Большие ожидания
Детали о процессоре Intel Core i7, ранее известном как Bloomfield, по капле появлялись за последние два года. Конечно, энтузиасты и геймеры с нетерпением ждали новинки. У процессора исчез супер-быстрый и ёмкий кэш L2, благодаря которому процессоры Core 2 эффективно обгоняли AMD Phenom во многих играх. Вместо него теперь появился намного меньший кэш L2, больший кэш L3, HyperTransport-подобный интерфейс между процессорами, встроенный контроллер памяти, а также вновь вернулась функция Hyper-Threading.
На осеннем Форуме Intel для разработчиков мы более тесно ознакомились со спецификациями грядущей линейки Core i7, а также с предварительными результатами производительности. Помимо великолепных результатов по кодированию видео, преобразованию мультимедийных файлов и в профессиональных приложениях для рабочих станций, которые нас обрадовали, нас несколько отрезвила информация об игровой производительности. Микроархитектура Nehalem содержит много улучшенных технологий, которые смогут дать ускорение практически во всех тестовых приложениях. Впрочем, по другой информации в играх прирост ожидался отнюдь не такой большой – скорее всего, в результате компромиссов, которые сделали инженеры Intel, оптимизируя свои усилия для завоевания корпоративного рынка.
Четыре GPU Radeon HD 4870, три GeForce GTX 280, три канала памяти DDR3-1333, а также 3,2-ГГц процессор Core i7. Нажмите на картинку для увеличения.
Статьи по теме.
- “Intel Core i7 (Nehalem): новая архитектура“;
- “Intel Core i7 (Nehalem): тесты процессоров нового поколения (обновление)“;
- “Intel Core i7 (Nehalem): комментарии по поводу разгона“;
- “Четыре материнские платы на Intel X58 для Core i7: первый взгляд“.
Остаётся платформа
Теперь позвольте обратить внимание на платформу X58, единственный чипсет Intel, который сопровождает Core i7 в момент запуска. Уже давно ходили слухи, что X58 расширит поддержку Intel для CrossFireX, технологию рендеринга на нескольких видеокартах AMD, через разделяющиеся линии PCI Express. Некоторые существующие чипсеты Intel уже поддерживают две или более видеокарты, поэтому вряд ли удивительно, что чипсет с двумя интерфейсами x16 PCI Express 2.0 продолжает эту традицию.
Диаграмма чипсета X58.
Затем появились слухи, что X58 может заработать и со SLI, подобно платформе Intel “Skulltrail”.
Сначала нас пытались убедить, что данная функция потребует дополнительный чип nVidia nForce 200. Однако на конференции NVISION ’08 в Сан-Хосе компания явно дала понять, что X58 будет поддерживать SLI в “родном” режиме – в конфигурациях 2-way и 3-way SLI. Мы не будем вдаваться в дискуссии по поводу SLI и предполагаемых аппаратных требованиях, которые не позволили этой технологии поддерживаться на не-nVidia платформах раньше. Но сейчас можно прийти к определённому заключению, что для активации SLI нужны не какие-либо специфические функции чипсета, а лицензия. Компания поделилась с нами “обновлёнными” требованиями для активации SLI, а также рассказала о конфигурациях, которые возможны путём сочетания чипсета Intel X58 и чипа nVidia nForce 200.
X58 и SLI: не так всё просто
Использование чипсета Intel X58 не даёт автоматической совместимости со SLI. Чтобы материнская плата поддерживала SLI, она должна быть сертифицирована nVidia – этот процесс включает тесты стабильности, питания, совместимости и раскладки. Если соответствующая платформа проходит четыре теста, технически возможно получить лицензию SLI.
Мы не знаем, сколько nVidia просит за лицензию, но эта цена явно ложится на плечи производителей материнских плат. Впрочем, при ценах на материнские платы X58, которые находятся около отметки $300, связь цены с лицензией SLI не очень велика.
Предварительный список сертифицированных под nVidia SLI материнских плат X58.
По информации nVidia, процесс валидации, который гарантирует должную работу платформы X58 с видеокартами SLI, достаточно обширный. Материнские платы тестируются в конфигурациях 2-way, 3-way и 4-way SLI вместе с различной периферией третьих производителей. Плата должна безупречно пройти тесты 15 наиболее популярных игр, 15 наиболее популярных тестовых приложений, тесты игр с поддержкой PhysX, а также целый набор приложений воспроизведения видео. Тестируются механические характеристики каждой материнской платы. Затем выполняется стрессовое тестирование и проверка соответствия спецификациям PCI Express.
Эта информация выглядит похоже на действия AMD по сертификации материнских плат на поддержку CrossFireX. Следует отметить, что лишь недавно nVidia открыла двери для лицензирования, а поддержка CrossFire на чипсетах Intel присутствует уже некоторое время.
Конечно, если поддержка SLI является одним из важных критериев при покупке материнской платы на X58, нужно внимательно проверять, есть ли сертификация. Следует отметить, что материнская плата Intel DX58SO не поддерживает SLI. Мы поинтересовались причиной подобной ситуации и получили ответ, что две компании не смогли прийти к обоюдному соглашению по поводу сертификации.
