Обзор монитора Asus PQ321Q 4K | 31,5-дюймовый 4K-монитор с технологией IGZO
После появления первых 4K-мониторов на выставке CEDIA Expo 2012 года, ПК-энтузиасты задавались вопросом, когда же новые дисплеи доберутся до массового потребителя.
С тех пор на свет появилось немало 4K-мониторов (особенно много их было на выставке CES 2014). Но Asus была одной из первых, кто предложил разрешение 3840×2160 точек при частоте обновления до 60 Гц в плиточном Ultra HD-мониторе Asus PQ321Q 4K. Большинство других 4K-мониторов, которые мы рассматривали, работали лишь на частоте 30 Гц либо использовали панели более низкого качества. Следует внимательнее изучать характеристики таких мониторов, особенно если вы рассматриваете их для игр.
Asus PQ321Q 4K не только предлагает наибольшее число пикселей среди мониторов, которые мы рассматривали, но также имеет самую большую диагональ – 31,5 дюйма (80 см).
Естественно, продукты, которые первыми появляются на рынке, неизменно сопровождаются “детскими болезнями”. Для начала – велика вероятность, что для работы, по сути, с двумя панелями с разрешением по 1920×2160 точек (как в Asus PQ321Q 4K) вам потребуется новая видеокарта. Также необходимо учесть, насколько маленькими будут казаться объекты при разрешении 3840×2160 пикселей. Чуть позже мы опишем некоторые “подводные камни”, которые вас поджидают, а также поделимся способами обхода таких проблем.
Но сначала давайте разберёмся в технических характеристиках Asus PQ321Q 4K и лежащей в его основе технологии экрана.
Технические характеристики | |
Бренд | Asus |
Модель | PQ321Q |
Средняя цена | 130 000 рублей (в США $3500) |
Тип панели | IGZO |
Подсветка | W-LED, edge array |
Размер экрана | 31,5 дюйма |
Максимальное разрешение | 3840×2160 пикселей |
Максимальная частота обновления | 60 Гц |
Соотношение сторон | 16х9 |
Время отклика | 8 мс |
Яркость | 350 кд/м² |
Динамики | 2 x 2 Вт |
VGA | – |
DVI | – |
DisplayPort | 1 (v1.2) |
HDMI | 2 (v1.4a) |
Аудио вход | 1 (3,5 мм) |
Разъём для наушников | 1 (3,5 мм) |
USB-порты | – |
Размеры с подставкой, Д х Ш х В | 750 x 489 x 256 мм |
Толщина панели | 35 мм |
Вес | 13 кг |
Гарантия | 3 года |
Ничего невероятного в характеристиках нет (кроме наличия 8,3 миллионов пикселей, конечно). Если точнее, их 8294400, что соответствует пиксельной плотности 140 ppi. Это меньше, чем Apple использует в дисплеях Retina, характерных для ноутбуков MacBook Pro, хотя официально минимум зависит от того, насколько далеко дисплей будет находиться от глаз. В любом случае, 140 ppi – это больше, чем 109 ppi, характерные для 27-дюймовых QHD-мониторов.
Новая для Tom’s Hardware технология, используемая в данной модели, называется IGZO (хотя мы уже использовали дисплей Asus в статье, посвящённой играм на разрешении 3840х2160 точек, конкретно саму панель мы не рассматривали). QHD-мониторы, которые мы тестировали ранее, использовали в основе матрицы технологию IPS. Однако экран сегодняшнего монитора базируется на технологии IGZO, разработанной компанией Sharp. Не забывайте, что относительно дешёвые 4K-дисплеи на CES 2014 основывались на TN-панелях.
IGZO расшифровывается как Indium Gallium Zinc Oxide (оксид индия, галлия и цинка). Технология была изобретена в 2003 году, однако в производство попала лишь в 2012 году. Основное преимущество IGZO заключается в повышенной молекулярной активности, которая в 20-50 раз выше, чем у аморфного кремния – главного вещества внутри каждого субпикселя ЖК-дисплея.
ЖК – светоклапанная технология, это означает, что постоянный источник света (фоновая подсветка) управляется миллионами миниатюрных клапанов для производства различных цветов и различной интенсивности света. Именно эти клапаны отличают панели по типу. TN- и IPS-панели используют в качестве материала для клапана кремний. Молекулы в каждом субпикселе поворачиваются так, чтобы блокировать либо пропускать свет. Скорость и эффективность этого процесса и двигает прогресс. IGZO – это просто материал, которые более быстро реагирует на сигнал и требует меньше электропитания. Как результат, управляющие транзисторы могут быть не только маленькими, но и прозрачными. То есть панель тоньше, легче и при этом потребляет меньше энергии. Неспроста Apple iPad Air использует дисплей, выполненный по технологии IGZO.
IGZO можно найти во всех дисплеях 4K, о которых нам приходилось слышать, включая HTDV от Samsung, Sony и LG. Это не значит, что все панели сделаны силами Sharp, просто и другие производители имеют лицензию на эту технологию. Не забывайте, что технология IGZO связана только с транзисторами и слоями жидких кристаллов экрана. Фоновая подсветка и компоновка пикселей у различных дисплеев может отличаться. Просто IGZO даёт возможность сделать пиксели более миниатюрными, одновременно предлагая более быстрое время отклика (в теории).
Обзор монитора Asus PQ321Q 4K | Физические параметры, упаковка и аксессуары
На то, что в коробке находится нечто особенное, намекает её размер. В остальном она ничем не отличается от тех, что вы видели в магазинах электроники: всё тот же картон. Монитор заключён в пенопласт и хорошо защищён – маловероятно, что с ним может что-то случиться в процессе транспортировки.
