Введение
AMD называет её Eyefinity. Nvidia называет её Surround. Однако, независимо от названия технологии, игры на трёх дисплеях вывели индустрию ПК на новый уровень в роли чемпиона реализма после многих лет, когда геймеры указывали на меньшую цену игровых приставок. Вы можете сохранить свою платформу возрастом в четыре года. Достаточно просто выполнить апгрейд; а этого приставки, по своей природе, просто не могут себе позволить в конце своего длительного жизненного срока.
Как оказалось, геймерам нравится видеть перед собой обширный игровой мир, растянувшийся на несколько мониторов. И если у вас развито боковое зрение, то вы получите весомое преимущество перед другими игроками.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Любой, кто может позволить себе приличный игровой ПК, может войти в мир игры на трёх мониторах благодаря серьёзному прогрессу в технологиях GPU, которые позволили выводить картинку с очень широким разрешением даже на видеокартах для массового рынка. Но в таком случае возникает вопрос: какой уровень качества вы готовы принести в жертву, чтобы получить плавную частоту кадров?
У Nvidia также есть собственные требования, поскольку для подключения трёх мониторов необходимы две видеокарты, но две модели, подобные GeForce GTX 460, должны показать себя ничуть не хуже high-end видеокарты.
Мы всегда пытаемся получить максимальный уровень качества графики в играх, поэтому для нынешнего теста мы начали с пары видеокарт GeForce GTX 480. Позднее мы добавили пару GeForce GTX 460, чтобы наш обзор был более интересен геймерам со средним бюджетом. А в конце мы также добавили вторую пару видеокарт GeForce GTX 480 для тех экстремалов, кому требуется самое высокое разрешение из возможных. Вооружившись четырьмя конфигурациями, мы решили ответить на вопрос: “Насколько производительные GPU понадобятся (и в каком количестве), чтобы комфортно играть на нескольких мониторах?”
Тестовая платформа
Немногие материнские платы готовы поддержать конфигурацию Quad-SLI из-за накладных расходов и проблем с доступным пространством. Для включения технологии SLI на четырёх видеокартах Nvidia требует использовать два моста NF200 PCIe, а для установки четырёх двухслотовых видеокарт потребуется корпус с восемью слотами, то есть крупнее стандартного форм-фактора.
Многие производители материнских плат устанавливают в верхнюю слотовую позицию крупный кулер чипсета у своих high-end моделей, что приводит к увеличению размеров материнской платы. Материнская плата Gigabyte X58A-UD9 удовлетворяет всем перечисленным характеристикам, что и хорошо, и плохо.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Хорошо то, что конкурент Foxconn предусмотрительно анонсировал своё предложение Ultra ATX ещё на CES 2008. За ним последовало больше десятка корпусов с десятью слотами. Плохо то, что продавцы не указывают ни “Ultra ATX”, ни количество слотов в названии предлагаемых моделей, в результате чего покупателям приходится просматривать все характеристики крупных корпусов, чтобы найти подходящее десятислотовое решение.
Да, мы получили все эти симпатичные игрушки. Ещё бы было время для игр… Мы собирали конфигурации на двух, трёх и четырёх видеокартах GeForce GTX 480 в SLI, используя модели с эталонным дизайном.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
700-МГц видеокарты Sparkle, которые мы использовали в нашей статье, посвящённой масштабированию GeForce GTX 460 в SLI, представляют в тестах менее дорогую альтернативу для массового рынка. Поскольку у видеокарт GTX 460 есть только один разъём для подключения мостика, они ограничены конфигурацией 2-way SLI.
Шестиядерный Intel Core i7-980X – самый мощный процессор в нашем арсенале, но и его бывает недостаточно, чтобы получить оптимальные в результаты в играх при установке более одной видеокарты GTX 480. Мы отказались от коробочного кулера и взяли более мощную модель, после чего разогнали процессор до 4,00 ГГц.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Кулер Cogage True Spirit является мощной моделью, но его штатный вентилятор средних размеров всё же несколько слабоват. Поэтому мы присоединили к радиатору вентилятор от NMB толщиной 38 мм.
![]() |
Нажмите на картинку для увеличения.
Мы выставили модули Kingston KHX16000D3ULT1K3/6GX в режим DDR3-1600 CAS 7, чтобы получить оптимальную производительность без повышения напряжения CPU Uncore.