Разные конфигурации SLI
Всего существует шесть разных конфигураций, которые вы можете увидеть на материнских платах, если производители пожелают добавить поддержку SLI. Четыре конфигурации являются “родными”, поскольку они основаны на двух интерфейсах x16 PCI Express 2.0 чипсета X58. А две оставшиеся конфигурации включают добавление коммутатора nVidia nForce 200.
Самая простая реализация SLI на X58 подразумевает два слота x16, каждый из которых работает в режиме X16. Вполне понятно, что SLI-сертифицированная плата с такой конфигурацией позволяет, максимум, установить пару GeForce GTX 280. Конфигурация явно не слабая, но большинство материнских плат предлагают больше. Кстати, плата, которая поддерживает двухслотовую конфигурацию в “родном” режиме без проблем заработает и с парой Radeon HD 4870 X2. Так что ограничивающей такую конфигурацию назвать сложно.
“Родная” трёхслотовая конфигурация забавнее, но её по-прежнему можно реализовать с помощью чипсета Intel X58. Один из интерфейсов x16 чипсета остаётся работать в режиме x16, но второй разделяется на пару интерфейсов x8, подключенных к слотам x16. Конечно, два слота в режиме x8 не дадут полной пропускной способности слота x16. Однако не следует забывать, что здесь мы говорим о PCI Express 2.0 – у нас нет каких-либо свидетельств того, что современным видеокартам нужна большая пропускная способность, чем может дать этот интерфейс (впрочем, мы работаем над новой статьёй о масштабировании PCI Express, которая прольёт свет на эту тему). Используя трёхслотовую конфигурацию, сертифицированные платы могут запустить видеокарты в режиме 3-way SLI – это мы как раз и проверим.
Мы не встречали материнских плат с подобной раскладкой, но nVidia упоминает “родной” режим с четырьмя слотами, разделяя оба интерфейса x16 X58 напополам. Это позволит запустить конфигурацию 3-way SLI с четвёртым GPU, выделенным для ускорения PhysX. Но у нас возникли сложности даже с запуском конфигурации 3-way SLI. Тепловыделение такой конфигурации весьма высокое, стандартная система охлаждения не может компенсировать эффект трёх плат в тесном пространстве, в результате чего температуры возрастают. Добавление к этой горячей тройке ещё одной видеокарты кажется вообще безумным.
Пятая возможность подразумевает работу чипсета X58 с чипом nVidia nForce 200. Intel Tylersburg (кодовое название X58) отвечает за один из интерфейсов x16. Ко второму интерфейсу подключён коммутатор nForce 200, который, в свою очередь, даёт ещё два интерфейса x16 PCI Express 2.0. nVidia утверждает, что использование широковещательных и целевых записей даёт преимущество данной конфигурации, хотя, по сути, перед нами всё равно две видеокарты, подключённые к интерфейсу x16. Поскольку платы, подключённые к nForce 200, могут обмениваться информацией напрямую, есть потенциал прироста производительности. Однако наше общение с производителями материнских плат показало, что ни один из них не отнёсся к идее интеграции nForce 200 с особым энтузиазмом.
Наконец, на материнских платах класса рабочей станции и сервера можно будет увидеть два чипа nForce 200 – по одному на каждый интерфейс X58, при этом они будут обеспечивать максимальную пропускную способность между всеми видеокартами в конфигурации 4-way. Как нас заверила nVidia, подобная конфигурация хорошо подходит для рабочей станции с видеокартами Tesla.
“Подводные камни”, температура и драйверы
Чипсет Intel X58 даёт возможность сравнить на одной и той же платформе работу CrossFireX и SLI в играх. Поэтому мы подошли к тестам с немалым энтузиазмом. Что могут сделать новейшие технологии рендеринга на нескольких видеокартах? Конечно, в идеальных условиях это подразумевало бы неторопливое и размеренное тестирование, с заменой видеокарт в корпусе, установкой и удалением драйверов. К сожалению, дела в нашей лаборатории пошли намного хуже.
Quad CrossFireX – четыре RV770, 2 Гбайт GDDR5 и огнедышащие вентиляторы. Нажмите на картинку для увеличения.