В комплекте с монитором вы найдёте большой внешний блок питания, кабель DisplayPort, переходник RS-232 9-pin-3,5 мм, кабельные стяжки и печатное руководство пользователя. Подставка состоит из двух частей, и присоединяется к панели девятью винтами, для которых Asus предусмотрела специальный ключ. Это первый монитор в нашей практике, для сборки которого требуются инструменты.
Продукт со всех сторон
Монитор выполнен в стиле минимализма, чтобы ничто не отвлекало вас от изображения, за исключением маленького логотипа Asus. Кнопки управления спрятаны над верхним правым углом. Рамка со всех сторон имеет ширину 23 мм, и выполнена из текстурированного чёрного пластика, довольно прочного и качественного на ощупь. Подставка и стойка изготовлены из того же материала. Дисплей можно поворачивать на 30 градусов по вертикали, 90 градусов по горизонтали, а также поднимать вверх на 150 мм. Менять ориентацию нельзя, однако панель можно использовать в портретном режиме, если соответственно смонтировать стойку или использовать другую систему крепления. Для этого на задней стенке предусмотрено крепление стандарта VESA 200 мм.
Кнопки управления подписаны, хотя смысла в этом мало, поскольку они скрыты от глаз. Нажимать их придётся вслепую. По крайней мере, момент нажатия хорошо ощущается. На кнопках питания и меню есть небольшие насечки, которые, по логике, помогут быстрее распознать их, не глядя. Но даже по прошествии относительно длительной работы с Asus PQ321Q 4K мы часто жали не на ту кнопку. Было бы замечательно, если бы Asus внедрила небольшое всплывающее меню.
150 мм для регулировки по высоте – довольно щедрый диапазон. Однако регулировать высоту не так просто, поскольку ход не очень лёгкий, а панель довольно тяжёлая. Возможно, со временем некоторая затруднённость хода исчезнет. Для более аккуратной прокладки кабелей в комплекте предусмотрены стяжки и зажимы.
Asus PQ321Q 4K – относительно тонкая панель, её толщина составляет примерно 4 см. На задней части стойки можно видеть кабельную стяжку.
Задняя часть дисплея весьма функциональна. На ней имеется множество вентиляционных отверстий, а разъёмы хорошо выделены. Левая панель разъёмов предназначена для сетевого шнура и имеет выключатель питания. Правая панель содержит два разъёма HDMI и один разъём DisplayPort. Ниже расположены два аудиоразъёма 3,5 мм: один служит в качестве аудиовхода, а ещё один предназначен для наушников. И, наконец, за пластиковой заглушкой спрятан порт USB, предназначенный исключительно для обновления и обслуживания прошивки.
Встроенные динамки получают сигнал через аудиовход 3,5 мм. Они обеспечивают довольно чистое звучание, характерное для большинства динамиков, встроенных в мониторы. Дополнительную акустику лучше подключать к звуковой подсистеме вашего ПК. Есть ещё 3,5 мм порт управления RS-232. Необходимый переходник имеется в комплекте, а в руководстве по эксплуатации есть полный список командных кодов. Любую функцию экранного меню можно выполнить через последовательный интерфейс.
Обзор монитора Asus PQ321Q 4K | OSD-меню и параметры калибровки
Asus PQ321Q 4K имеет полноценный набор настроек. Однако окно меню настроек занимает почти всю левую часть монитора, а сдвинуть или уменьшить его нельзя, и это нам не понравилось. Чтобы замерить шаблон, придётся сместить измерительный прибор вправо от центра экрана. Также у меню есть неприятная особенность исчезать всего через 15 секунд, что особенно раздражает в процессе калибровки. Причём время отключения настроить нельзя.
В меню, которое мы показываем ниже, вы проведёте больше всего времени во время настройки.
Первой попадается на глаза регулировка уровня глубины чёрного. Она отделена от регулировки яркости и действительно настраивает фоновую подсветку. Нам данная функция понравилась, и хотелось бы, чтобы она стала стандартной для всех компьютерных мониторов (на телевизорах же она достаточно распространена). В состоянии “из коробки” яркость подсветки выставлена на максимум. Чтобы добиться показателя 200 кд/м², нужно понизить уровень яркости. Кроме того, у данной регулировки очень малый шаг калибровки. Каждое нажатие добавляет или убирает 12 кд/м2, ввиду чего произвести точную настройку уровня свечения достаточно трудно. С другой стороны, данный параметр имеет очень широкий диапазон регулировки.
По умолчанию контрастность установлена на значении 30. Мы снизили параметр на один пункт, чтобы улучшить точность воспроизведения оттенков серого. Значения выше 30 вызывают избыток детализации. Достаточный минимум для регулировки уровня чёрного составляет 28. Параметры Colors (цветность) и Tint (тон) изменяют насыщенность и оттенки второстепенных цветов. Лучше эти настройки не трогать. Регулировки Sharpness (резкость) также лучше оставить на исходном значении 12. Более высокие значения отразятся на выделении контура объектов на изображении.
Пункт Color Adjustment (настройка цвета) переносит нас в следующее меню.
Есть три режима цвета: Standard, Vivid и sRGB. Vivid придаёт изображению перенасыщенный “мультяшный” вид, и лучше им не пользоваться. sRGB обеспечивает довольно точное воспроизведение изображения, но он блокирует настройки цветовой температуры. По этой причине мы будем проводить тесты и калибровки в режиме Standard. Параметр Gamma по умолчанию выставлен на Standard, однако он не идеален. Смена значения на шаблонные 2,2 обеспечивает более приемлемый результат.
