Краткое введение в сэмплы
Предлагаем вашему вниманию очередное руководство Tom’s Hardware Guide, на сей раз касающееся сэмплов. Цель статьи заключается в том, чтобы дать все необходимые знания о сэмплах. Вообще, за последние 15 лет вряд ли можно выделить более важную тему в музыке, чем сэмплы. Почти каждая современная песня в стиле рок, хип-хоп, R&B, поп и электронная музыка используют сэмплы. Хотите узнать, как раскрыть потенциал этой мощной технологии?
Сэмплирование основано на цифровой записи и воспроизведении: то есть мы берём звук, после чего преобразуем его в последовательность нулей и единиц. Чтобы подробнее узнать об этом процессе, обратитесь к нашей первой статье. Технически, любую цифровую запись можно назвать сэмплом. Но, вообще, под словом “сэмпл” понимают небольшой звуковой фрагмент, а не целую дорожку.
На практике сэмплирование подразумевает получение фрагмента звука от источника, его коррекцию и воспроизведение в новом контексте. Сэмплы окружают нас: вспомните записанный голос автоответчика, звуковые библиотеки, а также современные синтезаторы с табличным синтезом (wavetable). В общем, сэмплы повсюду.
Простые примеры сэмплов
Сэмплирование было разработано в попытке точной передачи звука – совсем как машина Xerox, которая даёт точную копию. Однако это не просто копирование – сэмплы получают “новую жизнь”, поскольку их вставляют в совершенно иной контекст. Скажем, можно взять сэмплы и составить из них комбинацию, которую никто никогда не слышал.
Представьте себе звук барабана, который многократно используется в электронной музыке, хип-хопе и т.д. Вы можете воспроизвести этот сэмпл в цикле, а также наложить собственный голос и инструментальные дорожки. В итоге к песне можно добавить все необходимые компоненты, которые “вживую” записать не получилось бы.
Собственно, именно так рэп-команда NWA создала в 1989 году свой хит “Straight Outta Compton”. Этот метод даёт намного лучший результат, чем все компоненты по отдельности. Но слишком уж часто создатели просто берут сэмплированную мелодию или сочетание басов из старой записи, ничего не меняя.
Классическая формула для создания примитивной дорожки хип-хопа заключается в использовании старой фанковой песни, добавлении циклов, ударов в два такта – и повторении всего этого безобразия в течение 5 минут. В принципе, подобный подход можно назвать вороватым, неоригинальным и немузыкальным. Однако он наиболее широко распространён и, на наш взгляд, чрезмерно использует сэмплы.
Конечно, существует и абстрактный стиль использования сэмплов. Вы берёте звук, который нравится, и вместо воспроизведения его в оригинальном варианте превращаете звук в совершенно новый, ранее не слышанный фрагмент. Скажем, берём сэмпл пианино, понижаем его на пару октав, добавляем немного реверберации – и всё готово. Получили интересный бас.
Впрочем, это тоже уже делалось миллион раз. Но ведь ничто не ограничивает свободу творчества! Что будет, если в качестве сэмпла взять шипение открываемой газировки, замедлить его и получить крутой ударный звук? А что, если воспроизвести сэмпл разрываемой бумаги задом наперёд? Мы позже к этому вернёмся.
Аппаратный или программный сэмплер?
Теперь, после того, как мы вкратце описали все замечательные возможности, позвольте вернуться с неба на землю. Как вы будете создавать сэмплы? Традиционно использовался отдельный аппаратный сэмплер. Но в последние годы мощность компьютеров настолько сильно возросла, что в моду вошли программные сэмплеры.
Конечно, оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, но мне лично нравится гибкость программных сэмплеров. Объём хранения программного сэмплера ограничен только объёмом жёсткого диска, ручки у такого сэмплера никогда не сломаются, никакой мешанины кабелей не наблюдается, а глаза смотрят на экран компьютера, а не на крошечный ЖК-дисплей. Да и места на столе как-то больше.
Среди самых популярных программных сэмплеров можно перечислить Native Instrument Kontakt и Intakt, Tascam Gigastudio, Logic EXS24 и Propellerhead Recycle. Все эти программы имеют свои преимущества и недостатки. Многие рабочие станции для работы с цифровым звуком (DAW, Digital Audio Workstations) имеют встроенный сэмплер. И в большинстве случаев его будет вполне достаточно. Скажем, у Ableton Live есть “Simpler”, у Logic – “EXS-24”, а у Reason – “NN-XT” и “NN-19”.
Конечно, аппаратные сэмплеры нельзя считать устаревшими. Значимым их преимуществом является то, что вы никогда не получите вирус или сбой системы. Хотя нам встречались музыканты, играющие вживую с программными сэмплерами, аппаратные решения дают душевное спокойствие, которые не может обеспечить ни один компьютер.
Кроме надёжности и стильного вида, каждый аппаратный сэмплер даёт опредёлённое звучание и ощущение, к которому программные сэмплеры могут лишь приблизиться. В качестве классического аппаратного сэмплера можно привести EMU SP-1200. Этот 12-битный сэмплер барабанов имеет лишь 10-секундные сэмплы, но тёплый и качественный звук приятно греет душу большинству музыкантов. Ещё один прекрасный сэмплер – AKAI MPC 2000. Он оснащён клавишами, чувствительными к силе и скорости нажатия, которые можно использовать в качестве музыкального инструмента.
