ATi наносит ответный удар
Всего месяц назад NVidia выпустила новый флагманский чип GeForce FX 5800 Ultra, призванный сбросить с трона линейку продуктов ATi. Что касается чистой производительности, то ситуация неоднозначна – если FX оказался чуть впереди Radeon 9700 Pro в большинстве стандартных тестов, результаты карты на очень высоких разрешениях с полноэкранным сглаживанием удручают. Кроме того, карта шумит как пылесос благодаря ужасному решению по охлаждению. Кстати, выпуск GeForce FX в массовом количестве намечался в середине февраля, однако он так и не произошел – карта продается в гомеопатических дозах, и далеко не везде – купить FX в России даже в марте будет невозможно.
К тому же, выпуск карты показался нам несколько лихорадочным и поспешным. Мы получили образец GeForce FX для обзора только в пятницу (с соглашением о неразглашении до утра понедельника, читайте: полуночи), что не позволило нам провести достаточное количество тестов всвязи с ограничениями по времени. Низкая производительность в 3DMark 2003 и горячие возражения nVidia, равно как и отсутствие сертифицированного WHQL драйвера тоже добавили свою лепту в общую картину и вызвали определенные затруднения. Вы можете подумать, что и nVidia, и ATi получили урок. Мы так не считаем, и нас посетило чувство дежа вю – ведь Radeon 9800 мы получили лишь за несколько дней до окончания действия подписки о неразглашении.
Сегодня и ATi и nVidia анонсируют новые продукты. nVidia добавила два видеоускорителя к своей линейке GeForce FX, представив карты для массового рынка и рынка начального уровня, ранее известные как NV31 и NV34. Мы подробнее расскажем вам о них в следующей статье – хотя пока и без результатов тестов. За день до официального запуска nVidia не разрешила афишировать тесты, которые будут опубликованы позже. В этой же статье мы уделим наше внимание рассмотрению новых продуктов ATi.
ATi полностью обновляет линейку 9×00
ATi полностью обновит линейку продуктов. Карты в сериях 9000, 9500 и 9700 будут заменены преемниками: 9200, 9600 и 9800 соответственно.
Radeon 9800
Новый Radeon 9800 DirectX 9 VPU (ранее известный под кодовым именем R350) заменит крайне успешный Radeon 9700 (R300). Чип базируется на обновленном и оптимизированном ядре R300, причем изменения в нем касаются не только возросшей тактовой частоты – блок программ-шейдеров (SmartShader) был снабжен так называемой технологией F-буфера, которая теоретически позволяет использовать код программ бесконечной длины. Как вы помните, nVidia назвала свой чип FX “DirectX 9+” в силу его расширенной программируемости. Кажется, ATi решила посмеяться над nVidia – их R350 называется “DirectX 9++”.
Изменения также коснулись “SmoothVision” (теперь версии 2.1) и HyperZ III (сейчас III+, если вам еще не надоели плюсы). Тактовые частоты увеличились с 325/310 до 380/340. Однако техпроцесс и тип памяти не изменились. Подобно R300, R350 производится по 0,15 мкм техпроцессу и использует 256-битный интерфейс для работы с DDR(-I) памятью. И хотя все чипы R350 уже поддерживают работу с DDR-II, по данным ATi, лишь модель 9800 Pro, которая выйдет чуть позже в первой половине года, будет использовать новую память. Подобно своему предшественнику, R300 имеет восемь пиксельных конвейеров и четыре блока вершинных программ.
Radeon 9800, продолжение
По сравнению с Radeon 9700, изменилась разводка платы. Текстолит Radeon 9800 чуть длиннее, что делает компоновку элементов на плате несколько просторнее. Разъем дополнительного питания на этот раз представлен четырехконтактной вилкой Molex, которая кажется более крепкой по сравнению с предыдущим вариантом на платах 9700 – трехконтактной вилкой (как у дисковода). Новая плата также использует новую комбинацию радиатор/вентилятор.