Настроить общую температуру цвета можно с помощью различных режимов White Balance (баланс белого). Данная настройка открывает опцию, позволяющую настроить температуру по шкале Кельвина, а режим User разблокирует ползунки RGB.
Мы были рады обнаружить функциональные регулировки RGB. Они, в сочетании с очень хорошим разрешением, позволяют точно отрегулировать белую точку на всех уровнях яркости. Монитор может похвастаться высокой точностью воспроизведения оттенков серого даже без дополнительных настроек. Однако с помощью данного меню нам удалось добиться ещё лучшего результата.
OSD-меню доступно на семи языках. Выбор источника сигнала можно выполнить в меню либо с помощью кнопки сзади экрана. Параметр Audio Select определяет источник звука (либо HDMI, либо разъём 3,5 мм). Настройка Audio Input Level на уровне 0,5 В нас устраивает. Baud Rate (скорость передачи в бодах) относится к порту управления RS-232. Настройка этого параметра зависит от подключаемого устройства. DisplayPort STREAM по умолчанию выставлен в режим multi, который необходим для подачи исходного сигнала на разрешении 3840×2160 точек с вашего компьютера.
Asus PQ321Q 4K можно использовать в портретном режиме, если смонтировать его на подставку соответствующим образом. Изображение нужно переориентировать вручную. Режим Standby Mode может экономить энергию в простое, когда выставлен на значение Low Power. В этом случае на включение монитора уходит больше времени. Чтобы не потерять доступ к интерфейсу RS-232, параметр Standby Mode лучше оставить на значении Standard. Опция Off If No Operation (выключение при бездействии) выключает дисплей после четырёх часов бездействия.
Мы не смогли сделать снимок меню PBP, поскольку у нас нет двух подключённых источников, которые его активируют. Когда вы используете функцию “картинка в картинке”, изображения выводятся рядом друг с другом при сохранении разрешения источника. Если один источник подключён через DisplayPort, его необходимо установить в режим Single Stream.
Меню Screen Motion предлагает два шаблона для борьбы с остаточным изображением. Для ЖК-мониторов это не очень серьёзная проблема. Пункт Size (размер) определяет соотношение сторон изображения. В режиме Wide (широкий) Asus PQ321Q 4K масштабирует все входящие разрешения, чтобы итоговое изображение воспроизводилось на разрешении 3840×2160 точек. В наших тестовых шаблонах данная функция работала очень хорошо. Большинство мониторов “сглаживает” однопиксельные паттерны, поэтому изображение выглядит искажённым. Наш генератор шаблонов подаёт сигнал на разрешении 1920×1080 пикселей, и монитор визуализирует его безупречно.
Пункт Information выводит последнее меню.
Здесь вы можете быстро ознакомиться с ключевыми настройками и узнать входящее разрешение, а также частоту обновления.
Калибровка Asus PQ321Q
Едва ли этот монитор нуждается в калибровке, поскольку исходная точность оттенков серого и гамма достаточно хороши. Если у вас нет измерительного прибора, рекомендуем выставить параметр Color Mode на Standard, White Balance на Preset и Gamma на 2.2. Затем понизить Brightness (яркость подсветки) на свой вкус.
Если вы хотите подойти ближе к идеалу (как мы), придётся попотеть с регулировками яркости (Brightness), контрастности (Contrast) и уровня глубины чёрного (Black Level). Они влияют друг на друга, и для того чтобы выставить правильный баланс, лучше набраться терпения. Настройки RGB имеют верхние и нижние регулировки, которые также взаимодействуют между собой. Хотя калибровать Asus PQ321Q 4K довольно просто, понадобится чуть больше усилий из-за показателей разрешения.
Настройки калибровки Asus PQ321Q | |
Brightness | 15 |
Contrast | 29 |
Black Level | 30 |
Color | 30 |
Tint | 30 |
Sharpness | 12 |
Color Mode | Standard |
White Balance | User |
R-Contrast | 248 |
G-Contrast | 252 |
B-Contrast | 256 |
R-Offset | 2 |
G-Offset | 2 |
B-Offset | -6 |
Gamma | 41672 |
Обзор монитора Asus PQ321Q 4K | Asus PQ321Q в работе
Установка
Как и любую новинку, использовать Asus PQ321Q 4K не так просто, как уже привычную продукцию. Сначала необходимо выполнить несколько требований.
Во-первых, видеокарта. Очевидно, что графический адаптер должен поддерживать разрешение 3840×2160 точек. Поиск по такому запросу выдал около 60 карт по цене от $65 до $1020. Но это не всё. Данный монитор можно подключать через один разъём DisplayPort или два порта HDMI.
Если вы читали статью “Asus PQ321Q Ultra HD: готов ли ваш компьютер к монитору 4K?”, то знаете, что Asus PQ321Q 4K – не просто обычный ЖК-монитор. Трюк заключается в обеспечении вывода изображения в разрешении 3840×2160 точек на частоте 60 Гц, используя комбинацию разъёмов, которую предоставляет Asus.
По сути, Asus PQ321Q 4K – это две совмещённые панели разрешением по 1920×2160 пикселей. Линию посередине вы, конечно, не увидите. Единственное свидетельство разделения проявляется в последовательном включении двух половинок. Вы увидите, как они обновляются по отдельности при смене настроек дисплея. Причина заключается в том, что внутри работают два отдельных блока масштабного преобразователя. Каждый отвечает за свою половину изображения. Одного блока масштабирования, поддерживающего Ultra HD на частоте 60 Гц, пока не существует.
