Введение
Мы были поражены графикой Gun Metal от Yeti Studios ещё во время запуска новых карт nVidia, которые мы освещали в нашем репортаже с GDC. Изначально Gun Metal была разработана для Xbox, после чего разработчики из Yeti портировали игру под ПК.
Концепция игры строится на идее перенесения вселенной мультфильма “Трансформеры” в компьютерную игру, с теми же допущениями. Немало детей и подростков (да и взрослых тоже) любят этот мультфильм и мечтают поучаствовать в нём – именно такую возможность и предоставляет компьютерная игра. Давайте посмотрим, насколько успешно справилась с этим Yeti.
Мы продолжаем получать ваши письма, в которых вы пишите: конечно, все новые технологии в графике – это великолепно. Но когда мы увидим их реализацию в играх? Gun Metal является одной из первых игр, которая смогла воплотить часть новых технологий в жизнь.
Введение, продолжение
Следует сразу отметить, что сегодня Gun Metal находится в состоянии финального тестирования, и разработчики Yeti ищут издателя. Мы тестировали версию игры с практически полной функциональностью, которая содержит все элементы финальной игры. Но поскольку игра ещё не ушла на “золото”, мы всё же указали “предварительный обзор”, а не “обзор”.
Мы не обнаружили никаких проблем совместимости с игрой, и не думаем, что протестированная нами версия будет сильно отличаться от той, которую вы увидите на прилавках магазинов. Эту мысль подтвердило и высказывание Дэвида Никольсона (David Nicholson) из Yeti: “Мы передали вам финальную версию Gun Metal в том, что касается игрового действия и графики, но пока что игра находится в состоянии финального тестирования”.
Обычно мы не обозреваем “предварительные” версии программ, но в этом случае мы всё же решили отойти от нашего правила, поскольку игра просто заворожила нас своей графикой, а реализация новых графических технологий в игре находится на таком уровне, который мы до этого не встречали. Естественно, мы не могли не поделиться впечатлениями с нашими читателями. Частично вы можете получить представление об игре из приведённых скриншотов. Мир компьютерных игр постепенно меняется, и появление новых графических технологий позволяет улучшить визуальное качество и реализм будущих игр.
Демо-версия Gun Metal с возможностью игры и одним уровнем была выпущена Yeti перед Рождеством, после чего игра заинтересовала многих. За первые две недели демо-версию игры скачали более 250.000 раз.
Разработка Gun Metal для ПК
Вам, наверное, уже набили оскомину бесчисленные разговоры о пиксельных программах-шейдерах и о революции, которую эта технология совершит в разработке игр. Однако лишь немногие игры на данный момент используют пиксельные программы. Дело в том, что, несмотря на очевидную простоту концепции пиксельных программ, внедрение технологии в цикл разработки игр требует существенного времени.
Текущая версия Gun Metal использует пиксельные программы 1.1. На многих уровнях игры число полигонов на экране достигает 450.000, а сами роботы созданы с помощью 8.000 полигонов, хотя во время трансформации используется ещё большее число полигонов.
При создании Gun Metal использовался язык программирования графики nVidia “Cg” (или C для графики), который позволяет получить фотореалистичные эффекты на компьютере. Благодаря появлению Cg, программистам больше не нужно писать процедуры на низкоуровневом языке, что приведёт к существенной экономии времени при создании визуальных эффектов как под DirectX, так и под OpenGL. И хотя пока неизвестно, насколько широко распространится Cg, первые игры с его использованием уже начинают появляться, и Gun Metal принадлежит к их числу. Cg применяется в Gun Metal в роли компилятора, однако разработчики в Yeti планируют включить Cg уже как библиотеку (runtime) в следующих проектах.
