Введение
Если вы когда-нибудь посещали форумы для обсуждения видеокарт, то наверняка заметили немало веток, в которых пользователи спорят о том, стоит или нет покупать новую видеокарту AGP для старого ПК. Некоторые доказывают, что процессор старой системы будет сдерживать потенциал новой видеокарты. Другие утверждают, что именно видеокарта является “узким местом” в играх, а не процессор, поэтому если модернизировать видеокарту, пусть даже на старой платформе, вы всё равно получите прирост производительности. Ещё одно мнение: хотя после установки новой видеокарты AGP вы и получите увеличение производительности, выгоднее продать старую материнскую плату AGP и купить новую систему с PCI Express (PCIe).
Выпуск новой видеокарты ATi X1950 PRO с интерфейсом AGP ещё сильнее накалил страсти. Действительно, у нас появилась, можно сказать, самая мощная AGP-видеокарта в мире, но разумно ли покупать AGP сейчас, когда до DirectX 10 осталось совсем чуть-чуть, а старые процессоры могут и не раскрыть весь потенциал видеокарты?
Как нам кажется, следует провести несколько экспериментов и посмотреть, стоит ли обновлять систему AGP новой видеокартой. Или лучше потратить деньги на модернизацию до PCI Express.
В первой статье мы проведём тесты новых AGP-видеокарт на системе с процессором Athlon XP 2500+. Система является прекрасным представителем старых компьютеров на Athlon XP и примерно соответствует производительности старого Pentium 4 на 2,5 ГГц.
Новая линейка AGP
Radeon X1950 PRO.
Розничная цена: около $250
Кодовое название: RV570, техпроцесс 90 нм.
36 блоков пиксельных шейдеров, 8 блоков вершинных шейдеров, 12 текстурных блоков, 12 процессоров растровых операций.
Внешняя шина памяти 256 бит (внутренняя кольцевая шина 512 бит).
Ядро 575 МГц, память 690 МГц (1380 МГц DDR).
Следует отметить, что на момент публикации Radeon X1950 PRO AGP в России найти было сложно, а цены часто оказывались завышенными.
Поиск Radeon X1950 PRO в price.ru
Графический процессор X1950 PRO близок к X1900 GT, но главное различие заключается в том, что он основан не на X1900 XT, а на новом, менее “прожорливом” ядре. Основным конкурентом на рынке PCI Express является видеокарта 7900 GS, но поскольку с интерфейсом AGP она не выпускается, то X1950 PRO можно смело назвать самой быстрой AGP-видеокартой. Будет интересно посмотреть, есть ли у старой платформы AGP достаточно мощности, чтобы X1950 PRO себя проявила в полной мере. Или производительность упрётся в другие “узкие места” и существенно не возрастёт?
В нашу лабораторию попали две видеокарты X1950 PRO от Sapphire и Powercolor.
Sapphire X1950 PRO AGP.
Sapphire X1950 PRO оснащена 512 Мбайт и сегодня, насколько мы знаем, является единственной видеокартой X1950 PRO AGP с таким объёмом памяти. Для питания карта Sapphire использует два гнезда Molex, что тоже больше, чем у любой другой AGP-видеокарты, протестированной нами.
Поиск Radeon Sapphire X1950 PRO в price.ru
Powercolor X1950 PRO AGP.
Powercolor X1950 PRO оснащена 256 Мбайт видеопамяти и использует тихий кулер Arctic Cooling, известный как Accelero X2. Будет весьма любопытно посмотреть, дадут ли дополнительные 256 Мбайт видеопамяти на карте Sapphire какую-либо разницу по производительности. Карта требует дополнительного питания через новый 6-контактный разъём, но в комплект поставки входит переходник со стандартных вилок Molex, который пригодится владельцам старых блоков питания.
Поиск Powercolor X1950 PRO AGP в price.ru
GeForce 7600 GT
Розничная цена: около $200.
Кодовое название: G73, техпроцесс 90 нм.
12 блоков пиксельных шейдеров, 5 блоков вершинных шейдеров, 12 текстурных блоков, 8 блоков растровых операций.
128-битная шина памяти.
Ядро 560 МГц, память 700 МГц (1400 МГц DDR).
Поиск GeForce 7600 GT в price.ru
7600 GT – впечатляющая карта для своего ценового диапазона, учитывая, что она поддерживает новую технологию SM 3.0 и очень высокие тактовые частоты, обеспечивающие великолепную производительность. Самым слабым местом является 128-битная шина памяти, но высокие частоты памяти нивелируют этот недостаток, так что карта вполне может потягаться с 256-битными моделями, такими как X800 XT/X850 XT и даже 7800 GS.