ATI Radeon 9700 PRO | ATI Radeon 9800 PRO | NVIDIA GeForceFX 5800 Ultra | |
Технология чипа | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Техпроцесс | 0,15 мкм | 0,15 мкм | 0,13 мкм |
Число транзисторов | ~107 миллионов | ~107 миллионов (?) | 125 миллионов |
Шина памяти | 256 бит DDR | 256 бит DDR/DDR2 | 128 бит DDR2 |
Пропускная способность памяти | 19,8 Гбайт/с | 21,8 Гбайт/с | 16 Гбайт/с |
Пиксельная скорость заполнения | 2,6 гигапиксель/с | 3,04 гигапиксель/с | ~4 гигапиксель/с |
Скорость заполнения сглаживания | 15,6 млрд. сглаженных сэмплов/с | 18,2 млрд. сглаженных сэмплов/с | ~16 млрд. сглаженных сэмплов/с |
Максимальный режим сглаживания | 6x | 6x | 8x |
Скорость трансформации треугольников | 325 млн. треугольников/с | 380 млн. треугольников/с | 350 млн. треугольников/с |
Шина AGP | 1x/2x/4x/8x | 1x/2x/4x/8x | 1x/2x/4x/8x |
Память | 128/256 Мбайт | 128/256 Мбайт | 128/256 Мбайт |
Частота чипа | 325 МГц | 380 МГц | ~500 МГц |
Частота памяти | 310 МГц (620 DDR) | 340 МГц (680 DDR) | 500 МГц (1000 DDR2) |
Память | BGA 2,9 нс | ? | BGA 2,0 нс |
Число блоков вершинных программ | 4 | 4 | Массив с плавающей запятой |
Число пиксельных конвейеров | 8 | 8 | 8 (4×2) |
Число текстурных блоков на конвейер | 1 | 1 | 1 |
Число текстур на текстурный блок | 8 | 8 | 16 |
Версия вершинных программ | 2 | 2 | 2.0+ |
Версия пиксельных программ | 2 | 2 | 2.0+ |
Поколение DirectX | 9 | 9 | 9.0 (+) |
Режим сглаживания | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг |
Оптимизация памяти | Hyper Z III | Hyper Z III+ | Оптимизированная LMA II Сжатие цветовой информации |
Оптимизации | SmartShader 2.0 SmoothVision 2.0 |
SmartShader 2.1 SmoothVision 2.1 |
IntelliSample |
Число выходов на мониторы | 2 | 2 | 2 |
Встроенные RAMDAC чипа | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц |
Внешние RAMDAC чипа | – | – | – |
Число битов на канал цвета | 10 | 10 | 10 |
Особые возможности | ТВ кодек на чипе; FullStream Адаптивная фильтрация |
ТВ кодек на чипе; FullStream Адаптивная фильтрация F-буфер |
ТВ кодек на чипе Расширенная программируемость Адаптивная фильтрация |
Предполагаемая цена | $399 (старая цена) | $399 | $399 |
Smart Shader 2.1
Наиболее интересен переход от SmartShader 2.0 к 2.1 с добавлением F-буфера, который расшифровывается полностью как “Фрагментарный потоковый FIFO буфер” (Fragment-Stream FIFO buffer). Новая технология позволяет запускать программы-шейдеры бесконечной длины без обращения к медленным многопроходным операциям. Обратите внимание на слово “теоретически”. На практике производительность чипа быстро ограничивает длину кода, который может быть запущен.
Впрочем, преимущество очевидно. Раньше, если длина какого-либо участка кода превышала максимальную длину, указанную в DirectX 9, код разбивался на несколько шагов или проходов – если это допускалось, конечно. Проблема заключалась в том, что каждый проход вновь сильно нагружает пропускную способность памяти (обработка вершин, отсечение скрытых плоскостей, формирование треугольников, сэмплинг текстур, затенение пикселей, проверка трафаретного буфера, тестирование Z, сглаживание). F-буфер решил эту проблему. Принцип работы F-буфера основан на идеях Вильяма Р. Марка (William R. Mark) и Кекоя Праудфута (Kekoa Proudfoot) из Стэндфордского университета.
На практике F-буфер не будет играть сколько-нибудь значимой роли в ближайшем будущем, поскольку до появления кода пиксельных программ версии 2.0 в играх пройдет еще некоторое время, не говоря уже о превышении его максимальной длины. Сегодняшние чипы просто не обладают достаточной производительностью. То же самое можно сказать и о расширенной программируемости GeForce FX – на данный момент это лишь теоретическая функция.
SmoothVision 2.1
По сравнению с SmoothVision 2.0, версия 2.1 использует оптимизированный контроллер памяти. В результате мы должны получить увеличение производительности в режимах сглаживания 4x и 6x на разрешениях 1024×768 и выше. ATi также впервые указывает на функцию сжатия цветовой информации. Коэффициент сжатия 6:1 здесь выше, чем у GeForce FX (4:1).
HyperZ III+
Оптимизации в HyperZ III+ по большей части касаются улучшенного Z-кэша, который стал более гибким и теперь оптимизирован под данные трафаретного буфера. Применение трафаретных вычислений позволит создавать реалистичные тени в будущих играх. Подобную функцию, к примеру, в полной мере использует движок Doom 3. Кстати, и уже вышедшие игры, типа Ubisoft Splinter Cell, тоже задействуют трафаретные вычисления. ATi это учла.
Выход карты на рынок планируется в марте 2003 года. Ниже мы приводим список различных версий карты:
- Radeon 9800 PRO 256MB DDR II (?/?) – $499, начало продаж в апреле 2003,
- Radeon 9800 PRO 128MB DDR (380/680) – $399, начало продаж в марте 2003,
- Radeon 9800 128MB DDR – $349, начало продаж в марте 2003.