Версия Gun Metal под Xbox была закончена Yeti еще в первой половине 2002 года и выпущена на рынок в июне/июле. На самом деле портирование Xbox версии под ПК заняло у Yeti всего одну неделю. После этого разработчики приложили немало усилий и времени для проверки работоспособности игры под различными операционными системами и для улучшения производительности игры на ПК. Так что версию Gun Metal для ПК нельзя считать простым “клоном” приставочной игры.
Разработка Gun Metal для ПК, продолжение
Разработчики в Yeti не раз указывали на то, что процесс создания игры под ПК значительно отличается от программирования под стабильную платформу типа Xbox, где у каждого игрока присутствует одинаковый набор “железа”. Однако разработчики были впечатлены производительностью современных графических решений на ПК, им очень понравились визуальное впечатление и ощущение от игры в Gun Metal на компьютере.
Gun Metal построена на базе собственного движка, который разрабатывался в недрах Yeti больше года. На его создание ушло не только время, но и ощутимая сумма денег – более трех миллионов долларов. Движок изначально создавался с учетом возможности использования в других играх, поэтому Yeti параллельно с Gun Metal создала еще одну игру под Xbox на этом движке – Crash!, а её издателем стала Majesco. Помимо этого, Yeti выпустила редактор уровней, который может создавать ландшафты, населять их игровыми объектами и затем описывать ход миссии.
Благодаря удачной комбинации всех этих элементов, Yeti, выпустив Gun Metal, сделала не только большой шаг в игровом мире. В ближайшее время мы вправе ожидать создания других игр на базе движка Yeti. Если графику с Gun Metal считать индикатором качества движка, то нас ждут действительно потрясающие продукты.
Предварительный обзор Gun Metal для ПК
Действие в Gun Metal происходит в будущем, когда человечество уже совершило множество прорывов в науке. Сюжет вполне обычен, однако он прекрасно служит своей цели. По мере совершения научных открытий, в мире росла напряжённость, которая привела к развязыванию войны. Для сражений были разработаны “боевые скафандры” Havoc. Они представляют собой довольно интересную вещь. “Скафандр” позволяет навесить на себя не только массу оружия, он даёт человеку возможность произвести быструю трансформацию, к примеру, в самолёт-истребитель. Причем, свою кампанию вы начинаете в кабине одного из таких самолётов.
В главном меню доступны несколько опций. Вы можете начать новую игру, загрузить сохраненную игру и изменить опции звука и видео. Также присутствует пункт расширенных опций, где можно выбрать конфигурацию и тип управления. Первые два пункта меню говорят сами за себя. Опции звука позволяют вам регулировать громкость музыки, звуковых эффектов и речи. При выборе опций видео вы сможете включить субтитры в игре, отрегулировать яркость экрана, формат кадра, уровень полноэкранного сглаживания, глубину цвета и разрешение. Все эти параметры немаловажны при настройке игры под оптимальный уровень производительности.
Закладка расширенных опций (Advanced Features) позволяет вам более точно осуществить настройку опций видео. Вы можете регулировать детализацию ландшафта, зону видимости, тени от облаков, рассеяние света (lens flare) и солнечный свет (sun glare). Опять же, все эти опции ощутимо влияют на визуальное качество и производительность игры. Что касается управления (Control), вы можете выбрать управление от клавиатуры и мыши, гейм-пада или джойстика. Если вы используете клавиатуру и мышь, то можете изменить чувствительность мыши. Как только вы выберете тип управления, можно будет подстроить его под ваши требования.
Следует отметить существенный недостаток меню – управлять им мышью вы не сможете. По крайней мере, в нашей версии игры. Такая особенность привычна для игроков в Gun Metal на Xbox, но нас она несколько утомила – пришлось использовать старые добрые стрелки на клавиатуре и клавишу ввода. Но во всём остальном меню не вызывает нареканий, с ним удобно и легко работать. Мы надеемся, что помимо поддержки клавиатуры, Yeti добавит и поддержку мыши для управления меню.
