Маленький шедевр немецких мастеров
Издатель: JoWood / Bigben Interactive
Издатель в России: Руссобит-М
Платформа: ПК
Количество игроков: от 1 до 8
Рейтинг: 9/10
Проект SpellForce (далее – SF) был создан в глубинах немецкой студии Phenomic, основанной одним из создателей легендарной серии The Settlers. Являясь весьма ожидаемой среди любителей средневекового фэнтези вещицей, SF изящно объединяет элементы двух жанров: стратегии в реальном времени и ролевой игры. Нельзя не отметить также и тот факт, что рядом с совершенно оригинальными идеями в SF имеются множественные моменты, в которых бывалые геймеры без труда увидят заимствования из “Аллодов”, Diablo, WarCraft III и даже из Lord of the Rings: Middle Earth.
Многоплановый игровой мир SF строится на истории борьбы шести местных рас за своё выживание (путём уничтожения друг дружки, конечно). Хотя начало приключений, предлагающее геймеру создать своего персонажа, более всего похоже на стандартную завязку ролевой игры, развитие сюжета – найм крестьян, сбор ресурсов, строительство базы и подготовка армии к войне с неприятелем – безусловно, идёт по канонам стратегий в реальном времени. Таким образом, игра широко варьирует цели и содержание тех или иных сольных миссий: где-то геймер управляет компанией героических личностей, где-то – бросает в атаку горы пушечного мяса.
SpellForce объединяет лучшие элементы стратегии в реальном времени и ролевой игры. Яркие сюжетные перипетии соседствуют тут с масштабными батальными сценами.
Стратегия или ролевая игра?
SpellForce начинается как обыкновенная компьютерная ролевая игра – с создания персонажа. Хотя главный герой обязательно должен быть человеком (а, например, не орком или гремлином), геймеру позволено выбрать его пол (женский или мужской), внешность, навыки, а также распределить 30 баллов между основными характеристиками (Силой, Выносливостью, Ловкостью, Быстротой, Интеллектом, Мудростью и Харизмой). Выбираемые навыки делятся на две большие категории: боевые и магические. Каждый навык связан с определённой специализацией, предполагающей использование какого-либо оружия, брони или специфической сферы магии (Белой, Чёрной, магии Разума или магии Сил природы).
В свою очередь специализации разделены на более узкие подкатегории умений и знаний – к примеру, отдав предпочтение магии Сил природы, геймер следующим шагом вынужден будет выбирать между магией Огня, Льда или Земли. Вся вышеописанная система представляет собой прекрасный инструмент, благодаря которому геймер может создать главного героя, соответствующего всем его вкусовым пристрастиям и манере игры. Главное тут – не разбрасываться; пусть лучше ваш герой будет уметь всего несколько вещей, но будет делать их хорошо.
Первые шаги в игре. Прежде, чем приступить к сольному прохождению, создайте главного героя – примерно так, как это делается в ролевых играх.
На протяжении сольной кампании созданный геймером главный герой зарабатывает баллы опыта путём планомерного уничтожения врагов и выполнения многочисленных заданий. В самом начале убийство монстров выгодно до чрезвычайности, однако, постепенно этот вид “возмужания” уходит на второй план. Это связано с хорошо продуманной авторами системой начисления баллов опыта: чем больше одних и тех же монстров (то есть – одного вида) убивает герой, тем меньше “стоит” уничтожение каждого последующего экземпляра. К примеру, начисто вырезав 300 орков, в последующем герой практически вовсе не получает баллов опыта за их уничтожение.
Накопив достаточно опыта, герой переходит на новый уровень развития, получая за это 5 баллов основных характеристик и 2 балла умений. Эти 5+2 баллов геймер может добавить к значениям соответствующих геройских навыков. По примеру Diablo или Dungeon Siege, SF использует систему ограничения пользования оружием, артефактами и заклинаниями, основанную на минимально-допустимых показателях тех или иных “геройских” навыков (то есть, в SF, как, допустим, в Diablo, имеются, к примеру, мечи, взять которые в руки способен лишь герой со значением навыка Силы более 8 – THG.ru). Благодаря этой системе герой в SF вынужден специализироваться в строго определённом направлении развития и постоянно находиться в поисках очередных приключений.