Однако это никак не влияет на штатное функционирование монитора. Вернёмся к выбору видеокарты. Вам потребуется модель с двумя портами HDMI (или с переходником на HDMI) или одним DisplayPort 1.2. Почему именно 1.2? Потому что для работы требуется функция мультипоточности, а версия 1.1 её не поддерживает.
Изначально наш образец был настроен на DisplayPort MST. Для тестирования мы использовали видеокарту GeForce GTX Titan, оснащённую разъёмом DisplayPort 1.2 и различными цифровыми портами, которые можно адаптировать под HDMI и таким образом настроить любую конфигурацию. Однако большинство пользователей будет использовать DisplayPort – это проще. Поскольку видеокарта видит Asus PQ321Q 4K как два монитора, необходим активный режим Surround (на карте Nvidia). Благодаря самым новым драйверам GeForce, он включается автоматически.
Итак, подключение по DisplayPort довольно простое. Используйте один кабель, совместимый выход, и, если монитор настроен на приём сигнала MST, он запустится в режиме 3840×2160 точек на частоте обновления 60 Гц. Соединение через два разъёма HDMI немного сложнее, поскольку у большинства видеокарт есть только один такой разъём. Однако они оба необходимы для обеспечения достаточной пропускной способности для двух панелей с разрешением 1920×2160 пикселей на частоте 60 Гц. Совсем недавно были опубликованы характеристики HDMI 2.0, и мы рассчитываем, что в будущем экраны будут получать необходимую пропускную способность через более широкий канал. Итог: выбирайте видеокарту с поддержкой DisplayPort 1.2 и MST. На данный момент это самый простой способ вывода изображения качества 4K на Asus PQ321Q 4K.
Качество изображения в Windows
Такой дорогой монитор должен понравиться геймерам и профессионалам, работающим с графикой. В любом случае, вы будете работать с этим монитором в ОС Windows, по крайней мере, какое-то время, поэтому мы попробовали несколько приложений, чтобы оценить положительный или отрицательный опыт с Ultra HD.
Если вы уже перешли с FHD на QHD, то знаете, что размеры иконок и текста становятся значительно меньше. Как вы это переживёте, зависит от вашего зрения. С большинством QHD-экранов нам приходилось использовать хоть какое-то масштабирование шрифтов. Масштабирование шрифтов в Windows, мягко говоря, слабое. Текст становится больше, но при этом теряется резкость, и читать его так же тяжело, как и в исходном размере. То же самое относится к Asus PQ321Q 4K. При яркости на уровне на 200 кд/м² панель внезапно стала выглядеть тусклее, поскольку текст и другие объекты на экране стали размытыми. В этом случае помогает настройка фоновой подсветки, но, по нашему мнению, в Windows 7, которую используют многие энтузиасты, качество изображения падает. Но вины монитора в этом нет. В Windows 8.1 наряду с корректировками экрана реализованы улучшения масштабирования для дисплеев с высокой плотностью пикселей. Тем не менее, увеличенный текст всё равно выглядит размыто.
Обзор монитора Asus PQ321Q 4K | Методология измерения и калибровки
Для измерения и калибровки мы используем спектрофотометр i1Pro и утилиту SpectraCal CalMAN версии 5.1.2.
Для генерации шаблонов мы используем генератор видеосигнала AccuPel DVG-5000. Данный подход убирает видеокарты и драйверы из цепочки видеосигнала, позволяя дисплею получать действительно эталонные шаблоны. Соединение обеспечивается посредством HDMI.
AccuPel DVG-5000 способен генерировать все типы видеосигналов на любом разрешении и частоте обновления вплоть до разрешения в 1920×1080 пикселей при частоте 60 Гц. Также прибор может отображать движущиеся шаблоны для оценки качества обработки видео в мониторе, причём трёхмерные шаблоны доступны во всех форматах. Данное устройство позволяет нам измерить цвет и шкалу яркости, перекрёстные помехи и ореолы у трёхмерного контента в 3D-очках.
Тестовая конфигурация
Прибор i1Pro размещается по центру экрана (за исключением измерений однородности) и плотно прижимается к его поверхности, чтобы избежать попадания на него окружающего света. Генератор шаблонов Accupel (внизу слева) управляется через USB программой CalMAN, работающей на ноутбуке Dell XPS (справа).
Наша версия CalMAN Ultimate позволяет настроить экраны и последовательность действий так, чтобы максимально соответствовать поставленным требованиям. С этой целью мы и создали обзор последовательности действий с нуля. Таким образом мы можем с уверенностью собрать все необходимые данные благодаря компактному и эффективному набору измерений.
CalMAN 5 Ultimate: экран теста на отображение оттенков серого
Графики показывают уровни RGB, гаммы и погрешность Delta E для каждого уровня яркости от 0 до 100%. В таблицах размещаются необработанные данные каждого измерения. Область в верхнем левом углу показывает уровень яркости, среднее значение гаммы, Delta E и коэффициент контрастности. Отдельные графики можно копировать в буфер обмена Windows для создания графиков для наших обзоров.