Дополнительные комплектующие
Тестовая конфигурация | |
CPU | Intel Core i7-980X (3,33 ГГц, кэш 12 Мбайт) Разгон до 4,00 ГГц на +100 мВ, 160 МГц BCLK |
Материнская плата | Gigabyte X58A-UD9 BIOS F3 (05/28/2010), Intel X58 Express, LGA 1366 |
Память | Kingston KHX16000D3ULT1K3/6GX (6 Гбайт), DDR3-2000 на DDR3-1600 CAS 7-7-7-21 |
Видеокарты GTX 480 | MSI GeForce GTX 480 1,5 Гбайт, 700 МГц GPU, GDDR5-3696, 2-way, 3-way и 4-way SLI |
Видеокарты GTX 460 | Sparkle GeForce GTX 460 1 Гбайт, 700 МГц GPU, GDDR5-3600, 2-way SLI |
Жёсткий диск | Western Digital Velociraptor WD3000HLFS, 300 Гбайт, 10 000 об/мин, SATA 3 Гбит/с, кэш 16 Мбайт |
Звук | Встроенный HD Audio |
Сеть | Встроенный Gigabit |
Блок питания | OCZ-Z1000 1000 Вт модульный, ATX12V v2.2, EPS12V, 80 PLUS Gold |
Программное обеспечение | |
ОС | Microsoft Windows 7 Ultimate 64-bit |
Видеокарта GeForce | ForceWare 258.96 |
Чипсет | Intel INF 9.1.1.1020 |
Заполненная платформа уже выглядела внушительно, хотя мы ещё не добавили накопители и блок питания.
Самым противоречивым компонентом оказался модульный блок питания OCZ Z1000. Он был проверен независимыми специалистами, и действительно выдал 1000 Вт с эффективностью 89%, но противоречивость кроется в том, что в “родном” режиме он не поддерживает четыре видеокарты – необходимых вилок только хватает только для трёх видеокарт. Кроме того, он не дотягивает по мощности до 1200 Вт, что мы рекомендовали бы в качестве минимума для четырёх видеокарт даже при менее мощном центральном процессоре.
Изначально мы планировали проводить тесты только в конфигурации 3-way, но затем всё же решили проверить Z1000 и в конфигурации с четырьмя видеокартами, в надежде, что блок питания её выдержит. Мы обошли проблему с нехваткой вилок питания, добавив 6-контактный переходник, а также переходники с 4 на 6 контактов (что мы не рекомендуем делать нашим читателям). Если блок питания выдержит наш тест 4-way SLI, то его можно будет смело рекомендовать для любых конфигураций 3-way SLI с одним CPU.
Nvidia указывает, что все мониторы в конфигурации Surround должны поддерживать одинаковое разрешение и задержки, но на самом деле всё сложнее. Изначально мы планировали собрать конфигурацию на трёх мониторах из четырёх доступных в нашей лаборатории, но ни одна комбинация не заработала, хотя все мониторы отображали разрешение 1080p с частотой 60 Гц. В итоге нам пришлось взять три полностью идентичных монитора для наших тестов. Многие пользователи наверняка столкнутся с такой же проблемой, и им придётся приобретать полный комплект из трёх идентичных новых мониторов, чтобы заменить старые модели.
Мы попытались найти в интернет-магазинах мониторы по оптимальной цене в расчёте на дюйм, и обнаружили, что новое поколение дисплеев 1600×900 обходит 1280×1024 по оптимальной цене, которая составляет около $100 за панель. Разрешения 1680×1050 и 1920×1200 уступили своё место разрешению 1920×1080 (1080p), и цена на соответствующие мониторы начинается от $160. Поскольку разрешения 1600×900 и 1920×1080 нацелены на дисплеи формата 16:9, мы добавили 1280×720 (720p) в качестве альтернативной настройки, чтобы увеличить fps.
Тесты и настройки
3D-игры | |
Aliens Vs. Predator Benchmark | Alien vs Predator Benchmark Tool Test Set 1: Highest Settings, No AA Test Set 2: Highest Settings, 4x AA |
Call of Duty: Modern Warfare 2 | Campaign, Act III, Second Sun (45 sec. FRAPS) Test Set 1: Highest Settings, No AA Test Set 2: Highest Settings, 4x AA |
Crysis | Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool Test Set 1: Highest Quality, No AA Test Set 2: Highest Quality, 4x AA |
DiRT 2 | Run with -benchmark example_benchmark.xml Test Set 1: Highest Settings, No AA Test Set 2: Highest Settings, 4x AA |
S.T.A.L.K.E.R.: Call Of Pripyat | Call Of Pripyat Benchmark version Test Set 1: Highest Settings, No AA Test Set 2: Highest Settings, 4x MSAA |
Синтетические тесты | |
3DMark Vantage | Version: 1.0.1, GPU and CPU scores |
3DMark
Многие тесты 3DMark не соответствуют результатам в реальных играх, поскольку они всегда выигрывают от дополнительной графической производительности – даже в тех случаях, когда реальные игры упираются в производительность CPU. Именно поэтому мы называем данный тест синтетическим. Мы открываем наше тестирование именно с него, чтобы можно было оценить “чистую производительность” всех конфигураций.