Вид от третьего лица. Максимально приблизив камеру к персонажу, вы можете управлять им с клавиатуры – точно так же, как в обыкновенном шутере от третьего лица.
Превосходный баланс жанров
С точки зрения игрового процесса, SF – это крайне удачное сочетание приключенческой ролевой игры и стратегии в реальном времени. В зависимости от той или иной игровой карты, сюжет подкидывает геймеру задания то одного (ролевого), то другого (стратегического) типа. Таким образом, несмотря на то, что в целом игра учит вас полагаться на основные умения главного героя, это отнюдь не значит, что преодоление трудностей ложится исключительно на его плечи. Очень часто главного героя будет сопровождать компания соратников, которых в виде магических рун (содержащих пленённую душу) будет подкидывать всё тот же сюжет.
Когда такая магическая руна устанавливается в особого рода Монумент (Heroes’ Monument), у геймера появляется возможность извлечь из неё находящуюся внутри душу и добавить в компанию к главному герою нового персонажа с собственными характеристиками развития. Призванные с помощью Монументов соратники так же, как и главный герой, могут быть обеспечены различными артефактами и оружием (трофейным, найденным или закупленным у торговцев).
Интересно, что погибших соратников вполне можно воскресить, имея при себе достаточное количество “рунной энергии” (это особого рода жидкость, восстанавливающаяся со временем). Уровень развития призываемого или воскрешаемого соратника прямо пропорционален уровню развития главного героя. Короче говоря, в миссиях, ориентированных на ролевое прохождение, ваш герой никогда не окажется в одиночестве.
Поход за рунами. Установив эти магические символы, хранящие души погибших смельчаков, в Монумент (Heroes’ Monument), ваш герой сможет призвать под свои знамёна весьма полезных помощников.
По завершении очередного задания главный герой собирает разнообразные безделушки, заклинания, оружие и артефакты вне зависимости того, готов ли он уже к их использованию или ещё нет (согласно набранному уровню развития навыков). Также среди трофеев могут находиться руны, содержащие души соратников или простых крестьян. Вообще, на протяжении сольной кампании геймер может управлять персонажами трёх рас: людьми, эльфами и карликами (Dwarves). Помимо ролевых “миссий”, SF содержит и иные виды заданий, на картах которых имеются специальные постройки, извлекающие из особого вида рун души не соратников, а крестьян.
Крестьяне в SF занимаются привычным для них делом: собирают ресурсы и строят здания. Так игра из ролевой плоскости переходит в плоскость стратегии. Конечная цель тут – вербовка бойцов и создание армии для сопровождения главного героя в его приключениях. Первоначально при этапе строительства доступно всего несколько типов зданий, однако постепенно геймер может приобретать их в виде пергаментов (видимо, чертежей – THG.ru). Эти пергаменты могут находиться среди трофеев, могут быть куплены у торговцев или получены в виде награды за выполнение героического задания (quest).
Перекинемся в картишки. Выиграв соответствующий пергамент, вы получаете возможность стоить новый тип здания.
В руинах Эо
Путешествие в поисках рун проходит в мире Эо, до основания разрушенном много веков назад во время войны между несколькими могущественными волшебниками. В постоянном стремлении к наращиванию собственной магической силы эти волшебники, в конце концов, освободили Силы природы, полностью утратив контроль над происходящим. В результате от мира Эо остались лишь плавающие в бездне клочки тверди, на которых стоят Камни Душ (Stones of the Souls). Каждый из клочков мира Эо представлен в игре особой картой местности, на которой разворачиваются события одной или более миссий.
Разрозненные территории мира Эо связаны между собой пространственными порталами, активизировать которые можно с помощью Камней Душ. Разумеется, ваш герой может пользоваться этой сетью порталов и быстро перемещаться между картами для завершения того или иного задания или возврата к торговцам. Общая же цель любой миссии обычно заключается в путешествии к определённой точке местности, где герою и его команде необходимо будет освободить из лап противника очередной портал. Разумеется, что и на протяжении пути до этого самого портала герою и его соратникам необходимо будет продираться через крепкие вражеские заслоны. К счастью, на протяжении маршрута любой миссии имеется достаточное количество обходных путей, которые не только помогут геймеру избежать части стычек, но и предложат герою услуги нескольких новых союзников.