Первое, с чем пришлось столкнуться во время тестов набора high-end “железа” – сильный нагрев. Настолько сильный, что нам приходилось выключать конфигурацию и выжидать несколько минут перед обменом, чтобы не обжечь руки. На любых представленных платформах одна Radeon HD 4870 или GeForce GTX 280 с лёгкостью справится с охлаждением, сильнее раскручивая встроенный вентилятор при требовательных 3D-нагрузках. Одна видеокарта Radeon HD 4870 X2, представляющая собой, фактически, результат 2x Radeon HD 4870, тоже справляется с охлаждением. Две видеокарты GeForce GTX 280 тоже ведут себя неплохо, если установить видеокарты через два слота друг от друга с мостиком nVidia SLI. Но если вы перейдёте на конфигурацию 3-way SLI, то три видеокарты будут вплотную прилегать друг к другу, как и в случае CrossFireX на паре Radeon HD 4870 X2, температуры быстро взлетят вверх, возникнут проблемы со стабильностью. Нам пришлось решать проблему своими силами. После установки 4-way CrossFireX или 3-way SLI мы воспользовались помощью RivaTuner или драйверов Catalyst 8.10, чтобы вручную отрегулировать скорость вращения вентиляторов. Побочным эффектом стал чрезмерный уровень шума. Но такую цену приходится платить…
Проблемы с драйверами
Затем возникает проблема драйверов и недавно выпущенных игр. Как нам сказали товарищи из AMD, если бы у них был доступ к Core i7 и X58 в июле, то мы с лёгкостью смогли бы установить две видеокарты класса Radeon HD 4800 на платформу и запустить их в режиме CrossFire. Платформа бы уже полностью поддерживалась. За последние две недели мы получили три официальных обновления драйверов, улучшающие производительность. AMD сообщила нам, что она не испытывает особого рвения по поводу исправления драйверов и поддержки новой платформы, однако у нас рвение было; мы по многу раз тестировали игры, чтобы найти более “быстрые” драйверы, оптимизированные под те несколько игр, которые работали не так хорошо, как надеялась AMD.
3-way SLI: попрощайтесь со слотами расширения и не затрагивайте металл – обжигает! Нажмите на картинку для увеличения.
Ситуация у nVidia была намного лучше. Но даже здесь нам пришлось ждать выпуска драйверов, которые всё равно оказались “сырыми”. Начнём с того, что компания выпустила бета-версию GeForce 180.43, в которой была добавлена поддержка SLI для X58. На данный момент эти драйверы включают только частичную поддержку того, что станет финальным вариантом GeForce 180, предназначенным для поддержки SLI с несколькими мониторами и возможности выделять GPU для обработки PhysX. На момент объявления Core i7 эти функции всё ещё были недоступны.
Когда будете смотреть на результаты тестов, помните о соответствующих программных проблемах обеих компаний. Некоторые результаты являются весьма странными.
Intel подогревает ожидания
Ещё на IDF компания Intel провела небольшой семинар, на котором показала некоторые предварительные результаты тестов Core i7 и поделилась информацией о том, какие процессоры будут объявлены первыми. Мы узнали, что топовая модель будет работать на частоте 3,2 ГГц. Мы знали, что собственная материнская плата DX58SO будет поддерживать три канала памяти на четырёх слотах (и мы знали, что энтузиасты внутри компании были разочарованы раскладкой этой платы). И в конце презентации Intel у нас появилось хорошее представление о том, где будет преуспевать новая архитектура, а где будут возникать “узкие места” из-за компромиссов дизайна.
Как можно видеть, микроархитектура Intel Core 2 обладает большим общим кэшем L2 – топовые процессоры Wofldale состоят из двух ядер, которые динамически совместно используют 6 Мбайт очень быстрой памяти. Core i7 предоставляет каждому ядру 256 кбайт кэша L2 и даёт общий кэш L3, который больше (8 Мбайт), но и медленнее. В результате новой архитектуры кэша (и возвращения Hyper-Threading), настольные чипы Core i7 справляются с приложениями кодирования намного быстрее, чем раньше. Но такое улучшение нельзя отнести к тем, которые ускоряют игры. Intel дала на IDF некоторую информацию, подогрев наши ожидания тем, что увеличения производительности, которые мы увидим, будут связаны с режимом Turbo, повышающим тактовые частоты.
Системная конфигурация: рай для геймера
Если вы фанат high-end “железа”, безумных комбинаций видеокарт, то вам наверняка понравятся платформы, которые мы собрали для тестов игр на Core i7.
Мы взяли три самых быстрых настольных платформы, доступных сегодня: Intel Core i7 965 Extreme, Intel Core 2 Extreme QX9770 и AMD Phenom X4 9950. Как мы знаем, чипсет Core i7 X58 поддерживает CrossFireX и SLI, поэтому одна материнская плата смогла выдать результаты для всех графических конфигураций с процессором i7. Мы взяли материнскую плату на X48 для конфигурации CrossFireX и процессора Core 2 Extreme, заменив её моделью nForce 790i SLI Ultra, когда настало время тестировать SLI и Core 2 Extreme. Наша конфигурация Phenom X4 поддерживает только CrossFireX, поэтому наши результаты были получены для конфигурации AMD 790FX/SB750. Для каждой конфигурации мы проводили тесты нескольких графических подсистем.
- X58 (Core i7 Extreme): 1/2/3-way SLI на видеокартах GeForce GTX 280 и 1/2/4-way CrossFireX на одной Radeon HD 4870 и двух Radeon HD 4870 X2.
- X48 (Core 2 Extreme): 1/2/4-way CrossFireX на одной видеокарте Radeon HD 4870 и двух Radeon HD 4870 X2.
- 790i SLI Ultra (Core 2 Extreme): 1/2/3-way SLI на видеокартах GeForce GTX 280.