Четыре видеокарты дают всего примерно на 12% больше производительности, чем три даже в этом серьёзно оптимизированном тесте. Конечно, не следует делать далеко идущих выводов только по одному тесту, но нам ещё предстоит узнать, нужны ли четыре видеокарты для очень высокого разрешения 5760×1080.
Alien Vs. Predator (DX11)
Наши тесты AVP начинаются с демонстрации незначительного прироста от Quad-SLI, хотя добавление сглаживания помогает самой дорогой конфигурации выйти вперёд по мере повышения разрешения.
Владельцам пары GeForce GTX 460 придётся ограничить себя тремя панелями 720p, если они хотят играть со сглаживанием AA, но без сглаживания можно получить приемлемо плавную игру и на трёх панелях 1600×900.
Двух видеокарт GTX 480 будет достаточно для игры на трёх панелях 1080p, но только с выключенным сглаживанием. Если вам требуется более высокое визуальное качество, то следует выбрать конфигурацию 3-way SLI, поскольку четвёртая карта станет пустой тратой денег.
Call Of Duty: Modern Warfare 2 (DX9)
Последняя версия CoD даёт впечатляющее качество визуальных деталей для игры DX9, но в то же время путь кода DX9 менее нагружает “железо”, чем DX11.
Пара видеокарт GeForce GTX 460 для этой игры кажется избыточной, причём даже когда картинка выводится на три монитора 1080p. Nvidia тоже это наверняка заметила и использовала игру, чтобы доказать возможности менее скоростных видеокарт по обеспечению глубокого погружения в геймплей. Всё же перед нами вторая самая продаваемая игра в США за всю историю.
Crysis (DX10)
Crysis тоже хорошо известна своей нагрузкой на графическую подсистему. Сможет ли она “поставить на колени” все наши конфигурации?
С подобными результатами нам потребовалось учитывать минимальную частоту кадров, чтобы получить лучшее представление о возможностях всех графических конфигураций.
Хорошая новость для геймеров со средним бюджетом заключается в том, что с парой видеокарт GeForce GTX 460 вы сможете вполне комфортно играть на трёх мониторах 720p, причём минимальная частота кадров со сглаживанием 4xAA составила 26 fps. Самые дешёвые видеокарты в нашем тестировании обеспечили вполне нормальный минимальный уровень 21 fps на трёх мониторах в разрешении 1600×900 с отключённым сглаживанием AA.
Две видеокарты GeForce GTX 480 позволяют играть на трёх дисплеях с разрешением 1080p с минимальной частотой кадров 22 fps с отключенным сглаживанием AA, но включение сглаживания в данном разрешении требует уже конфигурации Quad-SLI.
DiRT 2 (DX11)
Периферическое зрение не так и важно для игр, не относящихся в шутерам от первого лица, но дополнительные дисплеи в гонках добавляют реализма. Благодаря прекрасной графике и сносной физике, DiRT 2 – единственная гоночная игра, которая вошла в наш тестовый набор.
Видеокарты GTX 460 среднего ценового уровня справились со всеми разрешениями в DiRT 2, но серьёзно затормозили, когда мы включили сглаживание AA на трёх дисплеях 1080p. Но пара видеокарт GeForce GTX 480 с лёгкостью справилась с этой максимальной тестовой настройкой.
S.T.A.L.K.E.R.: Call Of Pripyat
Дополнительные видеокарты требуют дополнительных системных ресурсов, но первое серьёзное доказательство проблемы с конфигурацией Quad SLI мы получили в самых низких тестовых настройках S.T.A.L.K.E.R. Затем повышение графических настроек привело к повышению нагрузки на видеокарты больше, чем на CPU, и конфигурация Quad SLI вышла вперёд.
Две видеокарты GTX 460 дают плавную игру во всех разрешениях, но только с выключенным сглаживанием AA. Конфигурация 3-way GTX 480 SLI показала минимальную частоту кадров 19 fps в тесте Sun Shafts при наших самых высоких тестовых настройках, так что играть на этой конфигурации в большинстве случаев можно. Если же вы хотите полностью быть уверенными в том, что сможете играть на любых возможных настройках при всех возможных условиях освещения, то лучше брать конфигурацию Quad-SLI.