В качестве промежуточного итога приведем краткий список функций R350:
- DirectX 9
- 8 пиксельных конвейеров (дизайн 8×1)
- 4 блока вершинных программ
- 0,15 мкм техпроцесс
- 256 битная DDR память (чип поддерживает и DDR-II)
- До 256 Мб памяти
- SmartShader 2.1 (F-буфер)
- SmoothVision 2.1 (оптимизированное сглаживание и контроллер памяти, цветовое сжатие 6:1)
- HyperZ III+ (24:1 Z-сжатие, оптимизированный Z-кэш)
Radeon 9600
Переходим к новому продукту ATi для массового рынка, Radeon 9600, который пришел на смену постепенно устаревающей линейке 9500.
Видеопроцессор Radeon 9600 (также основанный на ядре RV350) является полностью DirectX 9 совместимым чипом и его архитектура базируется на модифицированном ядре R300 (вернее, на смеси R300/R350), с некоторыми улучшенными функциями. Это первый чип ATi, который будет изготавливаться по тому же 0,13 мкм техпроцессу, по которому производится GeForce FX. В результате чип потребляет меньше тока, работает на более высоких тактовых частотах и обладает меньшим тепловыделением. Число пиксельных конвейеров было уменьшено с восьми до четырех, также было урезано и число блоков вершинных программ – с четырех до двух. На бумаге подобный шаг выглядит как определенный откат назад от Radeon 9500 и 9500 Pro. Впрочем, RV350 содержит и улучшения – “SmoothVision 2.1” и “SmartShader 2.0” без F-буфера. С другой стороны, оптимизации “Hyper-Z” остались на том же уровне, что и у “старого” R300 – 8:1 Z сжатие без потерь вместо коэффициента 24:1 у R350.
ATI Radeon 9500 | ATI Radeon 9500 PRO | ATI Radeon 9600 PRO | |
Технология чипа | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Техпроцесс | 0,15 мкм | 0,15 мкм | 0,13 мкм |
Число транзисторов | -неизвестно | ~107 млн. | -неизвестно |
Шина памяти | 128 бит DDR | 128 бит DDR | 128 бит DDR/2 |
Пропускная способность памяти | 8,8 Гбайт/с | 8,8 Гбайт/с | 9,6 Гбайт/с |
Пиксельная скорость заполнения | 1,1 гигапиксель/с | 2,2 гигапиксель/с | 1,6 гигапиксель/с |
Скорость заполнения сглаживания | – неизвестна | 13,2 млрд. сглаженных сэмплов/с | – неизвестна |
Шина AGP | 1x/2x/4x/8x | 1x/2x/4x/8x | 1x/2x/4x/8x |
Память | 64 Мб | 128 Мб | 128 Мб |
Частота чипа | 275 МГц | 275 МГц | 400 МГц |
Частота памяти | 270 МГц (540 DDR) | 275 МГц (550 DDR) | 300 МГц (600 DDR) |
Память | -неизвестна | BGA 3,6 нс | -неизвестна |
Число блоков вершинных программ | 4 | 4 | 4 |
Число пиксельных конвейеров | 4 | 8 | 4 |
Число текстурных блоков на конвейер | 1 | 1 | 1 |
Число текстур на текстурный блок | 16 | 16 | 16 |
Версия вершинных программ | 2 | 2 | 2 |
Версия пиксельных программ | 2 | 2 | 2 |
Поколение DirectX | 9 | 9 | 9 |
Режим сглаживания | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг |
Оптимизация памяти | Hyper Z III | Hyper Z III | Hyper Z III |
Оптимизации | SmartShader 2.0 SmoothVision 2.0 |
SmartShader 2.0 SmoothVision 2.0 |
SmartShader 2.0 SmoothVision 2.1 |
Число выходов на монитор | 2 | 2 | 2 |
Встроенные RAMDAC чипа | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц |
Внешние RAMDAC чипа | – | – | – |
Число битов на канал цвета | 10 | 10 | 10 |
Особые возможности | ТВ кодек на чипе; FullStream Адаптивная фильтрация |
ТВ кодек на чипе; FullStream Адаптивная фильтрация |
ТВ кодек на чипе; FullStream Адаптивная фильтрация |
Предполагаемая цена | $179 (старая цена) | $199 (старая цена) | $169-$199 |
И хотя у нас уже есть образец Radeon 9800 Pro для тестирования, нам не прислали 9600, поскольку он не будет выпущен в марте.
