Введение
Представляем нашим читателям издания компании “ДиректМедиа Паблишинг” “В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX века. Аудиоучебник. 10 класс”, “В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Литература XX века. Аудиоучебник. 11 класс”, авторские права принадлежат также ООО “ТИД “Русское слово – РС”. Автор рецензии и эксперт В.Л. Булдакова, преподаватель высшей категории Кировского областного колледжа культуры.
Диск “В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX века. Аудиоучебник. 10 класс ” выпущен под грифом “Допущено Министерством образования Российской Федерации”;
Нажмите на картинку для увеличения.
диск “В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Литература XX века. Аудиоучебник. 11 класс” – “Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системные требования | |
ОС | Windows 95/98/МЕ/NT/2000/XP |
ПК | IBM PC 486 и выше,16 МB RAM, CD-ROM, SVGA. Воспроизводятся на любом мультимедийном устройстве: MP3-плеере, КПК, мобильном телефоне. |
Вступительное слово
Замечательная идея – по дороге в школу слушать не обычную музыкальную жвачку, а глубокие сведения о русской литературе, о “нашем всём”, сообщённые красивым мужским голосом, баритоном, кажется. И к уроку подготовился, и удовольствие получил. Кстати, интересно было бы узнать, что на самом деле слушают подростки в наушниках разной конфигурации? Помните “451 градус по Фаренгейту” Бредбери, там жена главного героя постоянно с “ракушками” в ушах, таким символом доведённого до предела коммуникационного разрыва?
Литература, как известно, часть общей культурной памяти, так что в данном случае мы имеем дело с попыткой восстановить диахронные коммуникационные связи.
Общая характеристика
Диски представляют собой аудиоучебники формата MP3, программное обеспечение “ЭлБи4” (о его возможностях мы рассказывали не раз) обеспечивает возможность одновременно читать прослушиваемый текст,
Нажмите на картинку для увеличения.
или просматривать сопутствующие иллюстрации: портреты писателей и поэтов,
картины русских художников,
Нажмите на картинку для увеличения.
предметы обстановки и быта русского человека XIX века. Например, портфель Н. Гоголя.
При создании CD-ROM использованы издания.
- Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 2-е изд. – М.: ООО “ТИД “Русское слово-РС”, 2005.
- Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 4-е изд. -М.: ООО “ТИД “Русское слово-РС”, 2005.
[: Литература XX века. 11 класс, S. 2]
Электронные версии.
- Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007. – 1072 стр. ISBN: 978-5-94865-148-4
[: Литература XIX века. 10 класс, S. 3]
- Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. Учебник для 11 класса -М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007. – 1872 стр. ISBN: 978-5-94865-150-7
[: Литература XX века. 11 класс, S. 3]
К содержанию диска
Авторы первого из рассматриваемых дисков доктор филологических наук, профессор В.И. Сахаров и доктор педагогических наук, доцент С.А. Зинин предложили теоретически и фактологически выверенный материал о русской литературе XIX века, в основе которого лежит текст их школьного учебника на бумажном носителе.
Нажмите на картинку для увеличения.
Все академически принятые оценки событий и творчества лучших русских писателей позапрошлого века доведут до вашего сведения. Это хорошо, я бы сказала, фундаментально. Здесь, например, даже будет рассказана история несчастной любви Фета к Марии Лазич, о чём учебники советского периода предпочитали умалчивать.
Нажмите на картинку для увеличения.
Правда, из текста вы не поймёте, почему чувство вины преследовало Фета, как близок он был к самоубийству, как спас его Аполлон Григорьев, не отходивший от друга ни на секунду.
Но, в конце концов, как определить нужную степень художественности текста учебника? На этот счёт у всех мнения разные.
Вот только вопрос, будет ли подросток, не теоретический среднестатистический ученик общеобразовательного учебного заведения, а живые мальчик и девочка 16-ти лет слушать или читать текст, отвлечённый от живой жизни и от слушателя? Да, добросовестный, но академически сдержанный. Справедливости ради надо сказать, что есть места просто превосходные, например о Тютчеве.
Правда, написать интересный учебник по гуманитарному предмету чрезвычайно сложно. Где же на все учебники набрать авторов, подобных Ю.М. Лотману, А.М. Панченко, Д.С. Лихачёву? И в доверительный разговор с современным школьником вступить сложно.
Нажмите на картинку для увеличения.
Кроме того, видимо, следует принять во внимание, что С.А. Зинин, один из авторов того и другого учебника, по данным из Интернета является председателем Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по литературе. Из страницы МПГУ: “Регулярно выступает на научных форумах и в педагогической прессе по вопросам, связанным с современным состоянием школьного литературного образования. Сотрудничает со школами как ученый-методист, автор учебников и учебных пособий по литературе”. Он же составитель программы по литературе.
- Зинин С.А. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобр. Школы – М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2005. – 200 с. – 12,5 п.л. (Меркин Г.С., Чалмаев В.А.).
В этом году уже прошёл пробный ЕГЭ, несомненно, все школьники знакомы с адресом, по которому можно найти условия ЕГЭ, демонстрационные версии заданий.
Диск составлен с учётом требований к сдаче ЕГЭ по литературе.
Нажмите на картинку для увеличения.
Содержание диска, рассказывающего о литературе XX века (В.А. Чалмаев, С.А. Зинин), не менее академично, но текст изложен языком более живым.
Нажмите на картинку для увеличения.
