (каждая технология обладает своими преимуществами и недостатками), всё же сей факт заставляет задуматься о будущем плёнки. Особенно он заинтересует профессиональных фотографов, часто сканирующих плёнку, чтобы получить цифровое изображение, – ведь если снимать в “цифру” напрямую, то при этом можно сэкономить время и деньги.
Да и если перейти к отпечаткам и увеличению, файл 4500×3000 пикселей даёт 25×38 см при 300 dpi. То есть такую фотографию можно будет печатать размером A3+ и выше без потери качества. Впрочем, подобная цель достигнута уже с 8-мегапиксельными камерами, так зачем нужны 14 мегапикселей? Всё дело в соответствии отсканированной плёнке и профессиональным задачам. Большое разрешение ещё никому никогда не мешало.
Сенсор 24×36
Помимо красивой цифры в 14 миллионов пикселей, ещё одним “лакомым кусочком” Kodak DSC pro SLR/n является сенсор 24×36 мм, без всякого фокусного перемножения. Это очень важно, поскольку на профессиональном рынке критична совместимость, и фотографу, купившему объектив Nikon, вряд ли понравится приобретать объектив другого производителя. Кроме того, сейчас переход с плёнки на “цифру” не представляет никакой трудности – рабочих навыков менять не придётся. Сенсор размером с кадр – козырь в борьбе с конкурентами, тем более что Nikon (в отличие от Canon) не предлагает модель с сенсором 24×36. Так что теперь фанатам Nikon ничего не остаётся, как перейти на камеру Kodak. А пока Nikon не выпустила своей модели, Kodak весьма разумно вышла на рынок, причём новая камера будет интересна не только профессионалам, но и широкой публике.
У камеры DSC pro SLR/n 20 мм остаются 20 мм, так что вам не нужно пересчитывать фокусное расстояние. Просто, эффективно и неопровержимо.
Ценовая война
В то же время, $5000 – сумма немаленькая. Но и преимущество Kodak здесь очевидно: вы платите $5000, но только и всего. Вам не придётся докупать ужасно дорогие широкоугольные объективы, чтобы сохранить “нормальное” фокусное расстояние. Если же вас это не волнует, то можете взять Nikon D70, но тогда для сохранения рабочих навыков и любимых параметров (f2.8, скажем, обойдётся дорого), суммарные расходы быстро вырастают, превосходя цену Kodak. Как же тогда быть? Ответить на этот вопрос нелегко, однако всё следует тщательно взвешивать. Студийный фотограф, снимающий на расстоянии 100 мм, может взять себе и D70. Но если необходимо снимать пейзажи, архитектуру с широким углом, то единственным выбором будет Kodak. В общем, решайте сами.
DCS Pro SLR/n в деталях (характеристики)
KODAK DCS Pro SLR/n | |
Сенсор | CMOS 24×36 мм, 13,5 эффективных МП |
Максимальное разрешение | 4500×3000 пикселей |
Видоискатель | SLR (91% покрытия) |
Совместимость с объективами | Nikon AF |
Множитель фокуса | 1 X |
Фокусировка | Автофокус по 5 областям (выбор) и ручная фокусировка |
Типы выдержки | P, A (приоритет диафрагмы), S (приоритет затвора), M. |
Экспонометр | По многим областям, по центру и по участку |
Затвор | От 30 до 1/4000 |
Чувствительность | От 160 до 800 ISO в 1/3 IL, 1600 ISO в RAW |
Режимы вспышки | Авто, всегда, выключена, устранение красных глаз, slow synch, rear-curtain synch |
Баланс белого | Авто, ручной и 4 настройки |
Формат файлов | JPEG, RAW и RAW+JPEG |
Поддерживаемые карты | Compact Flash type I и II, SD Card/MM Card |
Разъёмы | FireWire |
Питание | Литий-ионная батарея Kodak с зарядным устройством |
Габариты | 131x158x89 мм |
Вес | 1 кг с батареей |
Прочее | Разъём для синхронизации внешней вспышки, hotshoe |
Pro SLR/n и Pro SLR/c: сравниваем с конкурентами SLR
В общем, на профессиональном рынке присутствуют модели зеркальных SLR с “уменьшенными” сенсорами, а также камеры с сенсорами 24×36, а разрешение при этом бывает от 6 до 14 миллионов пикселей. Одну модель от другой отличают не только разрешение и размер сенсора, а общий дизайн, конструкция, удобство работы и характеристики. Линейка Canon EOS 1Ds (1Ds и 1D Mark II, на 11 и 8 миллионов пикселей, соответственно) выделяется строгой профессиональной направленностью, причём по дизайну камера базируется на EOS 1, флагмане среди плёночных моделей. Солидность, скорость, великолепная эргономика и общее качество дают результат, к которому сложно придраться. Для фотографов, уже использующих оптику Canon, выбор этой камеры будет логичным и последовательным шагом.
