GeForce 8800 GTX | Введение
Обновление: мы решили дополнить первоначальный обзор дополнительными теоретическими сведениями, сравнительными таблицами, а также результатами тестов американской лаборатории THG, где участвовала и “младшая” карта GeForce 8800 GTS. В обновлённой статье вы также найдёте тесты качества.
GeForce 8800 GTX – на голову выше конкурентов.
Вы наверняка слышали о DirectX 10 и чудесах, которые новый API обещает по сравнению с DX9. В Интернете можно найти скриншоты игр, которые всё ещё находятся в разработке. Но до сего момента видеокарт с поддержкой DX10 на рынке не было. И nVidia исправила этот недостаток первой. Поприветствуем выход видеокарт DirectX 10 в виде nVidia GeForce 8800 GTX и 8800 GTS!
Единая унифицированная архитектура сможет больше выжать из блоков шейдеров, поскольку их теперь можно использовать эффективнее, чем при фиксированной раскладке. Новую эру в компьютерной графике открывают GeForce 8800 GTX со 128 унифицированными блоками шейдеров и GeForce 8800 GTS с 96 такими блоками. Наконец-то прошли дни пиксельных конвейеров. Но давайте внимательнее посмотрим на новые карты.
GeForce 8800 GTX | Унифицированные шейдеры
На подложке показаны 80 графических ядер. Новый графический процессор обещает дать в два раза более высокую производительность, чем GeForce 7900 GTX (G71). 681 миллион транзисторов приводит к огромной площади кристалла, но когда мы спросили об этом, то CEO nVidia Джен-Хсун Хуан (Jen-Hsun Huang) ответил: “Если бы мои инженеры сказали, что могут удвоить производительность, удвоив площадь кристалла, я бы даже не сомневался!”
Как показывает опыт, удвоение площади отнюдь не удваивает производительность, но nVidia, похоже, нашла правильный баланс между технологическими продвижениями и реализацией кристалла на кремнии.
GeForce 8800 GTX и 8800 GTS полностью соответствуют стандарту DX10 и Shader Model 4.0, различным стандартам хранения и передачи данных, поддерживают геометрические шейдеры и потоковый вывод (Stream Out). Как же всё это реализовала nVidia?
Начнём с того, что nVidia отошла от фиксированного дизайна, который последние 20 лет использует индустрия, в пользу унифицированного шейдерного ядра.
Раньше мы демонстрировали схожие слайды, иллюстрирующие тенденцию увеличения мощности пиксельных шейдеров. nVidia прекрасно знает об этой тенденции и движется в сторону балансировки вычислительных потребностей, реализуя унифицированные шейдеры, через которые проходят потоки данных. Это даёт максимальную эффективность и производительность.
nVidia утверждает: “Команда разработчиков GeForce 8800 прекрасно понимала, что high-end 3D-игры DirectX 10 потребуют большой аппаратной мощности для расчёта шейдеров. Хотя DirectX 10 оговаривает унифицированный набор инструкций, стандарт не требует унифицированного дизайна шейдеров GPU. Но инженеры GeForce 8800 верили, что именно унифицированная шейдерная архитектура GPU позволит эффективно распределить нагрузку программ-шейдеров DirectX 10, улучшая архитектурную эффективность GPU и правильно распределяя доступную мощность”.
GeForce 8800 GTX | 128 потоковых процессоров SIMD
Нажмите на картинку для увеличения.
Процессорное ядро работает на частоте 575 МГц у GeForce 8800 GTX и на 500 МГц – у GeForce 8800 GTS. Если остальная часть ядра работает на 575 МГц (или 500 МГц), то ядро шейдеров использует собственный тактовый генератор. У GeForce 8800 GTX оно работает на 1350 ГГц, а у 8800 GTS – на 1200 ГГц.
Каждый шейдерный элемент ядра называется потоковым процессором (Streaming Processor). У GeForce 8800 GTX используется 16 блоков по восемь таких элементов. В результате мы и получаем 128 потоковых процессоров. Подобно дизайну ATi R580 и R580+, где присутствуют блоки пиксельных шейдеров, nVidia планирует в будущем как добавлять, так и убирать блоки. Собственно, это мы и наблюдаем с 96 потоковыми процессорами в GeForce 8800 GTS.
Нажмите на картинку для увеличения.
GeForce 8800 GTX | сравнительная таблица спецификаций
nVidia раньше не могла одновременно выполнять полноэкранное сглаживание с HDR-освещением, но это уже история. Каждый блок растровых операций (ROP) поддерживает смешение кадрового буфера. Таким образом, со сглаживанием мультисэмплинга могут использоваться цели рендеринга как FP16, так и FP32. Под D3D10 ускорения обработки цветов и Z в блоках растровых операций могут использоваться до восьми множественных целей рендеринга, а также новые технологии сжатия.
GeForce 8800 GTX может заполнять 64 текстуры за такт, а при частоте 575 МГц мы получаем 36,8 млрд. текстур за секунду (GeForce 8800 GTS = 32 млрд./с). GeForce 8800 GTX обладает 24 блоками растровых операций (ROP) и при работе карты на частоте 575 МГц пиковая пиксельная скорость заполнения составляет 13,8 гигапикселя/с. Версия GeForce 880GTS обладает 20 ROP и даёт пиковую скорость заполнения 10 гигапикселей/с на частоте 500 МГц.