Позиция авторов весьма определённа, но вызывает удивление то ли наивностью, что трудно предположить у людей столь остепенённых, то ли не знаю чем ещё. В статье, посвящённой печально известной организации под названием РАПП, все её “издержки” объясняются непонятно как пробравшимися в её руководство “нехорошими” критиками. Не обошлось тут и без “врага народа” Троцкого: “Но в разные моменты существования этой организации, призванной быть “становым хребтом” новой литературы, во главе её оказывались такие люди, как Леопольд Авербах, любимец Троцкого, литературный гангстер, по определению поэта Н. Асеева, как неистовые враги лучших традиций русской литературы (А. Платонова, М. Булгакова, М. Горького и др.) вроде Г. Лелевича, С. Родова, И. Бардина”.
[Часть первая: Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года, их манифесты, декларации, программы. Литература XX века. 11 класс, S. 739 (vgl. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. Аудиоучебник, S. 387)]
Нажмите на картинку для увеличения.
Прелестная позиция, не правда ли? Чего же тогда, спрашивается, не хватило представителям лучших традиций русской литературы, почему не они были во главе таких важных организаций? Но над этим вопросом, видимо, лучше не задумываться, и, главное, оградить от таких вопросов юношеские незрелые умы.
Во всяком случае, события и имена, влияющие на развитие процесса в русской литературе XX века, названы. О том, что существовала русская зарубежная литература, сказано, и не мало. Порадовал раздел “Новейшая русская проза и поэзия 80-90 годов”: названы Улицкая, Петрушевская, Эдичка Лимонов, да практически все, кто по значимости творчества должен быть в учебнике по литературе, даже В. Сорокина не обошли, оставив его для профильного уровня. Целый раздел посвящён творчеству Иосифа Бродского,
Так что с точки зрения полноты отражения материала всё в порядке. А оценки, что ж? Ну, забавно читать анализ стихов Д. Пригова. Так ведь каждый имеет право на своё мнение. Если оно есть.
Возможности использования
Для домашней работы диски полезны. Текстовый материал дополняется иллюстрациями. Это не только портреты поэтов и писателей, но и работы русских художников на диске, посвящённом литературе XIX века.
Абсолютно согласна с авторами – они помогают воссоздать весьма далёкую для сегодняшнего школьника атмосферу прошлого.
Авторы предлагают и в том и другом учебнике практические задания и вопросы для повторения. Это важно, потому что даёт возможность осмыслить прочитанный или прослушанный материал. “Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения”, – изречение Конфуция не устареет никогда.
Есть интересные задания и глубокие вопросы, например, о творчестве М. Булгакова:
“В каких произведениях русской классики тема совести, мотив греха и искупления занимают центральное место? Что нового привносит Булгаков в эту проблематику?”
[Часть вторая: “Мастер и Маргарита” (1929-1940) – повествование-лабиринт: взаимодействие трех “романов в романе” – романа о Пилате, о Мастере, о вторжении дьяволиады в Москву. Литература XX века. 11 класс, S. 1173 (vgl. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. Аудиоучебник, S. 129)]
Такой вопрос заставляет осмыслить литературный процесс как решение этических проблем, в русле философского осмысления жизни и искусства.
Но есть вопросы, содержащие ответы, или жёстко определяющие рамки ответа:
“Что нового внёс Тютчев в русскую поэзию? Как вы понимаете слова поэта и публициста И.С. Аксакова, сказанные о Тютчеве: “У него не то что мыслящая поэзия – а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль чувствующая, живая””.
[Часть вторая: “Умом Россию не понять…”. Литература XIX века. 10 класс, S. 581 (vgl. Сахаров В. И., Зинин С.А. Литература XIX века. Аудиоучебник, S. 31)].
На диске по литературе XX века названы имена профессиональных дикторов, читающих текст: В. Попов, А. Береснев. Читают внятно, но иногда, на мой слух, несколько спешат проговаривать слова. Однако, можно прослушать какие-то отрывки на уроке.
Ценно, что есть объяснение новейших литературных понятий.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Материал, предназначенный для изучения на профильном уровне, набран более мелким шрифтом.
Нажмите на картинку для увеличения.
Таким образом, диски может использовать и школьник, и учитель, и преподаватель, естественно корректируя, например, задания с учётом особенностей и возможностей учащихся.
Недостатки
С точки зрения программного обеспечения, недостатков не наблюдается. Правда качество картинок невысокое, увеличение приводит к заметным визуальным потерям, вы, вероятно, заметили это по нашим примерам иллюстраций с диска.
Заключение
Если попробовать обобщить впечатление от содержания учебников, то не могу отделаться от ощущения, что авторы никак не могут решить, какова их точка зрения: они православные русофилы или либералы-западники? Попытки отделить плевелы от пшеницы, козлищ от агнцев предпринимаются неоднократно, но до конца не доводятся. Особенно это заметно в разделах литературы XX века. Трудно сказать, в чём причина такой неопределённости, вероятно, сегодня общество ещё не готово поставить все точки над “i”, это раздвоение отражает состояние общественного сознания.
Тем не менее, электронные версии двух учебников по литературе для 10 и 11 классов помогут школьникам подготовиться к ЕГЭ по литературе. Напомним, что один из авторов учебников, С.А. Зинин, работает в Федеральной предметной комиссии по ЕГЭ.
Желаем успехов школьникам!
На момент публикации цена диска “В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX века. Аудиоучебник. 10 класс” составляла 220 руб.
Купить диск “В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX века. Аудиоучебник. 10 класс” в интернет-магазине “Directmedia”.
На момент публикации цена диска “В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Литература XX века. Аудиоучебник. 11 класс” составляла 1 000 руб.
Купить диск “В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Литература XX века. Аудиоучебник. 11 класс” в интернет-магазине “Directmedia”.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.