Модель Contax N Digital разработана вместе с плёночным вариантом Contax N. Одинаковые корпуса камер используют тот же принцип универсальности, что и Kodak DCS pro SLR/n, поскольку позволяют устанавливать разные объективы. Однако Contax N Digital не свободна от недостатков, как и Kodak, к чему мы вернёмся чуть позже. В то же время, дизайн и эргономика безупречны, камера удобна в работе. Студийные фотографы, работающие со средним форматом (4,5×6 см), могут использовать оптику Contax на камере N Digital с помощью насадки-адаптера. Убедительный “плюс” для многих профессионалов.
Среди массивных и внушительных профессиональных моделей Kodak DCS pro SLR/n выделяется своим “тонким” видом, что явилось следствием использования в качестве основы корпуса Nikon F80 (любительская плёночная камера SLR). Но, кроме того, камера Kodak имеет не слишком удачный дизайн, медленно работает, а корпус напоминает деформированный пухлый чехол. Так что по внешнему виду и эргономике эта камера не догоняет своих профессиональных соперников. Впрочем, это отражается на цене, которая намного ниже – несмотря на лучшее разрешение на рынке. То же самое относится и к версии DSC pro SLR/c, совместимой с Canon – она построена на базе корпуса Sigma (который используется, скажем, в Sigma SD10), что несколько удивит поклонников Canon, привыкшим к стилю родной компании.
Поэтому две камеры Kodak позиционируются несколько неудачно: они имеют хорошие характеристики и непревзойдённое разрешение, но некоторые “любительские” моменты могут отпугнуть профессионалов.
Для чего хороша DCS Pro SLR/n?
Мы вынуждены подчеркнуть, что DCS Pro SLR/n вряд ли подойдёт каждому. Цена отпугнёт обывателей, так что камера явно нацеливается на профессионалов и богатых любителей. Конструкция камеры слишком лёгкая чтобы привлечь корреспондентов, привыкших к “вездеходам”. Медленная работа камеры слишком заметна, что, опять же, вряд ли понравится журналистам. На самом деле, что подтверждается тестами, Kodak SLR/n направлена на студийных фотографов, которые могут позволить себе роскошь подождать пару секунд и полностью управляют освещением.
Впрочем, камера всё равно привлекает к себе внимание – ведь это единственная цифровая модель 24×36 с монтажом Nikon. Это становится особенно важно, если учесть ассортимент Nikon, в котором присутствуют модели только на 4, 5 и 6 миллионов пикселей с уменьшенными сенсорами (отсюда появляются и махинации с фокусным расстоянием) по ценам, которые немногим меньше Kodak (за исключением Nikon D70, которую вряд ли можно считать конкурентом из-за позиционирования на потребительский рынок). Так что даже закоренелые сторонники Nikon теперь могут решиться на Kodak.
Эргономика, конструкция и удобство работы
Взятая в руку DCS Pro SLR/n одновременно и поражает, и отпугивает. Плёночно-цифровой дуализм становится очевидным по корпусу Nikon, напоминающим F80, а рукоятка явно намекает на “цифру”. В общем, камера нам показалась несбалансированной. При большой ширине и рукоятке, удобной для горизонтального расположения камеры, вертикально держать её затруднительно, а иногда вообще невозможно. Доступ к меню съёмки (ISO, режимы P, A, S и M и т.д.) здесь такой же простой, как и на традиционных SLR, с главным колёсиком и двумя дополнительными. Камера работает, как обычная зеркальная модель, без задержек.
По весу камера лёгкая, даже слишком. Впрочем, это вряд ли будет вас беспокоить, если только вы не любите держать в руках что-то солидное (тогда лучше взять Canon EOS 1Ds, а не DCS Pro SLR/n). Видоискатель довольно комфортабелен, однако ваш нос часто будет задевать за ЖК-экран. Мелочь, конечно, но она иногда раздражает.
Сзади находятся два ЖК-дисплея. На одном отображается картинка, а на втором – базовая информация типа качества, файла, сжатия и т.д.