- 790FX (Phenom X4): 1/2/4-way CrossFireX на одной видеокарте Radeon HD 4870 и двух Radeon HD 4870 X2.
Аппаратная конфигурация платформ | |||
Платформа | Core i7 965 Extreme | Core 2 Extreme QX9770 | Phenom X4 9950 |
Чипсет | Intel X58 | Intel X48/Nvidia nForce 790i SLI Ultra | AMD 790FX/SB750 |
Материнская плата | ASUS Rampage II Extreme/Gigabyte EX58-Extreme | Intel DX48BT2/EVGA nForce 790i SLI Ultra | ASUS M3A79-T Deluxe |
Память | 6 Гбайт DDR3-1333 7-7-7 (три канала) | 4 Гбайт DDR3-1600 7-7-7 (два канала) | 4 Гбайт DDR2-1066 5-5-5 (два канала) |
Накопители | Intel SSDSA2MH080G1GN 80 GB SSD |
||
Оптический привод | Lite-On DH-4O1S BD-ROM |
||
Блок питания | Cooler Master UCP 1100W |
||
Программная конфигурация платформ | |||
Платформа | Core i7 965 Extreme | Core 2 Extreme QX9770 | Phenom X4 9950 |
ОС | Windows Vista x64 с Service Pack 1 |
||
Графические драйверы | AMD: 8.551 / Nvidia: GeForce 180.43 | AMD: 8.551 / Nvidia: GeForce 180.43 | AMD: 8.541 |
Драйверы платформы | Intel: 9.1.0 Build 1005 | Intel: 8.3.1 / Nvidia: nForce 15.23 | AMD: Catalyst 8.10 |
Настройки тестов
Тесты и настройки | |
World in Conflict | Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, Patch 1009, DirectX 10 Very High Quality Settings, 4x AA / 16x AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, Patch 1009, DirectX 10 |
Supreme Commander: Forged Alliance | High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, Patch 1.5.3599, DirectX 9, Fraps 2.9.4 High Quality Settings, 8x AA / No AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, Patch 1.5.3599, DirectX 9, Fraps 2.9.4 |
Crysis | Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1900×1200 / 2560×1600, Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit Executable Very High Quality Settings, 8x AA / No AF, vsync off, 1900×1200 / 2560×1600, Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit Executable |
Crysis: Warhead | Enthusiast Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, DirectX 10, Steam Version Enthusiast Quality Settings, 8x AA / No AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, DirectX 10, Steam Version |
Company of Heroes | High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, DirectX 10, Steam Version |
Unreal Tournament 3 | 5/5 Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, DirectX 10, Patch 1.2 5/5 Quality Settings, 8x AA / 16x AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, DirectX 10, Patch 1.2 |
Far Cry 2 | Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920×1600 / 2560×1600, DirectX 10, Steam Version Very High Quality Settings, 8x AA / No AF, vsync off, 1920×1600 / 2560×1600, DirectX 10, Steam Version |
3DMark Vantage | Performance Default |
Результаты тестов
На каждой диаграмме представлено немало данных, поскольку мы осуществляли перестановку пяти платформ, каждая из которых имеет три разных графических конфигурации и два разрешения. Мы проведём детальный анализ каждой игры, чтобы посмотреть, насколько хорошо процессор Core i7 выглядит по сравнению с Core 2 Extreme и AMD Phenom X4 9950 в некоторых наиболее требовательных играх.
World in Conflict
Возможно, самым интересным здесь будет то, что платформа AMD Phenom X4 9950 вообще не масштабируется. Это мы будем наблюдать и в некоторых других тестах, поэтому скажем сейчас и не будем повторяться. Четырёхъядерный процессор AMD сам по себе работает хорошо, но он сдерживает производительность high-end графических конфигураций почти везде.
Во-вторых, хотя Intel говорила о том, что со стороны игр особого прироста ожидать не приходится, мы наблюдаем прекрасную масштабируемость при переходе от двух видеокарт GeForce GTX 280 на три на конфигурации Core i7. Фактически, если вы перейдёте от одной видеокарты на несколько, Core i7 965 будет лучше реализовать потенциал видеокарт nVidia, чем Intel Core 2 Extreme QX 9770.
Точно так же, конфигурация AMD Radeon HD 4870 тоже выигрывает от перехода с системы X48 на X58. Что интересно, три GTX 280 обгоняют четыре HD 4870. Но если вы относится себя к фанатам AMD, то расстраиваться не стоит – две графические архитектуры меняют взаимные позиции на протяжении наших тестов, и есть игры, в которых Radeon лидируют.
Здесь мы наблюдаем похожую картину. Платы nVidia, в целом, обходят видеокарты AMD. Опять же, процессор Core i7 обеспечил разумную масштабируемость, если перейти с одной видеокарты GeForce GTX 280 на две или на три. AMD Radeon HD 4870 тоже показывают неплохую масштабируемость вплоть до четырёх GPU RV770. Процессор Core 2 Extreme QX9770 явно сдерживает производительность графических подсистем по сравнению с новейшей платформой Intel.