Версии карт на 9600:
- Radeon 9600 PRO 128 Мб DDR (400/600) – продажа в апреле 2003 – цена: $169-$199,-
- Radeon 9600 64/128 Мб DDR (325/400) – продажа в апреле 2003 – цена: $149-$169,-
Кратко перечислим функциональность Radeon 9600 (RV350):
- DirectX 9
- 4 пиксельных конвейера (дизайн 4×1)
- 2 блока вершинных программ
- 0,13 мкм техпроцесс
- 128-битная DDR память (чип готов к DDR-II)
- До 128 Мбайт памяти
- SmartShader 2.0
- SmoothVision 2.1 (оптимизированное сглаживание и контроллер памяти, сжатие цвета 6:)
- HyperZ III (8:1 Z-сжатие)
Radeon 9200
Наконец, перейдем к новому бюджетному чипу ATi. Radeon 9200 (чип RV280) заменит линейку Radeon 9000. Чип отличается от своего предшественника лишь поддержкой AGP 8x и увеличенными тактовыми частотами. Ядро по прежнему основано на дизайне Radeon 8500 с четырьмя пиксельными конвейерами, однако, как и 9000, чип оснащен лишь одним текстурным блоком на конвейер, в отличие от двух у 8500.
Несмотря на наличие “9” в названии продукта, чип не обладает полной поддержкой DirectX 9. Поскольку он основан на чипах 8500 и 9000, максимальная поддерживаемая версия – DirectX 8.1. Метод реализации сглаживания тоже нельзя назвать современным, поскольку чип использует медленную технику СуперСэмплинга.
Нам пока что не выслали тестовый образец Radeon 9200. ATi планирует начать коммерческое производство R280 в апреле 2003 года. И вновь мы увидим несколько карт на этом чипе:
- Radeon 9200 PRO 128 Мб DDR – $129-149, в продаже с апреля 2003
- Radeon 9200 64/128 Мб DDR
Финальные тактовые частоты карт на 9200 пока неизвестны. Radeon 9200 (RV280) имеет следующую функциональность:
- DirectX 8.1
- 4 пиксельных конвейера (дизайн 4×1)
- 2 блока вершинных программ
- 0,15 мкм техпроцесс
- 128 битная DDR память
- До 128 Мбайт памяти
- SmartShader
- SmoothVision (только суперсэмплинг)
- HyperZ III
Качество изображения
В связи с текущим состоянием драйверов (еще не вышли финальная версия) у обеих сторон, сравнение качества изображения несколько проблематично. Особые нарекания заслуживают драйверы nVidia GeForce FX в режимах сглаживания, у которых в некоторых случаях наблюдаются артефакты. Кроме того, у нас нет способа выявления точности плавающей запятой, с которой высчитываются эффекты пиксельных программ.
Поэтому мы проведем более тщательное тестирование качества картинки после того, как получим сертифицированные WHQL драйверы, соответствующие определенным стандартам и настройкам. В любом случае, мы решили сделать предварительное сравнение между Radeon 9700 Pro и GeForce FX. Скриншоты ATi были сняты с помощью карты Radeon 9700 Pro, что позволяет получить представление о 9800.
В качестве тестовой игры мы решили взять Grand Prix 4. Как нам кажется, гонки больше других выигрывают от полноэкранного сглаживания. Грубый переход между уровнями множественного отображения и большая зона видимости создают проблемы, которые могут быть прекрасно решены с помощью хорошей реализации анизотропной фильтрации.
Нажмите на картинку для получения несжатой bmp версии.
Все скриншоты были сняты при разрешении 1024×768. Мы рекомендуем установить разрешение на вашем мониторе в 1024×768 или выше, чтобы получить реалистичное отображение.
Анизотропная фильтрация
В этом сравнении мы решили внимательно рассмотреть трек (асфальт), Обе карты тестировались при установке максимального качества (FX: application, R9700 Pro: quality).
Нажмите на картинку для получения несжатой bmp версии.
При настройках по умолчанию, nVidia GeForce FX дает визуально более четкую картинку, чем 9700 Pro. Впрочем, при включении 8x анизотропной фильтрации различие между картами минимально. Увеличение уровня фильтрации до 16x не приводит к визуальному улучшению качества картинки.
Нажмите на картинку для получения несжатой bmp версии.
Без анизотропной фильтрации вы можете заметить различные установки множественного отображения (mipmap) на GeForceFX и Radeon 9700 Pro. Обратите внимание на барьер – у карт заметны визуальные отличия даже при 8x фильтрации. На GeForce FX барьер выглядит более четким, но при этом явно виден муар на левом барьере после маленького коричневого навеса. Кажется, что фильтр быстро обрывается. Барьер выглядит мягче, если можно так сказать, и переход тоже менее крут. Отчетливо заметно преимущество анизотропной фильтрации 16x у Radeon, к примеру, на нижнем крае барьера слева или справа по сравнению с 8x. С другой стороны, трава слева кажется несколько более четкой при 8x у GeForceFX.