Однако нас смутили навигация и доступ к различным меню на ЖК-дисплее с помощью позиционной клавиши. Без изучения инструкции очень сложно разобраться во всём спектре возможностей. В целом, интерфейсу DCS Pro SLR/n очень не хватает интуитивности. Опять же, этот недостаток в очередной раз отпугнёт простых смертных, оставив камеру уделом только профессионалов (впрочем, она как раз на них и позиционируется). Но даже профессионалы не всегда смогут быстро сообщить камере, чего они хотят. Для примера можно привести выставление чувствительности. Обычно она регулируется от 160 до 800 ISO, но здесь возможно довести её до 1000-1600 в режиме RAW, а также уменьшить чувствительность до 6-50 в режиме длительной выдержки. Но на практике переход от режима долгой выдержки в обычный происходит не сразу, и у фотографа вряд ли будет время на изучение ЖК-дисплея и выставление функций – сцена-то ведь не ждёт. В результате большинство будет всегда использовать стандартную чувствительность ISO 160-800, проклиная про себя отсутствие быстрого переключения. Подобные недостатки приводят к тому, что DCS Pro можно рекомендовать в студию, но не журналисту.
Как видите, камера способна поиграть на нервах, но к этой особенности можно привыкнуть и не замечать. Несмотря на кажущуюся лёгкость использования, интерфейс камеры слишком усложнён. Очень обидно.
Закончим мы отделкой. В целом, корпус вполне хорош, хотя за $5000 можно было и сгладить некоторые моменты. Клавиши, к примеру, напоминают обычные “мыльницы” – требовательным пользователям это вряд ли понравится.
Режимы и меню
Всё чётко и прямолинейно – таковы принципы DCS Pro SLR/n. Камера относится к профессиональным, поэтому она не имеет специальных режимов съёмки и других улучшений фотографии, концентрируясь только на базовых четырёх: P, A, S и M.
Конечно, камера позволяет выбирать режим экспонометра (матричный, по центру или по участку), запоминать выдержку или фокус по нажатию клавиши, выбирать один из пяти режимов автофокуса, устанавливать баланс белого и режимы вспышки – всё, что необходимо для продукта в профессиональной категории.
Если обратиться к цифровым особенностям, то баланс белого разбит на шесть значений (авто, ручной и четыре предустановки), а контрастность, насыщенность и резкость можно регулировать. Светочувствительность меняется от ISO 160 до 800. Как мы уже отмечали, можно уменьшить чувствительность до ISO 6-50 в режиме долгой выдержки, или увеличить до 1000-1600 в режиме RAW. Всё бы хорошо, но впечатление несколько смазывается из-за появления “шума”.
Для студийной съёмки следует особо отметить наличие разъёма синхронизации внешней вспышки, а также “подошву” для крепления вспышки – помимо встроенной. DCS Pro SLR/n готова для работы в студии – собственно, для этой сферы она лучше всего и подходит.
Скорость и отзывчивость
Хотя DCS Pro SLR/n отзывчива так же, как и традиционная плёночная SLR, скоростной её назвать сложно. Часто, по каким-то непонятным причинам, камера теряла связь с пользователем и уходила на “перекалибровку”, отнимающую несколько секунд. А вдруг в это время вы упустите важный кадр? Но не паникуйте, поскольку подобная задержка происходит только при какой-либо регулировке (к примеру, при изменении чувствительности), а не в процессе съёмки кадра. В то же время, ничего подобного на камерах SLR начального уровня Nikon D70 или Canon EOS 300D не было.
Загрузка камеры Kodak занимает от 5 до 7 секунд. Слишком много для камеры, называющей себя профессиональной.
При съёмке последовательности кадров они записываются с приемлемой скоростью (1,7 кадров в секунду по данным производителя, что мы можем подтвердить). Паузы случались редко. По спецификации производителя максимальная глубина серии составляет 19 кадров, однако на практике получается большой разброс: от 10 до 20 снимков.
Что касается базовых функций, то съёмка происходит практически мгновенно, то же самое можно сказать и про фокусировку.
Снимки выводятся на задний дисплей медленно, иногда приходится ждать 12 секунд. Даже если несколько кадров находятся в буфере, переключение между ними не мгновенное. Этой особенностью камера вновь ограничивает сферы своего применения.
Время автономной работы
Следуя современным веяниям, камера Kodak DCS Pro SLR/n оборудована ёмким литий-ионным аккумулятором, которого хватает примерно на 400 кадров (со вспышкой). Мы смогли снять на одном заряде где-то 600 фотографий, отключив пост-просмотр, вспышку и все регулировки. То есть время жизни аккумулятора очень неплохое – здесь производителя упрекнуть не в чем. В то же время, дотошные пользователи отметят, что зарядное устройство имеет размер с хорошую книгу. Вот это действительно обидно, поскольку камеру уже трудно назвать портативной.