Supreme Commander: Forged Alliance
Supreme Commander буквально “пожирает” графическую производительность – это видно и по результатам наших тестов.
AMD Phenom X4 9950 следует упомянуть в данных тестах, пусть даже процессор отстаёт от экстремальных CPU Intel. Чипсет 790FX и четыре графических процессора Radeon HD 4870 смогли обеспечить победу AMD по сравнении с конфигурациями на X58 и X48 с видеокартами GeForce GTX 280. Фактически, два GPU Radeon HD 4870 в конфигурации Phenom X4 обходят три GTX 280 в любых конфигурациях Intel. Но установите видеокарты Radeon в платформы Intel, и вы получите ещё больший прирост производительности.
Конфигурация на nVidia GeForce GTX 280 получает заметный прирост производительности при переходе от одной видеокарты на две, но добавление третьей видеокарты не даёт ничего. Фактически частота кадров даже немного падает. Вполне понятно, что причина кроется в плохой оптимизации драйверов, поскольку Supreme Commander хорошо реагирует на увеличение графической производительности.
Core i7 с одной, двумя или тремя видеокартами GeForce GTX 280 показывает просто ужасные результаты. Вы ничего не получите, если захотите включить сглаживание в этой игре. Масштабирование на Core 2 Extreme присутствует, но оно очень слабое. В общем, пока nVidia не оптимизирует драйверы для игры Forged Alliance, нет никакого смысла покупать вторую или третью видеокарту для повышения производительности.
Конфигурация Phenom X4 хорошо себя показывает с новым Intel Core i7 965 Extreme. Но если вы хотите играть с активным сглаживанием 8x, то нужно установить четыре Radeon HD 4870 в систему Core 2 Extreme QX9770, тогда в разрешении 1920×1200 вы получите самый приемлемый результат. Core i7 и Phenom в этом разрешении отстают заметно, разрыв больше 20%.
Crysis 64-bit
Мы хотели попробовать 64-битную версию Crysis и получили весьма интересные результаты.
Начнём с обсуждения разрешений. nVidia GeForce GTX 280 демонстрирует замечательное масштабирование в разрешении 1900×1200 как на процессоре Core 2 Extreme, так и Core i7, причём Core i7 показывает впечатляющий прирост производительности. В любом случае, установка двух или трёх GTX 280 приводит к ощутимому приросту. Однако разрешение 2560×1600 – совершенно иная история. Одна, две, три видеокарты – это ни на что не влияет. В любом случае, низкая частота кадров играть при таком разрешении не позволяет.
Опять же, Phenom X4 совершенно выдыхается уже с одной Radeon HD 4870 на разрешении 1920×1200. Многого от этого процессора ожидать не следует, даже если перейти на четыре GPU.
Core i7 965 и Core 2 Extreme QX9770 работают очень похоже друг на друга с видеокартами Radeon. Масштабируемость при переходе от двух GPU RV770 на четыре очень плохая. И даже при разрешении 1900×1200 производительность четырёх GPU не очень радует. Посмотрим, что произойдёт после включения сглаживания.
Первый раз в наших тестах мы видим, как high-end платформа упала “ниже плинтуса”.
Опять начнём с разрешения. nVidia GeForce GTX 280 вновь демонстрирует хорошее масштабирование в разрешении 1920×1200, пусть даже частота кадров едва приемлемая в конфигурации 3-way SLI. Мы также наблюдаем лидерство Core i7. Как упоминалось в нашем теоретическом обзоре Nehalem, Core i7 поддерживает слияние макроопераций в 64-битном режиме, поэтому есть хороший шанс, что мы получаем прирост производительности именно из-за этого улучшения, учитывая стабильное увеличение частоты кадров.
Но если перейти в разрешение 2560×1600, то производительность не только падает – она ухудшается по мере добавления видеокарт. В системе Core 2 Extreme тест вообще не проходит.
Видеокарты AMD Radeon HD 4870 показывают себя намного лучше. К сожалению, они всё же слишком медленные, чтобы дать нормальную частоту кадров в этом шутере от первого лица. Возможно, наиболее интересное наблюдение касается одиночной видеокарты Radeon HD 4870, оснащённой 512 Мбайт. Учитывая небольшой объём памяти, частота кадров измеряется единицами. Radeon HD 4870 X2 добавляет второй GPU, но более важен переход на 1 Гбайт памяти GDDR5 на процессор, в результате чего производительность увеличивается в четыре раза.
Crysis: Warhead
Большинство тестов Crysis: Warhead показывают правильное поведение при добавлении видеокарт. Без сомнения, nVidia GeForce GTX 280 доминирует в этом тесте, обеспечивая великолепную частоту кадров в режиме 3-way SLI на процессоре Core i7 965 Extreme.
К сожалению, конфигурации AMD и nVidia сдаются в разрешении 2560×1600, да и мы наблюдаем очень плохую масштабируемость при переходе от 2-way CrossFire/SLI на 4/3-way CrossFire/SLI. В данном разрешении нет конфигурации, которая бы позволило получить плавную игру. Но если вы готовы откатиться на 1920×1200, то варианты есть.