CalMAN 5 Ultimate: экран теста на насыщенность цвета
Каждый первичный и вторичный цвет измеряется при насыщенности 20%, 40%, 60%, 80% и 100%. Уровень насыщенности цвета отображён как расстояние от белой точки на графике CIE. Можно видеть, как отслеживаемые точки сдвигаются от прямых белых линий. Чем дальше точка от центра, тем лучше насыщенность, пока вы не достигнете отметки в 100% на краю треугольника цветового охвата. Данный график показывает отклик дисплея на уровне сечения цветовых точек. Многие мониторы показывают хорошие результаты при измерении только 100%-ной насыщенности. Показать ожидаемые результаты при меньшей насыщенности гораздо сложнее, но и они учитываются в среднем значении Delta E (что объясняет, почему значения Delta E иногда выше, чем в других публикациях).
Обзор монитора Asus PQ321Q 4K | Результаты тестов
Яркость и контрастность
До калибровки
Перед калибровкой любой панели мы измеряем сигнал при нулевой и стопроцентной яркости. Это позволяет продемонстрировать, как влияет на контрастность изображения работа при крайних значениях уровня свечения. Мы не повышаем регулировку контрастности выше точки отсечения. Хотя это повысило бы светоотдачу монитора, детализация будет ухудшаться на верхнем конце шкалы яркости. Наши данные показывают максимально возможный уровень подсветки без клипинга сигнала.
Группа для сравнения состоит из шести последних настольных мониторов, которые тестировали на Tom’s Hardware.
Asus PQ321Q 4K немного превышает заявленные в характеристиках 350 кд/м². Дисплей производит достаточно интенсивное свечение для любого окружения.
К сожалению, это негативно сказалось на глубине чёрного.
Значение 0,5088 кд/м² заметно выше, чем у конкурентов. Оно даже выше, чем у монитора Planar, экран которого на целых 100 кд/м2 ярче.
Вот показатели контрастности:
Преимущества по контрастности у Asus PQ321Q 4K точно нет. Поскольку это наш первый тестируемый дисплей на технологии IGZO, мы не можем утверждать, что низкая контрастность для неё характерна. Сейчас в нашей лаборатории имеется 4K-дисплей от Dell, также в скором времени должна поступить модель от Sharp. Протестировав их, мы сможем узнать, есть ли у IPS преимущество по контрастности перед IGZO, или это просто издержки инженерного решения Asus.
Мы считаем 50 кд/м² практическим минимумом для яркости экранов. При более низких значениях повышается риск утомления глаз. Многие мониторы демонстрируют показатели ниже этого уровня. Сравнительные диаграммы показывают минимальную яркость отдельного монитора. Также мы проверим контрастность и глубину чёрного при 50 кд/м2.
Asus PQ321Q 4K имеет максимальное свечение 49,7378 кд/м² при нулевой яркости, что в точности соответствует нашему стандарту! Мы были обеспокоены тенденцией мониторов к повышению яркости, поскольку не у всех она может быт понижена до уровня 50 кд/м2, который предпочтителен для тёмных помещений. К счастью, Asus PQ321Q 4K имеет достаточно широкий диапазон яркости, достигающий как очень низких, так и высоких значений. Для этих тестов мы понизили только яркость. Настройки Black Level и Contrast остались на исходных значениях.
Глубина чёрного у Asus PQ321Q 4K заметно улучшается при понижении яркости подсветки. С показателем 0,0729 кд/м² он заявил о себе как “крепкий середнячок”.
Коэффициент контрастности почти не меняется при минимальной или максимальной яркости. Качество изображения постоянное, независимо от предпочитаемого уровня яркости. Но даже с учётом низких показателей контрастности, воспринимаемая контрастность достойная благодаря высокой точности гаммы, о которой мы поговорим в следующем разделе.
После калибровки
Мы считаем, что 200 нит (кд/м?) – это идеальный средний показатель яркости, поэтому откалибровали все тестируемые мониторы до этого значения. В освещённом помещении (например, в офисе) такой уровень яркости обеспечивает чёткую живую картинку с максимальной детализаций и минимальной нагрузкой на глаза. К тому же на этой отметке лучше всего отслеживать гамму и шкалу яркости, но об этом чуть позже. Для затемнённой комнаты профессионалы предпочитают калибровать монитор на 120 кд/м². Мы выяснили, что это практически не влияет на результаты глубины чёрного и контрастности после калибровки.
Получить значение 200 на Asus PQ321Q 4K достаточно тяжело, поскольку регулировка яркости не отличается точностью. Каждый шаг меняет яркость почти на 12 кд/м². После настройки контрастности (Contrast) мы получили яркость 197,3585 кд/м2.
Лучше немного понизить регулировку глубины чёрного (Black Level), перед тем как детализация ухудшится. При значениях ниже 28 вы не увидите самых тёмных переходов. Для комнаты с умеренным освещением самым комфортным значением оказалось 30.
Это хороший, но не лучший результат. Мы рады, что калибровка не оказывает негативного эффекта на глубину чёрного. Изменения шкалы серого невелики, поскольку Asus PQ321Q 4K имеет высокую точность воспроизведения оттенков серого даже при штатных настройках. Мы действительно рекомендуем выполнить калибровку, особенно если учесть стоимость Asus PQ321Q 4K. Ведь потратив на монитор $3500, вам наверняка захочется, чтобы он показывал идеальную картинку.
Ниже представлены показатели контрастности после калибровки.
Коэффициент контрастности Asus PQ321Q 4K нас снова не порадовал – менее 700:1. По сравнению с большинством других мониторов, которые мы тестировали, это результат ниже среднего. Хорошо, что превосходная гамма улучшает воспринимаемую контрастность.