Хотя на рынке можно найти действительно любопытные аппаратные сэмплеры, большинство из них громоздки, не позволяют отменять изменения, да и выполнять редактирование на маленьком ЖК-экране не слишком удобно – если этот экран вообще есть. В целом, для начинающих мы рекомендуем программные сэмплеры.
К сэмплам надо подходить аккуратно
Теперь у нас есть сэмплер. Осталось выбрать материал, из которого мы будем получать сэмплы. Конечно, сэмплы можно взять из любого CD, кассеты, радиопередачи, телефонного звонка и т.д. Но при этом будьте аккуратны и не захватите материал, защищённый авторским правом. Конечно, можно сделать сэмплы, которые никто никогда не узнает.
Альтернативным способом можно считать лицензирование Creative Common License. Материал, подпадающий под эту лицензию, можно легально сэмплировать. Но самым безопасным способом, конечно, будет сэмплирование собственных источников.
Большинство программных сэмплеров больше рассчитаны не на захват сэмплов, а на их редактирование и воспроизведение. Поэтому для записи сэмпла можно использовать любые другие средства. Как только сэмпл записан, настало время запустить сэмплер.
Начинаем сэмплирование
Первым логическим шагом нам кажется редактирование. Вообще, редактирование сэмпла может быть довольно сложным процессом, но для целей нашей статьи мы покажем только начальный и конечный этапы.
Выберите отображение сэмпла в виде волны и увеличивайте сэмпл до тех пор, пока не увидите точки пересечения волны при переходе через ось координат. Именно с этих точек нужно вырезать сэмпл. Если вы начнёте вырезать из центра волны (верх “холма” волны), то получите щелчок.
Посмотрите на иллюстрацию выше и обратите внимание на расположение зелёной вертикальной линии, обозначающей начало сэмпла. И помните, что ваши уши являются лучшим средством для оценки начальной и конечной точек.
Если вы планируете проигрывать сэмпл в цикле, то лучше делать цикл кратным двум, конечно, если вы используете формат 4/4. Это в случае, если вы хотите получить более традиционные композиции. Вообще же можно легко получать сложные полиритмы, воспроизводя циклы с разными длинами. К примеру, можно вывести циклы на четыре и на пять тактов, которые будут совпадать каждые двадцать тактов, если воспроизводить их в одном темпе. Конечно, это только базовый пример, так что вы можете экспериментировать и с другими длинами циклов.
Растягивание, мультисэмплинг, изменение скорости, фильтры
Теперь, когда вы записали и отредактировали сэмпл, можно приступать к основному веселью. Сначала нужно привязать сэмпл к клавиатуре. Этот процесс называется “keymapping”. Вы можете заметить, что растягивание сэмпла по всей клавиатуре даёт не всегда хороший звук. Если вы хотите, чтобы звук был реалистичным, то лучше записать один и тот же звук с разной высотой, создав таким образом “мультисэмпл” (multisample). Как можно себе представить, лучше к каждой октаве привязывать свой сэмпл. Некоторые инструменты для реалистичного звучания требуют больше сэмплов, чем другие, но слишком усердствовать тоже не стоит.
Если вы хотите добиться ещё более реалистичного звука, то можете записать сэмпл с различной динамикой. После чего процесс, называемый “изменение скорости” (velocity switching), выбирает разные сэмплы на основе значения скорости соответствующего midi-сигнала. Но суть этого понятия на самом деле сложнее, так что мы не будем углубляться. Достаточно, что для начала вы знаете о существовании такой возможности.
Теперь, когда у нас есть основной звук, с ним можно начать работать. Возможности воистину безграничны. К примеру, можно взять звук гитары и пропустить его через фильтр нижних частот с обрезкой где-то на 800 Гц. Затем на другой дорожке можно использовать тот же сэмпл, но пропустить его через резонансный фильтр высоких частот где-то на 2500 Гц. Возможно, ко второму сэмплу можно добавить эффект flanger, и вы получите уникальное звучание.
А что, если проиграть сэмпл задом наперёд? Многие программные сэмплеры сегодня поставляются с большим количеством встроенных эффектов, которые часто требуют меньше вычислительной мощности, чем выделенные плагины. Хотите получить звук меньшего качества? Тогда переделайте своё новое творение с меньшей дискретизацией и разрядностью. Как сэмпл прозвучит на 22 кГц и 8 битах? Единственный способ узнать это – эксперимент. Так что вперёд!
Заключение
Конечно, с помощью сэмплирования можно удобно добавить в композицию обычный звук вроде барабанов, не прибегая к студийной записи. Однако это примитивный взгляд на сэмплы.
На самом деле сэмплы дают огромную творческую свободу. Возьмите звук гитары и превратите его в сэмпл, который никогда не встречается в реальности. Так что сэмплы дают прекрасную возможность исследовать звуковой горизонт.