Спецификации nVidia GeForce | ||||||
8800GTX | 8800GTS | 7950GX2 | 7900GTX | 7800GTX 512 | 7800GTX | |
Техпроцесс (нм) | 90 | 90 | 90 | 90 | 110 | 110 |
Ядро | G80 | G80 | G71 | G71 | G70 | G70 |
Число GPU | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Число транзисторов на ядро (млн.) | 681 | 681 | 278 | 278 | 302 | 302 |
Частота вершинных блоков (МГц) | 1350 | 1200 | 500 | 700 | 550 | 470 |
Частота ядра (МГц) | 575 | 500 | 500 | 650 | 550 | 430 |
Частота памяти (МГц) | 900 | 600 | 600 | 800 | 850 | 600 |
Эффективная частота памяти (МГц) | 1800 | 1200 | 1200 | 1600 | 1700 | 1200 |
Число вершинных блоков | 128 | 96 | 16 | 8 | 8 | 8 |
Число пиксельных блоков | 128 | 96 | 48 | 24 | 24 | 24 |
Число ROP | 24 | 20 | 32 | 16 | 16 | 16 |
Ширина шины памяти (бит) | 384 | 320 | 256 | 256 | 256 | 256 |
Объём памяти на GPU (Мбайт) | 768 | 640 | 512 | 512 | 512 | 256 |
Пропускная способность памяти на GPU (Гбайт/с) | 86,4 | 48 | 38,4 | 51,2 | 54,4 | 38,4 |
Число вершин/с (млн.) | 10 800 | 7200 | 2000 | 1400 | 1100 | 940 |
Пиксельная пропускная способность (число ROP x частоту, в млрд./с) | 13,8 | 10 | 16 | 10,4 | 8,8 | 6,88 |
Текстурная пропускная способность (число пикс. конвейеров x частоту, в млрд./с) | 36,8 | 32 | 24 | 15,6 | 13,2 | 10,32 |
RAMDAC (МГц) | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
Шина | PCI Express | PCI Express | PCI Express | PCI Express | PCI Express | PCI Express |
Обратите внимание на ширину шины памяти. Если взглянуть на схему, приведённую на предыдущей странице, у GPU GeForce 8800 GTX используются шесть разделов памяти. Каждый из них оснащён 64-битным интерфейсом к памяти, что даёт в сумме ширину 384 бита. 768 Мбайт памяти GDDR3 подключёны к подсистеме памяти, которая построена на высокоскоростном кросс-коммутаторе, как у GPU GeForce 7x. Этот кросс-коммутатор поддерживает память DDR1, DDR2, DDR3, GDDR3 и GDDR4.
GeForce 8800 GTX использует память GDDR3 с частотой по умолчанию 900 МГц (версия GTS работает на 800 МГц). С шириной 384 бита (48 байт) и частотой 900 МГц (1800 МГц эффективная частота DDR) пропускная способность составляет целых 86,4 Гбайт/с. А 768 Мбайт памяти позволяют хранить намного более сложные модели и текстуры, с более высоким разрешением и качеством.
GeForce 8800 GTX | nVidia отправляет ATi в нокаут
Нажмите на картинку для увеличения.
У нас есть хорошие и плохие новости. Хорошие – видеокарты GeForce 8800 GTX быстрее быстрого, они очень тихие и в них столько интересных технических штучек, для которых даже ещё нет софта. Плохая новость – их нет в продаже. Ну да, с новым “железом” всегда что-то не так. Sparkle продаёт такие карты по 635 евро. К подобным ценам на топовое “железо” мы уже начинаем привыкать.
Плата GeForce 8800 GTX в длину составляет 27 сантиметров, поэтому установить её вы сможете далеко не в каждый корпус. Если в вашем компьютере жёсткие диски расположены прямо за слотами PCIe, то, скорее всего, установка GeForce 8800 GTX будет непростым делом. Конечно, диски всегда можно передвинуть в 5-дюймовый отсек через переходник, но согласитесь, в самой проблеме приятного мало.
Система охлаждения из кулера и корпуса покрывает почти всю плату. Сама GeForce 8800 GTX в длину достигает впечатляющих 27 сантиметров. Отрадно, что в системе охлаждения используются тепловые трубки.
Нажмите на картинку для увеличения.
На обратной стороне от слота PCI Express расположены разъём для дополнительного питания и SLI-коннектор. По ширине GeForce 8800 GTX занимает два слота.
Нажмите на картинку для увеличения.
Над технической реализацией не стоит смеяться. GeForce 8800 GTX это лучший кусок “железа”, который вы можете купить в подарок своему ПК на Новый год. Почему GeForce 8800 GTX вызвала столько внимания к себе среди интернет-общественности? Элементарно – дело в рекордных показателях производительности. Так, в Half-Life 2: Episode 1 количество кадров в секунду на GeForce 8800 GTX в разрешении 1600×1200 на целых 60 процентов выше, чем у топовых видеокарт семейства Radeon X1000 (1900 XTX и X1950 XTX).
Oblivion на всех уровнях идёт запредельно плавно. Если точнее, то с включённым HDR-рендерингом в Oblivion скорость составляет не менее 30 fps. В игре Titan Quest не получается увидеть менее 55 кадров в секунду. Иногда задумываешься, не повис ли бенчмарк, или может с уровнями что-то произошло. Включение полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации вообще никак не сказывается на GeForce 8800.
GeForce 8800 GTX – это самая быстрая видеокарта среди всех моделей, выпущенных в 2006 году. Только Radeon X1950 XTX в парном режиме CrossFire кое-где догоняет 8800 GTX. Так что если вы спрашивали, на какой же карте Gothic 3, Dark Messiah и Oblivion не тормозят, то вот он ответ – перед вами GeForce 8800 GTX.
GeForce 8800 GTX | Два гнезда питания
Питание к GeForce 8800 GTX поступает аж через два гнезда сверху платы. Оба необходимы – если вынуть кабель из левого, то 3D-производительность здорово снизится. Хотите, чтобы соседи сошли с ума? Тогда выньте правый – безумному писку, что начнёт раздаваться из платы, позавидует сигнализация вашего автомобиля. Сама плата при этом вообще не включится. Отметим, что nVidia рекомендует использовать с GeForce 8800 GTX блок питания мощностью не менее 450 ватт, и чтобы на линии 12 вольт могло быть 30 ампер.
На GeForce 8800 GTX подключены должны быть оба гнезда питания. Нажмите на картинку для увеличения.