Коэффициент контрастности по ANSI
Другим важным показателем является коэффициент контрастности по ANSI. Для теста используется шаблон из 16 чёрных и белых квадратов яркостью от 0 до 100%, расположенных в шахматном порядке. Это более реалистичное, более приближённое к повседневной ситуации измерение, чем замеры яркости при переключении всей картинки, так как такой подход позволяет проверить, насколько эффективно монитор способен одновременно отображать чёрные объекты с самым низким уровнем чёрного и белые объекты с максимальной яркостью. Также тест даёт возможность выявить равномерность засветки экрана. Показатель по ANSI получается путём деления среднего показателя восьми белых квадратов на среднее значение измерений восьми чёрных квадратов.
Всегда приятно, когда коэффициент контрастности по ANSI совпадает с воспринимаемой контрастностью. Это говорит об использовании высококачественных компонентов в конструкции панели, особенно поляризационной сетки. Утечки света между тёмными и светлыми областями изображения практически не существует.
Оттенки серого и гамма
Большинство мониторов, особенно новые модели, отлично отображает оттенки серого (даже на исходных настройках). Важно, чтобы белый цвет постоянно оставался нейтральным при любом уровне яркости – от самого низкого до самого высокого. Качество отображения оттенков серого влияет на точность цветопередачи для дополнительных цветов (голубого, пурпурного и жёлтого). Так как компьютерные мониторы обычно не имеют средств регулировки цвета или оттенка, точное воспроизведение оттенков серого крайне важно.
Так выглядят показатели Asus PQ321Q 4K в режиме цвета Standard со шкалой яркости на 6500K. Диаграмма показывает немного тёплый результат, где с ростом яркости начинает преобладать красный цвет. Однако погрешности Delta E не превышают трёх, то есть они незаметны. В целом, дисплей Asus можно спокойно использовать без калибровки.
Но поскольку наша цель – приблизиться к идеалу, мы использовали все доступные регулировки, пытаясь улучшить точность воспроизведения оттенков серого.
Диаграмма почти идеальная. Ошибки Delta E на 30, 70 и 80 процентах яркости составили всего 0,07! А все остальные уровни остались ниже единицы, кроме нулевого. Мы ещё ни разу не видели дисплеи, какого бы они ни были типа, которые показали бы такой сильный результат. Он, скорее всего, связан с настройками верхней и нижней частей диапазона RGB и исключительной точностью их масштабирования.
Ниже представлены шесть последних протестированных мониторов в сравнении.
Когда-то мы сказали, что Dell P2714T не нуждается в калибровке. Теперь ему вполне может составить компанию и Asus PQ321Q 4K. Среднюю погрешность Delta E, равную 1,48, можно даже не принимать в расчёт. Невооружённым глазом вы её не заметите, это возможно только с помощью таких приборов, как i1Pro.
Результаты после калибровки впечатляют ещё сильнее.
С учётом погрешности 2,16 на нулевом уровне, средний показатель составил невероятные 0,53. Если убрать нулевой уровень яркости из расчёта, то цифра будет ещё ниже – 0,37!
Гамма
Гамма – это измерение уровней свечения в каждой точке диапазона яркости от 0 до 100%. Измерение её значений важно, так как неприемлемые уровни гаммы выражаются в потере детализации или потускнении изображения, а это в итоге приводит к тому, что картинка становится тусклой и плоской. Правильная гамма обеспечивает более объёмную картинку, обладающую глубиной и реалистичностью. Неправильная гамма отрицательно сказывается на качестве изображения даже на мониторах с высоким уровнем контрастности.
На графиках измерения гаммы ниже жёлтая линия представляет значение 2,2 – наиболее распространённый стандарт гаммы для телевидения, фильмов и компьютерной графики. Чем ближе белая линия на графике к жёлтой, тем лучше.
У Asus PQ321Q 4K почти идеальная гамма, кроме уровней 10% и 90%, где яркость немного завышена. Погрешность на отметке 10% составила всего 0,72 кд/м², а 90% – 1,85 кд/м2. Без использования соответствующих инструментов вы её не заметите.
Вот результаты других мониторов из тестовой выборки для сравнения.
Диапазон колебаний результата в 0,21 говорит об очень точной гамме. Из графика выше это очевидно. Но для этого установку гаммы нужно выставить с параметра Standard на 2.2. Это действительно улучшает качество изображения, даже несмотря на низкую контрастность.
Мы рассчитываем отклонения гамма-кривой, отображая отличие от эталонного значения 2,2 в процентах.
Asus PQ321Q 4K отклоняется всего на 1,81% от эталонного значения 2,2 и выходит на один уровень с самыми лучшими дисплеями, которые мы протестировали до этого. Наряду со шкалой яркости, эта область с появлением новых экранов постоянно улучшается.
Цветовой охват и точность цветопередачи
Цветовой охват измеряется при помощи шаблона насыщенности, который представляет шесть основных цветов (красный, зелёный, синий, голубой, пурпурный и жёлтый) с пятью уровнями насыщенности (20%, 40%, 60%, 80% и 100%). Такой способ помогает получить более реалистичное представление о точности цветопередачи.
Точность цветопередачи Asus PQ321Q 4K не так высока, как точность воспроизведения оттенков серого и гаммы. Синяя/пурпурная/красная области цветового охвата немного перенасыщены. Кроме того, все цвета, за исключением голубого, отошли от эталонных значений. На графике свечения видно, что синий, пурпурный и в меньшей степени красный цвета более интенсивны, что нужно для компенсации. Образцы изображений выглядят довольно точными. Погрешности увеличиваются с ростом насыщенности.
