Введение
Представляем нашим читателям издание компании “ДиректМедиа Паблишинг” “Русская живопись”. Автор рецензии В. Л. Булдакова, эксперт Е. Л. Беляева, искусствовед.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системные требования | |
ОС | Windows 95/98/МЕ/NT/2000/XP |
ПК | IBM PC 486 и выше,16 МB RAM, CD-ROM, SVGA |
Вступительное слово
От Айвазовского до Экстер, от Алексеева до Ярошенко – такой диапазон художников (по алфавиту фамилий), творивших в русской культуре с XVIII века, представлен на диске. Всего-то три века насчитывает история русской живописи, до этого времени русские живописцы занимались только иконописью, обычный человек и обыденная жизнь не могли стать предметом искусства. Эпохи Возрождения русская культура не пережила, гуманистические идеи Ренессанса и Северного Возрождения не коснулись русской философии, существующей до 18 века в рамках теологии. Уже 16 век в Европе – предбарочное время, совсем скоро наступит эпоха Просвещения, а в России – это время формулирования идеи “Москва – третий Рим”, одной из самых популярных в русском государстве. Идеи насколько православной, настолько же великодержавной.
Не стоит идеализировать властьпредержащих, но всё-таки нельзя отрицать, что время Петра Великого было временем разрешений, в том числе и в искусстве. Результат тот же, что в Византии IX века после отмены иконоборчества – взлёт русского искусства в XVIII веке. Живописцы существовали в самой благоприятной для свободы выражения таланта ситуации. Сосуществование и взаимовлияние разных стилей, возможность выбора и освоения в короткий срок (часто на протяжении одной творческой биографии) того пути искусства, которым Европа шла долгие века.
Материал диска позволяет проследить процесс становления русской светской живописи, вышедшей к шедеврам модерна в XX веке.
Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович. Весна. Нажмите на картинку для увеличения.
Общая характеристика
Диск представляет собой библиотеку изображений, 4500 иллюстраций шестисот художников. Программная оболочка позволяет просматривать изображения, их можно редактировать, экспортировать в другие редакторы, распечатывать, осуществлять поиск по базе данных и по названиям изображений.
Вступительная статья Анны Флорковской, сотрудника НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, кандидата искусствоведения, предваряет живописный материал диска. Написанная лаконично, предельно ясным, хорошим литературным языком, она поможет человеку, даже далёкому от темы, разобраться в особенностях развития русского искусства в XVIII – XX веках.
Нажмите на картинку для увеличения.
Интересно, что автор не ограничивается только историей живописи, а создаёт общую картину развития русской культуры за три века. Некоторая конспективность статьи здесь может расцениваться как достоинство, потому что играет роль учебника-путеводителя для пользователя.
Необходимость именно такого вида статьи вызвана тем, что создатели приняли единственно верное решение: расположить материал по алфавиту фамилий художников, а не по художественным периодам и направлениям.
Нажмите на картинку для увеличения.
Так что А. Флорковская составила статью, дополняющую принятую на диске классификацию материала.
Кстати, статья очень полезна будет студентам при подготовке к итоговому экзамену по истории изобразительного искусства или по истории мировой культуры.
К содержанию диска
Количество иллюстраций на диске позволяет составить представление о русской живописи, проследить процессы её становления и развития. Составители, говоря о русской живописи, естественно, не ограничиваются русскими именами, в состав издания вошли произведения художников, которые работали в России, родились в России, чьи имена так или иначе связаны с русским искусством.
Есть здесь и Луи Каравакк, и Иоганн Таннауэр, и Мари-Луиза-Элизабет Виже-Лебрен, одна из немногих женщин – живописцев; сама красавица, она написала портрет Елизаветы Алексеевны в серо-голубых перламутровых тонах. Елизавета Алексеевна на нём стройная, тоненькая и юная.
Нажмите на картинку для увеличения.
В 18 веке успешно, быстро учатся свои талантливые живописцы. Вот работы в жанре портрета Ивана Вишнякова,
Вишняков, Иван Яковлевич. Портрет Сарры Элеоноры Фермор. Нажмите на картинку для увеличения.
Ермолая Камеженкова,
Камеженков, Ермолай. Портрет неизвестного в лиловом халате. Нажмите на картинку для увеличения.
Дмитрия Левицкого.
Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет Анны Артемьевны Воронцовой в детстве. Нажмите на картинку для увеличения.
Конечно, всегда было модно заказывать портреты у иностранцев: посмотрите, какая чудесная работа Жана Луи Вуаля,
Вуаль, Жан Луи. Портрет графини С. В. Паниной. Нажмите на картинку для увеличения.