Два гнезда питания объясняются просто. Согласно спецификациям PCI Express, на один слот PCIe может приходиться не более 75 Ватт энергии. Наш тестовый GeForce 8800 GTX только в режиме 2D потребляет порядка 180 Ватт. Это на целых 40 Ватт больше, чем у Radeon X1900 XTX или X1950 XTX. Ну, а в режиме 3D плата “кушает” порядка 309 Ватт. Те же Radeon X1900/1950 XTX в этом случае потребляют от 285 до 315 Ватт. На какие нужды GeForce 8800 пускает столько энергии при работе в простом Windows, нам непонятно.
Ещё два разъёма зарезервированы под режим SLI. Согласно документации nVidia, для SLI требуется всего один штекер. Второй пока не используется. Теоретически, имея два разъёма, можно связать в многоплатную систему более двух видеокарт. Появление второго разъёма можно увязать и с прогрессирующей популярностью аппаратного расчета физики. Может быть, через него будет подключаться ещё одна видеокарта, чтобы считать именно физические функции в движке игры. А может быть, речь идёт о Quad SLI на 4 платах, или о чём-то вроде того.
Для SLI теперь зарезервирован дополнительный разъём. Но с текущей версией драйвера воспользоваться можно лишь одним. Нажмите на картинку для увеличения.
GeForce 8800 GTX | Тихая система охлаждения
GeForce 8800 оснащена очень тихим 80-миллиметровым кулером-турбиной. Как и у Radeon X1950 XTX, он расположен в самом конце платы, чтобы прогонять прохладный воздух через всю поверхность GeForce 8800 и затем наружу. В конце платы установлена специальная решётка, которая выпускает горячий воздух не только наружу, через отверстие, занимающее второй слот, но и вниз, прямо в корпус. В общем, система несложная, но есть ряд спорных моментов.
Тёплый воздух выбрасывается через отверстие второго слота, но часть его попадает обратно в корпус через решётку на боковине GeForce 8800 GTX. Нажмите на картинку для увеличения.
Если в вашем компьютере PCIe-слоты находятся близко, и в SLI две платы встанут так, что зазор между ними будет не слишком велик, то температура в этом месте будет очень приличная. Нижняя карта будет дополнительно подогреваться верхней, через ту самую боковую решётку на системе охлаждения. Ну, а что случится, если установить три карты, лучше даже не думать. Получится отличный бытовой электронагреватель. В морозы будете работать около открытого окна.
Когда плата установлена в одиночку, система охлаждения впечатляет и отрабатывает на все сто. Как и у плат GeForce 7900 GTX, так и у GeForce 8800 GTX она работает тихо. За весь шестичасовой тестовый прогон, при постоянной высокой нагрузке, плату не было слышно ни разу. Даже если полностью нагрузить плату работой, кулер на средних оборотах будет справляться с отводом тепла. Если вы поднесёте ухо к компьютеру сзади, то услышите лишь незначительный шум, своего рода тихое шуршание.
80-миллиметровый кулер работает тихо и никогда не включается на полную мощность. Система охлаждения платы занимает два слота. Нажмите на картинку для увеличения.
Специальный драйвер ForceWare 96.94, который nVidia приготовила для GeForce 8800 GTX, не выводит данные температурного мониторинга. До выхода этой версии вы могли выбрать между классическим и новым интерфейсом, но релиз 96.94 для прессы содержит только новую версию панели настроек видеокарты. Если вы попытаетесь открыть настройки частот и температуры, драйвер отправит вас на сайт nVidia, чтобы вы могли скачать утилиту Ntune. Именно в ней и настраиваются эти функции. Скачиваем 30-мегабайтный архив и устанавливаем его. При первом запуске получаем полное зависание компьютера и Windows.
Если вы после установки Ntune выбираете регулировку частот и температуры в панели настроек, открывается специальная информационная страничка, где указаны настройки материнской платы. Никаких настроек видеокарты, то есть информацию о частоте и температуре, вы найти не сможете. Поэтому мы проводили измерения температуры классическим способом – при помощи инфракрасного термометра. При полной загрузке измерения показали температуру 71 градус Цельсия, при работе в 2D-режиме карта удерживалась в рамках от 52 до 54 градусов.
Остаётся надеяться, что nVidia выпустит стандартную версию ForceWare для GeForce 8800. Классический интерфейс настройки иногда удобнее, к тому же, показывается информация о температуре, а при помощи coolbits можно регулировать частоты. Новый драйвер в паре с Ntune занимает порядка 100 мегабайт и сегментирован на немалое количество вкладок и окон. Работать с ним не всегда удобно.
GeForce 8800 GTX | Технические подробности
В чипе GeForce 8800 GTX целых 681 миллион транзисторов, он производится по технологии 90 нанометров на фабрике TSMC. Нажмите на картинку для увеличения.
В чипе G80 видеокарты GeForce 8800 GTX 681 миллион транзисторов. Это вдвое больше, чем в ядре Conroe процессоров Intel Core 2 Duo или в чипе GeForce 7. GPU видеокарты GeForce 8800 GTX работает на частоте 575 МГц. Интерфейс памяти 384-битный и обслуживает 768 мегабайт. В качестве памяти nVidia использовала высокоскоростную GDDR3, которая работает на частоте 900 МГц.
Для сравнения: память GeForce 7900 GTX работает на частоте 800 МГц, а GeForce 7950 GT на 700 МГц. В видеокартах Radeon X1950 XTX используется память GDDR4 с частотой 1000 МГц. У карты GeForce 8800 GTS частота ядра составляет 500 МГц, объём памяти 640 Мбайт с частотой 800 МГц.
Результаты тестов показывают, что полноэкранное сглаживание и анизотропная фильтрация, наконец, никак при включении не снижают производительность. В ресурсоёмких играх, например, в Oblivion, раньше приходилось за этим следить, а теперь вы можете включать всё на максимум. Производительность предыдущих видеокарт nVidia такова, что эти игры плавно шли только в разрешениях до 1024×768, при этом HDR-рендеринг с пиксельными шейдерами третьей версии отнимал огромное количество ресурсов. Видеокарты GeForce 8800 GTX настолько мощны, что включение 4xAA и 8xAF без проблем позволяет играть в разрешениях до 1600×1200. Чип G80 поддерживает максимальные настройки сглаживания 16x и анизотропную фильтрацию 16x.