Давайте узнаем позицию Asus рядом с конкурентами.
Средняя погрешность Delta E 2,55 ниже порога видимости, но некоторые проблемы при высокой насыщенности цвета видны и невооружённым глазом. Диапазон значений Delta E колеблется в пределах 0,47–7,53. Нам хотелось бы увидеть больше стабильности в мониторе за $3500.
Цветовой охват Adobe RGB 1998
В настоящее время существуют две основные категории дисплеев: мониторы, соответствующие стандарту sRGB/Rec 709, например, HD-телевизоры, и панели с широким цветовым охватом, отражающие 100% цветов палитры Adobe RGB 1998. Чтобы подсчитать объём цветового охвата, мы используем Gamutvision для расчёта данного показателя на основе ICC-профилей, созданных на базе реальных замеров. Диаграммы показывают ширину цветового охвата sRGB и Adobe RGB 1998 в процентах.
Asus PQ321Q 4K визуализирует более 95% охвата Studio RGB. Дисплей достаточно точен для профессионального использования, но многие предпочтут более широкий охват Adobe RGB 1998 монитора Asus PA279Q. Мы уверены, Ultra HD-панели с широким цветовым охватом – это лишь вопрос времени. А сейчас нам остаётся довольствоваться мониторами, которые отлично подходят для игр и мультимедийных приложений.
Углы обзора и однородность засветки
Каждый вид ЖК-технологий имеет свои особенности в отношении углов обзора. Поскольку испускаемый свет поляризуется, появляются колебания в яркости, цвете или и в том и другом одновременно, если говорить об TN, IPS или, в нашем случае, IGZO. Также на результат влияет тип фоновой подсветки.
Asus PQ321Q 4K показал превосходный результат по однородности засветки по вертикальной оси, но по горизонтальной присутствует небольшое смещение в сторону зелёного цвета. Яркость не падает, также как и детализация. Мы без труда различили все тёмные переходы на тестовом шаблоне.
Однородность экрана: яркость
Чтобы измерить однородность засветки монитора, мы использовали полноэкранные графические шаблоны с уровнем яркости 0 и 100%, и проводили замер в девяти точках. В отличие от предыдущих обзоров, мы сравниваем результаты с другими протестированными мониторами. Во-первых, мы сделали базовый замер в центре каждого экрана. Затем измерили показатель в восьми окружающих точках, а результаты выразили в процентах от базового (ниже либо выше). Данное значение затем усредняется. Важно помнить, что мы тестируем только один образец, притом, что образцы одной модели монитора в данном тесте могут давать различные результаты.
Сначала протестируем однородность чёрного поля.
Здесь мы снова видим отличный результат. Колебания, показанные прибором, мы не увидели. Судя по индивидуальным измерениям, яркие точки появляются в верхней левой и нижней частях экрана. Всё чаще мы приходим к тому, что 10 – это нормальный стандарт однородности засветки экрана. Выше этого значения вы наверняка увидите яркие точки, но при показателе ниже 10 вы их не увидите.
Теперь перейдём к белому полю.
Asus PQ321Q 4K в очередной раз показал превосходный результат. На экране нет явных колебаний яркости. Судя по показателям, центр ярче краёв, кроме нижней центральной части, которая оказалась самой яркой. Однако это результаты измерительного прибора. Визуально однородность идеальная.
Однородность экрана: цвет
Для анализа однородности цвета мы измеряем колебания баланса белого в девяти точках на шаблоне с белым полем, занимающим 80% экрана. Результаты выражаются по аналогии с погрешностью Delta E – разницей между наибольшим и наименьшим значением. Значения ниже трёх означают, что колебания будут видны невооружённым глазом.
Даже несмотря на то, что полученный результат почти такой же высокий, как у Dell P2714T, у которого были видны смещения цветов, различий в белом поле на Asus PQ321Q 4K мы не заметили. Самая высокая погрешность наблюдается в верхней левой части, и составляет 3,04 Delta E. Это значение едва превышает точку видимости.
Время отклика пикселей и задержка ввода
Для проведения этих тестов используется высокоскоростная камера, способная снимать до 1000 кадров в секунду. Покадровый анализ видео позволяет определить точное количество времени, необходимого для перехода от сигнала нулевого уровня до стопроцентно белого поля.
Генератор шаблонов расположен в основании монитора таким образом, чтобы камера могла точно зафиксировать момент, когда загорится LED-индикатор на передней панели монитора, оповещая о том, что монитор принял видеосигнал. Задействовав камеру, мы можем с точностью определить, сколько времени понадобится для полного отображения шаблона после включения. Такая методика тестирования обеспечивает точные и повторяемые результаты при сравнении мониторов.
Это снимок нашей тестовой установки.
Более яркая секция экрана камеры показывает то изображение, что действительно появляется на видео. Можно увидеть огоньки генератора шаблонов внизу видоискателя. Мы запустили шаблоны пять раз и усреднили результаты.
Вот результат прорисовки экрана:
Время прорисовки экрана соответствует показателям большинства IPS-мониторов. Однако монитор с таким количеством пикселей вряд ли удивит вас высокой скоростью. Даже с самой быстрой видеокартой в большинстве игр вы не сможете наблюдать производительность выше 60 FPS.
Хотя технология IGZO, которую использует Asus, теоретически предлагает более высокую скорость отклика, в цепочке сигнала есть другие факторы, делающие невозможным ощутимый прирост скорости. По крайней мере, в данный момент можно сказать, что мониторы 4K – не самый быстрый вариант для игр от первого лица.