Качество изображения
О качестве фотографий судить всегда нелегко, но несколько критериев дать можно. Начнём с того, что на качество очень влияет оптика. Дешёвый объектив с пластиковыми линзами 28-80 мм f:3,5-5,6 вряд ли обеспечит достойный результат. А великолепный объектив 35 мм f:2 даст впечатляющую фотографию. Резкость изображения тоже зависит от объектива – и при сенсоре с таким высоким разрешением было бы обидно не оснастить DCS Pro лучшим из имеющихся на рынке объективом. А здесь Nikon никому не уступает.
Помимо резкости изображения в истинном понимании, Kodak встроила в камеру процессор, который обеспечивает хорошую картинку: она, конечно, выглядит по-цифровому, но всё равно приятно. В отличие от фотографий других производителей, пиксели группируются в небольшие группы, что придаёт картинный вид при просмотре изображения в натуральную величину. Такой подход – дело вкуса, поскольку чёткость изображения всё же снижается, поэтому тестовые таблицы здесь оказываются не такими хорошими, как на Canon EOS 1Ds. Но фотографии нельзя назвать плохими.
Что касается колориметрии, то камера снимает хорошо при большинстве условий освещения, однако при наружной съёмке и при смешанном свете она несколько тяготеет к красному. В целом, настройки баланса белого не идеальны, и мы рекомендуем профессионалам самостоятельно проводить корректировку перед каждой съёмкой.
Выдержка редко “промазывает” – только в тех ситуациях, когда это вполне ожидаемо. Конкуренты справляются не лучше, так что пользователям камеры придётся научиться разбираться в типах экспонометра: по общему кадру, по центру и по участку.
Подведём итог: изображения хороши, чисты, правильно выдержаны и имеют правильную цветопередачу. Что ещё можно желать? Отсутствие “шума”? Но здесь у DCS Pro наблюдаются ограничения.
Несмотря на систему подавления “шума”, которая прекрасно показывает себя в режиме длительной выдержки, камера даёт неприемлемое изображение при ISO 800, хорошее на 400 и великолепное – на 160. Другими словами, мы не рекомендуем подниматься выше ISO 160, если вы хотите использовать фотографии потом. Выше этого уровня появляется заметный “шум”, особенно если вы забыли включить режим длинной выдержки – что хорошо будет заметно ниже, по тестовым фотографиям. Фактически, “шум” является самым главным недостатком камеры – именно из-за него она вряд ли подойдёт журналистам. Им нужна модель, которая будет безупречна на ISO 50-400 и хороша на 800-1600, ведь условия съёмки часто бывают очень трудными.
В то же время, этот недостаток вряд ли обеспокоит студийных фотографов, которые могут сами выставлять освещение как нужно.
ISO
По мере роста светочувствительности, увеличивается и уровень “шума”. Начиная с ISO 400, тестовые снимки говорят сами за себя.
160 ISO |
200 ISO |
|
|
400 ISO |
640 ISO |
|
|
800 ISO |
|
|
ISO 160 и 800, режим длительной выдержки включён/выключен
Две приведённые фотографии можно считать характерными для Kodak DCS pro SLR/n. На одной стороне вы можете наблюдать изображения, полученные при ISO 160 в режиме длительной выдержки, на другой стороне – то же самое изображение, но уже с выключенным режимом длительной выдержки. Как вы можете заметить, без включения этого режима уровень “шума” значительно повышается.
160 ISO режим длительной выдержки включён |
160 ISO режим длительной выдержки выключен |
|
|
То же самое остаётся верным и для двух следующих фотографий, полученных при ISO 800. В любом из случаев заметен немалый уровень “шума”, но при выключенном режиме длительной выдержки он становится ещё больше.
800 ISO режим длительной выдержки включён |
800 ISO режим длительной выдержки выключен |
|
|
Верёвка
Верёвка: в условиях студии, когда можно управлять освещением, и с использованием качественной оптики, картинка просто великолепна.
Верёвка
Верёвка: натуральная величина
“Шум” на ISO 160 и 400
“Шум” 2 и “шум” 3: при сравнении ISO 160 и 400 становится очевидно, что “шум” приводит к практической бесполезности последнего режима. Это серьёзное ограничение камеры.