GeForce 8800 GTX поддерживает 16x сглаживание и анизотропную фильтрацию.
В сравнении с одиночными видеокартами ATi у GeForce 8800 GTX нет конкурентов. Новинка nVidia теперь может вытянуть HDR-рендеринг с использованием третьих шейдеров и сглаживанием. HDR-рендеринг позволяет получить экстремальные отражения и блики, имитирует эффект ослепления, когда вы выходите из тёмного помещения на яркий свет. К сожалению, многие старые игры – Half Life Episode 1, Neef For Speed Most Wanted, Spellforce 2, Dark Messiah и другие – используют только вторые шейдеры для HDR-эффектов. Новые игры вроде Gothic 3 или Neverwinter Nights 2 используют предыдущий способ Bloom, как это было в Black & White 2. И хотя Neverwinter Nights 2 можно настроить для поддержки HDR-рендеринга, разработчик опасается этих функций, чтобы с нормальным FPS играть могли и те, у кого установлено обычное “железо”. Правильно это реализовано в Oblivion, где есть и Bloom, и выдающиеся эффекты HDR-рендеринга через третьи шейдеры.
GeForce 8800 GTX поддерживает и четвёртые шейдеры (Shader Model 4.0), а самым важным нововведением является изменённая архитектура конвейера рендеринга. Она теперь не делится на пиксельные и вершинные шейдеры. Новое шейдерное ядро может обрабатывать все данные – вершинные, пиксельные, геометрические и даже физические. Это не навредило производительности – Oblivion работает почти вдвое быстрее, чем на оптимизированном под пиксельные шейдеры Radeon X1900 XTX или X1950 XTX.
Что поддерживает видеокарта в плане DirectX 10, пока невозможно протестировать. Windows Vista, Direct X 10 и игры под него ещё не существуют. Однако на бумаге всё выглядит более чем пристойно: геометрические шейдеры поддерживают карты смещения (Displacement Mapping), что позволит выводить ещё более реалистичные вещи, например, обсчитывать стереоскопические эффекты, объекты в форме желобов и гофрированные поверхности. Потоковый вывод (Stream Output) позволит получить ещё более качественные шейдерные эффекты для частиц и физики. Технология квантовых эффектов (Quantum Effect) хорошо справляется с просчётом эффектов дыма, тумана, огня и взрывов, и позволит снять их калькуляцию с центрального процессора. Всё это вместе даст значительно больше шейдерных и физических эффектов, которые можно будет увидеть в будущих играх. Как всё это будет реализовано на практике, в каких играх и в каком виде, покажет будущее.
GeForce 8800 GTX | Платы в тесте
Видеокарты на nVidia | ||||||
Видеокарта и чип | Кодовое название | Память | HDR-R | Верш./пикс. шейдеры | Частота GPU | Частота памяти |
nVidia GeForce 8800 GTX | G80 | 768 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 575 МГц | 1800 МГц |
Asus + Gigabyte GeForce 7900 GTX SLI | G71 | 512 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 650 МГц | 1600 МГц |
Gigabyte GeForce 7900 GTX | G71 | 512 Мбайт | GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 650 МГц |
nVidia GeForce 7950 GT | G71 | 512 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 550 МГц | 1400 МГц |
Asus GeForce 7900 GT Top | G71 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 520 МГц | 1440 МГц |
nVidia GeForce 7900 GS | G71 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 450 МГц | 1320 МГц |
Asus GeForce 7800 GTX EX | G70 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 430 МГц | 1200 МГц |
Gigabyte GeForce 7800 GT | G70 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 400 МГц | 1000 МГц |
Asus GeForce 7600 GT | G73 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 560 МГц | 1400 МГц |
nVidia GeForce 6800 GT | NV45 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 350 МГц | 1000 МГц |
Gainward GeForce 7800 GS+ GSa AGP | G71 | 512 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 450 МГц | 1250 МГц |
В следующей таблице представлены видеокарты ATi, принимавшие участие в нашем тестировании.
Видеокарты на ATi | ||||||
Видеокарта и чип | Кодовое название | Память | HDR-R | Верш./пикс. шейдеры | Частота GPU | Частота памяти |
Club 3D + Club 3D Radeon X1950 XTX CF | R580+ | 512 Мбайт GDDR4 | Да | 3.0/3.0 | 648 МГц | 1998 МГц |
Club 3D Radeon X1950 XTX | R580+ | 512 Мбайт GDDR4 | Да | 3.0/3.0 | 648 МГц | 1998 МГц |
HIS + HIS Radeon X1900 XTX CF | R580 | 512 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 621 МГц | 1440 МГц |
Gigabyte Radeon X1900 XTX | R580 | 512 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 648 МГц | 1548 МГц |
Power Color Radeon X1900 XT | R580 | 512 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 621 МГц | 1440 МГц |
ATI Radeon X1900 XT | R580 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 621 МГц | 1440 МГц |
Sapphire Radeon X1900 GT | R580 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 574 МГц | 1188 МГц |
HIS Radeon X1650 Pro Turbo | RV535 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 621 МГц | 1386 МГц |
Gecube Radeon X1300 XT | RV530 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 3.0/3.0 | 560 МГц | 1386 МГц |
GeForce 8800 GTX | Тестовая конфигурация
Для тестирования видеокарт мы использовали три эталонных стенда. Все они были основаны на предельно идентичных компонентах – двуядерном процессоре AMD Athlon 64 FX-60 с частотой 2,61 ГГц, комплектовались 2 гигабайтами ОЗУ Mushkin MB HP 3200 2-3-2, двумя жёсткими дисками Hitachi по 120 Гбайт в конфигурации RAID 0. Отличие заключалось в использованных материнских платах – для тестов одиночных видеокарт и плат nVidia в режиме SLI мы использовали материнскую плату Asus A8N32-SLI Deluxe. Чтобы тестировать видеокарты в режиме CrossFire (это обозначено аббревиатурой CF ниже на графиках), мы использовали такой же компьютер с эталонной материнской платой ATi на чипсете RD580. Наконец, AGP-видеокарты тестировались на компьютере в той же конфигурации, но на материнской плате ASUS AV8 Deluxe. Данные по конфигурации сведены в таблицу.