Анизотропная фильтрация, продолжение
Нажмите на картинку для получения несжатой bmp версии.
Мы не обнаружили никаких отличий в различных установках производительности фильтрации на GeForce FX в этой игре. Мы не знаем, в чем кроется причина этого.
Нажмите на картинку для получения несжатой bmp версии.
На Radeon, с другой стороны, явно присутствует отличие между установками качества. В производительном (Performance) 8x режиме явно заметны переходы между уровнями множественного отображения. При 16x барьер выглядит более четко, чем при 8x.
Полноэкранное сглаживание
Поскольку у драйвера nVidia явно имеются трудности с режимом сглаживания 2x (проблемы со скриншотами), мы ограничили наше тестирование режимами 4x и 8x, или 6x в случае ATi. В будущей статье мы более подробно разберем отличия в режимах сглаживания.
Нажмите на картинку для получения несжатой bmp версии.
В 4x режиме мы можем явно заметить небольшие различия на покрышке. Обе карты хорошо отрисовывают кривую покрышки. Однако “ступеньки” на FX все же более заметны. Переход к 8x сглаживанию у nVidia не приводит к улучшению качества картинки. С другой стороны, при 6x сглаживании у ATi кривая практически безупречна.
Полноэкранное сглаживание, продолжение
Нажмите на картинку для получения несжатой bmp версии.
На картинке виден самый большой недостаток сглаживания nVidia “упорядоченная сетка”. На пилонах все еще заметны “ступеньки” в 4x режиме у FX, в то время как режим сглаживания ATi 4x “дрожащая сетка” убирает их. При 6x края практически безупречны. Режим сглаживания 8x у nVidia представляет собой интересную смесь – он комбинирует 4x мультисэмплинг и 4x суперсэмплинг. Если сетчатая структура пилонов прорисована более четко, она менее детализирована и на ней заметны артефакты сглаживания.
Максимальное качество
Для тех из вас, кто желает взглянуть на максимально возможное качество картинки каждой карты в игре, мы сжали скриншоты в архив rar:
Заключение по качеству картинки
Наши заключения базируются на текущей версии драйверов. Как нам кажется, Radeon 9700/9800 обгоняет GeForce FX по качеству, как в режиме сглаживания, так и в режиме анизотропной фильтрации. Если быть честным, у драйвера nVidia присутствуют некоторые проблемы, равно как мы не заметили разницы между различными установками фильтра анизотропной фильтрации. Мы уверены, что nVidia исправит ошибки в “финальной” версии драйвера для FX. Тогда мы проведем исчерпывающее тестирование качества картинки для обеих карт. Следует отметить, что режим сглаживания nVidia 8x не является настоящим 8x сглаживанием, а комбинацией 4x суперсэмплинга и 4x мультисэмплинга, поэтому он не приносит сколько-нибудь значительных улучшений. Причем этот режим очень медленный – польза от него весьма и весьма сомнительна. Режим сглаживания 6x у ATi, с другой стороны, дает визуальное улучшение качества картинки – вы можете сами это увидеть на скриншотах.
Тестовая конфигурация
Поскольку ATi выпустила Radeon 9800 в спешке, мы ограничим наше тестирование основными приложениями в силу малого количества времени. Чтобы карты показали себя в полную силу, для тестирования мы взяли игры, использующие пиксельные и вершинные программы.
Игровые тесты:
- Unreal Tournament 2003 – DirectX 8.1 (PS 1.1/1.3/1.4)
- Aquanox : Revelation – DirectX 8 (PS 1.1)
- Splinter Cell (Beta) – DirectX 8 (PS 1.1)
- Serious Sam : Second Encounter (OpenGL)
Вместо Aquanox мы планировали взять его продолжение (Aquanox 2: Revelation), поскольку новая бета версия уже использует DX9 код шейдеров. К сожалению, игра постоянно “вылетала” на картах ATi с ошибкой звука, даже если никакой звуковой карты мы не устанавливали.
Каждый тест сначала запускался без сглаживания или анизотропной фильтрации. Если вы думаете, что для карт подобное задание – сущий пустяк, вы ошибаетесь. Для примера посмотрите на результаты Splinter Cell, где используются мощные эффекты в реальном времени и расчет теней. Образно выражаясь, карты встают на колени при установке детализации на максимум.
Все наши тестовые кандидаты прошли через Unreal Tournament 2003 с 4x полноэкранным сглаживанием, 8x анизотропной фильтрацией и комбинацией двух этих режимов. Мы повторили процедуру в Splinter Cell с двумя топовыми картами. Все тесты производились на максимально возможном уровне детализации.
