Тайвань: время переворотов
Слияние Asus и Gigabyte шокировало многих. Компании никогда не поддерживали особо близких отношений. Напротив, они являлись старыми конкурентами. И хотя Asus считается “железной” компанией номер один, она отчётливо ощущает давление со стороны Foxconn и ECS, так что двигаться вперёд нужно. Да что говорить, компании на этом рынке всегда находятся под прессом конкуренции. На устоявшемся и насыщенном рынке единственной возможностью роста как раз и является образование стратегических альянсов. Как, впрочем, и захват конкурентов.
Тайваньские компании вот уже несколько лет пытаются укрепить свои торговые марки на мировых рынках. Но большинство попыток так и не увенчалось успехом по различным причинам. Можно назвать лишь несколько кандидатов, которые способны достичь уровня марок Sony или Samsung. Наши читатели, без сомнения, знакомы с материнскими платами ECS или видеокартами Gigabyte, но взгляните вокруг. Большинство пользователей даже не знают о сотовых телефонах Asus или MP3-плеерах MSI.
И хотя телефоны и бытовая электроника – всего лишь добавка к традиционному бизнесу ПК, перед тайваньскими производителями “железа” стоит проблема брэнда ключевого бизнеса. Лидеры рынка обычно втянуты в крупный OEM-бизнес, то есть производят комплектующие или даже целые ПК для таких крупных игроков, как HP, Dell, Gateway и других. Эти клиенты отнюдь не желают видеть производителей “железа” в числе своих конкурентов, поэтому последние не могут заняться выдвижением собственной торговой марки без риска потерять крупные OEM-поставки. А то, что рынки бытовой электроники и компьютеров сегодня тесно переплетаются, ещё сильнее осложняет ситуацию.
На первом месте, конечно, стоят большие объёмы. Производителям “железа” приходится закупать детали в больших количествах и по минимальной цене, чтобы оставаться конкурентоспособным в OEM-сфере и рознице. Экономия масштаба – вот основная цель. По своей сути, рынок комплектующих стал таким конкурентным из-за того, что только лидеры индустрии могут позволить себе производить “железо” самостоятельно. Лишь немногие игроки вне “большой пятёрки” (Asus, Foxconn, ECS, Gigabyte, MSI) по-прежнему производят собственные материнские платы или видеокарты. Рано или поздно всем остальным, за редкими исключениями, придётся свернуть бизнес производства.
Если укреплять свою торговую марку практически невозможно, так какова же стратегия успешных производителей “железа”? Пока мы видим только один путь: гиганты вроде Asus, Foxconn или ECS станут достаточно мощными, чтобы купить торговую марку, которая известна на мировом уровне. Купите какой-либо брэнд тогда, когда родительская компания не очень хорошо себя чувствует, и вы сможете накинуть цены на продукты. Но чтобы пойти этим путём, бизнес комплектующих должен преуспеть по качеству и объёмам производства, чтобы компания могла гордо заявить о себе как о лучшей из лучших.
Расширяйся и завоёвывай
ECS – очень хороший пример тайваньского производителя “железа”, который расширил свой бизнес до сферы ПК и ноутбуков, дабы обеспечить максимальный рост. Если спросить о самых крупных производителях комплектующих и OEM-систем у знающих людей, то среди прочих вам наверняка назовут Asus и Foxconn. В прошлом ECS ориентировалась на дешёвые продукты, но за последние годы компания изменила свой профиль и стала намного более крупным игроком, чем думают многие. В этом году Asus планирует выпустить более 60 млн. материнских плат, Foxconn – более 40, а следом идёт ECS с намерениями произвести более 30 млн. материнских плат. Две другие популярные компании, Gigabyte и MSI, строят свои планы на уровне где-то 15 млн. плат, поэтому играют в другой лиге.
Чтобы расширить бизнес комплектующих, ECS в этом году осуществила два крупных приобретения: Tatung и Uniwell. Tatung – сборщик систем, а Uniwell производит ноутбуки. Покупка Tatung добавила ECS производственные мощности в Китае, Мексике и Чехии. Uniwell располагается в китайском Сучжоу. В сфере ноутбуков ECS теперь конкурирует с компаниями второго эшелона: Mitac, Clevo и Arima, но вряд ли может потягаться с Quanta, Compal, Wistron, Inventek или Asus.