Новая линейка AGP, продолжение
Leadtek 7600 GT AGP.
Наш тестовый образец 7600 GT был предоставлен Leadtek. Он тоже требует дополнительного питания через гнездо Molex. Отметим, что видеокарты 7600 GT для PCI Express обходятся без дополнительного питания, поскольку сама шина PCI Express даёт больше энергии, чем порт AGP.
Поиск Leadtek GeForce 7600 GT в price.ru
Отметим, что, кроме Leadtek, карту 7600 GT для интерфейса AGP производит только XFX.
Поиск XFX GeForce 7600 GT в price.ru
BFG 7800 GS OC
Розничная цена: около $320.
Кодовое название: G70, техпроцесс 110 нм.
16 блоков пиксельных шейдеров, 6 блоков вершинных шейдеров, 16 текстурных блоков, 8 блоков растровых операций.
256-битная шина памяти.
Ядро 375 МГц, память 600 МГц (1200 МГц DDR).
Поиск BFG 7800 GS OC в price.ru
7800 GS считалась самой быстрой видеокартой AGP, пока не появились AGP-версии 7600 GT и X1950 PRO. Перед нами урезанная 7800 GT, с 16 конвейерами вместо 20-ти.
BFG 7800 GS OC.
Версия 7800 GS от BFG разогнана по умолчанию, как и многие (если не все) модели BFG. Разогнаны и ядро, и память, до 400 МГц и 625 МГц соответственно. Это позволяет BFG 7800 GS работать чуть быстрее других карт 7800 GS. Что ж, посмотрим, как этот прирост скажется на производительности по сравнению с другими моделями.
Подобно многим другим картам, 7800 GS OC требует дополнительного питания через гнездо Molex.
Radeon 9700 PRO
Розничная цена: от 100 рублей и выше за б/у.
Кодовое название: R300, техпроцесс 150 нм.
8 конвейеров
256-битная шина памяти.
Ядро 325 МГц, память 310 МГц (620 МГц DDR).
Radeon 9700 PRO.
Для сравнения мы взяли одну из самых популярных старых видеокарт: Radeon 9700 PRO. Карта отражает производительность и многих других видеокарт: 9700 PRO работает на уровне Radeon 9800 PRO, Radeon X700, Radeon X1300 PRO, GeForce FX 5900, GeForce 6600 и GeForce 7300 GS.
Тестовая система и методика
Системное аппаратное обеспечение | |
Процессор | AMD Athlon XP 2500+ (Barton), 1,83 ГГц, 166 FSB, 512 кбайт кэша L2 |
Платформа | Asus A7N8X-Deluxe (Socket A), чипсет nVidia nForce2, BIOS 1008 |
Память | PATRIOT EP, 1 x 1024 Мбайт PC3500 (CL2,0-3-2-5) |
Жёсткий диск | Western Digital WD1200JB, 120 Гбайт, 7 200 об/мин, кэш 8 Мбайт, UltraATA/100 |
Сеть | Встроенная Ethernet 100 Мбит/с |
Видеокарты | ATi Radeon 9700 PRO (AGP) 128 Мбайт DDR2 Sapphire Radeon X1950 PRO (AGP) 512 Мбайт GDDR3 Powercolor Radeon X1950 PRO (AGP) 256 Мбайт GDDR3 Leadtek GeForce 7600 GT (AGP) 256 Мбайт GDDR3 BFG GeForce 7800 GS (AGP) 256 Мбайт GDDR3 |
Блок питания | Raidmax , ATX, 450 Вт |
Системное ПО и драйверы | |
ОС | Microsoft Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2 |
Версия DirectX | 9.0c (4.09.0000.0904) |
Графический драйвер | ATi Catalyst 6.12, nVidia ForceWare 93.71 |
Как упоминалось выше, для первой статьи, посвящённой AGP-видеокартам, мы взяли довольно старую, хотя и весьма способную платформу Athlon XP 2500+. Система оснащена 1 Гбайт памяти в одноканальном режиме. Перед нами весьма характерный представитель старых компьютеров, причём не только линейки Athlon XP, но и 2,5-ГГц процессоров Pentium 4.
