GeForce 8800 GTX | Введение
Обновление: мы решили дополнить первоначальный обзор дополнительными теоретическими сведениями, сравнительными таблицами, а также результатами тестов американской лаборатории THG, где участвовала и "младшая" карта GeForce 8800 GTS. В обновлённой статье вы также найдёте тесты качества.
Вы наверняка слышали о DirectX 10 и чудесах, которые новый API обещает по сравнению с DX9. В Интернете можно найти скриншоты игр, которые всё ещё находятся в разработке. Но до сего момента видеокарт с поддержкой DX10 на рынке не было. И nVidia исправила этот недостаток первой. Поприветствуем выход видеокарт DirectX 10 в виде nVidia GeForce 8800 GTX и 8800 GTS!
Единая унифицированная архитектура сможет больше выжать из блоков шейдеров, поскольку их теперь можно использовать эффективнее, чем при фиксированной раскладке. Новую эру в компьютерной графике открывают GeForce 8800 GTX со 128 унифицированными блоками шейдеров и GeForce 8800 GTS с 96 такими блоками. Наконец-то прошли дни пиксельных конвейеров. Но давайте внимательнее посмотрим на новые карты.
GeForce 8800 GTX | Унифицированные шейдеры
На подложке показаны 80 графических ядер. Новый графический процессор обещает дать в два раза более высокую производительность, чем GeForce 7900 GTX (G71). 681 миллион транзисторов приводит к огромной площади кристалла, но когда мы спросили об этом, то CEO nVidia Джен-Хсун Хуан (Jen-Hsun Huang) ответил: "Если бы мои инженеры сказали, что могут удвоить производительность, удвоив площадь кристалла, я бы даже не сомневался!"
Как показывает опыт, удвоение площади отнюдь не удваивает производительность, но nVidia, похоже, нашла правильный баланс между технологическими продвижениями и реализацией кристалла на кремнии.
GeForce 8800 GTX и 8800 GTS полностью соответствуют стандарту DX10 и Shader Model 4.0, различным стандартам хранения и передачи данных, поддерживают геометрические шейдеры и потоковый вывод (Stream Out). Как же всё это реализовала nVidia?
Начнём с того, что nVidia отошла от фиксированного дизайна, который последние 20 лет использует индустрия, в пользу унифицированного шейдерного ядра.
nVidia утверждает: "Команда разработчиков GeForce 8800 прекрасно понимала, что high-end 3D-игры DirectX 10 потребуют большой аппаратной мощности для расчёта шейдеров. Хотя DirectX 10 оговаривает унифицированный набор инструкций, стандарт не требует унифицированного дизайна шейдеров GPU. Но инженеры GeForce 8800 верили, что именно унифицированная шейдерная архитектура GPU позволит эффективно распределить нагрузку программ-шейдеров DirectX 10, улучшая архитектурную эффективность GPU и правильно распределяя доступную мощность".
GeForce 8800 GTX | 128 потоковых процессоров SIMD
Процессорное ядро работает на частоте 575 МГц у GeForce 8800 GTX и на 500 МГц - у GeForce 8800 GTS. Если остальная часть ядра работает на 575 МГц (или 500 МГц), то ядро шейдеров использует собственный тактовый генератор. У GeForce 8800 GTX оно работает на 1350 ГГц, а у 8800 GTS - на 1200 ГГц.
Каждый шейдерный элемент ядра называется потоковым процессором (Streaming Processor). У GeForce 8800 GTX используется 16 блоков по восемь таких элементов. В результате мы и получаем 128 потоковых процессоров. Подобно дизайну ATi R580 и R580+, где присутствуют блоки пиксельных шейдеров, nVidia планирует в будущем как добавлять, так и убирать блоки. Собственно, это мы и наблюдаем с 96 потоковыми процессорами в GeForce 8800 GTS.