21:31 [Станислав Васильев]
21-й век на дворе, не пора ли научить автомобиль понимать голос?
Представьте себе простую жизненную ситуацию. Вы собираетесь поехать в магазин. Выходите во двор, садитесь в машину, откидываетесь на кресло и... из динамиков раздается голос: "Давно не виделись, хозяин. Куда едем?" Система распознала вас по весу тела, по отпечаткам пальцев на ручке двери, по сетчатке глаза или форме копчика. Вы говорите ей "Поехали в ближайший супермаркет", она плавно (или наоборот, с дымом из под колес, коли есть на то воля создателей) трогается с места и выезжает на дорогу. Вы просите ее поставить "Радио Ультра", затем вдруг вспоминаете, что не спросили у жены, что же именно нужно купить. Тогда вы голосовой командой приглушаете музыку и произносите фразу "позвонить домой", а машина сама выбирает в базе нужный номер. Поговорив с женой, вы решаете позвонить приятелю, номер которого недавно удалили из записной книжки. Тогда вы по цифрам диктуете "два четыре один три восемь восемь четыре", и машина набирает нужный номер, а то и вовсе через интернет, находит вам реквизиты абонента в домашнем сервере, где этот телефон еще остался.
Фантастика? В общем то, нет. Большая часть описанного уже реализована в железе и работает. Ничто не мешает поставиь на машину сканеры отпечатков пальцев, идентификаторы сетчатки и чего-то там еще. Голосовой ввод тоже уже возможен... 21-й век на дворе. Церетели строит дома, как будто сошедшие со страниц книжек советских фантастов, а промышленники научили машину понимать человеческий голос если не в полном объеме, то уже близко к этому.
Компания Temic Speech Dialog Systems демонстрирует на CeBit star[rec] - уникальную систему управления голосом для автомобиля. Концептуальное решение, развитием которой специалисты Temic занимаются с 1996 года, позволяет водителю при помощи простых голосовых команд управлять многими компонентами авто, в том числе телефоном, навигационной системой и аудио-системой. Аппаратная начинка не имеет никакого отношения к процессорам Intel или AMD. Данные, необходимые для работы системы хранятся на DVD, но возможно, в будущем этот накопитель заменят на жесткий диск или что-то другое, что умеет не только воспроизводить, но и записывать данные.
Обычно, диалог с системой выглядит следующим образом:
(В)одитель: набрать номер
(А)втомобиль: пожалуйста, продиктуйте номер
В: восемь девять ноль два
А: восемь девять ноль два
В: два четыре один три восемь восемь четыре
А: два четыре один три восемь четыре четыре
В: набрать
А: набираю номер
Или даже так:
В: позвонить Дмитрию Чеканову
А: позвонить в офис или домой?
В: в офис
А: для того чтобы позвонить абоненту в офис на городской телефон, скажите "городской", в противном случае скажите "мобильный"
В: городской
А: набираю номер Дмитрия Чеканова
В: ехать к Дмитрию Чеканову
А: хотите проложить путь к указанному месту?
В: да, конечно
А: запускаю навигационную систему
Звучит даже по сегодняшним меркам фантастически, но действительно работает, в чем нам удалось лично убедиться. Система понимает с первого раза голосовые комманды, переключает треки на CD, ищет что попросят на карте и даже кофе сварит, если оснастить автомобиль автоматической кофеваркой, завязанной на основную информационную магистраль. Кстати, это не так уж и сложно сделать.
В ближайший год специалисты Temic постараются сделать так, чтобы при выборе места в базе городов GPS, не нужно было называть название города по буквам. Проблема заключается в том, что только в Германии несколько сотен тысяч городов, не говоря уже обо всей Европе. Будет не так просто реализовать голосовое управление с индексацией в столь большой базе голосовых меток. Также, ведутся работы над постоянно подключенным микрофоном - ведь сегодня, для того чтобы дать голосовую команду, необходимо нажать кнопку на руле. В целом, очень похоже на голосовой набор в телефоне, но в отличие от трубок, где нельзя продиктовать номер по цифрам, здесь более грамотный подход.
Еще один плюс - стоимость системы под ключ. Всего 440 евро, цена несравнимая со стоимостью новенького немецкого автомобиля. Temic работает с такими фирмами как Audi, Mercedes и BMW, а также рядом других. Самый большой минус - до сих пор нет поддержки русского языка. Компания ждет момента, когда российские покупатели проголосуют рублем, то есть возникнет спрос на эту систему в нашей стране. Тогда, всего за 4 месяца будет разработана аналогичная русскоязычная система. Дело за официальными дистрибьюторами немецких марок в России... Быть может стоит провести опрос потенциальных покупателей?