Этого стоило ожидать. Включение сглаживания отнюдь не улучшает производительность тестовых систем, которые и без сглаживания не давали плавную игру.
Видеокарты GeForce GTX 280 продолжают хорошо работать на системах Intel Core 2 Extreme и Core i7 965 Extreme, обеспечивая хорошую частоту кадров после установки трёх видеокарт. В разрешении 2560×1600 эти же видеокарты дают двузначную частоту кадров и даже проваливают тест в конфигурации 3-way SLI/Core 2 Extreme QX9770.
Обратите внимание, что Radeon просаживаются сильнее. В разрешении 1920×1200 ни одна из тестовых конфигураций не смогла превысить барьер 30 fps. И в разрешении 2560×1600 одиночная видеокарта Radeon HD 4870 с 512 Мбайт памяти GDDR5 просто не смогла справиться с возложенной нагрузкой. Добавление памяти и второго GPU помогает, но недостаточно, чтобы можно было играть на таком разрешении.
Стоит отметить, что GeForce GTX 280 даёт более высокую производительность на Core i7 против Core 2, а Radeon HD 4870 теряют в производительности при переходе на новую архитектуру Intel Nehalem. Похоже, AMD в этом отношении нужно заняться оптимизацией драйверов.
Company of Heroes
Эта игра не представляет особых проблем. nVidia оставляет AMD далеко позади, одна видеокарта GeForce GTX 280 в разрешении 2560×1600 обгоняет конфигурацию 4-way CrossFireX в разрешении 1920×1200.
Не очень важно, выберите ли вы Core i7 или Core 2 Extreme – обе конфигурации доминируют с GTX 280. Здесь, опять же, мы видим, как Core i7 965 Extreme удаётся выжать немного производительности по сравнению с Core 2.
Нельзя сказать, что с Radeon в Company of Heroes случилась какая-то ошибка. Мы наблюдаем масштабируемость с одного GPU до двух и четырёх. Однако прирост производительности намного меньший, чем у конкурирующих видеокарт, поэтому на диаграмме он выглядит не так ярко. Хорошая новость заключается в том, что даже одной видеокарты Radeon HD 4870 достаточно для плавной игры в разрешении 1920×1200 на любой конфигурации. Производительность в данном случае упирается в видеокарты, а не в вычислительную мощность CPU – этот факт отражает возможность Phenom дать производительность, близкую к high-end решениям Intel.
Здесь мы наблюдаем практически то же самое, что и на предыдущей диаграмме. После включения сглаживания лидируют видеокарты nVidia GeForce GTX 280. В принципе, эту настройку качества можно назвать “бесплатной”. Но если учесть, что мы используем три high-end видеокарты nVidia в одном массиве, то минимальное падение производительности вполне понятно. А теперь зачеркнём последнее предложение – после включения сглаживания на системе Core i7 производительность даже поднимается!
Опять же, Radeon HD 4870 упираются в низкий порог производительности около 57-58 fps, выжать большую частоту кадров они не могут. Естественно, мы включили Vsync в драйверах.
Но кроме низкой производительности видеокарт AMD в этой игре интересно другое – включение 8x сглаживания фактически увеличивает производительность за исключением 512-Мбайт видеокарты в разрешении 2560×1600. Нам кажется, что в последних драйверах Catalyst что-то не то, поскольку подобная картина наблюдалась в тестах и с драйвером 8.10 (790FX), и с последним бета-исправлением, который призван улучшить производительность на X58.
Unreal Tournament 3
Хотя Unreal Tournament 3 вносит существенный разброс результатов, часто тест приходится прогонять пять или шесть раз, но Unreal Engine 3 является ключевым движком для многих игр, так что к результатам следует отнестись внимательно.
Можно сделать несколько выводов. Начнём с того, что за покупку видеокарты с 512 Мбайт сегодня придётся заплатить свою цену. Подобный объём памяти ограничивает видеокарту разрешением 1920×1200 и ниже, а переход на 30″ дисплеи с разрешением 2560×1600 требует большего объёма памяти.
Но не будем отвлекаться. Две видеокарты в данном случае кажутся оптимальным вариантам, поскольку есть многие случаи, когда nVidia 3-way SLI и AMD CrossFireX на 4 видеокартах только портят производительность.
AMD и nVidia бьются в Unreal Tournament 3 с попеременным успехом после включения сглаживания. Вполне понятно, что вам потребуется видеокарта с, минимум, 1 Гбайт памяти, учитывая производительность одиночной Radeon HD 4870 в разрешении 2560×1600. В остальном, даже самые низкие результаты всё равно достаточны для плавной игры.
Опять же, две видеокарты кажутся лучшим вариантом.
Far Cry 2
Мы не можем игнорировать вышедшую игру Far Cry 2, тем более что после нескольких обновлений, улучшающих в ней производительность, результат должен быть приятным. Следует помнить, что на данный момент AMD и nVidia пытаются улучшить своё положение в этой игре, которая обещает дать часы наслаждения для многих геймеров.