Стратегия роста
Для успеха крупная компания должна построить сбалансированный бизнес OEM и канала. Foxconn прекрасно поняла это несколько лет назад, и ECS направляется туда же. Для ускорения OEM-бизнеса необходимо работать с крупными производителями ПК и ноутбуков. В результате можно двинуться и в канальный бизнес, поскольку можно будет закупать детали в больших объёмах, получая преимущество от лучшей маржи прибыли (конечно, если выпускаемые продукты достаточного качества).
Подъём качества
Если производитель желает выпускать системы, которые мы будем покупать в рознице, то ему следует отвечать перед покупателями за качество. А теперь снова подумайте о HP, Dell или Gateway: эти тяжеловесы будут иметь дело только с самыми качественными комплектующими, чтобы не подорвать свою репутацию.
В сборке материнских плат или видеокарт нет особых секретов. Нужны прилежные инженеры, современное оборудование, отлаженный процесс производства и система контроля, которая позволяет отслеживать детали, рабочих и машины. И, конечно, строгий финансовый учёт издержек. Наверное, именно по этой причине производство постепенно сместилось с Тайваня в Китай. Рано или поздно, на наш взгляд, более привлекательными станут такие страны, как Вьетнам, поскольку Китай уже не самое дешёвое место производства.
Мелкие и средние производители останутся не у дел по двум причинам: они не смогут предложить конкурентоспособные цены из-за малых объёмов производства, а также не смогут позволить себе передовое оборудование, использующееся сегодня для контроля качества. Производителям в наши дни необходимы камеры тестирования электромагнитных помех, электростатики, сложное оборудование входного контроля деталей, термокамеры и т.д.
А теперь позвольте привести пример всех мер контроля качества, которые необходимы в современном производстве комплектующих.
Штрих-код повсюду
Каждая деталь отслеживается с помощью штрих-кода. На самые мелкие детали штрих-код нанести не получается, поэтому его наносят на коробку или бобину.
Первый шаг для создания эффективной системы контроля качества заключается в построении системы отслеживания деталей, которая контролирует процесс передвижения самого мелкого винтика с момента его появления на заводе до выхода в составе законченного продукта (где деталь будет отслеживаться уже по новому коду всего продукта) и установки в ПК или ноутбук. Если всё сделано правильно, то, просканировав штрих-код продукта, можно определить каждую деталь в отдельности, её поставщика и партию. Конечно, не следует забывать и про входной и выходной контроль качества.
Автоматическое тестирование
На данном этапе производства материнской платы выполняется несколько шагов. Они включают визуальный осмотр (как с помощью персонала, так и автоматически), а также несколько этапов автоматического тестирования, когда компоненты симулируются простейшими схемами или оборудованием ATE (automated test equipment).
Тестеры материнских плат проводят проверку электрических цепей.
Оборудование ATE симулирует отдельные компоненты.
Впрочем, заменить тестирование в реальных условиях всё равно сложно, поэтому материнские платы всегда тестируются в сценариях под Windows, включая приложения и тесты.
Оптическое тестирование
Для автоматического оптического тестирования используются фотографии деталей продукта в высоком разрешении, которые сравниваются с эталоном.
Конечно, при дешёвой стоимости человеко-часов визуальный осмотр себя оправдывает, но, конечно, при этом можно выявить не все ошибки. Автоматическое оптическое тестирование AOI (automated optical inspection) требует дорогого оборудования с камерами высокого разрешения, которые будут фотографировать критичные (или все) участки материнской платы или видеокарты. Затем эти фотографии будут сравнивать с эталоном.
Тестирование электромагнитных помех
Лаборатория электромагнитного излучения необходима, чтобы продукты (ПК и ноутбуки) соответствовали стандартам FCC и CE.
Компьютеры и ноутбуки должны пройти через тесты лаборатории электромагнитного излучения, где замеряется уровень электромагнитных помех. Данный этап очень важен, чтобы пройти сертификации FCC, CE и VCCI (Voluntary Control Council for Interference), если, конечно, компания желает поставлять свои продукты в Северную Америку или Европу. Для организации лаборатории требуется специальная камера, изолированная изнутри, заземлённая и экранированная снаружи (не забывайте про чувствительные антенны и измерительное оборудование). Такая лаборатория просто не по карману, если вы не входите, по крайней мере, во второй эшелон производителей ПК или ноутбуков.
Тесты в термокамере
На следующем этапе продукт подвергается стрессовым нагрузкам, среди которых на первом месте находится повышенная температура. Температурные тесты могут быть совершенно разные. Их последовательность гарантирует надёжность продукта. Некоторые термокамеры просто тестируют комплектующие при определённых уровнях температуры и влажности. Другие подвергают продукты резкому изменению температуры. Вообще, набор температурных тестов сильно зависит от OEM-клиента, которому будут поставляться системы, но важно знать, что подобное оборудование доступно только лидирующим игрокам рынка.