Для всех видеокарт nVidia (включая SLI) и одиночных карт Ati | |
Процессор | Двуядерный AMD Athlon 64 FX-60 2.61 ГГц |
Частота шины | 200 МГц |
Материнская плата | Asus A8N32-SLI Deluxe |
Чипсет | nVidia nForce4 |
Память | Mushkin 2×1024 MB HP 3200 2-3-2 |
Жёсткий диск | Hitachi 2 x 120 Гбайт SATA, кэш 8 Мбайт |
DVD | Gigabyte GO-D1600C |
LAN-контроллер | Marvell |
Звуковой контроллер | Realtek AC97 |
Блок питания | Silverstone SST-ST56ZF 560 Вт |
Для тестов видеокарт ATi в режиме CrossFire | |
Процессор | Двуядерный AMD Athlon 64 FX-60 2.61 ГГц |
Частота шины | 200 МГц |
Материнская плата | Эталонная ATi |
Чипсет | ATI RD580 |
Память | Mushkin 2×1024 MB HP 3200 2-3-2 |
LAN-контроллер | Marvell |
Звуковой контроллер | AC97 |
Для тестов AGP-видеокарт | |
Процессор | Двуядерный AMD Athlon 64 FX-60 2.61 ГГц |
Частота шины | 200 МГц |
Материнская плата | Asus AV8 Deluxe |
Чипсет | VIA K8T800 Pro |
Память | Mushkin 2×1024 MB HP 3200 2-3-2 |
LAN-контроллер | Marvell |
Звуковой контроллер | Realtek AC97 |
На компьютерах для тестов одиночных видеокарт и плат nVidia в режиме SLI мы использовали Windows XP Professional с SP1a. Платы CrossFire и AGP-видеокарты тестировались на системах с установленной Windows XP Professional SP2. Версии драйверов и ПО сведены в следующую таблицу.
Драйверы и конфигурация | |
Видеокарты ATi | ATI Catalyst 6.6, X1900 XTX, X1950 + Crossfire, X1650 + Crossfire, X1300 XT + Crossfire, Crossfire X1900, Crossfire X1600 XT ATI Catalyst 6.7 (entspricht Catalyst 6.8), Crossfire X1600 Pro, Crossfire X1300 Pro, Crossfire X1300 ATI Catalyst 6.8 |
Видеокарты nVidia | nVidia Forceware 91.31, 7900 GS, nVidia Forceware 91.47, 7950 GT nVidia Forceware 91.47 (Special), 8800 GTX nVidia Forceware 96.94 (Special) |
Операционная система | Одиночные карты и SLI: Windows XP Pro SP1a, ATI Crossfire и AGP-видеокарты Windows XP Pro SP2 |
Версия DirectX | 9.0c |
Драйвер чипсета | nVidia Nforce4 6.86, AGP VIA Hyperion Pro V509A |
GeForce 8800 GTX | Результаты тестов
Эталонную плату мы в редакцию THG получили прямо из nVidia. Для тестирования нам предоставили специальный драйвер ForceWare 96.94, подготовленный эксклюзивно для прессы. GeForce 8800 GTX – это карта с поддержкой DirectX 10 и Shader Model 4.0. Производительность в приложениях для DirectX 9 и Pixelshader 2 или Pixelshader 3 ошеломляет.
Включение сглаживания и анизотропной фильтрации почти не снижает производительность. В Half-Life 2 Episode 1 видеокарту GeForce 8800 GTX затормозить невозможно. В разрешении 1600×1200 чип на 60 процентов быстрее, чем Radeon X1950 XTX, в Oblivion производительность вдвое выше, чем у Radeon X1900 XTX или X1950 XTX. В игре Prey видеокарта GeForce 8800 GTX в разрешении 1600×1200 на целых 55 процентов быстрее, чем Radeon X1950 XTX. В Titan Quest количество кадров в секунду не меняется, какое разрешение вы бы ни устанавливали, и составляет 55 FPS.
GeForce 8800 GTX | Результаты в Half-Life: Episode 1
В тестах Half-Life 2: Episode 1 с HDR-рендерингом результаты платы впечатляют, но в низких разрешениях GeForce 8800 GTX проигрывает Radeon X1950 XTX и платам в режиме CrossFire, находясь примерно на одном уровне с SLI-решениями на GeForce 7900 GTX. Отметим, что в низком разрешении лимитирующим фактором является не видеокарта. Чем выше мы задираем настройки, тем интереснее результат.
С включением сглаживания и анизотропной фильтрации картина начинает меняться. Все платы при этом немного теряют в производительности, но GeForce 8800 GTX падает при этом очень незначительно – всего на 10 fps в среднем, в то время как сдвоенная ATi Radeon X1950 XTX в режиме CrossFire теряет целых 20 fps.
Как только мы перешагиваем за разрешение 1280×1024 с включёнными сглаживанием и анизотропной фильтрацией, одиночная плата GeForce 8800 GTX выходит в несомненные лидеры. Показатели превышают таковые у Radeon X1950 XTX почти на 35 fps. Это существенная разница.
Дальше – больше. В 1600×1200 со сглаживанием и анизотропной фильтрацией отрыв GeForce 8800 GTX от всех остальных плат становится кошмарным. В два раза от GeForce 7900 GTX SLI и чуть меньше от CrossFire Radeon X1950 XTX. Вот это дааа!