Что интересно, наша система Core i7 965 Extreme демонстрирует хорошую масштабируемость при переходе от одной к двум и трём видеокартам SLI, превосходя уровень 100 fps даже в разрешении 2560×1600. Результаты компьютера Core 2 Extreme впечатляют намного меньше, хотя и на нём можно легко играть даже с одной видеокартой GeForce GTX 280 в разрешении 2560×1200.
Для видеокарт Radeon HD 4870 ситуация не такая радужная. В каждом тесте в разрешении 2560×1600 добавление графических процессоров на самом деле приводило к падению частоты кадров. В каждом тесте в разрешении 1920×1200 за исключением одного наблюдается такой же феномен. Впрочем, нам следует подождать, когда AMD сможет объяснить подобную ситуацию, поскольку последний hotfix не даёт такой эффект в Crysis или Crysis: Warhead.
Проблема была решена. Достаточно включить сглаживание, после чего видеокарты AMD начинают вести себя более предсказуемо. Хотя есть несколько тестовых конфигураций, в которых встроенный тест Far Cry 2 не смог завершиться. В целом же, производительность в разрешении 1920×1200 со сглаживанием 8x масштабируется очень хорошо. То есть для покупки, как минимум, Radeon HD 4870 X2 причины есть. Вы получите ещё один существенный прирост производительности от покупки двух таких видеокарт, независимо от системы: Core i7, Core 2 Extreme или Phenom X4.
С другой стороны, в разрешении 2560×1600 играть нормально не получится – по крайней мере, до тех пор, пока AMD не оптимизирует свои драйверы для более требовательных режимов. На данный момент мы видим, что две видеокарты Radeon HD 4870 X2 показывают вполне достойную производительность в разрешении 1920×1200 по сравнению с тремя GeForce GTX 280.
Учитывая, что Far Cry 2 участвовал в маркетинговой инициативе nVidia TWIMTBP, вряд ли удивляет, что GeForce GTX 280 уже хорошо оптимизирована с существующими драйверами. Но что удивляет, так это разница в производительности между платформами Core i7 965 Extreme и Core 2 Extreme после перехода на две или три видеокарты SLI. Есть существенный отрыв одной конфигурации от другой.
Да, нам пришлось бороться с огромным количеством тепла, выбрасываемым тремя GeForce GTX 280, но мы не можем поспорить с дополнительной производительностью, которую здесь даёт технология nVidia SLI: масштабирование при переходе от одной видеокарты к трём в разрешениях 1920×1200 и 2560×1600 впечатляет.
3DMark Vantage
К приведённым ниже результатам следует отнестись с долей скепсиса, а также сравнивать результаты GeForce GTX 280 и AMD Radeon HD 4870 между собой не следует, поскольку по умолчанию наличие PhysX искусственно поднимает баллы. Мы говорим, что этот прирост искусственный, поскольку очень ограниченное число игр поддерживают технологию PhysX, даже в нашем тестовом пакете таких игр всего одна. В любом случае, 3DMark даёт существенный прирост от наличия аппаратного ускорения физики – смотрите на чёрные полоски на диаграммах. Если бы реальный прирост был бы пропорциональным, то мы бы изменили свою точку зрения.
При переходе от Core 2 Extreme на Core i7 965 Extreme, видеокарты GeForce GTX 280 демонстрируют существенный прирост производительности по вычислениям и по общему результату.
Точно так же видеокарты AMD Radeon HD 4870 в любом количестве (1, 2, 4) работают ещё лучше при переходе от Core 2 на Core i7. Результаты CPU заметно возрастают. Возможно, это связано с многопоточной природой теста. Кроме того, увеличиваются и результаты GPU. Но это связано, скорее, не с драйверами, а архитектурой платформы Intel. Наконец, общий результат тоже увеличивается.
Средняя производительность
В данном тестовом пакете, который состоял из оценки более 500 тестовых результатов, включая производительность Core i7 в играх, мы получили несколько странностей. Некоторые можно было понять, хотя другие должны быть исправлены в последующих драйверах AMD и nVidia – просто нет причины, почему некоторые результаты такие низкие, какие они есть.
Настало время подвести итог общей производительности по каждой платформе. Мы взяли средние результаты по всем семи протестированным играм, за исключением 3DMark, после чего свели их в следующие диаграммы.
Впечатляет видеть, как складывается общая картина производительности, несмотря на сбои во время тестов и некоторые низкие результаты. Давайте начнём со сравнения игровой производительности нового Intel Core i7 965 Extreme со старым Core 2 Extreme. Если вы используете одиночную видеокарту GeForce GTX 280 или любую комбинацию видеокарт Radeon HD 4870, то игровая производительность меняется слабо. Но стоит установить две или три видеокарты GTX 280, как результаты заметно увеличиваются.