Тестовая методика в этой статье несколько отличается от того, к чему привыкли наши читатели. Поскольку мы хотели создать условия, максимально близкие к реальности, то протестировали каждую игру в двух разрешениях и уровнях детализации. Сначала мы выставили высокое разрешение и уровень качества, чтобы посмотреть возможности самых мощных видеокарт. Затем мы снизили уровень качества и разрешение, чтобы дать возможность показать себя и менее производительным моделям. В результате мы получили два важных результата. Они немного отличаются от наших обычных тестов, но, как нам кажется, такой сценарий в данном случае более репрезентативен.
Futuremark 3DMark
Редкое тестирование обходится без 3DMark. Честно говоря, лично нам по душе тесты игр, но всё же неплохо начинать новое тестирование со столь популярного теста. Серые полоски соответствуют результатам 3DMark 05, а жёлтые – 3DMark 06.
Как можно видеть, результаты GeForce 7800 GS и 7600 GT столь близки, что разницу можно вообще не принимать во внимание. X1950 PRO уходит вперёд более, чем на 500 баллов. X1950 PRO немало теряет в тесте 3DMark 06, который сильнее зависит от платформы, чем 3DMark 05, но отрыв всё равно заметный.
Отметим, что старая 9700 PRO в этом тесте наглядно демонстрирует свой возраст. Особенно в 3DMark 06, где эта видеокарта не может набрать даже тысячу.
X3: Reunion
Игровые тесты мы начнём с X3: Reunion, вероятно, самым красивым (отсюда и самым требовательным) космическим 3D-симулятором на сегодня. В разрешении 1024×768 и 2x AA результаты заметно ограничиваются процессором Athlon XP 2500+. Даже 9700 PRO даёт вполне нормальную производительность при этом разрешении.
Следует отметить, что хотя минимальная частота кадров и кажется низкой, она наблюдается на протяжении очень короткого отрезка очень длинного тестового прогона. На протяжении большей части теста частота кадров не опускалась ниже 25 fps, так что играть при данном разрешении можно на любой из представленных видеокарт.
Попытаемся усложнить ситуацию, перейдя на 1600×1200 и увеличив качество шейдеров. Теперь ещё более наглядно видно, что “узким местом” является процессор. Все новые видеокарты AGP демонстрируют одинаковые результаты в пределах погрешности.
Опять же, не следует думать, что низкое значение минимальной частоты кадров помешает нормально играть. В X3: Reunion можно вполне нормально играть на любой видеокарте, за исключением старой 9700 PRO, которая ограничена мощностью GPU и уже не справляется при таком разрешении.
F.E.A.R.
Перейдём к F.E.A.R. Мы начали со средней детализации и разрешения 1024×768, где, опять же, производительность упирается в CPU. Все видеокарты дают одинаковые результаты, за исключением старой 9700 PRO, производительность которой при данном разрешении можно назвать приемлемой, хоть она и ощутимо ниже других моделей.
При средней детализации и разрешении 1600×1200 расстановка сил не меняется. Упираясь в ограничения платформы, все новые видеокарты дают равные и весьма приличные результаты. На старой видеокарте 9700 PRO игра превращается в слайд-шоу.
Prey
Результаты Prey немного отличаются от других видеокарт. Дело в том, что мы не измеряли минимальную частоту кадров, только среднюю.
Как можно видеть по серым полоскам, в разрешении 1024×768 с режимом 2xAA производительность большинства новых видеокарт находится на уровне чуть выше 50 fps. 9700 PRO едва обеспечивает 30 fps.
Жёлтые полоски, соответствующие 1280×1024 с 4xAA и 8xAF, наконец-то демонстрируют различия: X1950 PRO начинает напрягать свои мускулы, уйдя в существенный отрыв от GeForce 7800 GS и 7600 GT. Весьма забавно, поскольку Prey использует API OpenGL, где карты GeForce традиционно демонстрировали весьма высокую производительность. Две видеокарты GeForce идут довольно близко друг к другу, а играть на 9700 PRO попросту невозможно.
Star Trek: Legacy
Перейдём к тестам новой игры Star Trek: Legacy. При низкой детализации и разрешении 1024×768 сразу же понятно, что перед нами ещё одна игра, упирающаяся в CPU. Все новые видеокарты дают схожие результаты. В целом, эту игру сложно использовать для тестов, так как одну и ту же битву создать два раза не получится, поэтому определённую погрешность учитывать следует. Из-за неё лидирующие видеокарты демонстрируют неоднородные результаты. Хотя 9700 PRO и даёт ощутимо низкие результаты, играть на этой видеокарте всё же можно, поскольку перед нами больше RTS, чем шутер.