Наконец посмотрим на динамику снижения FPS с ростом разрешения и качества картинки. Мы видим, что у GeForce 8800 GTX снижение производительности незначительное – от голых 1024×768 до сглаженных и отфильтрованных методом анизотропии 1600×1200 разница составляет всего чуть больше 20 fps. Прежде топовые решения ATi и nVidia уходят далеко назад.
GeForce 8800 GTX | Результаты в Hard Truck: Apocalypse
Игра Hard Truck: Apocalypse требовательна и к видеокарте, и к центральному процессору. Этим объясняются фактически одинаковые показатели в 1024×768, когда используется простая трилинейная фильтрация и выключено полноэкранное сглаживание.
Как только вы переходите на 4xAA и анизотропную фильтрацию 8x результаты начинают разниться. “Младшие” карты существенно теряют производительность, а GeForce 8800 GTX как будто не замечает улучшения качества картинки.
В 1280×960 разница ещё более увеличивается, но GeForce 8800 GTX демонстрирует прежние показатели. Явно видно, что Athlon 64 FX-60 не способна поставить эту видеокарту на колени.
В 1600×1200 у всех одиночных плат показатели начинают стремиться к неиграбельным. Но GeForce 8800 GTX как показывала 51 fps, так и показывает.
Рассмотрим снижение производительности с ростом настроек. CrossFire Radeon X1950 XTX и GeForce 7900 GTX держатся рядом с GeForce 8800 GTX, а карты старого поколения уже давно стоят на коленях и молят о пощаде.
GeForce 8800 GTX | Результаты в Oblivion: The Elder Scrolls 4
В Oblivion, игре, которая нагружает видеокарту до предела, картина изначально удручающа для всех плат, кроме Radeon X1950 XTX в режиме CrossFire и GeForce 8800 GTX. Мы собрали статистику и по работе видеокарт на открытых локациях, и при рендеринге закрытых помещений. Видно, что на свежем воздухе GeForce 8800 GTX стоит рядом или незначительно отстаёт от сдвоенной Radeon X1950 XTX.
Но когда разрешение доходит до 1600×1200, наша GeForce 8800 GTX уходит далеко вперёд. Особенно разрыв виден на закрытых уровнях.
Посмотрите на снижение производительности с ростом разрешения и качества. Картина не нуждается в комментариях. В закрытых локациях скорость GeForce 8800 GTX непоколебима.
GeForce 8800 GTX | Результаты в Prey (движок Doom 3/Quake 4)
В игре Prey видеокарта GeForce 8800 GTX находится между одноплатными решениями ATi Radeon X1950 XTX и этими же платами в режиме CrossFire. И чем выше разрешение, тем лучше выглядит GeForce 8800 GTX.
Сравнивать GeForce 8800 GTX с одноплатными решениями ATi и nVidia бесполезно. Разрыв в высоких разрешениях колоссален, да и в 1024×768 со сглаживанием он впечатляет.
GeForce 8800 GTX | Результаты в Rise of Nations: Rise of Legends
В игре Rise of Nations: Rise of Legends видеокарта GeForce 8800 GTX является единственным лидером. Если высчитывать разрыв между CrossFire Radeon X1950 XTX и GeForce 8800 GTX в процентах, то отрыв будет очень и очень велик. Если считать в fps, то разница не столь заметна, но всё же существенна.
Обратите внимание, как снижается скорость с ростом разрешения. При всех настройках GeForce 8800 GTX является лидером не только по сравнению с одиночными платами, но и с решениями SLI/CrossFire.
GeForce 8800 GTX | Результаты в Titan Quest
В игре Titan Quest карты nVidia показывают себя с лучшей стороны. При этом у GeForce 8800 GTX от 1024×768 до 1600×1200 со сглаживанием и анизотропной фильтрацией fps не меняется.
Картину происходящего хорошо иллюстрирует следующий график. Производительность GeForce 8800 GTX находится на одном и том же уровне, вне зависимости от настроек.
GeForce 8800 GTX | Результаты в 3DMark06 v1.0.2
В 3DMark06 карта отлично показывает себя и со вторыми, и с третьими шейдерами. Обратите внимание, насколько незначительно снижается производительность при включении анизотропии и сглаживания.
Рост разрешения GeForce 8800 GTX тоже не пугает. Карта стоит на одном уровне с решениями SLI и CrossFire, значительно опережая всех предыдущих лидеров в одиночном забеге.
GeForce 8800 GTX | Результаты в играх: сводные графики
Чтобы вы лучше могли себе представить производительность GeForce 8800 GTX в играх, мы перекомпоновали графики. Здесь нет сравнения, только чистый результат одной видеокарты. Стоит обратить внимание на то, что от разрешения к разрешению производительность GeForce 8800 GTX не меняется. Во всех играх ограничивающим фактором является недостаточно быстрый процессор AMD Athlon 64 FX-60. В будущем, с выходом гораздо более быстрых чипов, карта покажет себя ещё лучше в тех же самых играх. Думаем, и Core 2 Quad последнего поколения не способен заставить GeForce 8800 GTX достичь своего лимита.
GeForce 8800 GTX | Производительность и цены
Итак, покончив с результатами тестирования, давайте попытаемся составить рейтинг эффективности видеокарт. Для этого мы соберём воедино результаты всех игровых тестов и сопоставим их с ценой решения. За основу возьмём рекомендованные цены, то есть без наценок конкретных магазинов. Конечно, поначалу GeForce 8800 GTX будут очень дорогими, и многие магазины заложат в цену избыточную прибыль. Но затем цены снизятся, и наверняка довольно скоро вы сможете приобрести GeForce 8800 GTX за более разумные деньги.
Как мы видим, по производительности GeForce 8800 GTX обходит практически все решения, включая сдвоенные CrossFire и SLI. В абсолютных показателях GeForce 8800 GTX очень быстра. Но как насчёт цены?