Синтетические тесты:
- 3D Mark 2001 SE (b330) – DirectX 8.1 (PS 1.1/1.3/1.4)
- 3D Mark 2003 – DirectX 9 (PS 1.1/1.4/2.0)
- Codecreatures Benchmark – DirectX 8.1 (PS 1.1/1.3/1.4)
Синтетические тесты дают хорошее представление о теоретических возможностях каждой карты. И хотя использование 3DMark 2003 в качестве теста спорно (подробнее об этом ниже), мы все же взяли его как основу для измерения производительности под DirectX 9. Нашей главной целью во время тестирования было сравнить производительность Radeon 9800 и GeForce FX 5800/ 5800 Ultra.
Аппаратное обеспечение | |
Тестовая система | AMD Athlon XP 2700+ ASUS A7N8X Deluxe (nForce 2) |
Память | 2 x 256 Мб, PC 333 (2/2/2/5) |
Драйверы и ПО | |
Видео драйвер | NVIDIA – v. 42.72 / 43.00 ATI – v. 03b (6.14.01.6307) |
DirectX версия | 9 |
ОС | Windows XP Professional SP1 |
Тесты и настройки | |
Aquanox | Retail Version v1.17 |
UT 2003 Full | Retail Version v2166 |
Splinter Cell | US Demo 2 – Beta Bench |
Serious Sam 2 | Retail Version v1.07 (Demo: Valley of the Jaguar) |
3D Mark 2001 SE | Pro Version, Build 330 |
3D Mark 2003 | |
Codecreatures | PRO Benchmark v1.0.0 |
Unreal Tournament 2003 – Antalus Flyby
Несмотря на преимущество по частотам, Radeon 9800 Pro не может тягаться с FX 5800 Ultra. В целом, если не включать сглаживание или анизотропную фильтрацию, прирост производительности по сравнению с Radeon 9700 Pro невелик.
Unreal Tournament 2003 – Antalus Botmatch
В botmatch Radeon 9800 демонстрирует небольшое преимущество. На высоких разрешениях вперед выходит FX, хотя и ненамного.
Splinter Cell
Ubisoft эксклюзивно выслала нам тестовую версию новой игры Splinter Cell. Наша версия все еще находится в состоянии беты, то есть игра продолжает дорабатываться. Официальный выход планируется в ближайшие несколько недель.
Splinter Cell основывается на новом движке Unreal. В игре применены очень сложные эффекты теней и освещения, равно как и пиксельные программы v1.1. По большей части, в Splinter Cell процессор не становится ограничивающим фактором. Частота кадров определяется на 50% обычными трехмерными вычислениями, и на 50% – расчетами теней, тем более что в Splinter Cell используются очень сложные проецируемые тени. На картах nVidia в качестве опции можно выбрать буферизованные тени.
Splinter Cell, продолжение
В наших тестах мы выбирали проецируемые тени для всех карт, поскольку включение буферизованных теней приводило к падению частоты кадров.
Версия драйвера nVidia 42.72, которую компания рекомендует для карт FX, имеет проблемы рендеринга в игре (отсутствие свечения вокруг ламп и т.д.). Именно поэтому для тестирования мы взяли версию 43.00, где эти проблемы решены. Что интересно, у карт GeForce 4 не возникает никаких проблем с драйвером 42.72, но результат карты с драйверами 43.00 примерно на 2 fps ниже.
Splinter Cell тестировалась при максимальной детализации (High, High, Very High).
Средние значения fps.
Splinter Cell доказывает, что стандартные тесты без сглаживания и анизотропной фильтрации все еще имеют право на жизнь. По крайней мере, если игра использует сложные эффекты. Radeon 9800 Pro и GeForce FX 5800 Ultra идут голова в голову, а Radeon 9700 Pro привязан к GeForce FX 5800.
Splinter Cell, продолжение
Минимальные значения fps.
Мы видим похожую картину с минимальными значениями fps. Radeon 9800 Pro и FX 5800 Ultra едва преодолевают барьер в 25 fps.
На средней детализации Splinter Cell работает намного быстрее. Но на максимальных настройках даже high-end карты “стоят на коленях”.
Aquanox
В Aquanox, Radeon 9800 Pro возвращает лидерство, которое 9700 Pro потерял перед FX 5800 Ultra. Карта ATi лидирует во всех разрешениях.
Serious Sam: Second Encounter
Мы принудительно установили все карты nVidia на использование 24-битного Z-буфера. Иначе карты переключаются в 16-битный Z-буфер, в то время как ATi использует 24-битный.
Средние значения fps.
Карты nVidia в Serous Sam чувствуют себя как дома. FX 5800 занимает первое место. Не-Ultra версия отстает лишь в разрешении 1600×1200. Разница в производительности между 9800 и 9700 очень невелика.
Serious Sam: Second Encounter, продолжение
Минимальные значения fps.
Результаты карт ATi разочаровывают при измерении минимальных fps, достигая лишь уровня Ti4800. Картина исправляется только в разрешении 1600×1200. Сложно сказать, с чем связано лидерство карт nVidia. Возможно, с лучшей реализацией OpenGL драйвера или просто с большей оптимизацией под игру.