Вильгельм Август Голике пишет портрет Николая I, точно совпадающий со словесными описаниями характера самодержца:
Голике, Вильгельм Август. Портрет великого князя Николая Павловича. Нажмите на картинку для увеличения.
Потом в русском изобразительном искусстве создаются просто шедевры портретной живописи: О. Кипренский, И. Горюшкин-Скоропудов.
Горюшкин-Скоропудов, Иван Силович. Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе. Нажмите на картинку для увеличения.
В. Серов пишет портрет Николая II; поразительно, как глубок взгляд творца: ещё тогда, в 1900 году увидел и показал всю трагедию личности царя и горячо, по-человечески ему посочувствовал.
Серов, Валентин Александрович. Портрет императора Николая II. Нажмите на картинку для увеличения.
А вот графический Кустодиев, непривычный для зрителя, какой он тонкий ценитель женственности, нежности, прекрасной, капризной и лукавой.
Кустодиев, Борис Михайлович. Женщина с чашкой. Нажмите на картинку для увеличения.
Автопортрет Николая Петровича Крымова поразителен по лаконичности, скульптурности, тень и свет многозначны в контрастном соединении, рождают ощущение сложности и трагичности и личности и времени.
Нажмите на картинку для увеличения.
Самое время представить портрет императрицы Елизаветы, напоминающий о её любимом стиле, кисти Георга Гаспара Иосифа фон Преннера, который, говорят, не смог ужиться с некоторыми придворными, и несмотря на жалованье в полторы тысячи рублей в год, уехал, правда, не через три года, по договору, а через пять. Оставил учеников, одного, любимого, забрал с собой.
Нажмите на картинку для увеличения.
Среди портретов на диске встречаются любопытные пары, например, портреты Александра III работы Крамского(1) и Куликова(2). Года два назад это сходство вызвало оживлённую дискуссию в livejournal. Посмотрите, если интересно.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию диска, продолжение
С XVIII века русские живописцы уже не могут работать автономно, как вынуждены были иконописцы после гибели византийской империи. Учатся в Петербурге, потом едут в Европу, чаще всего в Италию, во Францию. В жанре пейзажа так много видов милой русскому сердцу Италии, с ней так много связано и счастливых и горьких историй.
Портрет Мариуччи Кипренского всегда напоминает о прекрасном сердце Ореста Адамовича, и о недолгом, всего в три месяца его счастье.
Нажмите на картинку для увеличения.
Как тяжело, трудно работал в Риме А. Иванов, а С. Щедрин привёз домой прекрасные пейзажи, К. Брюллов – самый воздух и свет итальянский.
При взгляде на архитектурные пейзажи шведа Беньямина Патерсена, получившего художественное образование в Петербурге, вспоминаются виды Венеции Каналетто.
Нажмите на картинку для увеличения.
Любопытно посмотреть на установку Александровской колонны глазами Александра Денисова.
Нажмите на картинку для увеличения.
Невозможно не задержаться надолго, разглядывая ни на что непохожий вид Невы ученика К. Савицкого Алексея Карева, ставшего в советское время одним из известнейших педагогов.
Нажмите на картинку для увеличения.
Жанр пейзажа формировался в России с XVIII века. Его любили и художники и публика, кому не известны пейзажи Ивана Шишкина, Исаака Левитана или Алексея Саврасова? Но в творчестве Анны Остроумовой-Лебедевой и Ильи Остроухова по-новому выглядит русская природа, светло и празднично.
Остроумова-Лебедева, Анна Петровна. Адмиралтейство под снегом. Нажмите на картинку для увеличения.
Остроухов, Илья Семенович. Золотая осень. Нажмите на картинку для увеличения.
Мы хорошо знакомы с морской стихией картин Ивана Айвазовского, а оказывается, есть и степная стихия:
Дубовской, Николай Никанорович. Ураган в степи. Нажмите на картинку для увеличения.
Немало на диске натюрмортов, любимых ещё со знакомства с голландской школой. В издании неплохая подборка произведений Ивана Хруцкого, не менее интересны натюрморты модерна, например, Владимира Дриттенпрейса,
Нажмите на картинку для увеличения.
Константина Коровина,
Нажмите на картинку для увеличения.
потрясающий натюрморт Кузьмы Петрова-Водкина.
Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию диска, продолжение
Бытовая живопись корнями связана с творчеством художников Северного Возрождения. Нет смысла отрицать, у царя Петра был хороший художественный вкус: Доменико Трезини, задавший константы развития его любимого города, говорят, первую картина Рембрандта, приобретённую в Россию, выбрал он, так называемые “малые голландцы”, украшающие целый зал Эрмитажа. Посмотрите на картины Владимира Маковского (кстати, на диске представлены трое Маковских: два брата, Владимир и Константин и Александр, сын Владимира; Сергей, сын Константина стал художественным критиком), титульную страницу диска украсила картина Константина Маковского.