Камни Душ. Погибнув, герой тотчас же воскресает около посещённого в последний раз Камня Душ. Кроме того, с помощью Камней, соединённых в единую сеть, можно телепортироваться с места на место.
Главный герой SF – это боец Ордена Пробуждённых (Order of the Awakened). Орден был создан Рогеном (Rohen), единственным выжившим великим волшебником древней Войны. Он заставил людей, карликов и эльфов объединиться и низвергнуть народы тьмы (орков, троллей и чёрных эльфов) в изолированные земли Эо.
Однако с тех времён прошло довольно много времени, альянсы распались, а Орден превратился в полузабытую большинством жителей организацию. Несмотря на это, Орден продолжает охранять память древних времён – особенно руны, специальные камни с магических памятников, с помощью которых можно призывать слуг, воинов и героев.
Однако выяснилось, что помимо Рогена в войне выжил ещё один великий волшебник, который встал на сторону народов тьмы. И когда Роген сам отправился на проверку этих слухов, ваш герой узнаёт, что Роген идёт прямо в смертельную ловушку! Вам необходимо пойти по следам и догнать Рогена, пока не станет слишком поздно. Ваш путь пролегает через различные земли Эо, которые вам придётся освободить по ходу дела.
Беседы. Для развития сюжета игры и продолжения своих приключений главный герой должен постоянно общаться с окружающими его персонажами.
Шесть рас, семь видов ресурсов
Согласно сюжету, суть SF состоит в противостоянии друг другу шести здешних рас. Каждая из них обладает неповторимым набором характеристик, уникальными постройками и оружием. Это значит, что геймеру, управляющему на протяжении игры то одним, то другим народом, придётся приспосабливаться под уникальную стилистику поведения своих “подданных”. Собственно, при сольном прохождении доступны только три из шести рас – так называемые “Силы добра”: люди, эльфы и карлики. Согласно общепринятым канонам жанра люди – это неплохие воины, боле или менее сносные маги и хорошие строители, а эльфы – великолепные лучники, могучие волшебники и архитекторы. Что касается карликов, то они хороши в рукопашном бою, ловко орудуя там своим мощным вооружением и прикрываясь крепчайшей самодельной бронёй.
Силы тьмы представлены в игре орками, троллями и чёрными эльфами. Орки – крайне никудышные маги, неловкие лучники и плохие строители, но орда орков – это страшная сила во время рукопашной схватки. Зная это, орки всегда берут неприятеля количеством! Тролли – это грубые парни, хорошо раскидывающие врагов при прямом контакте, однако их магические способности оставляют желать лучшего. Чёрные же эльфы хороши буквально во всём и единственное их уязвимое место – это слабая броня. Они (чёрные эльфы) специализируются на чёрной магии и искусстве оживления мёртвых.
Помимо этих трёх основных народов, мир Эо населяет более 30 видов существ. Это наёмники, разбойники, гоблины, ожившие мертвецы, демоны, гигантские насекомые, человекообразные чудовища, драконы и так далее…
Внимание, опасность! Среди обитателей мира SpellForce имеются крайне опасные твари. К счастью, охраняемое ими сокровище обычно стоит затраченных усилий.
Благодаря системе рун и пергаментов SpellForce выглядит весьма оригинальной игрой. Впрочем, нет сомнений, что присутствуют тут и многочисленные элементы, заимствованные из других проектов. Так, ролевая составляющая является своеобразной смесью “Аллодов” и Diablo, а стратегическая, построенная большей частью по классическим образцам (управление группами, тренировка бойцов), в плане управленческих и экономических функций явно напоминает игры из серии The Settlers (каждая подсобная постройка требует присутствия в ней своего хозяина-крестьянина).
