Итоги круглого стола "Российский рынок потребительской электроники сегодня. Уроки кризиса"
15 апреля 2016, 13:06
14 апреля в Москве открылись международные выставки ФОТОФОРУМ-2016, MOBILE & DIGITAL ФОРУМ'2016, HI-FI & HIGH END SHOW'2016, в первый день работы которых прошел круглый стол на тему "Российский рынок потребительской электроники сегодня. Уроки кризиса".
В ходе круглого стола представители Института маркетинговых исследований GfK Rus провели обзор рынка, особо отметив общее снижение покупательской способности россиян. По данным на ноябрь 2015 года, 85% всех расходов жителей страны приходилось на первоочередные потребности, а на покупку товаров длительного пользования (в том числе и потребительской электроники) выделялось лишь 15% доходов. Все это привело к более тщательному выбору товаров, поиску наиболее выгодных ценовых предложений и росту популярности товаров среднего ценового диапазона. Впрочем, несмотря на негативные тенденции, аналитики GfK Rus отметили увеличение спроса и оборота товаров потребительской электроники.
Оборот смартфонов увеличился на 5%. Резко выросли продажи аудиовидеоустройств, совместимых со смартфонами, и Wi-Fi устройств: Hi-Fi колонок - на 485%, радио устройств - на 108% и портативных колонок - на 79%, что объясняется фиксируемым аналитиками изменением портрета потребителя в сторону connected consumer ("подключенный потребитель"). В то же время, прежние лидеры рынка оказались в глубоком штопоре: продажи телевизоров рухнули на 33%, а ноутбуков - на 18%.
В сегменте фото и видеотехники все большее внимание уделяется 4К-видеокамерам, спрос на которые увеличился на 161%, экшн-камерам (прирост 68%) и системным камерам, продажи которых выросли на 52%. При этом аналитики отмечают растущую популярность онлайн-продаж, доля которых увеличилась до 33% от общего объема рынка, а прирост за январь-февраль 2016 года составил 3%.
Аналитики отметили высокие перспективы рынка дронов, который в 2015 году вырос на 161% до 4,3 млн дронов, принесших производителям прибыль в $1,7 млрд. В 2016 году наибольшее падение продолжится в сегменте компактных камер (-31%), а самый большой прирост - в сегменте экшн-камер (+15%).
Рассказали участники круглого стола и о положении компаний на рынке. В частности, о хорошем положении на рынке сообщила компания Fujifilm, освоившая нишу фотоаппаратов моментальной печати. А Olympus несколько лет назад приняла стратегическое решение по кардинальной перестройке всей линейки фототехники и сделала ставку на премиальный и профессиональный сегменты. Что касается Panasonic, то компания провела очень непростые годы и перестроила структуру и бизнес-модель, исходя из новых экономических реалий.
Предыдущие два года прошли для "Эльдорадо" лучше, чем рассчитывали в компании. "Эльдорадо" делает ставку на повышение качества обслуживания, увеличение среднего чека покупателя и продолжает экспансию, открывая до 50 новых магазинов в год. "М.Видео" продолжает придерживаться прежней стратегии, и в ассортименте компании можно найти самый полный спектр продукции, начиная от самых дешевых и заканчивая люксовыми сегментами. А специализирующийся на фототехнике ритейлер "Онлайн-Трейд" предпочел закрыть большую часть своей оффлайн-розницы, перейдя на онлайн-торговлю и создав крупную сеть пунктов выдачи и очень удобную оперативную логистическую сеть. Это позволило компании в 2015 году освоить 16 новых регионов. И в 2016 году "Онлайн-Трейд" планирует открыть около 150 новых пунктов выдачи.