Интернет повышает ВВП на несколько процентов
Началось мероприятие с того, что Ольга Коцур, консультант компании The Boston Consulting Group, рассказала о влиянии интернета на российскую экономику и ситуации с интернетом у малых и средних предприятий в России.
В 2010-2011 гг компания BCG провела аналитический опрос в России и других странах о значимости интернета в малом и среднем бизнесе.
Вклад интернета в ВВП для стран большой двадцатки составляет от 1.3% (Индонезия) до 8.3 % (Великобритания). В России он составляет 1.9% (третье место с конца). Южная Корея – 7.3%, Китай – 5.5%, Япония и США по 4.7%, Индия – 4.1%, Австралия – 3.3%, Германия – 3.0% – и т.д.
Основной вклад интернета в долю ВВП в России вносят конечные пользователи. У нас доля электронной коммерции и доля доступа в интернет составляет 50 на 50%. В Великобритании это соотношение – 80 на 20%. Есть уверенность в том, что у нас это соотношение будет меняться по мере того, как бизнес будет уходить в интернет.
Процент роста интернет-экономики в России в 2010 году, по сравнению с 2009 г. составил 30%, а в 2009 году прогнозы роста на 20-22% назывались слишком смелыми. На этот год прогноз роста в 18% считается консервативным.
Как показывают результаты анализа, интернет является мощным рычагом для модернизации экономики и повышения эффективности. Компании начинают осознавать возможности интернета: объём электронной коммерции В2В в 2009 г. в России составил $82 миллиарда, причём $7.5 миллиарда или 122 тысячи транзакций были проведены на специальных платформах.
Затраты на рекламу в интернете составляют 11%, что пока меньше, чем в Турции и Кипре, но ожидается рост на 28%.
Компании не случайно переводят бизнес в интернет: более 30% компаний отмечают сокращение издержек за счет интернета, более 10% – повышение производительности труда и 3% экономии реализуется за счёт перевода документооборота в электронный вид. Очень интересная цифра – ROPO – это поиск товаров в интернете, а покупка – в обычном магазине. Объём их в России составляет $33 миллиарда или 5% покупок (в Бразилии – 4%, в США – 10%).
В торговле интернет трансформирует процессы, связанные с продажами и открывает новые каналы общения с клиентами. Интернет трансформирует различные бизнес-процессы: продажи, логистику, маркетинг – все они меняются при ведении бизнеса онлайн. Появляются новые бизнес-модели, меняющие отрасль, например B2B2C. Это компании, которые помогают другим компаниям работать с клиентами.
В туризме интернет уменьшает роль посредников, что повышает прозрачность и эффективность рынка. Пользователи получают возможность более независимого и осведомлённого принятия решений в силу более полной информации.
Кстати, в Англии, в последние годы, в страховой отрасли практически полностью исчезли посредники, поскольку все промежуточные шаги делаются через интернет. Этот рынок там полностью переменился буквально за 2-3 года.
По словам госпожи Коцур, малый и средний бизнес особенно выигрывает от использования интернета в развивающихся странах. К сожалению, пока доля SMB в экономике России не более 25% против 50% в развитых странах. Вот 7 главных преимуществ интернета для SMB: обратная связь с клиентом, более эффективная коммуникация, оптимизация бизнес-процессов, доступ на новые рынки, таргетированный маркетинг, упрощение процесса подбора персонала и снижение издержек на маркетинг.
Интернет-активные компании SMB сегодня пользуются интернетом, в основном для рекламы в поисковых системах и электронных рассылках. 10% интернет-активных компаний продают за рубеж, 8% выручки они получают от международных продаж, 50% присутствуют сразу в нескольких регионах. Всё более популярным становится размещение комментариев клиентов на сайте компаний.
В заключение, госпожа Коцур привела несколько международных компаний малого и среднего бизнес, успешных в интернете. Одна из них в Дании занималась продажей кормов, а в 2005 году постепенно стала переводить продажи в интернет. При этом интернет используется как для взаимодействия с клиентами, так и для закупок, благодаря простому и удобному интерфейсу. Обороты растут стремительно.
Чешская компания с 1994 года занимается продажей цветов, в 1997 году создала сайт. Более половины заказов идёт через интернет, около трети – зарубежные заказы. Через интернет покупаются цветы на голландском аукционе – это позволяет закупать цветы по более низким ценам и с высоким качеством.