В SF отсутствуют привычные нам по стратегиям в реальном времени бараки (barracks), “порождающие” солдат. Солдаты в SF, так же как и крестьяне, и герои, призываются с помощью всё тех же рун (особых). Помимо собственно “солдатской руны” для производства бойцов также требуется наличие специального пергамента (подобного “строительному”, необходимому для возведения новых типов зданий), одного или нескольких заранее обговорённых видов зданий и достаточного количества ресурсов. В игре используется 7 видов различных ресурсов: еда, дерево, камни, железо, фантазия (moonshine), ария (aria) и леня (lenya). Ресурсы добываются посредством рубки леса, ловли рыбы, охоты, землепашества и горного дела. Шахты, в которых осуществляется разработка, имеют ограниченное количество того или иного ресурса, которое, впрочем, медленно регенерируется. В целом, для создания армии необходимо максимально эффективно использовать имеющуюся у вас материальную базу и не забывать, что необходимость в тех или иных ресурсах у различных рас весьма варьируется. Например, люди не слишком зависят от поставок фантазии или леня, однако ария активно используется ими для создания священников и колдунов.
Ресурсы. Одна из составляющих SpellForce – классическая стратегия в реальном времени, основанная на сборе ресурсов, строительстве зданий и создании армии.
Все режимы хороши – выбирай на вкус!
Помимо сольного прохождения, имеется в SpellForce и многопользовательский режим. Сервер с запущенной SF держит до 8-ми подключённых через локальную сеть или Интернет игроков. Важной особенностью многопользовательского режима является выбор главного героя из 10 специально сгенерированных авторами под сетевые зарубы персонажей. Кроме этого, каждый участник может выбрать себе расу по вкусу (одну из шести), а сама битва может происходить на одной из десяти специально разработанных многопользовательских карт (издатель обещал, что новые карты вскоре будут доступны для свободного скачивания через Интернет). Выбор многопользовательских разновидностей игры в SF ограничен непосредственно бойней (Deathmatch) в её сольном, парном или командном варианте. Хотя на протяжении многопользовательской битвы главный герой и набирает опыт, прогресса его характеристик не происходит.
Впрочем, значения характеристик героя остаются в многопользовательском режиме так же важны, как и при сольном прохождении – ведь именно от них зависят способности найма новых соратников в команду. Как и в сольном режиме, в сетевой игре для этого необходимо обладание соответствующим монументом.
Кстати! Протестировав SF достаточное количество времени, мы настоятельно рекомендуем вам скачать с официального сайта игры (www.spellforce.com) исправление к поступившей в продажу коммерческой версии 1.01. Дело в том, что данная версия игры страдает от достаточного количества программных ошибок, влияющих как на задержку при передаче данных в многопользовательском режиме, так и на общую стабильность игры.
Бескомпромиссная сеча. Несмотря на ролевое начало с созданием главного героя, многопользовательский режим по большей части представляет собой стратегию в реальном времени.
Подводя итоги, нельзя не упомянуть о нескольких недостатках SpellForce. Во-первых, это недостаточная продуманность игрового интерфейса, особенно мешающая при масштабных битвах в “стратегической фазе”, где из-за неудобного управления любая тактика превращается в бессмысленное месиво “стенка на стенку”. Во-вторых, великолепный графический движок игры (это движок Krass Engine, ранее использованный в аркадных футуристических симуляторах подводной лодки Aquanox 1 и 2, – THG.ru), создающий на экране монитора превосходную, переполненную новейшими спецэффектами (смена дня и ночи, изменение внешнего вида героев в зависимости от их экипировки..) картинку, несколько жаден до системных ресурсов.
Для получения от игры всех графических красот вам потребуется компьютер, построенный на процессоре с частотой 2 ГГц (и более) и оснащённый поддерживающей все спецификации DirectX 9 видеокартой.
В дополнение же к перечисленным выше множественным плюсам игры можно добавить замечательное интерактивное звуковое оформление, тонко приспосабливающееся к происходящему на экране.
Короче говоря, SpellForce – это отличный коктейль из ролевой игры и стратегии, одинаково приятный как в сольном, так и в многопользовательском режимах. Наконец, SpellForce – это одна из первых замечательных компьютерных игр, появившихся в 2004 году.
Описание героя. Подобно ролевой игре, SpellForce предоставляет полный доступ ко всей информации по основным персонажам (главному герою и его сопровождению). На страницах описания можно узнать о характеристиках героя, его инвентаре, истории жизни, о текущем задании и так далее…