Ниже представлены результаты теста задержки ввода.
Показатель в 60 Гц у IPS-дисплеев вполне ожидаемый. И поскольку Asus PQ321Q 4K – это первая IGZO-панель в нашей диаграмме, она будет служить в качестве базы для сравнения других дисплеев, основанных на данной технологии. Мы не думаем, что такая задержка ввода станет проблемой, по крайней мере, до тех пор, пока графические подсистемы не прибавят в мощности. Также свою роль играет функциональность монитора. До полной реализации преимуществ новой технологии нужно усовершенствовать само решение.
Обзор монитора Asus PQ321Q 4K | Новая технология, которая нам понравилась
Обзор лучших современных технологий – это наша работа, и чаще всего нам нравится то, что попадает в нашу лабораторию. Asus PQ321Q 4K на данный момент олицетворяет высочайший уровень качества среди компьютерных мониторов. Судя по выставке CES, Ultra HD является следующим большим шагом в сфере дисплеев. Несмотря на представленные на выставке TN-мониторы дешевле $1000, дисплей Asus является продуктом премиум-класса для самых придирчивых энтузиастов. Этому монитору (и всей технологии 4K в целом) ещё необходимо преодолеть некоторые “детские болезни”. Однако Asus PQ321Q 4K как модель первого поколения – весьма достойный продукт.
Если вы планируете потратить $3500 на новый монитор, то, вероятнее всего, уже понимаете требования данной модели. Не беря в расчёт графическую производительность, понадобится видеокарта, способная выводить изображение на разрешении 3840×2160 точек через DisplayPort 1.2 или пару разъёмов HDMI. Также нужны свежие драйверы Nvidia или AMD для поддержки DisplayID 1.3. В противном случае настройка дисплея может быть затруднительной. К счастью, наша тестовая платформа оснащена GeForce GTX Titan и последними драйверами.
Хотя Asus заслуживает похвалы за предоставление возможности подключить Asus PQ321Q 4K через HDMI как две отдельных части дисплея по 1920×2160 пикселей, такое решение не слишком аккуратное. Если у вас достаточно быстрая видеокарта, способная вытянуть игры на разрешении Ultra HD, то, скорее всего, она уже поддерживает DisplayPort 1.2. Поверьте, удовлетворение от 4K-экрана, работающего только на частоте обновления 30 Гц, будет гораздо меньше. Конечно, мерцать, как старый ЭЛТ-монитор, он не будет, но курсор мышки по рабочему столу Windows будет двигаться прерывисто.
Вы наверняка заметили, что в этом обзоре не было игровых тестов. Дело в том, что мы их уже проводили в обзоре “Asus PQ321Q Ultra HD: готов ли ваш компьютер к монитору 4K?”, опубликованном в октябре прошлого года. В нём мы выяснили, что для получения показателя 60 FPS в играх, подразумевающих быструю реакцию (BioShock Infinite и Battlefield 3), необходима быстрая видеокарта. И помните: в этих тестах пара GeForce GTX Titans в SLI смогла обеспечить только 38 FPS.
В конечном счёте, нужно определиться, для чего вам нужно разрешение 3840×2160 пикселей. Независимо от ответа, понадобиться толстый кошелёк. Для игр необходима видеокарта за $500 или больше, и это в дополнение к $3500 за Asus PQ321Q 4K. Почему бы не взять дешёвый 4K-телевизор, о которых все говорят? У дешевизны есть своя причина: вместо 60 Гц вы получите Ultra HD только на частоте обновления 30 Гц. Конвертация сигнала низкого разрешения имеет смысл для видео, но для игр и даже интерфейса Windows 30 Гц не достаточно.
Для фотографов и дизайнеров Asus PQ321Q 4K – не просто новая дорогая игрушка. Точность монитора находится на уровне других профессиональных дисплеев, и до идеального дополнения рабочей станции для фоторедакторов экрану не хватает только цветового охвата Adobe RGB 1998. При пиксельной плотности 140 ppi монитор Asus обеспечивают самое чёткое и живое изображение среди конкурентов со схожими размерами экрана. С момента смерти ЭЛТ-мониторов постоянно велась битва за устранение видимых точек фиксированных пикселей. Asus PQ321Q 4K помогает преодолеть этот барьер, обеспечивая изображение, как в кино.
Если вы ищете самый “крутой” монитор на рынке, то пропустить Asus PQ321Q 4K с адекватным размерами и потрясающим разрешением будет просто преступлением. Конечно, придётся раскошелиться, но ваши друзья гарантированно будут завидовать. Но не забывайте, это люксовая вещь, подразумевающая наличие мощной графической подсистемы. В конфигурации из двух панелей по 1920×2160 пикселей есть небольшие расхождения, которые могут отпугнуть некоторых энтузиастов, вынудив их дождаться мониторов с одним блоком масштабирования. Однако на практике существенной разницы между будущими мониторами и Asus PQ321Q 4K быть не должно.
В 2014 году количество Ultra HD-дисплеев должно увеличиться, и вы должны знать, что вас ждёт перед покупкой. Дисплей Asus PQ321Q 4K не новый, но по-прежнему остаётся среди лучших мониторов, способных выводить 3840×2160 точек на частоте обновления 60 Гц. Когда TN-панели до $1000, анонсированные на выставке CES, станут доступны для тестов, мы обязательно их рассмотрим. Просто не забывайте, что производители, меняющие технологии и максимальную частоту обновления, значительно изменяют опыт, который вы получите от использования 4K-мониторов. На данный момент технология 4K активно развивается.