Даже такой экзотический бизнес, как продажа червей садоводам в Англии, с помощью интернета вырос в десять раз буквально за 2-3 года.
Не все так гладко с малым бизнесом в России
Очень интересное сообщение “Малый бизнес завтра – новые возможности” сделал Виктор Климов, заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ.
Про малый бизнес у нас много говорят, по крайне мере последние 10-15 лет, на самых разных площадках. Все согласны с тем, что это очень важный элемент развития экономики, количество людей, занятых в нём, в обозримом будущем, должно вырасти до 50%. Простая, вроде бы, цель, но как её достичь?
К сожалению, никакого стремительного развития этого сегмента не наблюдается. Вместе с “Опорой России” мы провели серьёзное исследование этого сегмента и вот какие интересные выводы получили. Оказалось, что современный малый бизнес в России совсем не подвижный и не инновационный. Он не хочет конкурентной борьбы, а стремится сесть на какой-то ресурс – технологический, сырьевой, инфраструктурный или административный. Поэтому малый бизнес не восприимчив к инновациям и конкурировать не стремится, чем существенно отличается от малого бизнеса в других странах.
Второй интересный вывод заключается в том, что малые предприятия в нашей стране образовывались “волнами”: первая (самая большая) в начале 90-х годов, вторая – после кризиса 1998 года, третья – после кризиса 2008 года. Возникает естественный вопрос: с чем будет связан следующий этап развития малого бизнеса? Никакая государственная и законодательная поддержка не может спровоцировать бурного роста. Опять ждать кризиса?
Какие проблемы есть на пути развития малого бизнеса? Первая – демографический кризис, это реальный факт, который нельзя исправить решениями на любом уровне. Все меньше активных работников идут в экономику. При этом идут они, в первую очередь, в сферу государственного управления или в крупные государственные и частные компании. Даже образование оперативно подстраивается под эти тенденции. О малом бизнесе и речи нет в этой схеме.
Не менее важный тренд – это рост числа мигрантов в России. Этого тоже нельзя избежать, поскольку в экономике надо кому-то работать. И эти люди тоже будут заниматься бизнесом, но это будет совсем иной бизнес.
Есть надежда, что поскольку государство уходит из образования и медицины, эту нишу смогут занять компании SMB. Ещё одно перспективное направление – это экология и энергосбережение, поскольку крупные компании неповоротливы и не смогут быстро перестроиться в этом направлении, оставляя плацдарм для выхода на рынок компаний SMB.
Как же интернет меняет пространство SMB и нашей экономики?
Прежде всего, он ускоряет доступ потребителя к товару и создаёт единое информационное пространство для продавцов и покупателей. Кроме того, внутри интернета возникли сообщества с доверием их участников друг к другу. Экспертное мнение таких сообществ может использоваться для генерации идей. Кроме того, они позволяют организовать продажу товаров ещё до их создания. Количество таких бизнесов растёт.
Интернет позволил малому бизнесу разделить его на составляющие, чего раньше сделать не удавалось. Малый бизнес теперь может отдавать некоторые составные части на аутсорсинг.
Далее господин Климов рассказал о том, что в Государственной Думе активно обсуждается вопрос об отмене трудовых книжек и организации процесса выдачи патентов малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям на ведение той или иной деятельности. Процесс идёт медленно и сложно.
Через 15 лет еду будут печатать на принтерах, а в мозгах у нас будут чипы
Эксперт “Опоры России” Владимир Тарханов в своем докладе представил футуристическое видение интернет-торговли в 2030 году, результаты форсайт-проекта. Он подчеркнул, что форсайт-проект – это не просто прогнозирование, а постановка задач и целей, которые потом предстоит выполнять.
Как же интернет влияет на российский бизнес, и какие у него есть перспективы?
Основные тренды в торговле – это новые массовые категории потребителей, распространение локальных сообществ, индивидуализация потребления, виртуализация продукции и услуг, изменение цикла жизни продуктов и услуг. Реализовать их помогут новые технологии. Массовая 3D-печать (2020-2030), дополненная телесность, экзоскелеты (2030), всемирный Wi-Fi (2016), глобальное облако (2018), “Интернет вещей” (2025), ДНК-паспорт (2027), бесплатный доступ в сеть (2018), дополненная реальность (2025), интерфейс “компьютер-мозг” (2020), универсальный идентификатор личности в сети (2020), телесные интерфейсы (2023).
“Глобальное облако”: в результате развития цифровых и мобильных технологий вся доступная человечеству информация, а также все сервисы по работе с ней находятся в глобальной сети и доступны в любой точке планеты.