Маковский, Владимир Егорович. Рыбачки. Нажмите на картинку для увеличения.
Как подробен в деталях и трагичен Василий Максимов.
Максимов, Василий Максимович. Больной. Нажмите на картинку для увеличения.
На картине Ивана Пелевина младенец больше напоминает такого куклёныша, но зато, какой свет, детали, очаровательная юная мама!
Нажмите на картинку для увеличения.
Очень хорошо представлены на диске художники модерна. На примере их творчества видно, какой сложный, трудный и плодотворный путь прошла русская живопись всего за три века.
Спорят яркостью цвета и решительностью кисти Наталья Гончарова и Давид Бурлюк,
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
тихо нежна голубая роза,
Сапунов, Николай Николаевич. Обложка каталога выставки “Голубая Роза”. Нажмите на картинку для увеличения.
фантастичен Михаил Врубель
Врубель, Михаил Александрович. Полет Фауста и Мефистофеля. Нажмите на картинку для увеличения.
и скорбящий по нему Пётр Бромирский.
Бромирский, Петр Игнатьевич Композиция (Памяти М. А. Врубеля). Нажмите на картинку для увеличения.
Братья Зданевичи, с их яркими и тяжёлыми красками,
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
сменяются нежнейшим, играющим в любовь к 18-му веку Сомовым.
Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию диска, продолжение
Так много театральных тем в живописи рубежа веков, живописцы с удовольствием занимались сценографией, костюмами, афишами.
Добужинский, Мстислав Валерианович. Принцесса и свинопас. Эскиз-вариант иллюстрации к сказке Х. К. Андерсена “Свинопас”. Нажмите на картинку для увеличения.
Рушится мир вокруг, человек обнажён и слаб, сила его только во всепобеждающей любви, говорит Добужинский.
Нажмите на картинку для увеличения.
Мир земледельцев Казимира Малевича,
Нажмите на картинку для увеличения.
друзей и знакомых Нико Пиросманашвили оказался так хрупок, беззащитен.
Нажмите на картинку для увеличения.
И почему-то остановился взгляд на противогазе Петра Осолодкова, страшно…
Нажмите на картинку для увеличения.
Как продолжение темы противогаза – плакаты Михаила Черемных: “Бог предполагает, а ОСОВИАХИМ располагает”. Ну, что называется, без комментариев!
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Таких примеров в издании немного. Практически не представлен социалистический реализм и художники иных направлений второй половины XX века. Видимо, это темы других изданий.
Замечательно то, что в библиотеке представлены картины не только из центральных музеев, но и из музеев других российских городов и частных собраний.
Иногда подписи к произведениям содержат замечание “Воспроизводится впервые”.
Некоторые авторские разделы включают большое количество произведений, например, Микалоюс Константинас Чюрлёнис, Сергей Судейкин, Иван Айвазовский, Иван Шишкин, а у Марка Шагала только одна картина. Вероятно, это связано с авторскими правами. Замечательный раздел у Александры Экстер, художницы, работавшей для Камерного театра Таирова и фильма “Аэлита” Якова Протазанова. Она уехала из страны в 1924 году. Издавала авторские книги в 3 – 5 экземплярах, иллюстрированные от руки.
Нажмите на картинку для увеличения.
Отличный раздел творчества Михаила Ларионова.
Нажмите на картинку для увеличения.
Возможности использования
Чрезвычайно полезное издание для самообразования. Незаменим диск для преподавания истории искусства, истории, русской литературы. Хорошо такую библиотеку иметь дома. Для школьников и студентов она полезна при изучении гуманитарных предметов, связанных с историей России.
Преподаватель может использовать материалы диска для презентаций по темам, связанным с историей русского искусства, придумать задания для аналитических работ, самостоятельного проекта, например, “Особенности развития светской русской живописи”.
Недостатки
Не во всех авторских разделах проставлены годы жизни художника, в данных о картине не везде указан год создания. Конечно, иногда трудно датируются произведения искусства, но тогда, может быть, так и указать?
Заключение
Нажмите на картинку для увеличения.
Хорошее качественное издание, содержащее огромное количество художественной информации. Собрание на одном диске такого количества произведений производит неизгладимое впечатление. Электронная библиотека не просто дополняет учебные и теоретические издания, она составляет основу для изучения истории русской живописи в учебных заведениях разного уровня.
На момент публикации цена диска “Русская живопись” составляла 420 руб.
Купить диск “Русская живопись” в интернет-магазине “Директмедиа”.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.