3DMark 2001 SE
3DMark 2001 SE (build 330) тестирует карты на поколении DirectX 8. Для полноты мы приводим детализованные результаты 3DMark.
3DMark 2001 детализованные результаты
Игровой тест 4 – Природа
Игровой тест 4 стал первым, использующим расширенные эффекты пиксельных программ спецификации DirectX 8. Radeon 9800 Pro побеждает FX 5800 Ultra, несмотря на различие в тактовых частотах. Следует отметить довольно большой отрыв от Radeon 9700 Pro.
Скорость заполнения одна текстура
В этом тесте Radeon 9800 Pro не оставляет FX 5800 никаких шансов. Причина заключается в дизайне пиксельных конвейеров GeForce FX. Наперекор официальным техническим спецификациям, FX больше тяготеет к 4×2 дизайну, нежели к 8×1, как в линейке Radeon 9500Pro/9700/9800. В результате GeForce FX может отображать четыре пикселя с одной текстурой за такт, в то время как карты ATi – восемь.
3DMark 2001 детализованные результаты, продолжение
Скорость заполнения мультитекстурирования
При использовании мультитекстурирования ситуация меняется. Карты FX могут отображать четыре пикселя с двумя текстурами, как и карты ATi. По причине более высоких тактовых частот FX, карты ATi не могут за ней угнаться.
Высокое число полигонов – 8 источников освещения
В этом тесте Radeon 9800 заметно “тормозит”. Одно из возможных объяснений может быть связано с T&L движком фиксированной функциональности у FX в дополнение к движку вершинных программ (спасибо за информацию Дэйву с Beyond3d.com).
3DMark 2001 детализованные результаты, продолжение
Скорость вершинных программ
И вновь мы видим бесспорное лидерство Radeon 9800 над FX 5800 Ultra.
Скорость пиксельных программ
Увеличение производительности Radeon 9800 Pro по сравнению с 9700 Pro впечатляет. Карта легко побеждает FX 5800 Ultra.
Скорость расширенных пиксельных программ
Поскольку каждая версия DirectX является надмножеством предыдущей, карты DirectX 9 поддерживают пиксельные программы 1.4, равно как и 2.0. Если карта в этом тесте не поддерживает PS1.4, то используются PS1.1, где требуется большее число проходов на программу. По некоторым причинам FX не использует свои 1.4 возможности. Нам непонятно, кроется причина в драйвере или в самом 3DMark.
3DMark 2003
Новая версия 3DMark стала предметом ожесточенных споров (смотрите 3D Mark 2003: лучший игровой тест (?) и 3D Mark 2003 – спорим с NVIDIA). Мы пока что не решили, насколько она полезна в качестве теста.
С драйверами nVidia здесь ситуация неоднозначная. Официально nVidia рекомендует прессе использовать драйверы версии 42.72 (от 24.02.2003) при тестировании FX. В то же время уже выпущены новые драйверы: версия 43.00 (от 13.02.2003).
Как показывает практика, с драйверами 42.72 GeForce FX достигает общего результата на 2000 очков выше, чем с версией 43.00. Как мы предполагаем, 42.72 использует только 16-битную точность вычислений с плавающей запятой, в то время как другая версия применяет полную 32-битную точность, отсюда и более низкая скорость последней. Требования сертификации Microsoft WHQL оговаривают минимальную точность 24 бита, которую и используют чипы ATi R300/R350.
Возникает интересный вопрос: с каким драйвером будут поставляться карты FX? Производитель графических карт PNY уже ответил на него, поскольку на странице компании указана версия драйверов для FX 5800 – 43.00 от 13.02.2003! Так что драйверы версии 42.72 оставляют впечатление “драйверов для тестирования”. Только лишь сертифицированный WHQL драйвер поможет нам ответить на этот вопрос, но на данный момент он еще не вышел.
Мы решили протестировать FX с обеими доступными версиями драйверов в 3DMark 2003.
И вновь в целях полноты тестирования мы даем детализированные результаты:
3DMark 2003 детализированные результаты
Игровой тест 2 – Битва за Проксикон
Тест использует пиксельные программы PS1.4. Radeon 9800 Pro чуть обгоняет FX 5800 Ultra (42.72) и весомо отрывается от 9700 Pro.
Игровой тест 4 – Мать природа
В тесте DirectX 9 “Мать природа”, FX 5800 Ultra выходит в лидеры. И вновь отличие 9800 Pro от Radeon 9700 Pro можно назвать заметным.
3DMark 2003 детализированные результаты, продолжение
Тесты по скорости заполнения
Результаты идентичны тестам скорости заполнения в 3DMark 2001. Карты FX сдерживаются своим 4×2 дизайном в тесте с одной текстурой и получают преимущество в силу более высокой тактовой частоты в тесте с мультитекстурированием. Благодаря увеличению частоты Radeon 9800 Pro явно отрывается от 9700 Pro.