При высокой детализации Star trek: Legacy становится очень привлекательной игрой, в ней появляются такие черты, как тени космических кораблей. Но даже при повышении детализации и разрешения до 1280×1024 игра продолжает упираться в производительность CPU. На 9700 PRO играть невозможно.
Need for Speed Carbon
При средней детализации и разрешении 1024×768 игра Need for Speed Carbon упирается в CPU. Опять же, все новые видеокарты ведут себя одинаково, 9700 PRO даёт невысокую частоту кадров, но играть можно.
При высокой детализации, разрешении 1280×1024 и 4xAA X1950 PRO оставляет конкурентов далеко позади. Похоже, что мы нашли ещё одну игру, кроме Prey, производительность в которой упирается в видеокарту, а не в CPU.
Elder Scrolls: Oblivion
Наконец, перейдём к изучению результатов одной из самых требовательных, но визуально привлекательных игр современности: Elder Scrolls: Oblivion.
Уже по разрешению 1024×768 заметно, что X1950 PRO способна дать высокую производительность пиксельных шейдеров. 7600 GT и 7800 GS идут на одном уровне. Удивила 9700 PRO, которая впервые смогла дать производительность, относительно близкую к новым картам GeForce.
Когда мы подняли разрешение до 1280×1024, то увидели весьма интересные результаты. Видеокарты Radeon вновь демонстрируют свою мощь по обработке пиксельных шейдеров. Хотя производительность вновь упирается в CPU. Посмотрим, что произойдёт после включения HDR-освещения.
Производительность видеокарт X1950 PRO ничуть не изменилась. Мы получаем ту же самую частоту кадров и после включения HDR-освещения. Ограничения CPU наглядно заметны.
Карты GeForce продолжают идти на одном уровне, хотя и уступают X1950 PRO после включения HDR.
9700 PRO не поддерживает HDR-освещение, поэтому и результатов мы не получили.
Заключение
В первой статье мы желали увидеть, станет ли Athlon XP 2500+ “узким местом” для новых современных AGP-видеокарт. Похоже, что ответом можно считать слово “иногда”. В зависимости от игры, подобное ограничение проявляет себя сразу же, в то время как в некоторых играх мощные карты, та же X1950 PRO, успевают проявить себя.
Значит ли, что покупать X1950 PRO не стоит? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Если вы обновляете AGP-видеокарту, чтобы получить более высокие результаты в Oblivion, Need for Speed Carbon или Prey, то с цифрами не поспоришь. Старая система уровня 2500+ сможет дать в паре с X1950 PRO приемлемую частоту кадров даже на высокой детализации, так что резон выложить $250 за год-два игры всё же есть. Следует отметить, что X1950 PRO очень даже хорошо показывает себя после включения высокого уровня сглаживания. С другой стороны, найти X1950 PRO в России на момент публикации было весьма проблематично.
Опять же, по цене около $200 (более чем на $50 дешевле по сравнению с X1950 PRO) видеокарта 7600 GT – тоже неплохая покупка. Она обеспечивает вполне достойную производительность, не меньше, чем более дорогая 7800 GS, и ощутимо выше, чем старые видеокарты уровня 9700 PRO. А в играх, где производительность упирается в центральный процессор, она будет работать ничуть не хуже X1950 PRO.
Но на этом наше исследование не заканчивается. Есть и намного более скоростные платформы AGP, которые мы исследуем во второй части статьи. Останется ли более мощный Athlon 64 3400+ “узким местом” для данных видеокарт? Или X1950 PRO сможет хорошо себя показать, будучи подкреплённой производительным CPU? Мы также оценим разницу в производительности между PCI Express, AGP 8x и AGP 4x.
Мнение редактора
Честно говоря, я был впечатлён результатами старой видеокарты Radeon 9700 PRO в наших тестах. Сложно назвать хоть одну игру, где на “старушке” нельзя было играть в разрешении 1024×768 в паре с процессором Athlon XP 2500+. Результаты тестов выглядят не так впечатляюще, но карта даёт частоту кадров, на которой можно играть. Причём результаты выше, чем у многих новых видеокарт нижнего ценового уровня, например, Radeon X300 или GeForce 6200. Неплохо для видеокарты, выпущенной пять лет назад.
Впрочем, следует признать, что в ближайшие шесть месяцев появятся игры, с которыми эта видеокарта не справится даже в разрешении 1024×768. Что ж, мы будем скучать по старой, доброй Radeon 9700 PRO.
Перейти ко второй части статьи.