Предварительный обзор Gun Metal для ПК, продолжение
После начала миссии вам будет выведена графическая карта, на которой указано ваше местоположение и отображён ландшафт. На карте также отмечены основные цели миссии, благодаря которым вы сможете спланировать её прохождение. На карте отображены враги и друзья, а также место вашего десантирования. Ваши задачи в миссии отображаются под картой, а дежурный офицер ещё и прочитает их вслух. Перед выполнением миссии необходимо посетить оружейную комнату. Там представлены все доступные виды оружия, которые вы можете взять в миссию. По мере вашего продвижения в игре, вы сможете улучшать свой арсенал.
Перед вступлением в бой будет нелишне изучить индикацию дисплея HUD, который позволяет контролировать “скафандр” Havoc. На дисплее расположены значки, выполняющие различные функции “скафандра”: показатель щитов пешего режима (Shield Meter), энергия Havoc (Havoc Energy), выбор оружия (Weapon Selection), субтитры (Subtitles), а также список текущего оружия и боеприпасов. Вам немало пригодится индикация на дисплее HUD числа оставшихся ракет, радар, прицел и курсор наведения ракет. Вы должны научиться разбираться во всем богатстве отображаемой информации, если, конечно, не желаете стать жертвой врага.
Предварительный обзор Gun Metal для ПК, продолжение
Игровой механизм в Gun Metal интересен и обладает своими преимуществами и недостатками. Научившись управлять своим персонажем, вы будете удивлены лёгкостью перемещения по территории. Ваши враги не всегда прячутся в засаде, поэтому вы сможете отследить их с помощью радара и уничтожить. Поскольку вы будете биться с врагами различных видов и размеров, то придётся подбирать самое эффективное оружие и трансформироваться в наиболее удобный для боя вид.
Вы можете переключаться между режимом самолёта (Plane) и пешим режимом (Suit) с помощью нажатия одной клавиши. Вообще, научиться летать в этой игре не сложно. Управление простое, правда, в режиме самолёта вам придётся поворачиваться на широкий угол. Но как только вы освоитесь, режим самолёта вам понравится наверняка больше, чем стандартный.
Уделите некоторое время ознакомлению с техническими характеристиками вашего оружия, поскольку выбор правильного оружия иногда может решить исход боя. Некоторое вооружение лучше приспособлено для ближнего боя, в то время как другим желательно бить с расстояния. Ключевым моментом является и скорость переключения оружия. Вы можете выпустить группу ракет, а затем быстро переключиться на пулемёт и добить врага, конечно, если вам удастся увернуться от его огня.
Нас немного смутил механизм пополнения боеприпасов. В отличие от других игр, где в нужных местах размещаются склады с патронами и ракетами, в Gun Metal всё по-другому. Когда ваши боеприпасы начнут заканчиваться, вам укажут местоположение на карте, где можно их пополнить. Чаще всего это место удалено от вашего текущего положения, так что придётся переключаться в режим самолёта и лететь в нужном направлении. В большинстве миссий у вас вряд ли возникнут проблемы с пополнением запасов, однако если вам приказали защищать гражданское население, то придётся двигаться очень быстро. Вероятно, подобная особенность была добавлена в игру для повышения уровня сложности, но часто такие путешествия слишком утомляют. Каждая “заправка” увеличит вашу амуницию на 50 процентов от первоначального значения.
Предварительный обзор Gun Metal для ПК, продолжение
Очень важно отличать врагов от друзей, и для этого в инструкции приведён длинный список, кто есть кто. Не следует стрелять в представителей Службы внутренней безопасности, которые обычно одеты в синее или используют технику, окрашенную в синий цвет. Они помогут вам справиться с заданием, если придётся биться с ордами врагов, но вам не следует злоупотреблять этой возможностью. Солдаты Службы любят разбегаться по углам, и вам всегда следует пытаться их спасать, иначе миссия будет провалена по причине слишком большого числа жертв среди дружественных сил. В распоряжении Службы находятся различные юниты, от пехоты, вертолетов и танков до футуристических авианосцев. Каждый юнит имеет свои специальные возможности, которые могут, как помогать вам, так и вредить, в зависимости от того, какая поддержка требуется. Как только вы разберетесь с возможностями каждого юнита, вы сможете оценить, какие войска будут полезны, а какие лучше оставить в покое.