Цена у GeForce 8800 GTX соответствующая – производитель просит за плату 635 евро. Это много, но ведь за две платы Radeon X1900 XTX в режиме CrossFire вам придётся заплатить больше – 700 евро. А за две Radeon X1950 XTX или SLI GeForce 7900 GTX целых 750 евро. При том, что в некоторых тестах одиночная GeForce 8800 GTX обходит эти решения, да и в корпусе занимает меньше места по ширине, есть о чём подумать.
Наконец разделим fps на деньги. Мы видим, что у GeForce 8800 GTX этот показатель лучше, чем у SLI и CrossFire. Конечно, стоимость каждого fps будет выше, чем у GeForce 7800 GTX EX, и, конечно, заметно выше, чем у Radeon X1300 XT. Но и производительность платы соответствующая. Очень эффективное решение в ключе соотношения цены и производительности.
GeForce 8800 GTX и GTS | Тестовая конфигурация
Мы решили дополнить наш обзор результатами тестов американской лаборатории THG, где также участвовала карта GeForce 8800 GTS. Обратите внимание, что из-за различий в тестовой конфигурации не следует напрямую сравнивать результаты, приведённые выше, с результатами американской лаборатории.
Карта GeForce 8800GTX длиннее, чем Radeon X1950XTX и большинство других карт на рынке. 8800GTS несколько короче.
Как и другие тесты графических видеокарт в 2006 году, мы проводили тестирование на платформе AMD Athlon FX-60. Также мы приведём результаты конфигураций с несколькими GPU. Кроме того, оценим, как ведут себя новые видеокарты, когда производительность упирается в CPU (низкое разрешение и качество картинки).
Системное аппаратное обеспечение | |
Процессоры | AMD Athlon 64 FX-60, 2,6 ГГц, 1,0 ГГц HTT, кэш L2 1 Мбайт |
Платформа | nVidia: Asus AN832-SLI Premium, nVidia nForce4 SLI, BIOS 1205 |
Память | Corsair CMX1024-4400Pro, 2x 1024 Мбайт DDR400 (CL3,0-4-4-8) |
Жёсткий диск | Western Digital Raptor, WD1500ADFD, 150 Гбайт, 10 000 об/мин, кэш 16 Мбайт, SATA150 |
Сеть | Встроенная nForce4 Gigabit Ethernet |
Видеокарты | ATi Radeon X1950XTX 512 Мбайт GDDR4, 650 МГц ядро, 1000 МГц память (2,00 ГГц DDR) Карты nVidia: nVidia GeForce 8800GTX 768 Мбайт GDDR3, 575 МГц ядро, 1,350 ГГц потоковые процессоры, 900 МГц память (1,80 ГГц DDR) XFX GeForce 8800GTS 640 Мбайт GDDR3, 500 МГц ядро, 1,200 ГГц потоковые процессоры, 800 МГц память (1,60 ГГц DDR) nVidia GeForce 7900GTX 512 Мбайт GDDR3, 675 МГц ядро, 820 МГц память (1,64 ГГц DDR) |
Блок питания | PC Power & Cooling Turbo-Cool 1000 Вт |
Кулер CPU | Zalman CNPS9700 LED |
Системное ПО и драйверы | |
ОС | Microsoft Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2 |
Версия DirectX | 9.0c (4.09.0000.0904) |
Графические драйверы | ATi – Catalyst 6.10 WHQL nVidia – ForceWare 96.94 Beta |
GeForce 8800 GTX и GTS | 3DMark05
Во время первого прогона 3DMark мы проводили тесты на всех разрешениях, но с выключенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией. Во втором прогоне мы включили опции улучшения картинки 4xAA и 8xAF.
nVidia в 3DMark05 явно находится на первом месте. GeForce 8800 GTX даёт такой же результат в разрешении 2048×1536, что ATi Radeon X1950 XTX в разрешении по умолчанию 1024×768. Впечатляет.
GeForce 8800 GTX и GTS | Doom 3
В Doom 3 обычно доминируют карты nVidia, поскольку их дизайн хорошо подходит для этой игры. Но ATi не так давно смогла “взять” эту игру с новыми картами.
Здесь мы впервые сталкиваемся с ограничениями вычислительной мощности CPU, поскольку при низком разрешении результат составляет где-то 126 кадров в секунду. Карта ATi способна дать более высокое число кадров в секунду на данной системной конфигурации. Причина кроется в драйверах. Дело в том, что ATi выпускает драйверы, которые меньше нагружают CPU. В результате CPU находится в более выгодных условиях и может дать больше производительности для графической подсистемы.
В целом же, победителем становятся новые карты 8800. Если посмотреть на результаты при всех разрешениях, новые карты DX10 обходят Radeon X1950 XTX, начиная от 1280×1024 и выше.
GeForce 8800 GTX и GTS | F.E.A.R.
В F.E.A.R. обычно лидируют карты nVidia. Но, опять же, здесь заметна меньшая нагрузка на CPU у драйверов ATi. Конечно, с более скоростной платформой результаты будут иными, но если ваш компьютер не является передовым, то данный тест наглядно показывает, как карты G80 будут на нём работать. Но если не считать теста в разрешении 1024×768, G80 просто убивает Radeon X1950 XTX. GTX – это монстр. И не важно, какую нагрузку мы даём на GeForce 8800 GTX, карта всегда обеспечивает более 40 кадров в секунду.
GeForce 8800 GTX и GTS | Oblivion
Elder Scrolls IV: Oblivion позволяет очень сильно нагрузить видеокарты. Это единственная игра, в которой даже GeForce 8800 GTX не может выдать больше 30 кадров в секунду. Но подобная ситуация происходит лишь с разрешением, раздутым до 4 мегапикселей на кадр (2560×1600), причём со всеми опциями повышения качества. Если перейти на 2048×1536 со всеми опциями качества, то на внешних сценах мы получаем всегда больше 30 fps, что не может не впечатлить.
Ниже приведены два скриншота из нашего тестирования. Первый мы получили на ATi X1950 XTX в разрешении 2560×1600.