“Шум” 160 ISO |
“Шум” 400 ISO |
|
|
“Шум” на ISO 800
“Шум”: ниже приведён пример ужасного снимка, полученного при длительной выдержке (4 секунды) на ISO 800 без включения режима длительной выдержке. Без комментариев…
“Шум” 800 ISO
“Шум” 800 ISO – натуральная величина
Различные снимки
RAW, JPEG и ERI-JPEG…
Вы можете использовать карты CompactFlash (type I и II) или SD Card, поскольку на камере размещаются оба слота. При этом Kodak DSC Pro SLR/n может записывать фотографии в форматах JPEG, RAW, RAW+JPEG и даже – какая редкость – в собственном формате JPEG (ERI-JPEG). Форматов много, поэтому фотографу следует ясно представлять, как он будет использовать кадры. Вряд ли имеет смысл объяснять JPEG, поскольку это широко известный сжатый формат. Следует отметить наличие собственного формата JPEG, который можно оптимизировать с помощью программного обеспечения, поставляемого с камерой. Помимо пост-обработки фотографии, ERI-JPEG позволяет использовать чувствительность ISO 6-50.
Чтобы сохранить фотографию в максимальном качестве, с возможностью дальнейшего исправления ошибок, следует использовать RAW – это формат “прямо из ПЗС-сенсора”, который необходимо открывать в специальном программном изображении, а затем перезаписывать в чём-то стандартном типа TIFF. Преимущество RAW заключается в меньшем объёме на карте по сравнению с TIFF, да и камера его быстрее обрабатывает. По сути, фотограф экономит на времени съёмки, но теряет время при обработке изображения на компьютере, ведь RAW придётся преобразовывать. Впрочем, оно того стоит, поскольку компьютер даёт великолепные возможности для улучшения изображения, начиная от баланса белого и заканчивая выдержкой, контрастностью и другими параметрами. Программное обеспечение в комплекте поставки приятно удивляет и наверняка удовлетворит студийных фотографов, желающих получить максимально возможное качество картинки. Именно поэтому Kodak DSC Pro не поддерживает TIFF, ведь RAW имеет большие преимущества, да и лучшую гибкость.
Следует остановиться ещё на одной особенности, которая была введена Canon, – на JPEG+RAW. Подобный режим является компромиссным, поскольку изображение можно вывести на дисплей камеры сразу же после съёмки, а затем корректировать его на компьютере. С практической точки зрения JPEG можно рассматривать как предварительный кадр, который сразу же можно передать начальнику по Интернету, а затем уже работать с RAW. Неплохая функция.
Заключение
Как мы убедились во время тестирования, Kodak DCS Pro SLR/n одновременно и удивительна, и ужасна. Удивительна, поскольку камера предлагает великолепное разрешение и очень хорошее качество фотографии (при условии соответствующего объектива), а ужасна потому, что чувствительность выше ISO 160 использовать практически невозможно. Удивительна, поскольку SLR-аппарат работает прекрасно. Ужасна, так как дизайн корпуса усложняет работу, а медлительность камеры может озлобить даже самого ленивого фотографа. Удивительна, ведь вы будете держать в руках одну из самых лучших камер на рынке. И ужасна, поскольку оставляет чувство незавершённости, а недостатки камеры ограничивают сферу её применения только студийной съёмкой.
Итог будет таков: Kodak не создала цифровую панацею, однако предложила интересную альтернативу зеркальным камерам Nikon, так как сенсор 24×36 мм обеспечивает совместимость со всей линейкой объективов Nikon F, без всяких проблем с изменением фокуса.
Рекомендуем ли мы покупать эту камеру? Конечно, если вы занимаетесь студийной съёмкой. Но для универсальной фотографии эта камера вряд ли подойдёт, а тем более для полевых условий, то есть для журналистов.
Если когда-нибудь Kodak предложит ту же самую камеру с улучшенным качеством дизайна, облегчённым интерфейсом и отсутствием “шума”, то она будет подобна чуду. Будем ждать.
Преимущества и недостатки
Камеру Kodak DCS Pro SLR/n можно назвать и хорошей, и плохой. Этот парадокс обусловлен несколькими причинами: изображения при чувствительности выше ISO 200 использовать практически невозможно из-за “шума”, однако они великолепны на ISO 160, а также в режиме длительной выдержки при низкой светочувствительности. Сенсор 24×36 не сокращает фокусное расстояние, поэтому фотографии имеют высокое качество, хотя их цифровая природа отчётливо заметна. Цена вполне приемлема, однако камера слишком лёгкая, да и эргономику нельзя назвать идеальной. Работа SLR достойна похвал, но отзывчивость камеры посредственная, то же самое можно сказать про навигацию и общую работу. В общем, пользователь получает в свои руки настоящего “монстра” с впечатляющими возможностями, но в сфере реализации этих возможностей его ждут большие разочарования.
Мы закончим тем, что уже неоднократно упоминалось в обзоре: Kodak DSC Pro SLR/n является лучшим цифровым решением для студии, когда фотограф может управлять освещением и имеет достаточное время для съёмки.