“Всемирный WiFi”: в результате развития беспроводного доступа более 70% населения Земли будут присутствовать в интернете. Это позволит включить в интернет-коммерцию большую часть населения планеты.
Интерфейс “компьютер-мозг”: к 2020 году пользователям не придётся управлять компьютером с помощью клавиатуры и мыши. Их место, по мнению сотрудников Intel, займут вживлённые в мозг процессоры. Это позволит значительно ускорить процесс образования и интеллект людей, так как воприятие информации мозгом напрямую происходит намного быстрее, чем через органы чувств.
3D-принтеры: массовое распространение технологий печати любых материальных объектов, от детских игрушек до домов и автомобилей.
Интернетизация: это процесс втягивания сфер жизни и деятельности людей (медицина, торговля, образование, финансы, медиа, развлечения и т.д.) в интернет-среду.
Господин Тарханов выделил следующие этапы интернетизации сферы торговли. То же самое можно сделать и для сфер образования, медицины и т.п.
- 1990-2000. Аватаризация объектов сферы. Деятельность легче всего оцифровать, потому что там есть отчуждаемые объекты и результаты. Сначала оцифровывается семиотическая, знаковая часть. Затем габариты и операционалистика вещей.
- 1995-2005. Интернетизация и декомпозиция взаимодействия. Отдельные куски деятельности начинают выделяться и переноситься в интернет. В случае интернет-торговли в интернет были последовательны перенесены: предварительное ознакомление с товаром, осуществление заказа товара, оплата товара. Ключевой характеристикой этапа является снятие пространственных временных границ. В торговле данный этап привёл к поялению интернет-магазинов в нынешнем понимании данного термина.
- 2000-2010. Фиксация следов и накопление массива данных. Интернет даёт возможность отчуждения коллективной памяти о взаимодействии в рамках данной сферы. Что делает возможной персонификацию, личные истории, накопление репутации и её конвертации в доверии и т.д.
- 2005-2015. Автоматизация отдельных аспектов деятельности. Оцифрованная деятельность “разбирается” на отдельные элементы-операции и все операции, которые могут быть автоматизированы, автоматизируются и выделяются в отдельные сервисные инфраструктуры. Например, нынешние монстры интернет-торговли закупают фотоизображения и описание товаров у компаний, которые специализируются на этой узкой функции. А задача консультирования покупателя передаётся автоматизированным роботам-инфам.
- Появление новых видов деятельности. Разбитое на отдельные элементы и полностью оцифрованное взаимодействие позволяет отдельным людям “собирать” ту же самую деятельность другим образом, то есть создавать новые виды деятельности и новые типы взаимодействий. В интернет-торговле это привело к появлению совместных закупок (оптовые закупки через социальные сети), крауд фандинга, совместного производства в сообществах и т.д.
- Переустройство реальности. Обратное оборачивание на реальность чисто виртуальных аспектов (из игр, фильмов, интернет-сообществ, виртуальных симуляторов и т.п.) так как вырабатываются новые способы взаимодействия в интернете и начинается применение их в реальной жизни.
Господин Тарханов подчеркнул, что интернет в будущем полностью устранит посредников между покупателем и производителем. По сути дела, исчезнет само понятие торговли.
Google стремится интернетизировать жизнь россиян
В следующем сообщении директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Russia Марина Жунич рассказала о том, что Google поддерживает подобные конференции для того, чтобы максимально “интернетизировать” нашу жизнь. Эта “интернетизация” уже очень активно идёт. Каждую секунду в Твиттере появляется две тысячи новых постов. Каждую минуту в YouTube появляется 60 часов нового видео. Каждый день через Google+ проходит более миллиарда новых постов.
Google+ предлагает бесплатные странички для новых бизнесов. Кстати, всего за полгода в Google+ появилось более 90 миллионов пользователей и здесь зарегистрированы сотни тысяч бизнес-страниц. Таким образом, Google помогает малому и среднему бизнесу сократить издержки своей деятельности. Кроме всего прочего, Google размещает информацию об этих бизнесах на своих картах. Не забывайте, что каждый день в мире активизируется 700 тысяч андроидов и в каждом есть навигатор с картами.
Ещё одна важнейшая функция поисковика Google – это таргетированная реклама, причём она учитывает ваше местоположение.
В заключение, представители российских интернет-компаний поделились опытом их создания и продвижения.