Нажмите на картинку для увеличения.
Второй скриншот (ниже) взят на 8800 GTX с теми же настройками.
Нажмите на картинку для увеличения.
Картинка nVidia по качеству намного превосходит скриншот ATi. Похоже, в этом отношении nVidia вновь вышла в лидеры. Перед нами ещё одно преимущество, которым обладают карты nVidia на чипе G80.
GeForce 8800 GTX и GTS | Новые опции повышения качества
Перед вами таблица новых возможностей улучшения качества на картах G80.
Кроме новых видеокарт DX10, nVidia также показала несколько функций, которые будут доступны на картах G80. И первая из них – патентованная технология улучшения качества картинки под названием Coverage Sampled Antialiasing (CSAA).
Новая версия полноэкранного сглаживания использует область из 16 субсэмплов. По информации nVidia, в результате можно сжать “избыточную информацию о цветах и глубине в область памяти и пропускную способность четырёх или восьми мультисэмплов”. Новый уровень качества работает более эффективно, снижая объём данных на сэмпл. Если CSAA не заработает с какой-либо игрой, то драйвер вернётся к традиционным методам сглаживания.
По данной таблице видно, где снижается объём данных. Нажмите на картинку для увеличения.
Ниже приведён пример улучшения качества 16xQ CSAA по сравнению с традиционным 4xAA. Охват чуть больше, чем у 4xMSAA, но даёт лучший результат.
Нажмите на картинку для увеличения.
GeForce 8800 GTX и GTS | Не только графика
Перед тем, как мы закончим этот обзор, позвольте поговорить ещё о двух аспектах видеокарт, которые уже давно разрабатываются и со временем станут более важными. Первый аспект – воспроизведение видео. Во время правления GeForce 7 по качеству воспроизведения видео лидировали карты ATi Radeon X1900. Но ситуация изменилась с появлением унифицированных шейдеров с выделенным ядром Pure Video.
Благодаря умным алгоритмам и 128 вычислительным блокам, GeForce 8800 GTX смогла получить 128 из 130 баллов в HQV. В ближайшем будущем мы планируем выпустить более подробную статью, касающуюся качества картинки, так что следите за новостями на нашем сайте.
Наконец, очень сильной стороной G80 является то, что nVidia называет CUDA. Многие годы учёные и энтузиасты ищут способы, чтобы выжать больше производительности из мощных параллельных процессоров. Кластер Beowulf, конечно, не всем по карману. Поэтому обычные смертные предлагают разные способы, как можно использовать для вычислений видеокарту.
Проблема здесь следующая: графический процессор хорош для параллельных вычислений, но вот с ветвлениями он справляется плохо. Здесь как раз хорошо подходит CPU. Кроме того, если вы хотите использовать видеокарту, то следует программировать шейдеры, как это делают игровые разработчики. nVidia вновь решила выйти вперёд, представив архитектуру Compute Unified Device Architecture или CUDA.
Так может работать CUDA для симуляции жидкости.
nVidia выпустила компилятор C+, получающиеся программы которого могут масштабироваться под вычислительные мощности GPU (например, 96 потоковых процессоров в 8800 GTS или 128 в 8800 GTX). Теперь программисты получили возможность создавать программы, которые масштабируются по ресурсам как CPU, так и GPU. CUDA наверняка понравится разным программам распределённых вычислений. Впрочем, CUDA может использоваться не только для просчёта блоков, но и для симуляции других эффектов: объёмной жидкости, одежды и волос. Через CUDA на GPU можно потенциально перенести расчёты физики и даже других игровых аспектов.
Разработчикам будет представлен полный набор SDK.
GeForce 8800 GTX и GTS | Заключение
Те, кто сейчас перейдёт с GeForce 6 на GeForce 8800 GTX, получат почти трёхкратное увеличение производительности. Неважно, когда выйдут игры для DirectX 10, не так важно, что нам дадут четвёртые шейдеры – уже сегодня GeForce 8800 GTX это самый быстрый чип. Такие игры, как Oblivion, Gothic 3 или Dark Messiah, будто ждали выхода чипа G80 и видеокарт GeForce 8800 GTX. Играть без тормозов стало опять возможным. У GeForce 8800 GTX достаточно мощности для всех самых современных игр.
Система охлаждения работает тихо, 80-миллиметровый кулер на эталонной карте было не услышать. Даже при полной нагрузке скорость вращения кулера невысока. Интересно, чем на это ответит компания ATi. В любом случае, nVidia проделала чертовски хорошую работу и выпустила действительно мощную “железку”.
Недостатки GeForce 8800 GTX: длина платы 27 сантиметров, она занимает место двух слотов PCI Express. Блок питания должен быть, как минимум, на 450 ватт (12 В, 30 А). Для GeForce 8800 GTS минимумом станет БП на 400 ватт с 30 амперами по шине 12 вольт.
Следуя давним традициям, карты nVidia уже доступны в онлайновых магазинах. На международном рынке рекомендованная цена GeForce 8800GTX составляет $599, а GeForce 8800GTS – $449. Да и игры под DX10 должны вскоре появиться. Но что не менее важно, вы получите более качественную картинку уже в существующих играх.
Вот так может выглядеть супермодель, выведенная с помощью DX10. Нажмите на картинку для увеличения.
GeForce 8800 GTX и GTS | Мнение редактора
Лично я впечатлён реализацией DX10/D3D10 от nVidia. Просмотр Crysis в реальном времени и многочисленных демонстраций впечатляет. Реализация CUDA позволяет превратить видеокарту в нечто большее, чем просто устройство рендеринга кадров. Теперь программы смогут использовать не только ресурсы CPU, но и всю параллельную мощь универсального шейдерного ядра GPU. Не терпится посмотреть на подобные решения в реальности.
Но G80 оставляет желать лучшего. Чего же? Конечно, новых игр. Господа разработчики, будьте так добры, поскорее выпустите игры DX10.
GeForce 8800 GTX | Фотогалерея