В руководстве не приведен список всех юнитов, с которыми вы столкнётесь в игре, зато есть перечень известных врагов. Там вы сможете получить информацию о каждом вражеском юните, почти как в списке ваших сторонников. Нам очень пригодилась данная информация, поскольку, если вы хорошо знакомы с врагом, то знаете, как его обмануть. Вы сможете определить уязвимые места каждого юнита и воспользоваться этим в нужный момент. Что интересно, вражеские армии лучше организованы, чем ваши союзники. Они стараются концентрировать свой огонь на одной или двух целях, так что разработчики не зря потратили своё время на отладку AI. Поскольку часть врагов не описана в руководстве, вам придется менять свои планы и импровизировать непосредственно на поле боя, в зависимости от ситуации.
В игре присутствует множество видов оружия, но не все из них доступны с самого начала. По мере развития игры вам будут предоставляться дополнительные виды оружия. Причем такая особенность хорошо сочетается с сюжетом, и у вас создаётся впечатление, что оружие только что вышло из лаборатории. Оружие в игре разнообразно. К тому же выбор оружия зависит от режима – стандартного или самолётного. Широкий спектр оружия начинается с пулемёта и огнемёта и заканчивается импульсными пушками и другими футуристическими разработками. За исключением оружия с грифом “в разработке”, каждый вид оружия имеет краткое описание и историю. Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с данной информацией, поскольку рано или поздно она вам пригодится.
В руководстве присутствует раздел советов по технике ведения боя – причем эти советы приходятся как нельзя кстати (мы говорим это с уверенностью, поскольку попробовали все их на практике). И хотя многие советы очевидны и опытные игроки легко бы дошли до них и сами, новички извлекут из них определённую пользу.
Преимущества и недостатки
Настало время обсудить плюсы и минусы игры, благо, в избытке хватает и тех, и других. Графика в Gun Metal великолепна. Текстуры заставят хорошо “прожариться” ваш графический процессор, а если вы являетесь счастливым обладателем современной видеокарты, то вы наконец-то сможете в полной мере её нагрузить. Gun Metal поддерживает как DirectX 9, так и пиксельные программы 1.1, впрочем, это и так заметно по одному беглому взгляду на графику игры.
Игра настолько потрясает великолепием, что мы посоветовали бы вам для первого знакомства надеть тёмные очки. Скорее всего, после покупки Gun Metal вы подумаете об обновлении своего графического хозяйства (а может и вычислительного). Рекомендуемая конфигурация для среднего уровня детализации – это nVidia GeForce3, 1,4 ГГц процессор и 256 Мбайт оперативной памяти. Конечно, вы можете запустить игру и с низкой детализацией, но тогда вы не получите от неё должного впечатления. Звук тоже тщательно проработан. Игра оснащена прекрасной звуковой дорожкой, а звуковые эффекты хорошо вписываются в игровой процесс. Приятно видеть, что подобное качество звука становится стандартом для компьютерных игр.
Игра не свободна от недостатков. Начнём с того, что в ней не предусмотрен многопользовательский режим вообще. Ещё один негативный момент – вряд ли вам захочется пройти Gun Metal повторно. Поначалу игра хорошо развлекает, но потом вы начинаете смотреть на вещи уже иным взглядом. В игре очень много повторяющихся моментов. Если бы искусственный интеллект компьютера мог более уверенно импровизировать, то всё было бы не так плохо. Однако враги не уходят со своих заранее заданных участков. Они всегда следуют по одному и тому же маршруту. Даже начинающие игроки знают – необходимо внимательно изучить маршрут следования врага, и “дело в шляпе”. Это правило прекрасно работает в Gun Metal и иногда на самом деле помогает. Мы надеялись, что восторг от первого впечатления будет сохраняться до конца, но были разочарованы.