Анализ производительности
Мы обнаружили два случая, когда только конфигурация из четырёх видеокарт GeForce GTX 480 в Quad-SLI обеспечивала приемлемую частоту кадров. Также в одной игре даже пары видеокарт GTX 460 будет достаточно для плавной игры с максимальным разрешением и настройками качества. Если вы готовы отказаться от сглаживания при сохранении максимальных настроек качества в Crysis и S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat, то сравнение средней частоты кадров будет весьма полезным.
Самой приятной новостью для геймеров со средним бюджетом будет то, что пара GeForce GTX 460 в SLI, в целом, даёт приемлемую производительность для игры на трёх дисплеях 720p, обеспечивая глубокое погружение в виртуальный мир, пусть даже с некоторой зернистостью.
Даже с тройкой мониторов 1600×900 наше самое дешёвое решение в тестах, как правило, справляется достаточно хорошо.
Включение сглаживания “убивает” самое дешёвое решение при использовании трёх мониторов 1080p, но две видеокарты GTX 480 дают вполне приемлемую производительность в большинстве случаев. Следует напомнить нашим читателям о двух играх, которые мы упомянули чуть выше – там для комбинации сглаживания, максимальных графических настроек и максимального разрешения требуются четыре видеокарты.
Энергопотребление и эффективность
Мы решили рискнуть и использовали 1000-Вт блок питания в нынешних тестах 4-way SLI (вам мы этого делать настоятельно не советуем). Сколько энергии потребляла наша система?
Энергопотребление системы от розетки.
Если отбросить тепловой пакет TDP, указанный производителем, то нашему блоку питания потребовалось выдавать по 282 Вт на каждую видеокарту GeForce GTX 480. При этом установка четырёх видеокарт привела к перегрузке блока питания, который стал потреблять от розетки 1364 Вт (а не 1316 Вт, как можно было бы спрогнозировать), то есть эффективность снизилась с заявленных 89% до 85%. Это означает, что блоку питания OCZ Z1000 пришлось выдавать продолжительную нагрузку 1164 Вт, на целых 16% больше заявленной номинальной! Молодцы, инженеры OCZ!
Если перевести энергопотребление в проценты, то мы сможем затем рассчитать эффективность. В качестве 100% мы взяли конфигурацию GTX 480 SLI, а GTX 460 SLI является более экономичной альтернативой.
Если не обращать внимания на отдельные случаи, в которых конфигурация 4-way SLI уверенно лидирует, то производительность, в среднем, оказывается хуже, чем у конфигурации 3-way SLI.
Эффективность является соотношением выполненной работы и затраченной энергии, её легко рассчитать по данным двух приведённых выше диаграмм.
Поскольку 100% эффективность в индустрии смысла не имеет, мы вычли “1” из результатов, чтобы показать на диаграмме только разницу в эффективности. Как можно видеть, третья видеокарта приводит к падению 6% по эффективности, хотя прирост производительности составляет 29%.
Заключение
Если посмотреть на диаграммы средней производительности, то конфигурация 4-way SLI покажется бесполезной. Однако всё не так просто, поскольку при максимальных настройках у двух протестированных игр только конфигурация 4-way SLI обеспечивала плавную частоту кадров. Проблема заключается в целостности результатов, поскольку при средней графической нагрузке производительность упирается в CPU, что препятствует получению максимальной частоты кадров – а это, в свою очередь, негативно сказывается на нашем анализе средней производительности.
Но давайте посмотрим на другой конец спектра. Если вы готовы отказаться от сглаживания, то пары GeForce GTX 460 в SLI будет достаточно практически для любых игр на трёх дисплеях с разрешением 1600×900. В некоторых играх можно будет играть даже в разрешении 1920×1080 на трёх дисплеях, в то время как в других возможен режим 1600×900 со сглаживанием AA.
Две видеокарты GTX 480 позволяют играть в разрешении 1920×1080 на трёх дисплеях, но иногда придётся отказываться от сглаживания AA. Переход на конфигурацию 3-way SLI даёт существенный прирост производительности, но решающим его вряд ли можно назвать.
Самое большое наше разочарование было связано с самими мониторами. В играх в разрешении 1080p на трёх мониторах впечатление было такое, как будто смотришь на игровой мир через узкую щель. Некоторые наши редакторы порекомендовали крупные мониторы 4:3, но лично мне не кажется, что они будут достаточно большими, чтобы отделить обычное зрение от периферического.
Возможно, лучшим компромиссом будет тройка мониторов 1920×1200, но модели с форматом кадра 16:10 становится всё сложнее найти. Впрочем, если вы готовы рискнуть, то сегодня вполне можно купить тройку мониторов среднего уровня, таких как ASUS VW266H.