Компания Webscan Technologies опубликовала рейтинг "Топ 100 самых упоминаемых брендов Рунета" за 2006 год. С 1 января по 31 декабря 2006 года система оперативного мониторинга Webscan N&P отслеживала упоминания о 2200 ведущих брендах на страницах более чем 800 интернет-ресурсов общей информационной направленности.
Рейтинг, составленный на основе полученных данных, заметно отличается от прошлогоднего. Представителей топливно-энергетического комплекса, традиционно занимавших верхние позиции, радикальным образом потеснили средства массовой информации - они оккупировали сразу пять мест в верхней "десятке" рейтинга. Лидерами 2006 года стали РИА "Новости" и агентство "Интерфакс", оказавшиеся соответственно на первой и второй строках рейтинга. Третья позиция в рейтинге также досталась представителю СМИ - тройку самых упоминаемых брэндов замыкает ИТАР ТАСС. На шестом месте находится агентство Reuters, и замыкает "десятку" "Прайм-ТАСС".
Примечательно, что в 2005 году ни один из этих брэндов даже не входил в "Топ-100". Столь резкий скачок объясняется тем, что в 2006 году вступили в действие поправки к закону "Об авторском праве", ужесточающие контроль за соблюдением авторского права в сети Интернет. Как следствие, большинство публикаций стало сопровождаться ссылками на источник, тогда как ранее это требование выполнялось крайне непоследовательно. Повлияло на ситуацию и судебное разбирательство между "РБК" и газетой "Ведомости", длившееся практически весь 2006 год. Эта тяжба стала наглядным примером того, что публикации материалов без ссылки на источник могут подвергнуться преследованию по закону, что заставило СМИ внимательнее относиться к размещению соответствующих ссылок и копирайтов.
Остальные пять мест в "десятке" занимают традиционные лидеры рейтинга прошлых лет - представители топливно-энергетического комплекса и IT-сферы: "Газпром" (4 место), Microsoft (5 место), Windows (7 место), Intel (8 место) и РАО ЕЭС России (9 место).
Не вызывает удивления тот факт, что проведение компаниями ребрендинга сказывается на увеличении числа упоминаний брэнда. Так, ребрендинг "Билайна" в 2005 году вывел его на 11 место, однако в этом году этот брэнд сдал свои позиции и оказался лишь 38-м в "Топ-100" Рунета. Напротив, МТС, чей ребрендинг пришелся на 2006 год, вышел с 19 места на 12-е, и его невхождение в "десятку" лидеров объясняется лишь упоминавшимся уже мощным прорывом СМИ.
Ряд компаний представлен в "Топ-100" Рунета сразу на нескольких позициях - за счет упоминаний названия компании и за счет упоминаний отдельных производимых ею продуктов. В качестве примера можно назвать Microsoft - она представлена в рейтинге брэндами Microsoft (4 место), Windows (7 место) и Windows Vista (28 место).
Сменились акценты в сфере автомобилестроения. Эта отрасль является традиционно популярной в Рунете, однако каждый год предпочтение отдается различным маркам и брэндам. Так, Toyota и Nissan, ранее даже не входившие в "Топ-100", в этом году занимают соответственно 35 и 46 позиции, тогда как ряд других автомобильных брэндов сдал свои позиции по сравнению с прошлым годом. К примеру, BMW опустился с 18 места на 51, а Audi - с 44 на 64.
Увеличилась активность в финансовом секторе, который не был избалован вниманием пользователей в 2005 году - в "Топ-100" впервые появились такие брэнды, как Raiffeisen Bank (62 место) и "Банк Москвы" (83 место). В сфере телекоммуникаций активность также достаточно высока, однако эта область традиционно популярна в Рунете, поэтому особых отличий от прошлогодней ситуации здесь не наблюдается. Отдельного внимания заслуживает лишь тот факт, что Mail.ru наконец удалось войти в "сотню", поднявшись до 80-й строчки рейтинга, тогда как в прошлом году этот брэнд находился "за бортом".
Замыкает сотню лидеров Рунета "Боржоми", который, кстати сказать, в 2005 году вообще не входил в "Топ-100". Увеличение популярности этого бренда вполне объяснимо - всплеск упоминаний был вызван запретом на ввоз этой минеральной воды в Россию.
Ежегодно проводимые исследования отражают динамику активности различных сфер деятельности в Сети, благодаря чему появляется возможность делать достоверные выводы о состоянии как рынка в целом, так и отдельных его отраслей. "Топ-100" Рунета 2006 года в этом смысле не являются исключением. С полным рейтингом можно ознакомиться на сайте компании.