Преимущества и недостатки, продолжение
Ещё одним поводом для разочарования стал недостаток мобильности вашего игрока во время пешего режима. Да, вы можете двигаться вбок, приседать, прыгать и т.д. Но вы не можете выполнять манёвры быстро – игра не предусматривает резких движений. Конечно, учитывая размер вашего “боевого скафандра” Havoc, подобная медлительность понятна. Однако во многих отношениях игра близка к “стрелялкам” от первого лица, где мы привыкли быстро реагировать на все события. Нельзя сказать, что в Gun Metal быстрые движения так уж необходимы, но при черепашьей манёвренности вы представляете собой отличную мишень для врага. Впрочем, если вы не будете отпускать клавишу прыжка, то всё будет в порядке. Ещё один недостаток пешего режима заключается в очень медленной скорости передвижения. Опять же, в угоду реализму. Но уж слишком непросто к этому привыкнуть.
Наконец, финальной “ложкой дёгтя” стало руководство. Хорошее руководство всегда сопутствует успеху игры. Если бы мы писали обзор на базе руководства Gun Metal, то ничего хорошего бы не вышло. В руководстве дано очень мало информации – множество иллюстраций и немного текста – и никакого глубокого освещения игры ожидать от него не стоит. Мы ожидали, что у игры со столь великолепной графикой будет целая “библия”, но наши надежды не оправдались. В руководстве приведена необходимая информация, и ни каплей больше. Мы считаем, что перед выпуском игры Yeti следует серьезно его переработать и дополнить.
Прекрасная идея и великолепная графика
В данный момент Yeti ведёт переговоры с потенциальными издателями в Европе и Северной Америке. Gun Metal уже поставляется OEM для продажи совместно с производительными графическими картами или компьютерами. То есть вы вполне можете получить Gun Metal в качестве “бонуса” к своей новой видеокарте. Неплохой вариант, учитывая, что обычно в наборах бывают лишь посредственные игры.
Yeti уверила нас, что Gun Metal для ПК выйдет во втором квартале 2003 года. В это вполне можно верить, учитывая уже начавшиеся поставки игры в наборах.
Если даже вы не купите Gun Metal, то можете найти игру в комплекте поставки новой видеокарты или компьютера.
Версия Gun Metal для ПК, наконец-то, сможет раскрыть потенциал производительных графических процессоров. Мы тестировали Gun Metal на системе с Athlon XP 2400 и видеокартой ATi Radeon 9700 Pro. Производительность игры на этой конфигурации оказалась превосходной, не говоря уже о визуальном впечатлении. Частота кадров была достаточна для нормальной игры. У нас не возникло никаких нареканий к её концепции, однако Gun Metal всё же обладает рядом недостатков, включая высокую степень повтора.
Как только вы пройдёте игру, она наверняка отправится на полку и будет там пылиться. Ситуация могла быть и иной, если бы Gun Metal обладала многопользовательской поддержкой или возможностью игры по Интернету. А если ещё чуть улучшить управление, мы бы получили прекрасную игру для жаркой схватки нескольких игроков, что немало бы увеличило “срок жизни” Gun Metal.
Игра обладает завораживающей графикой, но возникает вопрос – достаточно ли для успеха одной лишь графики? По нашему мнению – нет. Скорее всего, вы не будете повторно играть в Gun Metal после даже однократного прохождения. Во многих отношениях Gun Metal стала игрой, которая больше напоминает выставку новых технологий, чем собственно продукт, который предназначен именно для игры. Впрочем, не всё так плохо – в Gun Metal реализовано множество интересных и уникальных идей, так что игра определённо выделяется среди остальных.