Как видно по результатам, AMD Phenom X4 9950 показывает себя не так и плохо по сравнению с другими платформами, оснащёнными видеокартами Radeon, особенно есть принять во внимание разницу в цене. Конечно, разрешение 2560×1600 вряд ли можно считать игровым для большинства ситуаций, но с разрешением 1920×1200 недорогая система вполне справляется, особенно если установить два или больше GPU.
Включите сглаживание и фильтрацию, после чего вы увидите, как прекрасно показывает себя система Core i7 с видеокартами GTX 280 по сравнению с системой Core 2 Extreme – больше всего разница заметна по конфигурации 3-way SLI. Будем надеяться, что AMD сможет поработать над лучшим масштабированием своих решений с несколькими GPU, поскольку переход от двух к четырём GPU в некоторых играх в разрешении 1920×1200 не давал почти ничего.
Заключение
Настало время, когда хорошо быть богатым – вне всякого сомнения. Геймерам-энтузиастам, которые могут позволить high-end графические конфигурации, можно рекомендовать покупку Intel Core i7 965 Extreme за $1000 не только за определённый прирост, который можно видеть в играх, но и за прекрасное увеличение производительности некоторых приложений и программ кодирования видео (о производительности Core i7 в приложениях можно подробнее прочитать в отдельной статье).
Однако игры Core i7 вряд ли можно назвать райским наслаждением, пусть даже Intel предложила пальмы (очень быстрый CPU), белый песок (поддержку рендеринга CrossFireX на нескольких видеокартах) и коктейли с зонтиками (технология nVidia SLI, которая впервые была разрешена на приятной настольной платформе – на считая Skulltrail, конечно).
Теперь всё зависит от AMD и nVidia, которые должны сгладить все шероховатости, выявленные в наших тестах. “Вылеты” в некоторых конфигурациях, интенсивный нагрев, требующий действий со стороны пользователя, и выпуск исправлений драйверов два раза в неделю – всё это вряд ли указывает на проработанную конфигурацию, готовую для массового потребителя. Но если вы любите преодолевать трудности “младенческого возраста”, то платформа X58 вполне хорошо покажет себя в играх. Какие есть альтернативы? Только nVidia 790i SLI поддерживает технологию нескольких видеокарт, как и Intel X48. AMD предложила недорогой и мощный чипсет 790FX, но, как мы видели в нескольких тестах, Phenom в его текущем состоянии просто слишком слаб для конфигураций с несколькими видеокартами, не говоря уже о том, что он сильно уступает процессорам Intel. В планах AMD мы видели скорый выпуск 45-нм процессора Deneb. Но мы несколько скептически относимся к тому, что уменьшение размера ядра и дополнительный кэш L3 устранят отставание от нового Core i7.
Что насчёт разных видеокарт? Мы давно планировали “битву титанов”, которая сравнит конфигурации SLI с одной, двумя и тремя видеокартами с конфигурациями CrossFireX с одним, двумя или четырьмя GPU. Данное сравнение как раз и можно считать таковым, тем более, что оно совпало с появлением Core i7 и Far Cry 2.
Видеокарты AMD Radeon HD 4870 в некоторых тестах работают просто фантастически, но компания ещё не внесла все оптимизации. Конфигурации CrossFireX масштабируются не так хорошо, особенно там, где это нужно в первую очередь – в разрешении 2560×1600. Вне всякого сомнения, геймеров с 30″ дисплеями сегодня немного. Однако можно признать, что каждый, кто готов потратить $1000 на CPU, $1000 на графическую подсистему и $300 на материнскую плату, вряд ли будет сомневаться, тратить ли ему ещё $1300 на ЖК-монитор с такой диагональю Сегодня мы работаем с AMD над тем, чтобы найти объяснение некоторым странным тестовым результатам, но пока мы не получим больше информации, мы будем считать, что некоторую работу по оптимизации нужно провести.
Видеокарты nVidia GeForce GTX 280 показали себя лучше, хотя, главным образом, в разрешении 1920×1200. При переходе на разрешение 2560×1600 видеокарты иногда “захлёбывались”. Игры Crysis, Supreme Commander и Crysis: Warhead не так хорошо относятся к мощным видеокартам nVidia. В любом случае, GeForce GTX 280 показывает себя с лучшей стороны – в немалой степени благодаря последнему набору драйверов GeForce 180, который требуется для включения SLI на материнских платах Intel X58.
Реальными победителями в нашем сравнении Core i7/SLI/CrossFire можно считать платформу Intel X58 и энтузиастов, которые теперь получат универсальный выбор нескольких видеокарт, поскольку nVidia, наконец, разрешила лицензирование SLI. Но работа у обоих графических производителей ещё есть. Но на данный момент, когда удача улыбается то одному производителю, то другому, лучше рекомендовать покупать пару самых быстрых видеокарт – неважно, чьего производства.
Статьи по теме.
- “Intel Core i7 (Nehalem): новая архитектура“;
- “Intel Core i7 (Nehalem): тесты процессоров нового поколения (обновление)“;
- “Intel Core i7 (Nehalem): комментарии по поводу разгона“;
- “Четыре материнские платы на Intel X58 для Core i7: первый взгляд“.