Тесты программ
Radeon 9800 Pro занимает первое место как в тесте вершинных, так и пиксельных программ.
Codecreatures
Direct 3D тест Codecreatures изначально позиционировался как демонстрация 3D движка, разрабатываемого параллельно. Тест использует пиксельные программы поколения DirectX 8.1.
В этих тестах FX 5800 Ultra и 9800 Pro показывают практически одинаковые результаты.
Codecreatures, продолжение
Результаты дают нам представление о числе полигонов в секунду (среднее значение миллионов полигонов в секунду). И вновь оба конкурента очень близки по результатам.
Тестирование сглаживания и анизотропной фильтрации
Теперь мы переходим к интересной части нашего тестирования. Если Radeon и FX попеременно лидируют в категории тестов, при повышении качества ситуация меняется.
4x полноэкранное сглаживание
Тестирование с 4x полноэкранным сглаживанием.
Radeon легко обгоняет Radeon 9700 Pro в этом тесте и забирает корону лидера.
8x анизотропная фильтрация
Здесь мы тестировали скорость карт при включении анизотропной фильтрации. Поскольку компании используют разные оптимизации, прямое сравнение выполнить трудно. Качественный тест в начале нашей статьи позволяет визуально оценить разницу. Лидером по качеству является ATi.
UT 2003 – качественная 8x анизотропия
Установки: NVIDIA – Balanced, ATi – Quality
Radeon 9800 Pro обгоняет FX 5800 Ultra. Разница в производительности Radeon 9700 Pro довольно велика.
8x анизотропная фильтрация, продолжение
UT 2003 – производительная 8x анизотропия
Установки: NVIDIA – Performance, ATi – Performance
Здесь вперед выходит GeForce FX 5800, хотя разница в производительности невелика.
4x полноэкранное сглаживание + 8x анизотропная фильтрация
Тест комбинирует полноэкранное сглаживание с анизотропной фильтрацией.
UT 2003 – 4x сглаживание + качественная 8x анизотропия
При включении 4x сглаживания и 8x анизотропии, Radeon 9800 Pro обгоняет соперника FX 5800 Ultra. Отрыв производительности по сравнению 9700 Pro впечатляет.
4x полноэкранное сглаживание + 8x анизотропная фильтрация, продолжение
UT 2003 – 4x сглаживание + производительная 8x анизотропия
Благодаря высокой производительности в “производительном режиме”, FX чуть ускоряется, но все же не может догнать Radeon 9800 Pro.
Заключение
Появление Radeon 9800 Pro произвело ошеломляющий эффект, сократив до нуля незначительное лидерство nVidia FX 5800 Ultra над Radeon 9700 Pro. Новичок сравнялся с топовой картой nVidia в стандартных тестах. При включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации у GeForce FX не осталось никаких шансов – 9800 Pro безоговорочно доминирует. Кроме того карты ATi имеют более качественную реализацию сглаживания/анизотропии, нежели продукты nVidia. Посмотрим, изменится ли ситуация с выходом следующих версий драйверов. Мы проведем подробное тестирование качества изображения на обеих картах, как только мы получим WHQL или финальные версии драйверов для них.
Помимо более компактного дизайна (карта ATi занимает всего один слот), а также простого и при этом намного более тихого кулера, Radeon 9800 Pro оказывается существенно быстрее FX 5800 в важных областях (сглаживание, анизотропная фильтрация), обеспечивая лучшее качество изображение при их включении. Если вам нужен самый быстрый на сегодняшний день ускоритель – то лучшим выбором станет Radeon 9800 Pro. Это не означает, что GeForce FX 5800 Ultra – плохая карта, но лидерство вновь принадлежит ATi.
Владельцам Radeon 9700 Pro нет причин беспокоиться. Их карта не станет устаревшей после выхода Radeon 9800 Pro. И хотя между ними существует отличие в производительности, оно не настолько велико, чтобы менять карту. Таково наше мнение.
Нам сложно дать какие-либо конкретные рекомендации насчет преемника Radeon 9500 – 9600 Pro. Судя по спецификациям, дизайн 4×1 вероятно будет медленнее, чем старый 9500 с дизайном 8×1, несмотря на преимущество по тактовой частоте (400 МГц против 275 МГц). Что-то определенное мы сможем сказать лишь после получения тестового образца.
Radeon 9200 не стал сюрпризом. Чип не привносит ничего нового по сравнению со своим предшественником, за исключением поддержки интерфейса AGP 8x.
На данный момент наиболее интересен сегмент массового рынка, поскольку для него nVidia готовит к выпуску продукты на основе технологии GeForce FX.