В температурных камерах можно создать определённую температуру и влажность. Либо резко нагреть или охладить продукт, чтобы проверить надёжность в стрессовых условиях.
Режем материнскую плату
Производитель вынужден вырезать требуемые участки платы, чтобы проверить поперечное сечение.
Тест разрезания не очень распространён среди производителей материнских плат или видеокарт, но он тоже важен для проверки качества. Производитель вырезает нужные участки из полностью рабочего продукта, чтобы проанализировать поперечное сечение. В частности, качество пайки узлов, которое, например, очень сложно оценить в разъёмах BGA (Ball Grid Array), поскольку сотни скрытых шариков с припоем оптически не рассмотришь. После резки участки платы анализируются через оптические микроскопы.
Можно вырезать любой участок платы. В зависимости от того, что вы хотите проанализировать.
Вырезанный участок запечатывается в прозрачную “болванку”.
С помощью оптических микроскопов можно проверить поперечное сечение пайки шариков BGA, контактов микросхем и т.д.
Вот так выглядит поперечный разрез шарика припоя BGA.
Стреляем по плате
Крупные мировые брэнды требуют и электростатических тестов. Они симулируют возможный электростатический разряд, который может образоваться при контакте с человеком или каким-либо объектом. Тестирование предусматривает разряд до 15 кВ на различные участки. Впрочем, тест проводится только с закрытыми ПК и ноутбуками, которые ещё и заземлены, поскольку любое комплектующее таким разрядом можно просто выжечь.
Ещё тесты?
На этом тестирование не всегда заканчивается. Иногда приходится выполнять какие-либо специфические проверки, чтобы получить контракт от крупных производителей ПК. Например, тесты вибрации, которые симулируют процесс транспортировки от завода к клиенту. Часто проводятся и тесты падения, но они больше фокусируются на упаковке, а не на готовом продукте.
Заключение
С технической точки зрения производить материнскую плату ничуть не сложно. Сложно получать при этом прибыль. Сегодня большую часть рынка контролируют такие тяжеловесы, как Asus, Foxconn, ECS, MSI и Gigabyte. Скоро их может остаться трое, поскольку жёсткая конкуренция не позволяет выгодно производить комплектующие. Компаниям следует активно заниматься OEM-бизнесом, чтобы обеспечить большие объёмы для закупки деталей по наиболее выгодным ценам, и при этом не следует забывать о рознице, которая нужна для создания узнаваемости торговой марки. А OEM-бизнес ПК и ноутбуков необходим по той причине, что тайваньские торговые марки вряд ли предпочтут таким известным компаниям, как Dell, HP или Samsung.
И требования к поставщикам комплектующих растут. Как из-за клиентов, так и по причине того, что тяжеловесам требуется что-то такое, чтобы отличаться среди других. Поставщику OEM-систем и комплектующих приходится резать свои продукты, изучать их под микроскопом, нагревать, фотографировать, пробивать статикой, ронять, трясти и выполнять другие тесты, чтобы быть допущенным к крупным брэндам. По той или иной причине производители второго эшелона, не говоря уже о мелких компаниях, уже не могут заниматься собственным бизнесом производства. Aopen практически ушла из розничного бизнеса комплектующих. Abit была куплена USI и переведена под торговую марку “Universal Abit”. Biostar попыталась вернуться на рынок с линейкой T-Series (и нашла заказчика). DFI удалось удержаться в бизнесе материнских плат благодаря определённым продвижениям в сегменте промышленных ПК. Chaintech, Soltek и Soyo сдались раньше. И даже Gigabyte из первого эшелона недавно слилась с другой империей.
ECS приходится вести себя агрессивно, так как компания чувствует себя в силах достичь уровня, на котором играют Asus и Foxconn. И поскольку она не желает спускаться до уровня, занимаемого MSI и Gigabyte. Вообще, MSI сегодня – тема интересная. Все остальные конкуренты виртуально исчезли, оставив трёх гигантов биться друг с другом. Не станет ли MSI тоже чьей-либо удачной покупкой? За последние годы она смогла превратиться из скучного производителя материнских плат в живую и современную торговую марку. Конечно, пока всё это слухи. Но кто смог предугадать сделку Asus/Gigabyte?